И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 12. Книга Иова (продолжение)

<Мы с вами проходим Учительные, или> Дидактические книги, которые падают на расцвет поэзии, который был в правление Давида и Соломона. Конечно, книга Иова неисчерпаема по своему содержанию, и вы сами видите, что её нужно просто внимательно читать и вчитываться. Да вообще не только в эту книгу, а во все книги Священного Писания. Но вот они <Учительные книги> привлекают какое-то особое внимание, поскольку решается вопрос, на который и ответ-то не знаешь, какой давать.

Почему страдает человек? Кому нужны эти страдания? Ведь многие в результате страдания озлобляются ещё больше. И всё-таки всё идёт через страдания. Неужели нет другого пути для нашего совершенствования и всю жизнь надо терпеть: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19)? Содержите души ваши в терпении, вся жизнь – это безконечное терпение: «претерпевый до конца спасется» (Мф. 10:22).

Терпеть нужно все: своё собственное бытие; своё собственное несовершенство; это дебелое, дряблое тело, в котором живёт похоть, страсти; эти неудовлетворенные стремления, а кто может удовлетворять свои стремления, тот вообще впадает в бездну разврата и пропадает.

Вот почему, опять, свободу получили, а мужчин так мало приходит на эти курсы? Уж кажется, для них-то особенный они должны представлять интерес. Нет. Везде в основном только женщины. Что за равнодушие в мужской части общества человеческого? Почему всегда только женщины? Но к сожалению, им не показано священство.

У нас такой недостаток в священстве, что рукоположили бы любого мало-мальски образованного духовного богобоязненного человека, но нет таких. И без образования рукополагать небезопасно: Руки скоро не возлагай ни накогоже, и не приобщайся к чужим грехам, храни себя чистым (см. 1Тим. 5:22). Где найти таких чистых богобоязненных пастырей? Где их найти, если мужчины не приходят даже на богословские курсы? Что им мешает? Кто их не пускает? Безразличие, нежелание, усталость, или какие другие причины? На женщинах-то больше тяжести, и они всё-таки приходят <на курсы. А домой приходят> после этих курсов в 9 часов <вечера, а> ещё многим часа полтора надо добираться по такой темени до дома.

И на протяжении истории – посмотрите дореволюционные снимки: в основном платки, платки, платки. В чём же здесь дело? Для кого пишутся все эти прекрасные книги, когда их никто практически не читает и спрос на них минимальный? Никто и не знает, что выпускаются замечательные книги по истории Церкви, по богословию, по разным предметам, по разным разделам вѣдѣния.

Неужели хотя бы не интересует никого церковная археология? Ну, вот идёт человек и видит, что храм стоит, поехал на автобусе: там храм, здесь храм – взяли бы да поинтересовались, кто их построил? Почему здесь такое сейчас запустение, а почему раньше были храмы? Вот была нужда, а сейчас такой нужды нет. Мы ничем не интересуемся, и в этом наша беда и трагедия. Пользуемся какими-то слухами, какой-то информацией из этого <телевизионного> ящика. Что оттуда можно почерпнуть?

Вы смотрите только познавательные фильмы: о зверях, о природе, исторические фильмы, а всё остальное не стоит того, чтобы и слушать, и смотреть. А вот самое-то главное, что единое на потребу: Священное Писание, вера и всё, что с ней связано: история Государства Российского неотделима от истории Христианской. Ну почему не почитать? Почему не приходить? Я поражаюсь, поражаюсь – и некого тут обвинять. Да, были гонения, ничего не попишешь. Сейчас нет таких гонений. Пожалуйста, и литература, и Библии, и фильмы. Кто бы мог подумать, что Софринский магазин будет на Невском – покупай что хочешь: и книги, и облачения, и иконы – скоро иконостасы будут делать. Покупайте и украшайте – никак.

Я не знаю, чем пробудить людей? Казни Господь насылает – человек вопит и молит. Посылает благорастворение воздухов – человек забывается и опять впадает в крайность. Ему и на солнце жарко, и в тени холодно. Ну, куда же его сажать-то? Что Богу с нами делать, если мы такие безразличные и не интересующиеся ничем? Как пробудить этот интерес?

А вот я усматриваю причину – главную причину – в том, что родителями в детях ничего не закладывается с самого их рождения. Родители сказок-то не знают. Раньше бабушки на сказках воспитывали, и какое было у ребёнка воображение! А сейчас сказочку рассказать хорошую некому. Он смотрит мультики и играет в какие-то игры компьютерные. Разве этим ребёнок должен заниматься? А потом внушать нужно и говорить и о своей истории, и о Боге, и в храм водить и ходить, вот может тогда что-то западёт. А так – как само-то по себе? Никак.

Кто меня наставит? Разумеешь ли, что читаешь? О ком здесь пишет пророк, о себе ли, или о ком другом? А кто меня наставит? (см. Деян. 8:30–31). Вот Апостол Филипп его и наставил. И посмотрите, какая произошла перемена с этим человеком – мгновенно! Доехали до воды: что мешает нам креститься? Вот и вода, – и поехал дальше, радуяся, уже другим человеком.

Почему мы не хотим припадать к этому источнику? Ведь сказано, приидите ко Мне, ecu труждающиеся и обремененные (см. Мф. 11:28). Кто жаждет, иди ко Мне и пей (см. Ин. 7:37) – не ходите туда<-сюда>, иди ко Мне и пей. У того, – как сказано, – из чрева реки потекут воды живой (см. Ин. 7:38). Для кого всё это Господь говорил? Сколько раз хотел я собрать вас, как кокош собирает птенцов под крылья, и вы не захотели; се, оставляется вам дом ваш пуст (см. Мф. 23:37–38)– не только храм пуст, но и душа-то пустая.

Ведь душа – дом Господень. Нигде Господь не желает почивать во всём міроздании, – скажет Макарий Великий, – вон, как оно велико, это міроздание. Но нигде не упокаивается Бог, как только в душе человека. Она – Его дом, она – Его жилище. И Он там пребывает. И стремится туда войти – но Он не стремится войти насильно, а вот: се, стою и стучу: и кто услышит стук и откроет, войду и буду вечерять с ним (см. Откр. 3:20). А в Евангелии от Иоанна сказано, что Мы с Отцом к нему войдем, и обитель у него сотворим (см. Ин. 14:23) – обитель в душе, в сердце человека будет пребывать Троица. Да разве это плохо? Почему мы все страдаем? Да от безбожия. И не говорите о нервах – нервы от бесов. А вот от безбожия мы страдаем, от такого безразличия.

Сейчас, знаете, идут праздники за праздником, но они все идут на фоне одного величайшего события, которое должно произойти, и каждый день его приближает. Я имею в виду Рождество Христово. Приближаются дни, о которых сказано в Писании: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Он пришёл к Своим, и свои Его не приняли, а тем, кто приняли Его, дал власть чадами Божиими быти, быть чадом Божиим. Да что может быть выше этого и определения, и назначения – чадо Господне, сын Божий. Мы же называемся сынами Божиими и богами даже. И вот не хотим понимать. И вот глас вопиющего в пустыне. Вот это уж выражение – самое что ни на есть.

Вот и здесь Иов хотел найти дорогу к Богу, чтобы выслушивать не мнения этих людей, друзей – то, что говорят они, он и сам знает, – но вот как бы мне найти путь к Богу, чтобы я мог Его спросить, за что я страдаю? Да вряд ли, говорит, если бы и произошло такое, и я нашёл <бы> этот путь и подошёл к Его Престолу, <то> вряд ли Он стал разговаривать со мной: кто Бог и кто я? Мы – полярные существа.

«Можешь ли ты [11-я глава, 7-й стих, – Софар ему говорит:] исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? [Можно, отчасти, если буду заниматься исследованием, если буду заниматься этим с верой, с молитвой, Господь даст Себя познавать. А вот могу ли совершенно постигнуть Вседержителя? У каждого – своя мера. Совершенно Его постигнуть не может ни человеческий ум, ни ангельский] Он превыше небес,что можешь сделать? [верно] глубже преисподней,что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо он знает людей лживых и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку [И опять ему наставление:]. Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен» (Иов. 11:7–18).

Вот, какие он даёт советы. На это Иов говорит: «подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный» (Иов. 12:2–4) [Значит, он по опыту, личному опыту, знал, как отвечал ему Господь. И обращается опять к этой теме, которая не даёт ему покоя].

6-й стих: «Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих [Вот и богословы: не Бог их держит, а они Бога держат: знают, что Ему угодно, что Ему не угодно, как бы Бога носят в руках своих]. И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?».

Вот всё-таки они обращают внимание на космологическое доказательство бытия Божия. И хотя оно не имеет принудительного характера, то есть, рассматривая и изучая природу, можно прийти к Богу, а можно и не прийти, поэтому всё-таки необходимо откровение свыше.

И в области религии, как скажет Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам, мы можем знать только дарованное, мы можем знать только по дару. Однако, <нельзя> сбрасывать полностью со счетов окружающее нас міроздание, которое напоминает человеку <о Боге>, объясняет окружающую нас Вселенную. Неужели она – следствие просто каких-то слепых законов? Ведь на всём виден творческий разум! Ну, вот я вам дам карты <с буквами>, подбрасывайте их, сколько угодно, и пусть получится фраза: Пріидите ко Мнѣ, вcu труждающіеся и обремененніиі

Никогда мы не добьёмся, чтобы карты легли и составили такую фразу. Потому что нужен организующий разум.

Я вам говорил, как своего сына учил один профессор. Он – в его отсутствии – на земле написал первые три буквы его имени, засеял и скрыл. Когда <семена> проросли, идёт, как бы случайно, мимо. Ребёнок видит и поражается, как? Три слова из его имени: ещё одна буква, и оно будет полным. Кто так уложил семечки? Это сделал ветер, но ветер случайно намёл эти семечки в такую конфигурацию. Да не может так быть – одна буква, и то можно допустить с трудом, а тут три. Вот отец его и говорит: «Конечно, это сделал я, чтобы показать тебе – сравни с этим целое міроздание, как же оно-то может быть создано какими-то слепыми стихиями, законами? на всём виден разум, превышающий всякое разумение». Поэтому всё коренится в Боге. Но одних такие доводы убеждают, а других нет.

«В Его руке [смотрите] душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. Не ухо ли разбирает слова; и не язык ли распознает вкус пищи? В старцах мудрость, и в долголетних – разум [да, с этим я согласен]. У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и всё высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей, и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства, и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых, и старцев лишает смысла...» Всё это Бог, всё это Бог, всё это Бог.

13-я глава: «Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя. Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас. Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» [и желал бы состязаться с Богом. В конечном итоге, желал состязаться с Богом, и Бог является ему. Препояши, как муж, чресла твои, и приготовься к ответам. Вот Бог устроит ему! И что в результате этого состязания? Это не состязание, а вот смотрите, с одной стороны – это полное поражение человека, и с другой – полное его просветление: да, я рассуждал о том, чего не понимал, требовал ответа и говорил, скажи мне то-то и то-то].

Да, смотрите – 13-я глава, 13-й стих: «Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!»

23-й стих: «Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое, и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, – гонишься по следам ног моих».

Продолжение в 14-й главе: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:1).

Вот, учение о первородном грехе. Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Поэтому все нуждаются в очищении от первородного греха: Ибо во грехе родила меня мать моя, и в беззакониях я зачат (см. Пс. 50).

Вот этот закон – нравится он вам, или нет, – но на сей день это учение Церкви. Мы все согрешили в Адаме, заключаясь в нём, как в некоем зерне. Он персонифицировал в своём лице всё человечество. Зародышами находились в нём и мы, здесь сидящие. А дальше он <Иов> говорит: «Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет: то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет, и не встанет [вот представление ветхозаветных людей о своей посмертной участи]; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:5–14).

Вот такие вопросы стоят в книге Иова – раз они даны в форме вопросов, значит, они, эти вопросы, не были открыты. В Евангелии есть ответ: верующий в Меня, если и умрет, оживет. Вот какой <ответ>! А там: значит, будет ли он жить?

Так. На это слово отвечает ему Елифаз, и вот в этой 15-й главе мы и находим эти стихи, 14-й стих: «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и Небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов. 15:14–16) – и вот в таком духе, в полемическом, построена вся книга.

Результат нулевой. Эти истощились в своих доводах, Иов остался при своём мнении, Елиуй расстроился, молодой, что они не сумели ему доказать; сам выступил с речью, суть которой сводится к тому, что не нужно исследовать и поднимать вопрос, почему мы страдаем. Нужно принимать это без всякого исследования, потому что обязательно будем обвинять Бога, как люди обвиняли Его в Раю. Это уже доказано. Вот у человека такая тенденция – обвинять кого-либо. В себе он не находит мотивов для того, чтобы представить себя виновным пред Богом. Это грустно, конечно.

