прот. Олег Скнарь

Источник

Выводы

Несомненно, археологическое открытие и детальное обследование учеными древней системы водоподачи, дало богатый материал для исследований в области библеистики.

Во-первых, всецело подтверждается текст Священного Писания, сообщающий о событиях, связанных с легендарным инженерно-техническим изобретением того времени – водопроводом древнего Иерусалима. А отсутствие в Септуагинте и Синодальном переводе некоторых фрагментов, выявленных при сопоставлении с масоретским текстом Священного Писания (МТ – 2Сам. 5:8), после более чем полувекового изучения рукописей Мёртвого моря, еще раз подтверждает наличие нескольких различных текстуальных традиций.

Во-вторых, расшифровка Силоамской надписи на палеоиврите, позволила глубже заглянуть в историю развития древнееврейского языка, а также помогла науке палеографии занять более достойное, по значимости место, в дисциплинах библеистики.

В-третьих, появилась возможность выявить более точный, буквальный смысл некоторых мест Священного Писания. Например, стало возможным установить, чему равняется такая мера длины, как «локоть», ведь большая часть размеров приводится в книгах Священного Писания именно в «локтях»: ковчег Ноя (Быт. 6:15), рост Голиафа (1Цар. 17:4), размеры Храма (3Цар. 6:2), высота золотого истукана (Дан. 3:1) и т. д. И несмотря на то, что до обнаружения Силоамской надписи, учеными предполагались разные версии меры «локтя» (например, египтолог Ф. Питри предпочитал говорить о 47,15 см, другие утверждали, что существовало несколько разновидностей «локтя»). Сегодня мы с уверенностью можем говорить, что эта древнееврейская мера длины равняется 45,72 см.71 Эта цифра появилась в результате несложных вычислений: длина тоннеля (548 м) была поделена на, указанное в Силоамской надписи, количество локтей – 1200.

Археологические раскопки последнего времени привели к поистине сенсационным результатам. Благодаря им, было пролито еще больше света на историю Иерусалима, как периода царя Давида, так и доизраильского завоевания. Можно надеяться, что благодаря таким археологам как Э. Робинсон, Ф. Питри, Ч. Уоррен, Ч. Уилсон, М. Уиллер, Ф. Блисс, А. Дики, Р. Макалистер, К. Кеньон, Э. Сукеник, И. Ядин, Б. Мазар, Г. Алон, И. Ахарони, Р. Раейх, Э. Шуркон, И. Шило, А. Де Грот, Д. Бахат, Э. Мазар, С. Гибсон, Д. Бен-Ами, Я. Чехановец и многим другим, будет «сложена мозаика» сложной истории такого значимого в библейской истории города – города Иерусалима.

* * *

71

Василиадис Н. Библия и археология. М., 2003. С. 17−18.


Источник: Каменные страницы библейской истории / Скнарь Олег, протоиерей – Киев : Послушник, 2013-. / Том 1. - 2013. - 272 с. ISBN 978-966-2503-20-3

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle