Источник

Совершилось!

(Ин. 19:30)

Изнемогая в последней борьбе с немощами природы человеческой, болезнями тела и духа от страданий, приходивших уже к концу, Спаситель восклицает с креста: «Совершилось!» Совершилось то великое дело нашего искупления и примирения, ради которого Он вошел на крест. Люди, чада персти земной, с нетерпением ожидали совершения этого несмотря на то, что они не познали славы нетленного Бога и заменили истину ложью. Об этом свидетельствуют храмы, которые они строили своим богам, жертвенники, которые они им воздвигали, жертвоприношения, какие им приносились. Об этом свидетельствуют все покаянные обряды, которыми они хотели утешить и умилостивить их гнев. Того же самого ожидал и Израиль уже в течение столетий. Все богослужения и жертвы евреев указывали на это великое дело искупления и примирения, как утренняя заря – на приближение восхода солнца. Лучшие и благочестивейшие люди этого народа воздыхали о нем, когда часто вопрошали: «Страж, не прошла ли ночь? Страж, не кончается ли ночь?» К нему устремлялись чаяния пророков избранного народа, когда они возглашали: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего!» (Ис. 64, 1). Святые мужи и жены иудеев ожидали этого как утехи Израиля и света, который должен просветить и язычников. И ликующий возглас славного Победителя возвещает теперь, что совершилось наконец то, чего жаждали язычники и чего ожидал Израиль в лице своих избранников. Совершилось это великое дело нашего искупления. Оно было решено от вечности в совете Св. Троицы. Отец говорил Своему Возлюбленному Сыну, как это изображается в известной нам Песне страстей: «Иди, Сын Мой, заступи место детей, чтобы Я освободил их от наказания и поражения гневом Своим. Наказание тяжело, гнев велик; Ты можешь и должен их избавить своею смертью и кровью». И вечный Сын ответил вечному Отцу: «Да, Отец! Да, от всего сердца! Накажи меня за них! Я хочу это для Тебя перенести! Моя воля произнесена своими устами; мое дело – исполнять Твое слово».

Что было решено от вечности, это Христос совершил и закончил во времени. Начало этому великому делу было положено Им в яслях Вифлеемских. Он его продолжал всю Свою жизнь и закончил его последней битвой на кресте. Все, что требовал Закон Божий, теперь выполнено. Семя жены, обещанное еще в раю, стерло главу змея. Примиритель, которого духовно созерцал умирающий Иаков, пришел и одержал победу. Царь, которого предвозвещал Давид, князь мира, о котором пел Соломон, устроил теперь свое царство. Раб Божий, которого изобразил Исаия, теперь перенес наши болезни, испытал на Себе наши страдания. Новый Завет, о котором говорил Иеремия, заключен теперь навсегда. Что воспевал псалмопевец и созерцали боговдохновенные пророки, – совершилось. Чего жаждали люди, что решил Бог в Своем милосердии, что прежде объявило и возвестило Св. Писание, – все это теперь совершено великим Голгофским подвигом.

Горькая чаша выпита, кровавое крещение совершено. И Иисус радуется тому, что, как говорит пророк: «Над преступлением одержан верх, грех побежден, злодеяние заглажено, принесена вечная правда и осуществлены видения и пророчества». Он радуется и ликует в сердце Своем о том, что гнев Божий теперь успокоен, закон исполнен, дано отпущение грехов, снова открыт утраченный рай, основано Царство Божие, Царство Небесное. И все это совершено Его страданиями и смертью. Его воскресение и вознесение на небо являются лишь торжественною небесною печатью, которую Отец наложил на дело Сына Своего на кресте и которою засвидетельствовал о Нем всему миру. Его страданиями и смертью все это совершено. Все блаженство и вся жизнь, которые отныне разлились по сухой земле потоками живой воды, взяли свое начало здесь, на Голгофе, под Его крестом. Тут источник этой священной реки. Таким образом, крест сделался центральным пунктом всей мировой истории и истории нашего спасения. Совершилось! Далее этого слова уже нет ничего больше. И вечное блаженство есть только радостная жатва, которая возникла и выросла из этого семени.

Совершилось! Мы с уверенностью можем сказать, что не было слова для Самого Иисуса ― более отрадного, для Отца Небесного – более сладкого, для диаволов – более устрашающего, для людей – более блаженного, как это слово.

Совершилось! Преступники очищены от грехов, находившиеся под клятвою получили благословение, пленники освобождены, связанные разрешены и отпущены на волю. Разрешающий все узы воскликнул это слово, и оно должно отозваться в наших сердцах. Ведь мы все чувствуем бремя грехов, с которым живем и движемся. Мы чувствуем узы, которые нас давят, и цепи, которые нас ранят. И ты, дорогое сердце, вероятно, уже узнало, что ты в рабстве у греха. Ты, быть может, уже вместе со св. Павлом восклицал: «У меня есть утешение в Законе Божием по внутреннему человеку. Но я нахожу и другой закон в членах моих, который противоборствует закону ума моего и делает меня пленником закона греховного, который в членах моих». Ты, быть может, не раз воздыхал с ним: «Бедныйя человек, кто меня избавит от тела этой смерти?» Посмотри, здесь Христос, Который сделал тебя свободным и хочет сохранить тебя в этой свободе. Здесь Иисус, Который может развязать твои узы и сбросить твои цепи. Иди к Нему только с верою, и ты получишь и узнаешь блаженную свободу чад Божиих.

Совершилось! Это слово – слово сладкого и благого утешения. Между нами тысячи бедных грешников, которые втайне вызывают вместе с Давидом: «Господи, не накажи меня в гневе Твоем и не погуби меня в ярости Твоей!» и вместе с мытарем молятся: «Господи, будь милостив ко мне, грешному!» Бедное, опечаленное человеческое сердце, выслушай ответ на это, ответ твоего Спасителя: «Совершилось!» Ведь и твои долги уплачены, ведь и твои грехи прощены. Иисус и о тебе думал, когда Он восклицал: «Совершилось! Путь к престолу милосердия и для тебя открыт. Бог сделался также и твоим Другом и Отцом, а ты – Его возлюбленным сыном и наследником Его славы».

Совершилось! Это слово есть также и слово благого утешения для тех, кто не устоял в минуты искушений. Мы очень часто узнаем, что грехи нам все-таки свойственны. И при дурной воле не проходит дня без промахов и падений. Мы легко могли бы воздерживать себя духом своего сердца, мы легко могли бы служить нашему Богу и Спасителю в истинной правде и святости. Но на деле мы все-таки познаем, что мы ежедневно и слишком много погрешаем. Это рождает в нас печаль и огорчение; мы с тревогой начинаем спрашивать себя, да одержим ли мы в конце концов победу над грехом и завладеем ли полем битвы? Благочестивая Ноеминь говорила некогда Руфи: «Подожди, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело; ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела» (Руф. 3, 18). Она думала при этом о Воозе и том деле, которое от него зависело. Мы можем иметь еще более твердую и более для нас благоприятную веру в своего Спасителя. Он ведь помышлял и о нас, когда воскликнул: «Совершилось». «Поэтому успокойся, дорогое сердце, и узнай, куда склонится дело; ибо Муж этот не будет в покое, Он приведет дело к желанному концу! Ты можешь с полною уверенностью положиться на то, что это благое дело, которое Он для тебя начал, Он хочет и совершит, и совершит его прежде Своего великого и славного дня.

Слово «Совершилось!» – есть также слово благого утешения для опечаленных верных. Они видят, как буря и огромные волны поднимаются против небольшого корабля Христова, Его Святой Церкви. Ненависть и вражда против Него и Его Царства становятся все ожесточеннее, отпадения все больше. Они видят, что наступают тяжелые времена, времена горячих битв, времена грозных испытаний, времена великих опасностей. Они видят великую силу врагов Креста Христова, и в противоположность им только бедное, слабое, маленькое ополчение, которое держится Его Евангелия. Они робко спрашивают: «Куда хочет склониться это дело и как оно окончится?» Успокойся, дорогое сердце! Вождь от Иуды на кресте сказал: «Совершилось!» Он произнес это слово по беды, когда пред глазами человеческими и по человеческим соображениям уже не на что было надеяться. Он до сих пор со славою подтверждает это слово. И теперь, когда Он сидит одесную всемогущего Бога, теперь Он, несомненно, только о том и будет заботиться, чтобы этот Его победный возглас не был затемняем или совершенно уничтожаем никакою силою земли и ада. Успокойся, любезное сердце, и узнай, куда имеет склониться дело; ибо Человек сей не успокоится, доколе не приведет дела к концу!

Совершилось! О, какое это сладкое, утешительное для нас слово, когда пробуждается наша совесть, когда охватывает нас чувство собственной вины и бессилия, когда смерть и ад пугают нашу душу!

Христианин! Когда глубокая скорбь о грехах твоих снедает твою душу, когда, углубляясь внутрь себя, ты более и более убеждаешься, какая непроходимая пропасть лежит между твоим желанием добра и осуществлением его и как слабы твои силы в борьбе со злым началом, лежащим в твоей испорченной грехом природе, тогда ищи подкрепления своей надежды на спасение не в себе самом и не в своих делах, но в Нем, во Христе Иисусе и в деле Его искупления, которое Он совершил для тебя на Голгофе. Совершив это дело для тебя, Он силен и готов совершить его и в тебе. Ибо сила Его совершается и в немощи. Не делай только из искупительных заслуг твоего Спасителя мягкого возглавия для твоей совести. Возлагая надежду на благодатную помощь Искупителя, не опускай и своих собственных рук, не предавайся беспечности в деле своего спасения и сам. Помни, что Бог, сотворивший нас без нашего участия, не захотел нас и искупить без нашего содействия. Напротив, мы можем достигать спасения только под условием нашего собственного старания, наших собственных усилий. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle