Из глубины... (Псалом 129)
Истина состоит не в расшифровке явлений, а в проникновении в сущность, в осознании нами своей миссии в этом мире…
В.Н.Тростников. Мысли перед рассветом.
История не знает нерелигиозных народов. Человеческие сообщества с атеистическим мышлением всегда, неизбежно, уходят с мировой арены164. Похоже, им нет места в промыслительном ходе истории.
Человек всегда религиозен. Это его качество можно считать главным и определяющим. А если это так, то и гуманитарная наука, «наука о человеке и обществе», не может быть вне религий.
Если наука будет оперировать только плоскими категориями атеизма, у неё нет права на титул «фундаментальной». Гуманитарные же исследования, если они окажутся вне мира религиозных стремлений, переживаний и мироощущений общества, неизбежно превратятся в «прикладную этологию», науку о характере поведения стадных животных.
Человек сложен. Слишком сложен, чтобы понимать его только как «развитое животное» или как «часть коллектива». И если мы будем «изучать» человека вне его главной «связи», вне религии, то наши знания будут неполными, а наша наука ― ущербной.
Что же касается проблемы «происхождения человека», то атеистическое мышление в археологии может привести к тому, о чём ещё в XIV в. предупреждал Григорий Палама: «…рассуждения внешних мудрецов о творении различны; некоторые из них даже науку уже создали, доказывающую, что все эти рассуждения неистинны, тогда как ни одна из наук не может доказать или вообще предположить, что истинно какое-то одно из различающихся мнений. Поэтому кто не признаёт, что недвойственная истина живёт только в свидетельствах боговдохновенных мужей, говоривших для нашей пользы, кто не видит из слов Бога к Иову (Иов:38–41), что тварная Божья премудрость непостижима, а надеется досконально разузнать истину всего в мире с помощью внешней мудрости, тот не замечает, что возводит строение своего знания на песке, вернее на волнующейся зыби, столь важное дело вверяя словесным плетениям наук, которые всегда можно опровергнуть другими плетениями»165.
Похоже, что доказательств никогда не будет достаточно. «Опыт, и чужой и личный, и даже несравненно важнейший опыт истории, показывает, что в данное время убеждает не истина сама по себе, а то случайное обстоятельство, подходит ли, всё равно истина или ложь, к господствующему в известное время строю мысли, к так называемому общественному мнению….»166. А пока развивается наука, пока крепнут доводы богословия, пока видимая победа в дискуссии христиан и безбожников будет то на одной, то на другой стороне, ― с каждым новым поколением будут приходить в мир люди, испытывающие или естественное отвращение, или страстную любовь к самоосквернению.
Путь вверх всегда сложнее ― больше труда, нет эпатажа, не так много удачи, «поддержки масс» или благоволения «князей человеческих»… Но у нас есть дар ― способность ощутить радость чистоты, красоту и присутствие Истины. А это ― многое… За нами всегда выбор, и от нас требуется только одно ― решение, именно то, что определит наше мировоззрение и, в конце концов, ― нашу судьбу.
В реальности наука и религия не взаимоисключают друг друга. Более того… «Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того ― приводит к религии. Если мы не ограничимся кропотливым собиранием фактов, как учёный специалист Вагнер у Гёте, но, как Фауст, дадим простор всей человеческой жажде знаний, которая стремится постигнуть тайны бытия и обладать этими тайнами, то мы неизбежно придём к религии»167.
Чем ближе наука подходит к решению действительно важных вопросов, тем с более серьёзными трудностями она сталкивается, и если мы уже достаточно хорошо осознаём необходимость максимально широкого сотрудничества в исследовании и понимании мира, то мы обязаны привлечь к своему деланию и иной опыт познания ― опыт Церкви.
В середине XIX века, в ту пору, когда вера людей в прогресс и всемогущество науки была особенно велика, один из величайших поэтов в человеческой истории, Гёте, произнёс удивительные по своей прозорливости слова:
«Мы могли бы знать многое лучше,
если бы не хотели узнавать слишком точно».
И похоже, прежде всего не в археологических монографиях, а совсем в другой, великой и поистине вечной Книге нам следует искать ответ на главный и мучительно важный вопрос:
Кто мы, откуда мы, куда мы идём?
Лето 2002 от Р.Х.
* * *
Короткий век не только у таких государств, как например, Парижская коммуна. Без религиозных ценностей не могут жить и нации. Вспомните, как недолго просуществовал пришедший на место православных русских «советский народ», и как жадно устремилась в оккультизм новая, сменившая его нация ― «россияне».
Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. ― М.: Канон, 1995. С.154.
Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Т.I. Ч.I. ― СПб., 1885. С.5.
Лука, святитель (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. ― Б.м.: Троицкое слово, Феникс, 2001. С.58.