Источник

Страстный путь

Понтий Пилат наконец приговорил Спасителя к смерти. Существовал один закон, изданный семь лет до этого Тиверием, римским императором, по которому между произнесением смертного приговора и приведением его в исполнение должно было пройти десять дней. Однако сила этого закона не распространялась на убийц и государственных преступников. Это еще более увеличило тот позор, который вынес ради нас Христос; потому что Его причисляют к убийцам и бунтовщикам против римского владычества и поэтому немедленно приступают к выполнению смертного приговора. «И взяли Иисуса и повели».

Путь, по которому Он шел из судилища к Голгофе, и по сей день называется Страстным Путем. 12 Нисана 3793 года здесь, среди яростных криков и воплей исступленной толпы, окруженной римскими легионерами, изнемогая под тяжестью креста, шел Христос, одинокий, покинутый. За Ним шли с торжествующим видом старейшины народа, ликовавшие двойную победу: победу над ненавистным римским правителем, которого они только что заставили утвердить их приговор, и победу над опасным Учителем, Которого еще несколько дней тому назад народ встречал восторженно, как царя, криками: «Осанна», с пальмовыми ветвями, устилая Его путь своими одеждами.

Теперь старейшины могли сказать этому народу:

― Смотрите, вот Тот, пред Которым вы преклонялись. Вы видите, достаточно было нашего слова, чтобы Он пошел на казнь.

Те, кто верил в Него, как в Мессию, быть может, ждали чуда. Ждали, что небеса разверзнутся, и легионы ангелов, блистая огненными мечами, поразят Его врагов, освободят Его и вместо Голгофы поведут в храм, как Мессию и Царя.

Но чуда не совершалось, восторженная вера заменялась ненавистью, озлоблением за несбывшиеся надежды.

Те, кто верил глубже в Его учение, колебались и сомневались, видя, что Он осужден всеми и идет за Свое учение на позорную казнь.

И только женщины, видя пред собой одни страдания, рыдали и плакали, не боясь злобы разъяренной толпы. Только к женщинам и обратился Спаситель на Своем последнем, скорбном пути.

По римскому обычаю, все осужденные на крестную смерть должны были сами нести крест на место казни. Так случилось и с Господом Иисусом Христом, и поэтому евангелист сообщает нам: «И неся крест. Свой, Он вышел наместо, называемое Лобное». Здесь исполнилось то, что прообразовательно случилось с Исааком, который сам должен был понести на гору Мориа дрова, на которых его самого надлежало принести в жертву. Теперь в точности исполнилось слово пророка: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4). Теперь буквально исполнились слова Иоанна Крестителя, который говорил: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). «И Он шел, неся Свой крест». Вот те простые слова, в которых нам евангелист передает об этом событии. Но каждое отдельное слово евангелиста имеет свой серьезный и глубокий смысл, которого мы должны доискиваться с чувством благоговения и для выражения которого недостаточно наших жалких и ничтожных слов. «И Он шел, неся Свой крест». Два разбойника рядом с Ним также несли свои кресты. Но Он страдал гораздо больше, чем они, страдал больше и телом, и душою. Он страдал больше телом, потому что спина Его была истерзана бичеванием и все Его силы утомились и совсем почти истощились от двенадцатичасовой муки, перенесенной Им в Гефсимании, перед судом синедриона, перед Иродом и Пилатом. Но Он страдал больше и душою; они ведь терпели только за то, что заслуживали за свои злодеяние; Он же был Святой и Праведный, Который не сделал ни единого греха. И однако в этот час на Его святые рамена легли грехи всех грешников, и вместе с древом проклятия и позора Он подъял на Себя всю тяжесть божеского правосудия.

«И Он шел, неся свой крест». В первый раз здесь мы слышим и видим крест, который с тех пор сделался блистательным знаменем Царства Христова и символом нашего спасения и надежды. Слово это для слуха нашего приятно и в сердце нашем производит усладу. Но мы не должны забывать, что слово это имело некогда весьма худое и неприятное значение, гораздо хуже, чем в наше время имеет слово «виселица». Крест мы видим теперь в блеске его небесного величия. Теперь художники выделывают его из мрамора и драгоценных камней, и мы украшаем им священные места. Мы носим его на груди, как знак победы. Но при всем этом мы не должны забывать, что крест в то время был действительно древом проклятия и позора. Ничто так не служило к бесчестию человека, ничто так не покрывало его срамом и позором, как крест. Только государственные преступники из рабов, только самые отчаянные убийцы, только самые отъявленные злодеи, только их подвергали этой самой позорной и самой тяжелой смертной казни. Вот почему писано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3, 13; Втор. 21, 23). И это древо проклятия теперь нес Спаситель, как сообщает евангелист. Он нисколько не противится, Он не жалуется и не воздыхает, но добровольно и терпеливо несет позорную ношу, которую положили на Него. Он поистине делает то, что о Нем предсказал пророк: «Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7).

«И Он вышел». У Израиля существовал такой закон, по которому жертвенные животные, приносимые за весь народ, должны были быть убиваемы вне стана и города. Поэтому апостол и говорит: «И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13, 12). Вот чем закончилась Его святая жизнь: Его, как изверга человеческого рода, выводят за стены священного города и там распинают, чтобы пролитая Его Кровь не обагряла улиц Иерусалима и последнее Его дыхание не оскверняло его воздуха. Но в этом заключалось и предсказание того, что должно было случиться с иудейским народом. Они вывели Его, и Его не стало больше во святом граде. И вскоре после этого обрушился Суд Божий на Иерусалим и иудейский народ. Но для нас гораздо важнее и утешительнее размышлять о спасении и благословении, излившихся ради этого на нас. Наш Спаситель был для этого выведен из земного Иерусалима, чтобы мы могли иметь доступ к Иерусалиму небесному и получить вместе со всеми святыми во граде Бога живого права наследства и гражданства. Ввиду этого Голгофа ― священная гора и Лобное место – место спасения нашего и святости. Здесь великий жертвенник, на котором Агнец Божий искупил и примирил наши грехи. Здесь, на этом благословенном месте, протекают реки воды живой, здесь растет древо жизни, и с самим воздухом этого места мы вдыхаем в себя вечную жизнь. Сюда мы должны идти, если нас тяготят наши грехи; потому что здесь мы найдем себе утешение в том, что наше спасение и прощение наших грехов Спаситель совершил через пролитие своей крови. Сюда мы должны обратиться, если мы нуждаемся в силах, нас освящающих; только здесь мы услышим дорогие нам слова: «Кровь Иисуса Христа, Сына Божиего, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1, 7). Сюда мы должны спешить, если наша душа жаждет утешения в страданиях, потому что здесь мы научаемся, что нам сперва нужно пострадать с Ним, чтобы потом быть участниками в Его величии.

Спаситель наставлял своих учеников, чтобы они бежали в горы (Мф. 24, 16). Этому наставлению мы должны неизменно и послушно следовать. Будем часто переноситься духом на гору Синай, чтобы слышать и принять к сердцу заповеди Бога нашего, которые Он там изрек. Будем переноситься на гору Сион, чтобы слышать дорогие слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Обратимся и к горе Преображения, чтобы и здесь внизу, в долине скорбей, засиял свет величия Спасителя. Подойдем и к Масличной горе, чтобы с верою созерцать Сына Божиего, Который принес Себя в жертву правде Божией и Которому теперь дана всякая власть на небе и земле. Но чаще всего пусть витает наша мысль при Голгофе и при Лобном месте, где Агнец Божий взял на Себя грехи наши и искупил их драгоценною своею кровью.

Но о двух вещах мы не должны при этом забывать. Евангелист передает нам: «И Он вышел на место, называемое Лобное». И апостол Павел прибавляет в послании к евреям: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13, 13). Он ради нас перенес величайший позор, чтобы нас привести к славе. То и мы должны ради Него охотно переносить позор и насмешки, поругание и преследования и не стыдиться нигде и никогда Его имени и Его креста. Евангелист говорит: «И Он вышел наместо, называемое Лобное». Воскликнем и мы с ап. Фомой: «Пойдем и мы умрем с Ним» – умрем для греха, чтобы жить в Боге Господом Нашим Иисусом Христом. Только тот, кто в этом смысле может уверенно сказать вместе с ап. Павлом: «Я каждый день умираю» (1Кор. 15, 31), тот действительно духом своим и верою живет на Лобном месте. И пусть это будет нашим желанием не только в те дни, когда мы вспоминаем страдания и смерть Спасителя, но и во все дни нашей жизни, если мы только желаем владеть силою креста и получить благодать по вере в Него. И как Иисус Христос ради нас был выведен из земного Иерусалима на Голгофу и на Лобное место, так и мы после смерти за гробом в Его имя и Его благодатью войдем в Иерусалим небесный и будем там вместе со всеми святыми, омытыми Его кровью, славить и прославлять Его вовеки.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle