А.Г. Долженко

Нагорная проповедь

«И кто захочет ... взять у тебя рубашку ...»

«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40). Для того, чтобы понять смысл этих слов, нужно знать что у древних евреев закон, данный Богом через Моисея предписывал проявлять большое внимание и заботу к бедному человеку. Так, если бедняк под залог отдавал, например, свою одежду, то заимодавец не имел права войти в дом должника своего и должен был стоять на улице, дожидаясь пока вернут ему его залог. Причем заимодавец должен был возвратить залог (например одежду) своему должнику до того, как наступит ночь. «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим» (Втор.24:10–13).

Однако во времена Христа и раньше это правило милосердия редко исполнялось евреями-заимодавцами, которые забирали себе не выкупленные в срок ценности, отданные под залог, в том числе и одежду, по решению суда. Спаситель советует человеку, не сумевшему выкупить свой залог у заимодавца, отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. В данной ситуации это делается для того, чтобы не обострять отношения с заимодавцем, избежать суда и выяснить все вопросы с миром, без применения зла. Так надлежит поступать даже если для сохранения мирных отношений и избежания конфликта и ссоры пришлось бы заплатить двойной ценой, отдав рубашку и верхнюю одежду.

Как и в ситуации с подставлением второй щеки, Спаситель рассматривает именно тот случай, когда человек виновен в невыплате долга (то есть денег взятых под залог). Именно по этой причине на него хотят подать в суд. И как в ситуации с подставлением второй щеки, Спаситель рекомендует признать свою вину, проявить покладистость и покорность. Этим добрым поступком человек сможет решить конфликтный вопрос мирным путем с отсутствием зла, но с присутствием добрых отношений, для сохранения которых и двойная оплата небольшая цена. Отдаванием рубашки и верхней одежды человек не противится злу, так как не делает никаких действий наперекор или против заимодавца. Но, путем проявления покорности и согласия, побеждает зло (то есть конфликт с заимодавцем) добром.

Как видим, в эпизоде с рубашкой также показана конфликтная ситуация и указан путь для её разрешения мирным способом, не противностью, не противодействием а покорностью, взаимопониманием и согласием. То есть дан образец мирного решения конфликтной ситуации, решения, основанного на любви к ближнему, когда предупреждено (не допущено) появление ссор, раздоров и зла. Наряду с этим, в эпизоде с рубашкой показан случай, когда человек не прав в том, что не выплатил долг (поэтому на него подают в суд). Показаны действия этого человека, связанные с осознанием и искуплением вины, что выразилось в том, что человек платит двойную цену (отдавая не только рубашку, но и верхнюю одежду). И указано, что только при помощи мира, покорности и покаяния, в виде признания своей вины и можно избежать зла и разрешить конфликт при помощи добра.