Л. И. Бриллиантов

Источник

Книги Царств

Название книг Царств указывает на их содержание; ибо в них излагается история ветхозаветной церкви Божией в народе еврейском в период управления царей. В древнем еврейском составе священных книг четыре книги Царств составляли только две книги. Первая книга, соответствующая двум первым книгам Царств, называлась «Книгою Самуила», потому что главным действующим лицом в повествовании их является пророк Самуил. Вторая книга, совпадающая с третьей и четвертой книгами Царств, называлась «Книгою Царей», ибо в ней излагается история царей иудейских и израильских. В нашей же славянской Библии, переведенной с греческой Библии, всем книгам Царств дано общее название: «Книги Царств первая, вторая, третья и четвертая», так как все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Впрочем, счисление сих книг Православная Церковь удержала еврейское, из уважения к священной древности еврейского канона, соединивши их в одну книгу первую и вторую, а также, третью и четвертую книгу.

Содержание первой книги Царств

Первая книга Царств повествует о времени правления первосвященника Илия в качестве судьи народа, о рождении Самуила, отрочестве и призвании его к пророческому служению, о нападении филистимлян на евреев и пленении ими ковчега завета, о смерти самого Илия и сыновей его. Это первая часть книги. Во второй ее части описывается время деятельности Самуила, как пророка и судьи, затем говорится о перемене правления в народе еврейском, избрании Саула в цари, прощальной речи Самуила к народу, в которой он заявляет о сложении с себя звания судьи и увещевает народ быть верными Богу и при перемене своего правления, царь же должен быть проводником Его власти и послушным орудием в руках Божиих. В третьей части излагается история царствования Саула, сперва послушного Богу и потому благоуспешного в своих войнах с врагами Израиля, а потом пренебрегшего велениями воли Божией и потому оставленного Богом и несчастного. Затем повествуется о помазании Давида на царство, описываются обстоятельства отроческой жизни Давида и враждебные отношения к нему царя Саула, которые принуждали Давида спасаться бегством от преследований его и вообще делали жизнь избранного Богом юного царя крайне бедственной.

Изложение содержания второй книги Царств

Во второй книге Царств изображается история сорокалетнего царствования Давида до помазания на царство Соломона. По главным событияем этого царствования содержание этой книги можно разделить на четыре части. Часть первая повествует о событиях царствования Давида в Хевроне над одним коленом Иудеевым. Во второй части содержится описание событий блестящего царствования Давида над всем Израилем. Здесь говорится о перенесении столицы из Хеврона в Иерусалим, отнятый у ханаанского народа иевусеев, об устройстве этого города, как средоточия политической и религиозной жизни еврейского народа, после торжественного перенесения сюда Ковчега Завета в устроенную Давидом скинию. Здесь же сообщается о намерении Давида построить храм Богу, которое, по повелению Божию, отклонено было пророком Нафаном, но чрез того же пророка награждено было данным Давиду обетованием об утверждении дома его на престоле царства вовеки. Повествованием о счастливых войнах Давида с различными враждебными народами и великодушном отношении Давида к падшему дому Саула эта часть книги оканчивается. В третьей части описываются бедствия Давида, как следствия его грехопадения, и прекращение их после раскаяния его. В четвертой части указываются обстоятельства последних лет царствования Давида до воцарения Соломона.

Третья книга Царств

Третья книга Царств по содержанию разделяется на две равные по своему объему части. В первой части излагается история царствования Соломона, сына и преемника царя Давида, причем в последовательном порядке описываются здесь следующие важные события: восшествие Соломона на престол и утверждение его царства особо принятыми им мерами; супружество Соломона и молитва его к Богу о даровании ему мудрости; устройство храма и освящение его; слава царства Соломонова; наконец, падение Соломона и предречение Божие чрез пророка о наказании ему за грехи, которое должно проявиться в распадении его обширного царства на два. Рассказ этот занимает в книге посредствующее место, служа переходом ко второй части ее, которая излагает историю этого разделения и разделенных царств. История начинается описанием деятельности неблагоразумного Ровоама, сына Соломонова, при котором десять колен израильских (кроме Иудина и Вениаминова) избрали себе другого царя, Иеровоама. После указания нечестивой деятельности последнего, имевшей целью заменить истинное служение Богу в храме Иерyсалимском особым служением Ему под образами тельцов, описывается история царствования дальнейших царей Иудейских и Израильских. Видное место в этой истории занимает св. пророк Илия, который явился обличителем нечестия в царстве Израильском и в частности главных виновников его, царя Ахава и его жены Иезавели.

Четвертая книга Царств

В этой книге продолжается история явно клонившихся к упадку царств Израильского и Иудейского до окончательного их разрушения первого Салманассаром, царем Ассирийским, и второго Навуходоносором, царем Вавилонским. Все содержание книги может быть разделено на две части: первая часть заключает в себе историю народа еврейского совместно в обоих царствах до разрушения царства Израильского. Очень важное значение в этой истории имеет строго обличительная деятельность св. пророка Илии, ревновавшего по Боге Вседержителе и чудесно взятого живым на небо, а также деятельность его преемника, св. пророка Елисея, своими многочисленными чудесами поддерживавшего угасавшее благочестие в Израильском народе. Во второй части книги излагается история одного царства Иудейского до плена Вавилонского.

Писатели книг Царств

Точных определенных известий о писателях книг Царств нет ни в самом св. Писании, ни в предании. Можно полагать, что писателями их были пророки, жившие в период царей. Так, по свидетельству 1-ой книги Паралипоменов, первая и вторая книги Царств написаны пророками Самуилом, Нафаном и Гадом (XXXIX, 29), а третья и четвертая книги последующими пророками, как то: Axиeю Силомлянином, Аддою, Иcaиeю (2 Пар., ХХХII, 32). Но в 1-й и 2-й книгах Царств заключаются рассказы о событиях позднейших смерти пророка Самуила, с другой стороны, – и в 3-й и 4-й книгах Царств говорится о том, что было уже после плена. Ввиду этого, свидетельства из книги Паралипоменов следует понимать в том смысле, что указанные пророки записывали события своего времени и что этими записями воспользовался другой, позднейший писатель, который собрал их в одно целое и составил из них рассматриваемые книги. Трудно сказать, кто был таким писателем. Некоторые полагают, что таким лицом был Ездра, тот знаменитый священник еврейский, который известен своею просветительною, руководственною деятельностью в народе после плена. Так как первые две книги Царств, по характеру своего изложения, плану, источникам и даже по отдельным выражениям, до противоположности отличаются от третьей и четвертой книг Царств, то следует признать, что составитель их не был одним и тем же лицом18.

При написании книг Царств авторы имели в виду продолжить историю еврейского народа после времени судей до времени плена. Чрез всю эту историю проводится ими одна главная и религиозная цель показать, что внешнее благосостояние народа основывается на религиозно-нравственной его жизни, что упадок ее влечет за собою падение царства, как бы оно могущественно с внешней стороны ни было и что земные цари являются только орудиями премудрой воли Царя Небесного. Попутно с этою общею целью преследовалась ими и другая весьма важная цель, которая состояла в том, чтобы изображением истории преемственного существования царей в колене иудовом и доме Давидовом объяснить, согласно древним пророчествам, происхождение Обетованного Мессии от сего рода и таким образом подтвердить исполнение предсказанного.

Пророчества об Иисусе Христе в книгах Царств

В первой книге Царств одним из самых важных по значению и ясных по предсказанию пророчеств о Мессии является пророчество, содержащееся в благодарственной песни праведной Анны, матери Самуила. Когда Господь разрешил неплодство этой благочестивой женщины рождением Самуила, она произнесла вдохновенную песнь, в которой благодарила Бога, как защитника своего от врагов и спасителя, Который по правде и святости Своей и всеведению возвышает смиренного и низлагает гордого, дает по достоинству богатство и бедность, чадородие и безчадие, в руках Которого счастье и несчaстиe, жизнь и смерть, по воле Которого стоит самый мир, утвержденный на своих основаниях, избавляются праведники от бед, а нечестивые гибнут. В конце своей песни вдохновенная Анна пророчески предсказывает, что Бог пошлет Царя, Помазанника, Который будет славою Израиля, господству Его подчинятся концы земли и Он сотворит суд над народами (II гл., 1 –10 ст.).

По толкованию св. отцов, под Царем Помазанником, имеющим открыть Свой суд над народами, разумеется Спаситель мира, Иисус Христос. Действительно только Он явился таким великим царем и основал Свое царство – Церковь, которая должна обнять всю землю. Он в последнее время будет судить всех людей живых и мертвых и всем воздаст по заслугам. Здесь св. Анна, пророчествуя об обещанном Спасителе, первая называет Его именем Мессии в смысле помазанника-царя, или Христа (по греч.); тогда как до нее Он известен был только под именем Семени, Примирителя, Пророка, подобного Моисею. На основании сего пророчества, св. отцы Церкви и предыдущие слова сей вдохновенной песни св. Анны в духовно-прообразовательном смысле относят вообще к Церкви Христовой, прежде неплодной, а ныне веселящейся о множестве своих чад, прежде гонимой язычниками и бедной дарами духовными, а ныне вознесенной в высоту славы чад Божиих и изобилующей всякими духовными благами (3-й ирмос церковных канонов, основою которых служит cия песнь).

Meccиaнское обетование, данное Давиду (2 Царств. VII гл. 12–24 ст.)

Очень важным пророчеством об Иисусе Христе в книгах Царств является также пророчество, данное Давиду чрез пророка Нафана. Обстоятельства, среди которых оно было произнесено, представляются в следующем виде. В блестящее время царствования Давида, когда сам он жил мирно в великолепном дворце, а границы его царства были расширены участками земель от соседних народов, при помощи Божией успешно им побораемых, благочестивый царь задумал построить храм Господу и советовался об этом с пророком Нафаном. Нафан одобрил намерение царя; но в ту же ночь пророк получает от Бога следующее откровение. Давид не будет строить храма, ибо не наступило еще благоприятное время для сего мирного дела; ему, воинственному царю, пролившему много крови, не подобает приниматься делать то, что должно служить высшим средоточием мира, т.е., местом для примирения людей с Богом и между собою: ему, обагрившему себя кровью человеческою, хотя бы в самой законной войне, веденной по воле Божией, не следует строить храм, который должен знаменовать собою мирное царство Мессии (1 Паралип. XXII, 7–8 ст.). Отклоняя Давида от этого намерения, Нафан от имени Бога утешает благочестивого царя тем, что Бог приемлет благое намерение его, а посему обещает укрепить и твердо обезопасить местожительство народа израильского от всех врагов и умножить дом (потомство) самого царя Давида, подобно тому, как и прежде всегда ему благодетельствовал. После мирной кончины царя Господь навеки утвердит престол сына его, который и построит храм Богу. Господь будет ему Отцом, а он будет Ему сыном. Если он согрешит, то Бог только накажет его земными бедствиями, а милости и благодати Своей всецело не отнимет от него. Дом его будет «верен» в служении Богу, царство его вечно и престол его утвержден на веки. Тронутый сим великим обетованием, Давид пошел в скинию и выразил там пред Богом свои чувства в пламенной благодарственной молитве (VII, 1 – 17).

12–16 ст. В ближайшем смысле это обетование относится к сыну Давида, царю Соломону. Это видно из того, что оно во многих подробностях исполнилось на нем. Соломон действительно был царем мирным и построил храм Господу. Благоволение Божие к Соломону выразилось в отеческом отношении к нему Господа, удостоившего его особенной близости к Себе (3 Царст. III, 10–14) и помиловавшего его после грехопадения. Давид в своем завещании о построении храма относит cие обетование к Соломону (1 Царств. XXII, 6–13), а последний в своей молитве при освящении построенного храма относит его к самому себе (3Цар. VIII, 18–20).

Но сущность сего пророчества превосходит личность царя Соломона и не может быть ею ограничиваема по своему исполнению. Во всей силе и полноте обетования Божии, данные Давиду, могут относиться только к Мессии, сыну Давидову по плоти. Доказательством этого служит, во 1-х, то, что царство сына Давидова в сем обетовании именуется вечным, что не могло быть осуществлено не только Соломоном, но и целою династиею Давида; во-вторых, св. апостол Павел слова обетования Божия к Давиду относит к Иисусу Христу и приводит их в доказательство Божественного достоинства и превосходства Его пред Ангелами: Кому бо рече когда от Ангел: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя; и паки: Аз буду ему во Отца, и той будет Мне в Сына (Евр, I, 5). В-третьих, сам Давид в своей благодарственной к Богу молитве, после принятия этого обетования, полное исполнение его относил не к ближайшему потомству своему, а вдаль (2Цар. VII, 19), т. е., ко временам Мессии.

Таким образом, пророчество Давиду по преимуществу оправдалось лишь только на Богочеловеке. Именно, Иисус Христос есть сын Давида «по плотскому рождению» (Mф. I, 1; Лук. I, 27) и Сын Божий «по предвечному рождению от Бога Отца» (Лук. I, 32; Евр. I, 1–5; Иоан. I, 1). Иисус Христос, принявши на Себя «неправду сынов человеческих» (2Цар. VII, 14), пострадал за них, был наказан жезлом мужей и ударами сынов человеческих и Своими страданиями удовлетворил правосудию Божию, оскорбленному грехами человечества, снискав последнему от Бога великие милости. Кровию страданий Своих, учением и совершением великих чудесных событий Богочеловек воздвиг Богу храм, достойный Его, св. Церковь, в которой Он является Главою, постоянно в ней пребывает и имеет престол вечного Своего владычества (Лук. I, 32–33: 1Кор. III, 16; Евр. III, 3, 6).

Из лиц, о которых говорится в книгах Царств прообразовательное значение имеет прежде всего Давид. Об этом свидетельствуют ветхозаветные пророки, которые называют Мессию пастырем и царем Давидом (Иезек. XXXIV, 23–24; Осии III, 5; Амос. IX, 11 – 12). Тоже значение придают Давиду и св. отцы. Давид прообразовал собою Иисуса Христа как своею многострадальною жизнью, исполненною враждебных отношений к нему его родных и друзей, так и своим славным победоносным царствованием. Это прообразовательное значение Давида всего шире и глубже раскрывается в его богодухновенных псалмах.

Прообразовательное значение св. отцы указывают далее в Соломоне, на основании отчасти уже свидетельства из приведенного выше пророчества Нафана. Сходство между Соломоном и Иисусом Христом заключается в самом имени их (Соломон – значит мир, и Иисус Христос есть мир наш), в мудрости Соломоновой и славе его (Пс. LXXI). Св. пророк Илия, по учению св. отцов, был также прообразом Иисуса Христа. Враждебное отношение к пророку Илии Ахава, царя израильского по словам Самого Спасителя, было как бы предуказанием неверующей вражды к нему со стороны жителей Назарета (Лук. IV, 24–28; Mф. XVII, 12).

Св. отцы видят сходство между Христом и пророком Илиею и в том, что оба вознеслись на небо. В богослужебном песнопении Православной Церкви пророк Илия, на основании свидетельства Слова Божия и св. Предания, именуется прообразом св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и «вторым Предтечею пришествия Христова», (троп. прор. Илии Малах. IV гл.; Mф. XVII, 11 – 13; Мрк. IX, 12; Лук. I, 13–17). – Пророк Елисей указывается св. отцами, как прообраз Иисуса Христа по обилию чудес, совершенных и тем и другим.

* * *

18

По преданию Иудеев, заключающемуся в Талмуд, автором третьей и четвертой книг Царств был пророк Иеремия. Это мнение принимается и новейшими толковниками, усматривающими большое сходство между книгами Царств и книгою пророка Иеремия в отношении мыслей и языка.


Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Комментарии для сайта Cackle