Грустно. Но сама постановка вопроса – защитить Бога, теодицея, защита Бога, – она хорошо здесь рассмотрена. И всё-таки окончательный-то ответ такой: вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. <Но и> Иов говорил не так верно. Не так верно говорим и мы с вами, рассуждая с утра до вечера, не так верно.

Поэтому наши слова должны быть немногими, особенно когда вопрос касается кого-то наставлять, кому-то давать советы, кого-то <поучать>; а вот лучше бы так: знаешь, ты меня спрашиваешь, давай помолимся.

Мы же не Моисеи: вот к Моисею пришли с вопросом, а он что сказал? Постойте, пойду послушаю, что скажет мне Господь. Подошёл к Скинии, помолился, и Господь дал ему ответ. Вот через молитву можно ещё получить ответ. Но через молитву какую? Такую, которая не знает сомнений.

Потому что сомнения-то и делают нас вот такими безпомощными.

Поэтому, если просить вдвоём: давай встанем и помолимся, что Бог положит на душу, и первое, <что придёт, будет Его ответом>. В карман потом <кладут записочки с разными ответами, затем> начинают вынимать – а хочется вынуть то, что написал. Заранее же ведь желаем получить ответ – он нам известен – и лукавим с Богом.

Поэтому, уж если вы поехали к кому-то за советами, то уж эти советы надо слушать. А не выслушать просто, поступив по-своему. Нельзя так делать. Вот за своё такое маловерие мы и запутываем сами себя во всех этих сложных вопросах. Хорошо.

Вот такова по своему содержанию книга Иова. Запомним её, и её нужно читать с величайшим чувством благоговения. Ладно, уже <не будем ставить> вопрос – анонимная это книга или <есть у неё автор, и кто>, даже <кто> сам Иов и его друзья по национальности – евреи или арабы ? Скорее всего, что арабы. И уж если допустили эту книгу в канон свой евреи, значит, она воистину богодухновенна. И вот она в составе Писания, и каждый род читает и восхищается глубиной, потому что вопрос не сходит со сцены.

Страдания требуют объяснения. В человеке обострённое чувство справедливости, он хочет, чтобы с ним поступали справедливо, когда кругом несправедливости. И уж если нет справедливости в жизни, то уж от Бога-то бы должна быть по отношению к нам справедливость. Он – Судья праведный.

Но вот мы уже и Бога обвиняем. Поэтому выход только один. Полностью предаться в волю Божию. И по ней жить, соблюдая Заповеди, и внимательно наблюдать, что с вами сотворить хочет Господь. А Он каждый день будет творить необычайное: се, творю все новое; Отец Мой доныне делает, и Я делаю, – и вот творю эту волю Свою над каждым человеком. И здесь, в присутствующих, над каждым из нас Господь по вере нашей творит волю Свою. И вот в зависимости от глубины этой веры, в зависимости от преданности в эту волю, мы будем её и познавать. А когда препоной на этом познании стоит наша диалектика, наш разум, наше представление о справедливости – всё это нужно отбросить и только слушать: что скажет во мне Господь.

Откроем Книгу Исайи пророка и найдём 26-ю, если я не ошибаюсь, главу. Вот так мы должны будем с вами поступать – если не будем так поступать, значит, так и будет какая-то игра с Богом. Смотрите 26-ю главу 7-й стих:

«Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к Имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис. 26:7–9), – где нужно искать Бога? Да не вне себя, а внутри себя. Всю науку надо искать вне себя, а Бога искать надо внутри себя. А мы напротив – все вне себя. Вне себя мы ничего не найдём, а вот: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис. 26:9). Вот потрудитесь для Господа встать где-то в полпервого, в час, и полчаса помолиться. Во внутренности своей. Недельку вот так помолитесь, ан, вдруг и услышите внутри себя движение Божие. А мы хотим так: вот сложа ногу на ногу на диване – уж больно удобно. Будет ли Бог слышан внутри меня? Ничего не будет слышно. Душой моей, повторяю я, стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра.

Открывайте Аввакума пророка, Амоса – пророк веры. Не хотим попробовать. Взяли бы, да и встали. Нет. Это программа, а что там? «Окна», надо посмотреть. Чего вы смотрите «Окна»? Не нужно туда смотреть, в эти окна. Нет, смотрят. А вот встали бы пораньше, и это усердие, эта маленькая жертва Богу.

Человек жертвует самым, можно сказать, драгоценным: после снов своих – и вдруг он Богу уделяет какие-то полчаса, как дар Богу, чтобы помолиться, когда весь мір спит. И вот в этот-то момент надо встать бы и помолиться, как делали наши предки. Как они любили ночную молитву! И Господь по их молитве давал.

Смотрите, 2-я глава Аввакума: «На стражу мою стал я [были сторожевые башни, на которых стояли на страже. Стража длилась 3 часа, допустим. Менялись стражники, был пароль, крепостные стены, на углах башни сторожевые – и так стерегли город, – на стражу мою стал я, – на молитву], и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать [на башне можно стоять и в комнате: ты как страж встал на башню, встал у себя перед иконами, – наблюдал, чтобы узнать], что скажет Он во мне и что мне отвечать по жалобе моей?» (Аввак. 2:1). Что скажет Он во мне, опять-таки – не вне меня, а во мне. Вот это метода богопознания.

Всё сводится к внутреннему: и вся внутренняя моя имя святое Его. Нет, <ищут> вне себя. Чего ссылаться на чужой религиозный опыт? Это опыт того человека, и вы, как <другой> человек, его не повторите никогда. Индивидуум неповторим.

Господь запечатлел каждую личность Своим образом неповторимым, поэтому нужно исходить из себя. Тому нужно идти, а вам нужно сидеть дома. Этому нужно идти в народ, а для вас спасительнее дома. Вот и нужно выяснить, и Господь скажет обязательно внутри: что скажет Он во мне. Вот они <пророки> и не принимали сво<и размышления>, они отличали свою рефлексию – то, что рождается плодом его собственного размышления, – от того, что говорил ему Господь. Никогда пророк <бы> не говорил – истинный пророк: «Так говорит Господь». А говорил бы своё. Никогда.

Бог предупредил Иеремию, что если ты скажешь не то, что Я повелю тебе, Я поражу тебя первым в глазах их (см. Иер. 1:17). Вот пророки и боялись такого, хотя они и обладали вон какими силами – им было будущее открыто, монархии – но им было сказано, что если исказишь хоть одно слово, Я поражу тебя в глазах их. Кому это было сказано? Иеремии при его призвании.

Вы можете посмотреть 1-ю главу книги пророка Иеремии, 17-й стих. Видите, какое великое призвание быть пророком и какая опасность, связанная с этим призванием: Я поражу тебя первого в глазах их.

Следующая за книгой Иова идёт Псалтирь – здесь вообще не знаешь, как и приступать к этому морю пророчеств, к этому океану благовестия Евангельского. Если хочу сказать, какая это книга, то Псалтирь есть ветхозаветное Евангелие. Вот уж на её примере можно показать, как Ветхий Завет в Новом раскрывается, а Новый Завет в Ветхом скрывается. И скрыться не может.

Сразу напрашиваются аналогии. И если вы будете хорошо знать Новозаветные писания, Четвероевангелие, и будете читать псалмы, вы скажете: так ведь это же о Христе говорится, это же о событиях Евангельских, вот таких-то, говорится. И так постепенно у вас и разницы не будет. Потому что Сам Господь ссылался на Псалмы и говорил, что Давид сказал их Духом Божиим. По дару Духа Святаго он произнёс.

Это не стихотворения, а это слово Божие в стихотворной форме. А поскольку поэзия мыслит образами, там такие даны прекрасные образы, которые говорят, во-первых, о чуткости, музыкальности души самого автора. Она действительно была у него поэтическая, душа. Его <слово Псалтири> можно рассматривать и с точки зрения литературной. Но нас меньше всего должна интересовать эта сторона. Это по <части> истории литературы. Вот они пускай этими делами и занимаются, а у нас с вами совершенно другая задача: обрести в его Писаниях Христа, узреть в этих словах Христа грядущего, Его искупительный подвиг опознать уже заранее. Потому что там всё изложено.

Легче Солнцу остановиться в движении своём, чем перестать читать Псалмы. «Читаю, ничего не понимаю». Продолжай читать. Кто-то стоит рядом, и понимает, и не хочет, чтобы ты читал вообще. Не хочет лукавый, чтобы человек читал Псалмы, чтобы он оставил их.

Псалтирион – это музыкальный инструмент струнный, под сопровождение которого пелись псалмы. И это же собрание Псалмов. Книга, в которой собраны 150 Псалмов. Большую часть их написал Давид, сладкопевец Израиля, как он назван в 1-й книге Паралипоменон. Господь наделил его необычайным даром: Безвестныя и тайныя премудрости Твоея, – говорит он, – явил ми ecu.

А за такие-то грехи мог бы Господь этот дар и отнять у него. Вот Спиридон пишет, что за блудный грех Господь, несмотря на то что он и каялся, не вернул ему той силы пророческого дарования, какую он имел. Наполовину я имею того, что имел. А вот пал – и утратил навсегда. Вот и Давид испугался. Безвестныя и тайныя премудрости Твоея явил ми ecu. Поэтому Духа Твоего Святаго не отыми от Мене; если Ты возьмёшь от меня Духа Святаго, я превращусь в простого писателя, в простого поэта, но не в пророка. Я не буду уже произносить такие пророческие откровения, потому что они даются не поэту, а пророку по дару Духа Святаго.

И когда почувствовал, что Господь не лишил его этого дара за его покаяние, он написал такой псалом! – 31-й. Давайте посмотрим этот 31-й псалом и для себя все должны заучить наизусть 8 стих. Он будет вас всегда радовать, всегда сопровождать и поддерживать ваши силы, когда вы будете унывать.

31 псалом: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! [Это о нём <о Давиде>. Он почувствовал в совести своей, что Господь его покаяние услышал, и хотя не отнял епитимию (он до конца так и страдал), но ему эти страдания было легко переносить уже. Почему? Он почувствовал, что Господь его покаяние принял, а епитимию он и должен продолжать нести безропотно] Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! [А вот дальше он описывает состояние, когда он занимался не покаянием, а самоедством. Вот мы так же: ах, зачем я это сделал? Ну, всунуло меня это сделать, и без конца, и всю жизнь так. Ну что же? Уже сделал, уже произошло непоправимое. Так что же говорить об этом? И вот когда мы не к Богу обращаемся, а сами себя казним, вот такое покаяние никому не нужно. Оно разрушительно для человека] Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мной рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху [но вот он опомнился и подумал: да что же я угрызаю сам себя, ведь это не приносит никакой мне пользы]. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”; и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник [а ведь это для нас тут написано. Вот он нам и говорит, чтобы мы не теряли утешения и надежды. За то помолится Тебе каждый праведник] во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его [Разлитие многих вод – это бездна греховная, вот что такое разлитие многих вод. Она потопит всякого человека, если он не в ковчеге. И вот Господь спасает такого человека. Почему?]. Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления [А вот дальше влагается, Сам Господь ему подал такую, прямую же речь. Что же ему Господь говорит? А вот это и надо выучить:]. Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою” [Ну, разве это не прекрасные слова? Конечно, это прекрасные слова, и они говорят, что вот это недремлющее Око надо мною, над каждым из верующих и вот если ощущаешь себя в присутствии этого Ока, то не будет ни боязни, ни страха, ни каких-то коллизий, ни двусмысленностей – всё сведётся к минимуму. Никакие семейные неприятности не будут выводить человека из терпения: “ Око Мое над тобою ”. А дальше что?] “Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе”. Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Пс. 31:1–10).

Вот этот псалом, и в таком ключе написаны все псалмы. Если хочешь растопить своё сердце, настроить его на покаянную волну, вот как мы ищем по приёмнику нужную нам волну, так и здесь этой покаянной волной будут Псалмы Давида. <Надо> только открыть Псалтирь – хотя и говорят, почему там такая жестокость, столько говорится о врагах, о мести врагам и прочее. Не о личных врагах говорит он, а о врагах Божиих – вот кто враги Церкви, это и есть враги Божии.

Надо определиться, как же в Псалтири 150 псалмов, если мы будем прочитывать <все псалмы> здесь на этих курсах, это нужно нам всем срок жизни продлить до 150 лет. Если разбирать и толковать эти псалмы. Нам хотя бы с вами посмотреть мессианские псалмы, в которых пророк явно говорит о Христе. А чтобы легче это было, давайте посмотрим, из каких частей состоит Псалтирь. И в каждой части найдём эти мессианские псалмы. Так вот первая книжка – это 1–40 псалмы. Откройте 1-й и посмотрите сразу 40-й. И ощутите на пальцах, много ли это: сорок псалмов? Это четвёртая часть почти. Почему мы так <делаем>? Это шов, который можно проследить.

Смотрите 40-й псалом. Я читаю вам с 12 стиха: «Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим навеки. [Вот, как поставить человека пред лицом навеки, когда он живёт какие-то 70 лет и проводит треть этой жизни во сне? Из 70-ти лет мы сколько с вами проспим? 25 лет или 20 проспим, если взять чистого времени? Пожалуй что. А любители сна так и побольше проспят. Так. А тут <Давид> говорит: “и поставишь пред лицом Твоим навеки”. Это ведь указание на то, что человек не умирает и не остаётся после него лопух. Нет такого, он будет стоять пред Богом навеки. И дальше берахот – благословение:] Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! [А кто-то подхватывает – народ:] Аминь, аминь! [истинно, истинно] (Пс. 40:12–14).

Так говорит Аминь... (см. Откр. 3:14) – это одно из имен Божиих: Истинный, Верный. Это первая книга: 1–40. Отмечайте у себя.

Вторая – с 41-го по 71-й. <У этих трёх частей названий нет. Просто это отражение истории того>, как они были собраны в одну книгу. Очевидно, ходили <по рукам> сначала сборники отдельные, а потом кто-то собрал их, а швы остались.

Смотрим 71-й псалом, и конец его читаю, с 18-го стиха:

«Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса! [поэтому как относиться к чудесам? Как к магии, как к страшному, понимаете, обольщению? Туда, где магия, и смотреть, и ходить не нужно. У нас есть: Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса!] и благословенно Имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся Земля. [А слава Его – это, знаете, в Ветхом Завете было облако, шекина, шехина – это слава Божия, видимое присутствие: и явилась слава Господня, то есть все увидели облако: и Аарон, и Мариам, и Моисей; и вдруг из этого облака голос: “Как вы посмели осуждать раба Моего Моисея?” Так вот это облако должно наполнить собой всю Землю. Но не облако будет наполнять, это ветхозаветный образ, а в Новом Завете, согласно Апокалипсису, не будет нужды ни в храме, ни в Солнце, ибо и то и другое заменит Агнец, как бы закланный, Христос. А вот Его прообраз в Ветхом Завете – облако. Это единственное допустимое изображение Божества в Ветхом Завете. И наполнится славою Его вся Земля]. Аминь [опять,] и аминь [сугубое]. Кончились молитвы Давида, сына Иессеева» (Пс. 71:18–20).

Вот это второй сборник псалмов.

Третий давайте посмотрим, 72–88. Открываем 88-й и смотрим, что же мы тут найдём? А вот что мы здесь найдём. Смотрите, как он молился Богу. Это была не молитва, а прямо требование!

Вот Иоанн Кронштадтский читал перед Литургией на утрени канон, и воспоминание есть о том, как он читал этот канон – это был разговор с Богом напрямую.

Не так, как мы читаем:

“МолюДевосмущениемоеипечалидушимоеябурюразоритиТыбоБогоневестнаяНачальникаХристародила есиПречистая”, – ну вроде бы ничего, а силы-то никакой и нету.

А там было требование. Он требовал от Бога ответа, властно требовал. И вот на такую молитву Господь откликался.

Посмотрите заключительный, 88-й, с 47-го стиха: «Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь [доколе – это требование]? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней [никто]? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание раб Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как безславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь» (Пс. 88:47–53).

Вот это требование. Это молитва, сказанная, знаете, прямо со властью. Это борьба с Богом со знаком плюс. Учти мой век. У меня не тысячи лет в запасе, я скоро могу умереть. Где Твои милости, почему Ты нам, приходящим, не оказываешь их скоро? И не разочаровывается, и опять – Благословен Господь вовек. Истинно, истинно.

Затем четвёртая – с 89-го по 105-й. Посмотрите надписание 89-го псалма: «Молитва Моисея, человека Божия». Вот один из псалмов вошёл и в Псалтирь. Вот, помимо <Пятикнижия> сохранился и псалом. И нужно посмотреть 105-й псалом. И заканчивается он, смотрите, опять <благословением Бога>, 48-й стих: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!».

И, наконец, последняя часть со 106-го псалма по 150-й. Вы так и знайте, что если как прочли 40-то псалмов, так у вас одна тетрадь и есть. И давайте я посмотрю, какие в этом сборнике есть мессианские псалмы. Это любимое занятие – толкование псалмов. Потому что, повторяю, <это> книга, написанная в стихотворной форме, а восточный стих-то ведь не знает рифмы. Там параллелизм мысли, и такие прекрасные параллели, что прямо поражаешься. Это перевод, а вот они не могут насытиться, когда читают эти псалмы на иврите, на языке времён Давида, на каком он говорил. Иврит, идиш, латино – это языки, самые распространённые. Идиш – это иврит со смесью германского языка Средних веков. А латино – это тоже диалект у испанских народов, смесь испанских языков и иврита. А самый древний из них, классический, это иврит. И пора Давида – это классика. Псалмы Давида и Соломона – это классика. Пророк Исайя – классика.

Амос был пастух. И конечно, он не имел такого образования. А это сказывается на наречии его. И только классика достойна изучения. Рассмотрев <псалмы> по тетрадям, открываем первый псалом. Псалмы имеют надписи. Автор. Кто автор? Затем, какого характера псалом: покаянного, исторического, хвалебный псалом или какая-то молитва, или учительный псалом, это указано.

Затем, с какой целью псалом: богослужебный, или для чтения дома, или в храме. Антифонное пение должно быть, или пение солиста под сопровождение музыкальных инструментов. Инструменты были разные: и ударные, и струнные, и духовые. В 150-м псалме перечисляются практически все инструменты: хвалите Господа на трубах, на органе, на кимвалах, на псалтири, на цитрах – да, всё это перечисляется.

И вот интересная тема для тех из вас, кто интересуется музыкой и знает музыку: музыкальные инструменты в Библии. Что это за цитра, что это за гусли, что это за тимпаны, да, – ударные, такие инструменты? Почему у нас не привилась музыка? На западе в богослужении орган остался, в Африке также есть, под сопровождение ударных – они не могут без ударных молиться.

Вообще спокойно стоять, как мы, они не могут, африканцы. Африканское Христианство требует ритмических движений. И тут и священники в ритме, и народ в ритме, и мы не можем никак это понять. А это культура. Вот каждый преломляет религию через свою культурологию. Это также имеет большое значение, и надо терпимо к этому относиться.

Даже декламация в наших храмах <не поощряется>, и мне сделали монахини в своё время очень хорошее замечание: не навязывайте своё понимание. Чтение должно быть монотонным, безстрастным. Оно должно литься, и чтобы человек не испытывал никакой <эмоциональности> – и так-то они устали, да ещё на них обрушивать какую-то эмоциональную < нагрузку >.

Нужно, чтобы молитва, напротив, чувства человека умиряла, чтобы в нём водворялся мир такой, а не услаждение. Вот все боятся услаждения, в том числе и от музыки. Это концертное исполнение, но не молитвенное. Поэтому слушать: пойдём слушать Литургию – это языческое просто понимание. За Литургией надо молиться, <а не слушать>. Литургия – это общественное дело, и вот это общественное дело объединяет людей – в данном случае в молитве.

И они в унисон должны произносить эти слова. И когда всё это произносится с пониманием, с верой, благодать невольно охватывает всех. И люди получили, сказано, духовное и молитвенное услаждение, можно сказать, и настроение у них <соответствующее>, и всё <благолепно>.

И вот Давид этот первый псалом начинает так. Да, и здесь два пути. А вспоминайте Нагорную проповедь: широкий путь, ведущий в погибель, и многие идут им; и путь, какой? Тернистый, ведущий в жизнь, и немногие идут им. Вот он и начинает Псалтирь, показывая нам два пути: «Блажен муж, который не ходит [внимание], на совет нечестивых [дальше], и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...» (Пс. 1:1).

Итак, совет нечестивых, пути грешных, собрания развратителей ума и сердца. Так вот, сначала мы захаживаем из любопытства, затем стоим уже на этом пути, укоренились, и наконец, сидим в собрании развратителей: «народ, сидящий во тьме и сени смертной» (Лк. 1:79). Это последняя стадия.

Почему блажен муж? В это понятие входит и жена. Она не отдельно создана, она из мужа, она – иша, если муж – иш, то она – иша, мужняя, буквально. Вот входит в это понятие. Следовательно, он может ходить, стоять и сидеть – это его произволение. Но в законе Господнем воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (см. Пс. 1:2).

Не хотите размышлять о Моисеевом законе – он древний, для иудеев, – у нас есть свой, Евангельский Закон. Вот о нём и нужно размышлять день и ночь. Поэтому, есть ли время на изучение внешней мудрости? Можно ли изучать, скажем, другие дисциплины, внешние, помимо религиозных? Раввины отвечали: можно, когда ни день ни ночь. Ибо написано: занимайся изучением закона день и ночь.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle