протоиерей Николай Зефиров

Источник

Второе послание святого апостола Павла к Солунянам

Из содержания второго послания мы видим, что Солуняне явили вновь мужество в терпеливом перенесении новых гонении за веру (1, 4), и в связи с гонениями еще усиленнее, нетерпеливее стали ожидать второго пришествия Господня. Среди них появились разного рода лица, которые своими воодушевленными речами со ссылкой на слова Писания – о близости дня 2-го пришествия Господня окончательно смущали Солунян, а также начало распространяться какое-то подложное послание ап. Павла (2, 2). Солуняне совершенно растерялись и не знали, как и что им делать в виду возможной близости дня Господня, и благодаря этой смуте в умах и сердцах Солунян, беспорядочная, праздная, на чужой счет жизнь некоторых из них (о чем ап. писал и в 1-м послании) не только не прекратилась, но еще усилилась. Все это, вместе взятое, и послужило поводом к написанию второго послания к Солунянам.

В надписании послания апостол упоминает Силуана и Тимофея, а последние были при ап. Павле, когда он был в Коринфе. Отсюда заключают, что и послание написано в Коринфе же и написано вскоре после первого послания, так как Силуан и Тимофей, находившиеся при апостоле при написании первого послания, еще были тут, в Коринфе, и не оставили еще апостола. Таким образом 2-е послание написано в том же 53 г., как и первое, или в начале 54 г., так как в этом году апостол уже оставил Коринф.

Глава 1-я

В первой главе послания апостол благодарит Бога за веру Солунян, за их терпеливое перенесение гонений и скорбей. Это последнее обстоятельство важно для апостола как одно из доказательств суда Божия над гонителями христиан для их наказания и для оправдания страждущих христиан. Посему он и молится за них, чтобы Бог довершил дело их веры, да прославится чрез них имя Господа нашего Иисуса Христа.

1 ст. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:

2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего Иисуса Христа. Этот привет апостола Павла тожествен с приветом в первом послании к Солунянам и выражает ту же мысль – пожелание благодати и мира от их источника Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

3 ст. Всегда, по справедливости, мы должны благодарить Бога за вас, братья, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами. После приветствия апостол пишет Солунянам, что по долгу своей совести он должен благодарить, за них Бога, за то, что они не только пребывают твердыми в вере среди гонений, но и преуспевают и возрастают в ней, – за то, что среди них умножается любовь, т. е. что она делается возвышеннее и глубже, всеобъемлемее и шире.

4 ст. Так-что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верой во всех гонениях и скорбях, переносимых вами. И ваша вера, и ваша любовь, и ваше терпеливое перенесение гонений и скорбей за Христа, все это вызывает нас на то, чтобы указать на вас другим церквам, похвалиться вами, благодаря за вас Бога.

5 ст. В доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Вы же, Солуняне, переживаемыми вами скорбями и гонениями за веру во Христа, не смущайтесь, ибо в вас самих есть доказательство того, что будет праведный суд Божий, на котором ваши мучители получат должное. Если бы вы не верили в этот праведный суд Божий, то стали ли бы вы с такой твердостью переносить страдания за Христа? Не внутреннее ли ваше убеждение в действительности этого суда и праведного воздаяния Божия подвигает вас на мученичество в надежде удостоиться Царствия Божия?

6 ст. Ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью. Т. е. и достойно, и справедливо от праведного Бога вашим мучителям получить соответствующие наказания.

7 ст. А вам, оскорбляемым, отрадой вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его. А вам, мучимым теперь и оскорбляемым, удостоиться отрады, т. е. высшего блаженного утешения вместе с нами, т. е. со мной, апостолом Христовым, и со всеми теми, которые трудились здесь на земле для устройства Церкви Божией. Но будет это воздаяние по втором пришествии Господа на землю, когда Он явится с Ангелами своими.

8 ст. В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Символом наказания является огонь, которым Господь накажет не познавших Бога, т. е. язычников и не покоряющихся благовествованию, т. е. тех, которые хотя и слышали Евангельское благовествование и имели возможность познать и уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, но по-своему упорству и противлению истине не уверовали в Него; таковыми могут быть названы не уверовавшие иудеи. Под теми и другими можно разуметь вообще упорно неверующих и коснеющих в безбожии и отвергающих учение Христа людей.

9 ст. Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его. Все эти люди подвергнутся вечной погибели, т. е. окончательной, без надежды изменить свою участь, и этот приговор услышат от Самого Господа, от славы могущества Его, т. е. Который явит в этом нелицеприятном суде всю свой силу, славу и всемогущество.

10 ст. Когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Наказавши грешников, не познавших Бога и не уверовавших в Евангелие, Господь прославится в тех, которые уверовали в Него, т. е. свое всемогущество явит в том, что верующих в Него удостоит славы, которую имел Сам у Отца Своего, и чрез то явится предметом удивления, восхищения всего мира. Конец этого стиха в славянском тексте читается так: Яко уверися свидетельство наше в вас, в день он, т. е. тогда-то и откроется истина нашего учения и свидетельства нашего о Христе, которое мы возвестили вам и которому вы поверили. «И в этом то уверовании веровавших и явится дивным Господь» (Еписк. Феофан 2Сол. 1, 10 стр. 436).

11 ст. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,

12 ст. да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Посему-то я и молюсь за вас, чтобы вы удостоились небесного прославления, молюсь, чтобы Господь Бог наш сделал вас достойными вышнего звания, к которому вы призваны чрез веру в Иисуса Христа, и исполнил вас всеми благодатными дарами своей благости, дабы жизнь наша проявилась во всей силе и мощи нашей веры, т. е. соответственной нашей твердой, непоколебимой вере, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа чрез вас верующих, а вы чрез веру в Него. И все это по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа, т. е. все это не от нас, а Божий дар.

Глава 2-я

Во второй главе апостол раскрывает пред Солунянами учение о втором пришествии Господа и указует явления и знамения, предшествующие ему. Первее всего просит их не смущаться никакими речами разного рода лиц, ни тем более подложным посланием от его лица относительно наступления дня Господня. Прежде наступления дня Господня, говорит апостол, явится человек греха, сын погибели – антихрист. Об этом им апостол говорил и ранее и указывал причины, задерживающие появление его. Когда наступит Богом предопределенное время и будет отстранено удерживающее, явится антихрист со всякой силой и знамениями, и чудесами ложными, по действию сатаны. Но этого антихриста Господь Иисус Христос убьет духом уст своих при своем пришествии на землю. Все неверующие и беззаконники, сознательно попирающие любовь к Евангельской истине и противящиеся ей, будут увлечены антихристом и – погибнут.

1 ст. Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

2 ст. не спешит колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов, Среди бед, напастей и гонений со стороны язычников и иудеев, Солуняне под влиянием разного рода лиц, стали думать, что вот-вот наступит день Господень, т. е. 2-е пришествие Господа Иисуса Христа. Взявши такую настроенность Солунян во внимание, апостол просить их не растериваться своими мыслями в вопросе о пришествии Господа Иисуса Христа и по всяким слухам верить, хотя бы эти слухи распространялись лицами говорящими будто бы по вдохновению от Духа Божия, или шли от лиц говорящих со ссылками на Писание или ссылающихся на наши слова, будто бы нами сказанные, или на послание наше, будто бы нами написанное.

3 ст. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. Во всех этих случаях не поддавайтесь никаким обольстительным речам, кем бы и как бы они ни были произносимы и за чьи бы они не выдавались. Вы должны твердо стоять на том, что дня пришествия Господня никто не знает, хотя некоторые признаки наступления этого дня Господня и открыты: а) День тот не придет, доколе не придет прежде отступление, т. е. день тот не придет ранее, пока не совершится отступление от веры в Иисуса Христа, т. е. пока люди или совершенно не исказят учения Христова, сообразно своим измышлениям, или пока совершенно не перестанут веровать в Бога, хотя в том и другом случае может быть и будут носить имя христиан. Следом за этим отступлением от веры в Бога, среди этого неверия и безбожия, явится б) человек беззакония, т. е. явится определенная человеческая личность, человек, который среди безбожия и неверия всех превзойдет своим гордым неверием и безбожием и, как таковой, будет воплощением беззакония, и олицетворением греха. Сын погибели, т. е. сознательно идущий к погибели, а посему обреченный на вечную гибель.

4 ст. Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что во храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Как беззаконник, сознательно идущий к своей погибели, этот человек, или антихрист, будет противником всему тому, что научает людей вере и нравственности, т. е. истине Христовой, а отсюда самому Христу и Богу, другими словами говоря, он будет попирать и смеяться над всякими религиозными и нравственными истинами, будет превозноситься над всем, что люди называют богом или почитают за божественное, наконец в своем издевательстве над всем божественным, над всякой верой в Бога, дойдет в своей гордости до того, что в Храме Божием, т. е. доселе посвященном имени истинного Бога, сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога, т. е. в месте своего особенно успешного беззаконного действования антихрист явится в Храм Божий, сядет в нем как Бог, т. е. объявит себя Богом и будет себя выдавать за Бога, т. е. разными ложными знамениями и чудесами будет доказывать совращенным им людям, что он Бог.

5 ст. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам сие? Т. е. о всех этих обстоятельствах, предшествующих пришествию Господню, я уже вам говорил во время первого научения вас Евангельским истинам.

6 ст. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Так что и тогда, и теперь вы знаете, что удерживает появление антихриста до Богом определенного времени и что, собственно, отсрочивает второе явление Господа. Так есть ли вам основание слушать разных лиц, которые говорят вам, что вот-вот Господь придет. И ныне удерживающее весте. Что же такое это удерживающее? В ответе на этот вопрос толковники разногласят. Более вероятным можно считать такой ответ. Во время своей земной жизни Господь однажды говорил ученикам своим о кончине мира. Как апостол Христов и провозвестник людям учения Христова, апостол Павел не мог не руководиться этой речью Спасителя о кончине мира при изложении учения о втором пришествии Господа и о пришествии антихриста. Один из признаков, указывающих на близость кончины мира, Господь указал: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:14). Вот это-то обстоятельство распространения Евангелия по всей вселенной, когда лучшее из всех народов уверует в Евангелие, под воздействием его нравственно переродится и восполнит собой число верующих Церкви Христовой до определенного Богом числа верующих, и есть то, что удерживает, по Божьему определению, появление антихриста. Распространение Евангелия по всей вселенной, среди всех народов нельзя понимать так, что по всей вселенной и все народы уверуют во Евангелие, а только в том смысле, что Евангельское учение услышат все народы земли, а уверовать быть может и не уверуют совершенно, или быть может только в каждом народе некоторая, лучшая часть людей. И когда все страны земли и все народы услышат учение Евангелия и не будет уже среди них находиться людей, которые желали бы принять Евангельское учение, т. е. когда род человеческий отдаст от себя все, что может веровать во Евангелие и таким образом исполнится, по Божьему определению, вся полнота верующих членов Церкви Христовой, тогда настанет конец, явится антихрист во свое ему время, т. е. во время, Богом ему определенное, т. е. когда никто не будет искать Господа, никто не будет обращается к Нему, тогда Господь оставит людей, предоставит их самим себе, только своей воли, неверие беззаконие и зло разольются по всей земле и явится антихрист. «Обращаясь к толкованию отцов, находим, что они под удерживающим (то катехон) разумеют Римское государство, и под лицом, удерживающим Римского императора. (В подтверждение этого приводится то обстоятельство, что удерживающее было современно Апостолу, ибо ом говорить: и ныне удерживающее весте). Если же апостол не прямо назвал это удерживающее, то, как замечает Златоуст, из опасения, чтобы указанием на падение Римской империи не навлечь на христиан чрезмерной вражды и бесполезной опасности. Но понятно само собой, что справедливость такого мнения тесно связана с историческим существованием Римской империи. С падением ее в 476 г. и с уничтожением основанной в 800 г. на развалинах ее Германской империи, носившей громкое имя Римской империи и уничтоженной Наполеоном I-м в 1806 г., оказалось, что удерживающее не есть эта империя; не есть это и светская власть Римских первосвященников как потому, что ее еще не было при Апостолах, так и потому, что в настоящее время она совсем пала. Тем не менее, нельзя не признать, что в этом единогласном почти мнении древних толкователей есть своя доля истины, именно, что удерживающее есть вообще существование государственной власти, существование государства, не Римского или другого какого, а вообще государства. Как бы ни было устроено государство, кем бы оно ни управлялось, но пока религия, нравственность, право, общественное благо и спокойствие, уважение к личности считаются коренными основами существования государства, до тех пор антихрист не может явиться, существование Церкви и мира обезопашено внешним образом. Но как только подрывается государственная власть, уничтожается управление, – и государство и Церковь находятся в величайшей опасности. История революций показала нам и примеры того, как на время отнимается из среды мира удерживающий и являются прообразы – предтечи антихриста». (Рук. к изуч. Св. кн. н. з. Иванов 447 стр.).

7 ст. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Почва для пришествия антихриста в смысле разрушения веры в Бога и Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти для спасения людей, уже подготовляется и в этом смысле тайна беззакония, обезверивание людей и их нравственное растление уже в действии и теперь, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, т. е. Господь наш Иисус Христос, как еще не закончивший великое дело спасения людей. Когда, согласно Божественному определению, совершится и исполнится все то, что надлежало совершить Христу для спасения людей. Христос закончит свою искупительную миссию, тогда н явится великий беззаконник.

8 ст. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст своих и истребит явлением пришествия Своего. И тогда-то явится, и начнет свою преступную, беззаконную, развращающую, деятельность беззаконник, отрицатель и попиратель всякого порядка нравственного, религиозного и политического. Как ни велик он будет в своей все разрушающей деятельности, но пред Христом он ничто. Его же Господь Иисус убьет духом уст своих. Дохнет Господь – и нет его, явится Господь и истребит, т. е. превратит в ничто и антихриста, и всю его деятельность, убьет его на веки, низвергнет в ад.

9 ст. Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными,

10 ст. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасении. Поразит Господь Иисус Христос духом уст своих того, пришествие которого будет обставлено всевозможной силой, которую ему даст сам сатана, подобно тому, как Сыну Божию дана была Богом Отцом вся Его сила, всемогущество, знамениями на подобие того, какие творил Сын Божий, чудесами на подобие того, какие совершил Иисус Христос во время своей жизни, но все это будет у антихриста или призрачно, т. е. обманно, или ложно, т. е. его знамения и чудеса, хотя быть может и будут действительно совершены, но в противоложность знамениям и чудесам Христовым, будут иметь своей целью не насаждение, утверждение и укрепление веры в истинного Бога среди людей, а наоборот, будут иметь своею целью искоренение, разрушение и уничтожение в людях этой веры. При этом антихрист будет действовать среди людей со всевозможной лестью и обманом, но успех будет иметь попреимуществу среди неверующих, развращенных людей, которые, открыто отвергая Евангельскую истину, сами сознательно идут к своей погибели и – среди тех из христиан, которые, хотя и прикрываются именем христиан, но на деле давно уже изменили и Христу и Его заповедям и перешли на сторону врага Христова – антихриста. И это потому, что все эти люди любве истины не прията, во еже спастися им. Т. е. эти люди не любят истины, нет у них даже расположенности к ней, ложь им гораздо приятнее и сроднее их сердцу, а посему они не любят ни Святого Евангелия, ни Самого Христа, как воплощение самой истины.

11 ст. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верит лжи. Так как эти люди более расположены ко лжи и неправде и не стремятся выйти на истинный путь, то и предоставит их Господь самим себе, своей воле (оставит их), и они всецело – бесповоротно перейдут на сторону лжи, ей только будут верить, т. е. всецело встанут на сторону антихриста, к нему прилепятся всем своим сердцем и всей душой.

12 ст. Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. Попустит всему этому быть Господь Бог для того, чтобы все не веровавшие истине и возлюбившие неправду, т. е. не уверовавшие во Христа, Его Святое Евангелие и открыто вставшие на сторону антихриста, прияли праведный суд от Господа.

С 13 ст. 2-й главы по 18 ст. 3-й главы идут заключительные наставления и увещания апостола Солунянам.

13 ст. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению. Изобразивши последние страшные времена во дни антихриста, апостол успокаивает Солунян и говорит: за вашу же непоколебую веру, за вашу христианскую любовь между собой и к другим церквам нам, т. е. апостолу и всем его сотрудникам, потрудившимся в насаждении веры среди Солунян, остается только благодарить Бога, ибо Он к вам проявил особенную любовь, избравши вас, по своему Божественному предведению ко спасению, освятивши Духом Святым и истинной верой, т. е. чрез истинную веру во Христа Спасителя вы удостоились освящения от Духа Святого и получения спасения.

14 ст. К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. К достижению этого-то спасения Солуняне и призваны чрез наше благовествование, чтобы вам быть участниками славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 ст. Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Итак вам, братие, остается только твердо и непоколебимо держаться божественного учения, которое мы вам благовествовали, и в чистоте и неповрежденности содержать все, что мы говорили вам изустно в разъяснение этого божественного учения и чему мы вас научали в посланиях наших.

16 ст. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

17 ст. да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. В деле же достижения спасения и сохранения в чистоте и неповрежденности Евангельского учения надежду свою более всего должно возложить на Господа нашего Иисуса Христа Бога нашего и Отца, Который только Один может утешить и успокоить ваши сердца, встревоженные и гонениями и слухами о скорости пришествия Господа и утвердить вас в истине так, чтобы и слово и дело у вас не расходились.

Глава 3-я

1 ст. Итак молитесь за нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас. Наконец, апостол просит молитвы о себе, о том, чтобы Евангельское благовествование распространялось везде и всюду так же успешно, как среди Солунян, и все бы прославляли его, т е. чрез Евангельское учение ставши другими, возрожденными, прославляли бы Евангельское учение за это великое воздействие на людей,

2 ст. И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Просит апостол Солунян о том, чтобы они помолились об избавлении апостола от нападок злых, беспорядочных людей, которые своими кознями против апостола и лукавыми выходками и действиями мешали свободному и успешному распространению слова Божия среди людей, как было в Коринфе, откуда он писал это послание. Ибо не во всех вера. Апостол как бы так заканчивает свою мысль: что же делать, не всем дано уверовать во Христа, вера не есть удел всех, многие не веруют, потому что не хотят веровать.

3 ст. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Но Господь Бог, призвавший вас ко спасению, Сам утвердит вас в вере и охранит от действий лукавого и даст вам силы противоборствовать ему.

4 ст. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Мы уверены за вас, что вы с помощью Господа исполняете и будете, несомненно, исполнять все то, чему мы вас научили и что заповедали вам совершать.

5 ст. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Молю же Господа, да зажжет Он в сердцах ваших Свою Божественную любовь, которой Он возлюбил мир, да воодушевит сердца ваши примером терпения Христова, принявшего за нас оплевания и позорную смерть.

6 ст. Завещеваем же вам братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас. В 4 ст. апостол сказал, что я уверен в вас, что все, что мы повелеваем вам, вы исполняете и исполните. А в этом стихе он как бы приводит пример одного из своих повелений: завещаю вам, братья, от имени Самого Господа нашего Иисуса Христа, удаляйтесь от всякого брата, т. е. христианина, который вопреки нашему наставлению и научению как вам жить, вам преподанному, живет и ведет себя не по-христиански, а предается праздной, бездельной, легкомысленной жизни, каковой предаются язычники.

7 ст. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,

8 ст. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,

9 ст. не потому, чтобы мы не имели власти, но, чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Удаляйтесь от этих бездельных, живущих по-язычески, людей. Вы сами знаете, что не им а нам вы должны подражать; а мы, когда жили среди вас, не проводили время в праздности, не предавались утехам праздной жизни, не старались жить на чужой счет, а, наоборот, проводили время скромно, в труде, и работали не покладывая рук, чтобы не быть кому либо из вас в тягость. И это не потому, чтобы мы не имели по апостольскому своему положению возможности или власти жить на ваш счет, а потому, чтобы дать вам образец, которому следовали бы и вы.

10 ст. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Когда я был среди вас, я дал вам в этом смысле прямую заповедь: кто живет в праздности, тот не имеет нравственного права есть чужой хлеб, хотя бы он шел и от рук благотворителя.

11 ст. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Не смотря на мой прямую заповедь о том, чтобы каждый трудился по мере своих сил и способностей, слышно, что некоторые среди вас все же живут не по заведенному у вас нами порядку, а только в суете бродят праздно.

12 ст. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Всех этих, уклоняющихся от данной вам заповеди, прошу и умоляю именем Господа нашего Иисуса Христа оставить праздную жизнь, жить скромно, сидеть у своего семейного очага и в тишине и уединении зарабатывать себе трудом свой хлеб.

13 ст. Вы же, братья, не унывайте, делая добро. Вы же, трудящиеся, продолжайте быть тем, что вы есть, не завидуйте этим людям, живущим в праздности, продолжаете заниматься вашим трудом, продолжайте быть милосердными и добрыми, не смущайтесь тем, что

иногда люди праздные злоупотребляют вашей добротой и милостыней.

14 ст. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Если же кто и после этого нашего послания пребудет по своему образу жизни неисправным и бесчинным, то такого имейте на замечании, т. е. как ослушника моих повелений, и отстранитесь от него, пусть он придет в себя и устыдится того, что все его избегают.

15 ст. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Но не до конца отвращайтесь от него, да не превратится он во врага вашего, а усовещивайте его и вразумляйте как все же вашего брата.

16 ст. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами. Так как обличение праздных и бесчинных людей и исправление их могло повести к раздорам, то апостол просит у Господа мира для Солунской церкви.

17 ст. Приветствие моей рукой Павловой, что служит знаком во всяком послании; пишу я так.

18 ст. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Так как среди Солунян появилось подложное послание Павла, то апостол указывает на то, как отличить его подлинное послание от подложного. Подлинное послание, говорит апостол Павел, всегда заключает в себе приветствие, написанное моей рукой, а приветствие такое: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.


Источник: Николай Зефиров. Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Послания св. апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филипийцам, Колосянам, первое и второе к Солунянам. Могилев губ., тип. И. Б. Клаза. 1912 г. 204 с.

Комментарии для сайта Cackle