А.Г. Долженко

О формировании поста в христианстве

Особое внимание Церкви было обращено к постам во время возникновения ересей, связанных с учением о постах. Несмотря на то, что в еретических учениях монтанистов и манихейства пост почитался и тщательно соблюдался, однако всё внимание этих еретиков было сосредоточено на формальном исполнении поста. В этих еретических учениях ценилось соблюдение внешних действий и недооценивалась работа духовной сферы человека во время поста.

Представители других еретических учений, такие как Аэрий, Иовиниан, Вигилянций, вообще категорически отрицали значение поста в жизни человека, целесообразность и полезность постничества. Чтобы привести к единой стройной системе учение о посте, отцами Церкви были проанализированы и обобщены взгляды древнехристианской Церкви, связанные с постом. А затем было утверждено официальное учение Церкви о посте на Гангском соборе.

Согласно решению Гангского собора о посте, анафеме подвергаются те люди, которые нарушают посты, признанные и установленные Церковью, несмотря на то, что их здоровье позволяет совершать постничество. Преданию анафемы подвергаются и те люди, которые осуждают своего ближнего «с благоговением вкушающего мясо в дозволенное время».

Впоследствии в Восточной Европе соблюдению поста стали придавать особое значение, и ответственность за тщательное осуществление поста возросла. В связи с этим грех в нарушении установленного церковью поста стал приравниваться к ереси. Этот взгляд на соблюдение поста пришел вместе с возникновением христианства и в Киевскую Русь. Поэтому с тех давних времен возникло и существует в русском народе и русской православной церкви уважительное отношение к соблюдению поста.

В дальнейшем в странах Западной Европы возникли слабые попытки, направленные на пересмотр и ослабление древнецерковного учения о посте. Постепенно эти попытки усиливались и привели к полному отрицанию поста в протестантстве. Но несмотря на это государственные власти в странах Западной и Восточной Европы оказывали покровительство и содействовали соблюдению постов. Так, например, в дни Великого поста обычно закрывались различные зрелищные и игровые заведения, приостанавливало работу судопроизводство, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки кроме тех, которые продавали предметы первой необходимости. К времени проведения Великого поста приурочивали осуществление благотворительных дел. Даже в Римской империи рабовладельцы во время поста разрешали прекратить рабам работу и многим из них давали свободу.

Во время Великого поста в храмах активно читались проповеди так как в этот период храмы были очень многолюдны. С возникновением монашества пост становится одним из неотъемлемых монашеских обетов и характерной чертой монашеской жизни. Монахи в странах Восточной Европы ежедневно постились до трех часов дня. А в дни установленного церковью поста, не употребляли пищу до вечера. Иные монахи осуществляли более продолжительное пощение. Использование постов в жизни монахов способствовало уважительному отношению к постам и у мирян. Христианская вечеря во время поста, проявляющаяся во вкушении пищи только в конце дня, как характерная черта образа жизни христиан, стала резко отличать постившихся христиан от язычников, которые имели обыкновение кушать часто на протяжении всего дня.

Соблюдение поста оставило свой отпечаток и на богослужении. Например, великопостное богослужение отличается от проведения церковных служб в обычные дни. Согласно учению современной Православной Церкви, пост является необходимым подготовительным средством к покаянию и святому причастию. На современном этапе учение о постах представляет собой развитую систему, которая ревностно сохраняется и защищается от ереси христианской Православной Церковью и внедряется в жизнь христиан.

Комментарии для сайта Cackle