И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 9. Соломон. Построение Иерусалимского храма

Сегодня у нас в программе царствование Соломона. Того самого Соломона, который когда был воцарён, и пошёл в Гаваон воздавать Богу поклонение, и принёс Ему тысячу всесожжений, он удостоился сновидения. И в этом сновидении Господь сказал ему: Проси, что хочешь. И вот он показал себя здесь на высоте. Он стал просить мудрости: Поскольку я царь юный и поставлен управлять таким народом, дай мне мудрость. Вот мудрость; вот есть ум, вторая ступень – это разум. Вы в молитве читаете: «Просвети мой ум светом разума Твоего».

Поскольку наш ум так же поражён грехом – как и воля, и чувства – он может вводить нас в заблуждение и, рассуждая с некой точки очень умно и разумно, мы можем ошибаться. Поэтому нужен разум. Умом обладают и животные в значительной степени, высокоразвитые животные, и у них есть ум. Но вот ум человека – исключительное явление. Вот он ослеплён.

Когда Апостол говорит: Кто исследовал ум Господень и кто был советником Ему? (см. Рим. 11:34). Никто. А мы имеем ум Христов. А иметь ум Христов – это и значит иметь разум. Вот и молимся: «и просвети ум мой светом разума Твоего».

Но помимо ума и разума есть ещё мудрость. А мудрость посылается Господом, когда её нельзя приобрести. Опытный человек – но это, знаете <не значит ещё>, мудрый человек. Не каждый старик – мудрец. А вот мудрость ниспосылается Богом. И Соломон-то и просил именно этой мудрости, которая выше ума и разума. И которая является отблеском всевѣдѣния Божия. Вот он и просил: Я, – говорит, – был отрок даровитый и полюбил эту премудрость с пелен, можно сказать, и просил Бога ниспослать её свыше от Святых Небес Своих. И по молитве своей он получил. Посмотрите, что скажет ему Господь на его просьбу.

3-я Царств. Открывайте 3-ю книгу Царств и находите 2-ю главу:

«(Когда утвердилось царство в руках Соломона), Соломон породнился с фараоном – царем Египетским, и взял за себя дочь фараона [конечно, это был брак – может быть, и по любви – не столько по любви, сколько политический брак. Такого мощного соседа южного иметь в родстве – это прекрасно. Поэтому браки заключались часто вот по такому принципу] и ввел ее в город, Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима <... > И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3Цар. 3:1–3).

Вот никак не могли установить централизацию культа, чтобы поклонение Богу было на одном месте, Им Самим указанном. Нет! Указан был. Иерусалим, указана была эта гора Мория – вот вам центральный культ. Нет, всё-таки тянуло на сторону. Никак не могли эти пережитки язычества в себе изжить. И что делать? Вот акривия и икономия. Акривия – это понятие, которое не знает снисхождения, и не понимает слабостей: выполнить так нужно, как написано. А икономия, она более снисходительна: человек не может выполнить так, как написано.

Но давайте всё-таки стремиться к тому, а пока что он <человек> находится на таком уровне. Ну что делать, если централизации никак не добиться? Только при царе Иосии она была осуществлена, воплощена реально. А так, сколько Моисей ни бился, стремясь истребить в народе божков, которых они взяли, как он ни говорил им, что, <дескать,> удалите от себя все эти пенаты, удалите – никак! Прятали в одеждах и потихоньку им молились. А если не получали просимое, их <своих божков> хлестали и выбрасывали. Вот такое было отношение. Вот даже и здесь. И он пошёл в Гаваон в горах – это город в горах, и там, на одном из холмов находился главный жертвенник (кроме Иерусалимского) – и там он принёс Господу тысячу всесожжений. И вот: «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой [а дальше вот такое: а в чём же заключается этот разум? ] и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 3:5–9)

Вот различать, что добро и что зло, – это прерогатива божественного разума. Один Господь может отделить добро от зла. Мы, как правило, в этих вопросах путаемся и даём советы, которые с нашей-то точки зрения вроде кажутся и хорошими, и разумными, а в действительности-то оказываются погибельными. Поэтому нужно быть очень воздержанным в советах и, если некого спросить, нужно молиться, чтобы каким-то образом – вот как Соломона – Господь вразумил: или читать Священное Писание, или взять дневник Иоанна Кронштадтского и сделать его настольной книгой.

Вот я знаю двух женщин, в жизни которых, кроме Бога, ничего нет. Вот они имеют ответ от Бога через Писание – получают ответ от Бога через Писание.

Нужна несокрушимая вера, чистая жизнь – вообще, я не знаю, как можно вести такую жизнь – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. И поэтому Господь может даровать такую мудрость, различать, что добро и что зло. Ну-ка, откройте, пожалуйста, Послание к Евреям. Это заложите, а Послание к Евреям откройте и найдите 5-ю главу. Во что он <Апостол Павел> говорит читателям своего Послания.

5-я глава 11-й стих:

«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены [опытом] к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).

Вот вам Ветхий Завет, вот вам Новый Завет. Но поскольку автором его является один и тот же Святой Дух, Он не может в Ветхом Завете сказать одно, а в Новом – другое. Везде одно. Да, чтобы различать, что добро и что зло.

10-й стих Третьей книги Царств смотрите теперь. Опять открываем Третью Царств, 3-ю главу, читаю 10-й стих:

«И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои [а дальше обусловлено]; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал пред жертвенником пред Ковчегом Завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих» (3Цар. 3:10–15).

Вот можно и пировать и приносить жертвы обильные и не потерять харизмы, какую он получил от Господа. Только богоотступничество ведёт к катастрофе. Только богоотступничество. Вот на чём он и помешался.

Дальше приводится пример его мудрости. Пришли к царю две блудницы рассудить вопрос: Господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после, родила и эта; и она заспала ребенка; и вот она теперь претендует на моего. Рассуди нас (см. ст. 17–22). Одна клевещет на другую. Заспала ребенка та, которая просит суда у Соломона. Как разобраться, чей ребёнок, кто виновен? И что же он говорит? Дайте мне этого ребенка, – и приказывает его рассечь пополам и дать каждой по половине, чтобы не было обидно. И вот, настоящая-то мать кричит: не делай этого, не делай этого, а эта кричит: разруби, разруби его – пусть так будет по справедливости. И он < Соломон> определяет, кто является матерью: та, которая не желает, чтобы ребенка рассекли мечом. Отдайте ей: она – его мать. Вот он проявил такую, так сказать, мудрость.

В 4-й главе описывается, какие у него были начальники; и вся страна была поделена на 12 таких районов, и каждое колено в течение месяца снабжало царский двор всем необходимым, что требовалось: едой, питьём и прочим. Доставляли это приставники.

Теперь посмотрите 29-й стих 4-й главы:

«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян [а уж мудрость египтян приводилась в пример. Мудрость египетских жрецов зашифрованная, она, может быть, превосходит и мудрость Российской Академии Наук, но она не выходит за пределы посвящённых. Поэтому <учёные> всё надеются отыскать какие-то книгохранилища – как вот у нас надеются отыскать библиотеку Иоанна Грозного – где запечатана эта мудрость египетская и где она сокрыта]. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитятина, и Емана, и Халкола, и Дарды [это известные его современники по мудрости], и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять [вот из этих притчей и песней сохранилось совсем ничего. Книга Притчей у нас имеется, а Песней тысячи и пяти нет ни одной]; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены [кустарник небольшой], говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, и от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3Цар. 4:29–34).

В том числе в 10-й главе говорится, как его навестила – то ли из Эфиопии, то ли из Йемена – царица Савская и была поражена тем, что она увидела – а не по слухам только. Не было такой загадки и такого вопроса, на который бы он не ответил. И она принесла целый караван драгоценностей, пряностей, ароматов – и всё это ему подарила.

Потому что она до этого не сталкивалась с человеком такого уровня. Господь скажет: вот царица Савская приходила от края земли послушать мудрости Соломоновой, а здесь выше Соломона, указывал на Себя, и никто не хочет слушать. Ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, и вот здесь больше Ионы, и никто не хочет принимать слов Его (см. Мф. 12:41–42).

Вот такое может быть ожесточение. Уже говорит Сама воплощённая Мудрость, и Её не слушают. Ну как <возможно> задать вопрос: «Что есть истина?» и, не дождавшись ответа, уйти? Пилат – а перед ним стоит воплощённая Истина.

И когда говорили, что Он даже Пилату не ответил – нет ответа на вопрос, что есть истина: для одних, истина в вине, для других в наслаждении – у каждого своя истина. Владимир Сергеевич Соловьёв совопроснику сказал: да, Он не ответил Пилату, а Своим ученикам Он сказал: «Азъ есмь путь, истина и жизнь»! (Ин. 14:6). Вот Александр Мень и написал этот прекрасный <книжный> сериал «В поисках пути истинной жизни», и вторым его было желанием написать Историю Церкви в лицах, то есть от времён Апостольских пройтись по всем векам, выбрать самые колоритные влиятельные личности, каких выдвигал Господь, и дать эту историю также в целом сериале томов. Но вот не пришлось.

Поэтому, да, это вот состояние, эта мудрость сохранилась за Соломоном, но Кто пришёл на Землю, Тот выше Соломона, больше, чем Соломон, потому что пред ним (Пилатом) стояла Сама воплощённая Истина, а он спрашивает: «Что есть истина?». Да если бы <Пилат> внимательнее посмотрел в Его глаза, в глаза Этого Иисуса, связанного и униженного, – так это надо было видеть: в этих очах бы и ответ нашёл. Высокомерный патриций, он и не подумал посмотреть и рассмотреть, что есть Истина. «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). – А что есть истина?

Главным делом Соломона был Храм, строительству Храма и посвящено 4 главы: с 5-й по 8-ю включительно это подробнейшее описание Соломонова Храма. Значит, пришло время, до которого не дожил Давид, но о котором молился: вот я живу во Дворце, а Ковчег в шатре – неловко мне жить во Дворце, надо строить Храм. Но ему было отказано в строительстве: Сын, который будет после тебя, он построит Дом Имени Моему (см. 3Цар. 5:5). И вот с 5-й главы описывается подробнейшим образом его <устройство>.

На изучение вот этих глав учёные – которые хотели восстановить, а каким же был Храм по внешности своей?

– по 25–30 лет занимались этими текстами, и у каждого Храм получался свой: когда эти архитекторы начинали реконструировать его, – следуя слову за словом, – у каждого получался свой! И вот о Храме – а прежде него о Скинии – подробно говорится в книге Исход, где Господь повелел Моисею строить этот походный Храм.

Затем подробнейшим образом говорится в Третьей книге Царств. Затем очень подробно говорит о Храме пророк Иезекииль в видении: он из плена был перенесён по воздуху на Елеонскую гору, и с Елеонской горы, с вершины этой горы, Господь ему показал прежнюю храмовую площадь, которая была вся в развалинах, и показал, какой Храм будет восстанавливаться.

Наконец, мы имеем подробное описание Храма у Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях». Поскольку он сам был священник, <то> и дал описание Храма, но, тем не менее, восстановить этот Храм, каким он был в действительности, <не> получается: у каждого свой макет. Какая-то здесь есть тайна, почему у всех получается свой макет.

Но, тем не менее, заповедь Не сотвори себе кумира и всякого подобия – сковала в этом отношении творческий гений Израиля. Они не запечатлели себя в истории какими-то грандиозными постройками. Это всё египтяне, финикийцы – даже храм-то Соломонов будут строить финикийцы.

И вот масонство по одной из теорий ведёт своё начало от храмовников, от строителей этого Соломонова храма. Когда будете интересоваться историей масонства, то вот одна из версий: «вольные каменщики», «вольные строители» – они здесь. В своё время некто Бегун написал книгу-рассказ «Дети вдовы». Почему? Открывайте 7-ю главу Третьей книги Царств и смотрите 13-й стих:

«И послал царь Соломон и взял из Тира [это финикийский город] Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова [Вот, он написал <ему>]. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы» (3Цар. 7:13–14), – а когда мы проходили с вами устройство Скинии, то там также были указаны два мудрых человека: Веселеил и Аголиав – Господь наградил их мудростью работать и по камню, и по драгоценным металлам, и по шитью, и по всему – вот под их руководством и строилась Скиния.

Вообще <говоря>, міроздание и представляется у пророков, как Храм: «Ты распростер Небеса как шатер» (Пс. 103:2), а шатёр – это древний походный Храм. Он имел форму шатра <и был> разделён на две неравных части: Святое Святых, где находился Ковчег Завета, и святилище, передняя часть, где находились другие предметы. И вот Храм Соломонов в два <лишь> раза превосходил по размерам походный Храм. Почему таких небольших размеров? Да потому что сам-то Храм не предназначался для людей – люди стояли за храмовой территорией под открытым небом. В Храм имели право вступать только священники, а в Святое Святых раз в году первосвященник в Судный день, когда приносил ходатайство за грехи народа, совершённые за целый год.

Так вот, у нас храмы таких <больших> размеров <строились потому, что> они рассчитывались на число людей: мы внутри храма стоим. Там люди стоят под открытым небом. Храм в полном смысле – жилище Бога. Стояли щиты, и на них надписи на древнееврейском, на греческом и латинском языках, <гласившие,> что за этот бруствер, за эти пределы заходить небезопасно: начинается собственно храмовая территория, Священная земля, по которой могут ходить только служители.

На ней стоит жертвенник всесожжения, за ним объёмный резервуар для воды, поскольку воды требовалось много, и по углам котлы и другие столы с принадлежностями, чтобы разделывать животных; чаши, угольницы и прочее. И вот на жертвеннике приносились жертвы. Сказано: Поставь жертвенник на возвышении его (ср. Втор. 27:4–5). Что значит? На насыпи, чтобы священник был виден народу. И он восходил, сказано, к жертвеннику, и восходил с восточной стороны. Почему? Чтобы Солнце било ему в спину, а не в лицо – поскольку поклонялись все Солнцу. Так вот, чтобы люди не подумали, что иудейский Первосвященник приносит дары Солнцу, он должен стоять к нему спиной и возносить жертву Богу.

Откройте книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этой книге с натуры дан вид внешний первосвященника Онии, как он выглядел за богослужением. 50-ю главу давайте посмотрим.

Видите, какой Патриарх наш выходит, какие одежды на нём прекрасные. Ватикан, Второй Ватиканский собор, который происходил с 62-го года по 65-й годы, запретил духовенству, кардиналам носить дорогие одежды, потому что это – вызов простым людям. Они слишком отделяются, и народ готов перед ними расступаться и чуть ли не ниц падать. Я не зверь, – скажет Григорий Богослов, – чтобы передо мной расступался в страхе народ. Не нужно всего этого.

Но, с другой стороны, имеем прямое предписание: И сказал Господь Моисею: сделай для Аарона одежды для славы и благолепия (см. Исх. 28:2). Поэтому в храмах должна быть слава, должно быть благолепие, и в народе сидит прямо неукротимая страсть к украшению храмов.

Она, эта страсть, была и у наших людей. Сами жили в курных избах, понимаете, с кривым крыльцом, печи по-чёрному топились, в нищете, но на храмы не жалели средств. И вот Зайцев пишет, что когда отливали колокола, находили такую глину, из которой можно вылить <колокол>, и туда заливалась бронза, медь, <и> приходил народ, и дождём падали – в этот кипящий металл – дождём падали серебряные рубли. Народ отдавал последние деньги, серебряные рубли, чтобы звон-то был серебряный!

И таких колоколов, какие были на Руси, нигде не было – с печатями, с украшениями. Как правило, очень много жертвовали на храм купцы. Купцы, вот они жертвовали много на храм. И в частности, на украшения. И священнику в день Пасхи подносили и новое Евангелие, и потир, и ковры, и свечи из чистого воска. И всё было, так сказать, на высшем уровне. Но для кого копили? Если бы знали, для кого все эти драгоценности, все эти иконы, покрытые прекрасными ризами... А на них в знак благодарности за исцеление люди вешали колье, драгоценные разные украшения. И всё это досталось «товарищам» – всё было ограблено, всё было осквернено.

И вот на эти деньги и делалась міровая революция. Потому что всё, что они взяли из храмов, это такое богатство, которое даже невозможно и представить. Вот у нас в академическом храме Царскосельская икона, как считают, фамильная икона Божией Матери, перед которой молились все Императоры и Императрицы – она была увешана, украшена такой ризой и такими драгоценностями, что на одну эту икону можно было поднять экономику нашего государства. На одной только иконе.

Когда Папа Римский Павел VI приехал в Филиппины и увидел их бедность, он снял с головы своей тиару (митру) и сказал: «Дарю вам на поднятие экономики страны». Сколько в ней было драгоценных настоящих камней, если перевести всё это на доллары, то громадная миллиардная получается сумма, а он всё это носит на одной голове. Вот у народа было такое стремление друг перед другом – украсить и расписать храмы. Также и относительно колоколов. А парча?

Непоправимый удар по Церкви нанёс Пётр I. Парча, такой парчи, пронизанной настоящими золотыми нитями, что она не сгибалась – её можно было <только> переломить. И он запретил все эти дорогостоящие церковные постройки, стал снимать колокола – то же сделала и Екатерина, – закрыл свыше 500 монастырей, и всё это: и земли, и богатства – конфисковывалось.

Ну, а о «товарищах» и говорить нечего. Они стремились стереть всё и истребить, чтобы не было ни одного храма, и имя его не поминалось к тому. И всё грабили. Поэтому, когда изымались церковные ценности, Патриарх Тихон выступил с протестом, и на него обрушились: как это? в Поволжье голод, а он не <отдаёт драгоценностей церковных>? «Мы не против, мы готовы отдать все сокровища, но мы должны проследить, туда ли они пойдут, действительно ли на помощь голодающим». А голодающим не досталось и медного пятака – не то что серебряного рубля, а и медного пятака.

Всё разворовывалось, и всё употреблялось на разведку, на поддержку и на все эти партийные, понимаете, цели, а его <Патриарха Тихона> обвинили в том, что он против. Никогда он не был против. И Церковь всегда, монастыри в случае голода питали, и открывали свои закрома, и выдавали хлеб тысячам, десяткам тысяч людей, не считая того, что ежедневно кормили сотнями. Соловецкий монастырь – семь месяцев только зима. Когда навигация начиналась, паломники уезжали и жили <в монастыре> до следующей – всех нужно было ежедневно кормить.

Оказывается, Соловецкий монастырь даже посылал деньги Царям на покрытие их государственного долга. Самые рентабельные хозяйства – это были монастыри. И, описывая с экономической точки зрения, он <3айцев> говорит, что не было такого производства на севере, как Соловецкий монастырь по рентабельности своей. И вот они <монастыри> жертвовали – конечно, жертвовали и Царям, жертвовали и в казну.

Хорошо. Вот мы смотрим в 50-й главе <Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова>, как же выглядел Симон, сын Онии, великий священник. Смотрите 5-й стих:

«Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь Ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис».

Я скажу вам, в чём дело. В силу того что был закон, что люди с физическими недостатками, хотя и из священнического рода, не могут приступать к жертвеннику – питаться дарами жертвенными они могут, а служить не имеют права. Потому что физический на нём недостаток. Вот эта селекция, образно говоря, отбор этот, приводил к тому, что появлялось очень дородное, внешне презентабельное священство: высокого роста, с красивыми манерами, породистые, как говорят. И он, облачённый в эти одежды, производил такое впечатление.

И что же? – как кованый <...> сосуд, – 10-й стих, – украшенный всякими драгоценными камнями. Вот Борис Годунов жертвовал в Троице-Сергиеву Лавру, совесть у него была... И вот, как бы так сказать, кованые сосуды – не позолоченные, а из целого золота кованые сосуды, тяжелые по весу, – и это жертвовали всё в храм. Французский журналист, который побывал там и посмотрел ризницу Троицкой Лавры, он сказал: «Вы желаете черпать жемчуг совком? Поезжайте и посмотрите ризницу Троице-Сергиевой Лавры».

Камни, которые выпадали, их собирали в бочку. И стояли целые бочки с осыпавшимися драгоценными камнями. И всё это богатство, конечно, оно и прекрасно, и люди радовались и любили видеть благолепие, но с другой стороны, когда произошла подмена – только внешность в ущерб внутреннему, – это и привело к погибели.

Такие громадные соборы, как у нас в Петербурге, строили и в сельских местностях – где фабриканты и купцы строили также, друг с другом <соревнуясь>, – да этим храмам стоять только в городах! И все они были осквернены, и всё – мерзость запустения на святом месте.

И об Иерусалимском-то Храме Господь сказал: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2; Мк. 13:2). Как, всё будет разрушено? Да если это будет разрушено, неминуем конец міра. Поэтому в 24-й главе после этого ответа: «Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3), – <Господь и говорит о признаках конца міра>. Потому что храм должен стоять вечно, это гарантия. А вот эта гарантия – как же <она> будет разрушена? Невозможно и представить.

Дальше. <Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 50>:

«Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища [да ведь всё это под открытым небом! Солнечные лучи преломлялись во всех этих гранях? и, конечно, он освещал, и всё это отражалось на окружающих предметах]. Также, когда он принимал жертвенный части из рук священников, стоя у огня жертвенника,вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра на Ливане, и они окружали его как финиковые ветви, и все сыны Аарона в славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля. В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю» (Сир. 50:12–17).

Вот сейчас: «Благослови, владыко, кадило», – молитва на кадило: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного. Еже восприем пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа», – Ты прими наши молитвы, как благоуханный кадильный дым, ароматы, а взамен пошли нам благодать Всесвятаго Духа.

Дальше:

«Тогда сыны Ароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердым, доколе совершалось славословие Господа <...>» (Сир. 50:18–21), – вот с натуры описание богослужения, которое было в Иерусалимском Храме.

Вот так же и здесь <у нас>, такая же страсть к украшению храмов. И вот в Новгороде, новгородцы любили для каждой улицы иметь свой храм. Отсюда и выражение: «и на нашей улице скоро будет праздник» – вот сегодня у вас, а через 2–3 дня праздник будет по календарю и у нас. Прихожане – только жители вот этой стороны. Храмы были небольшие, но по архитектуре они – один одного лучше. То есть такое было воображение художественное, <и> человек находил себя в строительстве храмов и в украшениях его. И поэтому о храмоздателях, строителях, молитва идёт, хотя этих строителей нет в живых уже давно, а молитва за них идёт.

Но храмов можно настроить – в пяти шагах они будут один от другого, но если не будет при этом учительства – не спасут и храмы. Дело не в храме, дело в учительстве.

В научении. Храм это не только лечебница, но и дом училища: первые библиотеки, первые центры просвещения – это были монастыри. В них сосредотачивались древнейшие рукописи, книги – монахи были образованные. Отдавали им детей, и всё образование-то шло начальное по Псалтири, по Часослову. Поэтому невозможно было быть нецерковным человеком и неверующим.

<Митрополит Вениамин> (Федченков) пишет: Нам хотелось, в селе живя, посмотреть, кто такие эти атеисты, – когда стала доходить и до них волна, – кто же такие атеисты, почему они не верят в Бога и как можно в Него не верить. Для нас, – говорит, – не было никакой разницы между міром, <таким> какой мы воспринимали и видели, и міром духовным. Мы также признавали его бытие, как вот будто, понимаете, видели всё это перед глазами. Вот такое было воспитание. Вот если бы к этому воспитанию прибавить просвещение!

И если бы элитарная часть общества относилась, как подобает к крестьянам! А так ведь получился такой разрыв между дворянством и крестьянством, что они не понимали друг друга и, в известной мере, презирали. Единства в обществе не было. Смеялись над верой простых крестьян и оскорбляли их религиозные чувства. И вот вам результат: у человека, у которого есть вера, но нет образования, у него нет сдерживающих <факторов>: ах, раз Бога нет, значит, он понёсся в бездну – всё можно. Если Бога нет, то для человека всё можно делать. Мера вещей – он. Всё это Достоевский – эту мысль страшную – и выразил в своих произведениях: во что превращается человек и общество, если для них нет Бога.

И конечно, мы и сейчас этого не видим, чтобы государство стало Церковью. По-прежнему Церковь, как образование, живёт, находится в государстве. И вот было финансовое ведомство, военное ведомство и <было> духовное ведомство. Да разве Церковь – это ведомство? Церковь – это не ведомство. Это «жизнь яже во Христе Иисусе». Это когда всё наполнено Им. И всё тяготеет к Нему. Посмотрите, вне Церкви остаётся и Армия, и Флот, и преступники, и молодые организации – да разное. А где же Церковь? Что, она ограничивается только вот этими храмами? этими помещениями? Уже у нас и было храмов! Уж столько строилось храмов, и всё строились, и строились. Я не знаю, сейчас, где это, в каком районе – но это где-то в районе Пушкина – хотят восстановить, хотят построить прекрасный храм деревянный. Одним словом, восстановить, как бы вам сказать, духовный центр, какой вот должен быть там: и храм, и комплекс всяких подсобных сооружений, и школа, и больница, и ограда, чтобы это действительно был такой духовный центр.

И вот нужно <было в царское-то время> отдавать детей <в школу>, а боялись, боялись. Матери не отдавали детей учиться. Считали, что там с ними что-то сотворят, что от науки добра не жди, что достаточно веры. Недостаточно! Вера на всё полезна, но её недостаточно. Разумеешь ли, что читаешь? (см. Деян. 8:36) А они не читали Писание. Веровали по традиции, по воспитанию, исполняли культовую сторону религии, а не задумывались над текстом. Так.

С 6-й главы, собственно говоря, и начинается строительство <Храма> и подробнейшим образом описывается в 6-й, 7-й и 8-й главах. Вы это сами прочитаете, а я хочу сказать, какую молитву произнёс Соломон при освящении Храма. Во-первых, её предваряла прекрасная речь, <читаем> с 14 стиха:

«И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание израильтян; все собрание израильтян стояло,и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему, и ныне исполнил рукою Своею!» (3Цар. 8:14–15) – то, что вот Он определяет его быть царём и строителем. А дальше идёт молитва. Молитва, в которой он просит, чтобы Господь не отводил очей Своих от места сего, чтобы очи Его в течение круглого года были направлены на храм сей; и чтобы Господь слышал в этом храме молитвы не только единоверцев, но и иноземных. И вообще, кто из народа обратится за разрешением своих вопросов, чтобы Господь услышал их прошение и воздал праведному по праведности его, а злому по лукавству его. И вот смотрите, 52-й стих этой главы:

«Да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов Земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи!» (3Цар. 8:52–53).

И вот когда он произнёс все эти моления и благословения, сказано, что – Иосиф Флавий пишет – «вошло густое ароматическое облако в храм, шехина, и наполнило собой всю внутренность храма, так что священники перестали видеть друг друга; и все почувствовали: вот, реальное присутствие Божества». Вот, Бог невидим, а мы Его ощущаем, и ничто нас не может смутить. Это не самовнушение, а это свидетельство совести нашей, что рядом с нами Бог. И вот произошло это освящение. Когда он <Соломон> всё это закончил, ему является Господь вторично. 9-я глава. И что же Он ему говорит? 3-й стих:

«Я услышал молитву твою и прошение твоё, о чём ты просил Меня; <... > Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во вся дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, <... > то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как я сказал отцу твоему Давиду <...>» (3Цар. 9:3–5) – А если вы не будете <соблюдать заповеди> то что? 7-й стих, – «то Я истреблю Израиля с лица земли <...>» – и храм сей разрушу, и он будет притчей во языцех – и каждый, проходящий мимо, видя эти руины, скажет: За что Господь поступил так с местом сим и с сим храмом? За то, что оставили Меня и стали служить иным богам.

У нас сейчас с вами видимого идолопоклонства нет. Никто не держит у себя Зевса, Юпитера, Афину Палладу и не молится им. Идолопоклонство приняло другие, утончённые формы. <А именно> то, что нас пленяет, что нас заставляет служить ему – любая страсть – тот же идол. Любая страсть, которая лишает нас воли, – тот же идол. Поэтому не сотвори себе кумира.

Дальше посещение царицы Савской и, наконец, 11-я глава. В 10-й главе говорится о блеске и роскоши этого царского двора. И всё-таки не хватало никаких средств на его безумную роскошь. А в 11-й главе – катастрофа: полигамия с женами из племён, о которых было сказано, чтобы не брать из этих племён жён себе, ибо они научат вас путям своим и уведут вас от Бога. К ним, – сказано, – прилепился Соломон любовью и вместе с ними, с язычницами, ходил на Елеонскую гору, строил капища в честь их богов, и кадил, и кланялся Вааламу, Астартам, Молохам, Дагону и другим. Ну и что? Навёл на себя гнев Божий. Господь определил, что ради Давида он доживёт счастливо, а после его смерти начнётся эпоха разделений.

И уже при Соломоне на его царство стал нападать Адер, Идумеянин (14-й стих), с Юга, а с Севера Разон (23-й стих), сын Елиады, это царь Сувский – а это Сирия. И, наконец, появляется и претендент на царский престол в самой Иудее. Он <Соломон> над всеми строительными работами поставил очень талантливого подрядчика, некоего Иеровоама, сына Наватова – посмотрите 11-ю главу, 26-й стих. Вот этот Иеровоам, очевидно, осматривая постройки, оказался за чертой города один на один, и вот ему навстречу идёт пророк Ахия из Силома.

На Ахии новый плащ, он останавливается перед Иеровоамом, разрывает плащ на 10 частей, и даёт этому Иеровоаму, и говорит: За то, что так творится у Соломона и он служит иным богам, Я не отниму у него царства ради Давида. Отниму после его смерти у детей его, а тебя возвышу. И если будешь верен Мне, как Давид, раб Мой, то состоится и царство твое. И вот: если будешь верен, то царство – твоё, устрою тебе дом. У тебя будет наследственная переходить власть от отца к сыну. Разрывает на себе этот плащ на 12-ть частей и 10-ть полос отдаёт ему. И говорит: вот, ставит тебя Господь царём над 10-тью коленами, а вот два, Иудино и Вениаминово, ради Давида будут стоять, и они составят костяк Иудина колена.

Таким образом, вот видите, что происходит. Никакая там социальная или другая политика, а исключительно богоотступничество приводит к тому, что не спасает ни экономика, ни политика, ни вооружённые силы и никакие другие – всё валится из рук за богоотступничество, за безбожие. Вот так и нужно сказать: у нас всё кроется в безбожии, в хуле. А если бы мы молились и не отступали и совершали, как молились, то не было бы <и трагедии>. Но сослагательного наклонения в истории нет, в ней есть то, что есть, и что говорить – «ах, если бы, да кабы». Нету такого! Есть, значит, вот это.

Вот теперь обсуждаем «Основы духовного кризиса в России». Прочитайте хорошую книгу <Игоря> Шафаревича, слышали такого? И духовные основы кризиса у нас в стране. Замечательное исследование – небольшая книга, где он показывает истоки. И вот когда эта гниль заводится в церковном обществе, это самое опасное и последнее дело.

Соломон каким-то образом узнал об этой встрече: то ли этот Иеровоам проговорился, то ли стал себя заносчиво вести, но Соломону стало известно, что он встречался с пророком и пророк ему что-то такое сказал. Он приказал его убить, но Иеровоам убежал в Египет и скрывался там до дня смерти Соломона.

Процарствовав сорок лет, Соломон отошёл к народу своему. И на правление Соломона и Давида падает самый блестящий период в религиозной поэзии. Вот когда есть возможности развиваться мирно, начинают процветать науки и искусства и, в частности, поэзия. И вот эти книги поэтические настолько прекрасны – у вас должна быть поэтическая часть – да, настолько прекрасны, что требуют особого рассмотрения: как в такой период появляется такая замечательная литература.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle