священник А. Левитский

Источник

III. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия

Проповедь Иоанна Предтечи

Мф.3:1–12; Мк.1:4–8; Лк.3:1–18.

В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк.3:1–3). Он говорил: «Покайтесь! ибо приблизилось Царство Небесное». Ибо он – тот, о котором сказал пророк Исаия: «Глас вопиющего в пустыне65: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды66 и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская67 выходили к нему и крестились от него68 в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев69, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины70! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния71, и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь; (Мф.3:2–10) лопата Его в руках Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет72 огнем неугасимым» (Мф.3:12). И спрашивал его народ: «Что же нам делать?». Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища – делай то же». Пришли и мытари креститься, и сказали ему: «Учитель! что нам делать?». Он отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?». И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым73 и огнем74» (Лк.3:10–16). Многое и другое благовествовал он народу, поучая его (Лк.3:18).

Крещение Иисуса Христа

Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–23.

Когда крестился весь народ (Лк.3:21), приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду75». Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13–17).

Иисус, начиная Свое служение76, был лет тридцати (Лк.3:23).

Искушение Иисуса Христа в пустыне

Мф.4:1–11; Мк.1:12–13; Лк.4:1–13.

Иисус, Исполненный Духа Святаго77, возвратился от Иордана и возведен был Духом в пустыню78 (Лк.4:1) для искушения от диавола79. И был Он там в пустыне сорок дней, Искушаемый сатаною, и был со зверями; (Мк.1:13) и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их, напоследок взалкал (Лк.4:2). И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Он же сказал ему в ответ: «Написано: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»80 (Мф.4:3–4). И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: «Если ты Сын Божий, бросься отсюда вниз! ибо написано ангелам своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»81. Иисус сказал ему в ответ: «Сказано: не искушай Господа Бога твоего»82 (Лк.4:9–12). И, возведши Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени (Лк.4:5); и говорит Ему: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Тогда Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи»83. Тогда оставляет Его диавол; и се ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:9–11).

Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе

Вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов84 спросить его: «Кто ты?». Он объявил, и не отрекся, и объявил, что он не Христос. И спросили его: «Что же? ты Илия». Он сказал: «Нет». – «Пророк?»85. Он отвечал: «Нет». Сказали ему: «Кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?». Он сказал: «Я – глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия»86. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?». Иоанн сказал им в ответ: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете87; Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его88». Это происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн (Ин.1:19–28).

На другой день видит Иоанн Идущего к нему Иисуса, и говорит: «Се Агнец Божий89, Вземляй грехи Мира90! Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня91. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». И свидетельствовал Иоанн, говоря: «Я видел Духа, Сходящего с неба, как голубя, и Пребывающего на Нем; я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа Сходящего и Пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым; и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:29–34).

Первые ученики Иисуса Христа

На другой день (после свидетельства об Иисусе Христе) опять стоял Иоанн и двое из учеников его, и, увидев Идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий!». Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?». Они сказали Ему: «Равви (что значит Учитель!)! где живешь?». Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот92. Было около десятого часа93. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей94, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос». И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа95, что значит камень» (Петр) (Ин.1:35–42).

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною». Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?96». Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри». Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты знаешь меня?». Иисус сказал ему в ответ: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя97». Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев98!» Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею. Увидишь больше сего». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому99» (Ин.1:43–51).

И возвратился Иисус в силе духа100 в Галилею (Лк.4:14).

Брак в Кане Галилейской

На третий день (после призвания Филиппа и Нафанаила) был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них». Иисус говорит Ей: «Что Мне и Тебе, Жено101? еще не пришел час Мой». Матерь Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского102, вмещавших по две или по три меры103. Иисус говорит им: «Наполните сосуды водою». И наполнили их доверху. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином104 (а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду), тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин.2:1–11).

После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его и братья Его105, и ученики Его; и там пробыли немного дней (Ин.2:12).

* * *

65

У восточных народов этим именем назывался вестник, который во время походов царя с войском посылался вперед. Этот вестник возвещал о приближении царя и призывал приготовить путь для него. Подобно этому вестнику, Иоанн Предтеча был гласом вопиющего. Своею проповедью он возвещал, чтобы люди исправляли свои сердца для принятия Господа.

66

Род саранчи или, как думают некоторые, особое растение.

67

Более 400 лет в Иудее не было пророков, поэтому народ во множестве стекался ко Иоанну Предтече.

68

В знак покаяния; но это не было таинством крещения, которое установлено Иисусом Христом.

69

Это иудейские секты, возникшие незадолго до пришествия Иисуса Христа. Фарисеи, старавшиеся быть наставниками народа, были люди гордые и лицемерные. Кроме закона Моисеева, они требовали еще исполнения особых преданий старцев: желая казаться праведными и благочестивыми, они не были такими в действительности. Саддукеи же, называвшиеся так по имени основателя этой секты, Садока, не признавали преданий старцев и вместе с тем отрицали воскресение мертвых, существование ангелов и Промысла Божия.

70

Т.е. дети ехидны, змеи, люди хитрые и лукавые.

71

Добрые дела.

72

В этих словах говорится, что Иисус Христос произведет Свой суд над людьми.

73

Сообщая благодать Святого Духа.

74

Очищая душу от грехов.

75

Или долг, возложенный на нас. Иоанн Креститель был послан приготовить людей к принятию Спасителя и крестить их, а Иисусу Христу на сей раз надлежало показать им пример покаяния и крещения.

Праздник Крещения Господня празднуется 6 января. Крещение Господне называется еще Богоявлением так как во время крещения Иисуса Христа Бог явил Себя в трех лицах.

76

Служением Иисуса Христа называется совершенное Им дело спасения человека. Служение это состояло в учении Иисуса Христа, Его жизни, крестных страданиях и смерти за грехи всего Мира. Завершилось оно ниспосланием Святого Духа апостолам и всем верующим.

77

Иисус Христос был исполнен благодати Святого Духа по Своей человеческой природе; поэтому Он называется Христом, или Помазанником. В Ветхом Завете помазанниками были цари, пророки и первосвященники. Так назывались они, потому что помазывались елеем, или миром, и чрез это получали благодать Святого Духа. Иисус Христос эти благодатные дары царя, пророка и первосвященника воспринял непосредственно.

78

Для того, чтобы приготовить Себя к великому служению спасения рода человеческого. Пустыня, в которую был возведен Иисус Христос, по преданию, находилась между Иерусалимом и Иерихоном; она называется сорокадневною.

79

Диавол, увидев крещение Иисуса Христа, почувствовал величие Его природы и напряг все свои силы, чтобы искусить Его.

Мф.4:3–11; Лк.4:9–12. Диавол трижды приступал к Иисусу Христу, искушая Его. Сначала внушал Ему употребить Свою Божественную силу для претворения камней в хлебы, чтобы утолить голод; потом предлагал Ему броситься вниз с кровли храма, чтобы ангелы понесли Его на руках, и народ, видя чудо, прославил бы Иисуса Христа; наконец, диавол в призраке с высокой горы показывает Иисусу Христу царства земли и обещает их дать Ему, если Господь, падши, поклонится диаволу. Но Господь отражает все искушения диавола, свидетельствуя, что кроме телесной, есть пища еще духовная – Слово Божие; что не следует искушать Господа Бога прося от Него без нужды чудес, и что поклоняться и служить должно только Единому Богу. При этом Господь показал Свою царственную власть над диаволом, сказав: «Отойди от Меня, сатана». И диавол повиновался, оставив Иисуса Христа. – Слово сатана – значит обольститель, диавол – клеветник.

84

Они были посланы к Иоанну Предтече синедрионом, высшим церковным судилищем иудеев.

85

Посланные от синедриона так спросили Иоанна, потому что ветхозаветные пророки называли Предтечу Господня великим пророком, имеющим прийти в духе и силе Илии.

87

Т.е. Господь Иисус Христос, Который еще не явил Себя Миру.

88

Иначе исполнить обязанности Его раба.

89

Т.е. от Бога Пришедший.

90

Т.е. Принимающий на Себя грехи всех людей. Агнцем Иисуса Христа называли еще в Ветхом Завете, где Его прообразовал агнец пасхальный.

91

Так как Иисус Христос по Своему Божеству вечен.

92

С выступлением на проповедь Иисус Христос не имел где главы преклонить, останавливаясь лишь на некоторое время у преданных Ему людей. Где пробыли у Него первый день Его последователи, не известно.

93

Это по еврейскому счету. Чтобы получить наше время, нужно из еврейского счета вычесть или прибавить (как удобнее сделать) шесть. Значит, десятый час соответствовал нашему четвертому.

94

Поэтому апостол Андрей называется Первозванным. Другой последователь Иисуса Христа был Иоанн Богослов. Говоря о себе в Евангелии, он, по смирению, никогда не называет себя по имени.

95

Так Господь назвал Симона, провидя в нем твердую веру в Бога.

96

Это у иудеев было поговоркой. Жители Назарета не пользовались уважением, вероятно, за простоту своей жизни, к тому же среди них было немало язычников. Выражая эту мысль, Нафанаил сомневался, чтобы из Назарета мог выйти Мессия.

97

Евангелист не объясняет, что происходило в душе Нафанаила, когда Господь видел его под смоковницей.

98

Это одно из первых исповеданий Иисуса Христа Сыном Божиим и Спасителем Мира.

99

В этих словах Господь выражает, что, примирив людей с Богом, Он соединит небо и землю, так что люди будут особенно близки к ангелам. – Иисус Христос именует Себя Сыном Человеческим. Это именование Иисуса Христа впервые встречается в Ветхом Завете у пророка Даниила, который называет Иисуса Христа Сыном Человеческим в том смысле, что Он, будучи Богом, сделается и человеком. Иисус Христос любил называть Себя Сыном Человеческим по Своему смирению и также, чтобы указать на Свое братство с людьми и особенную близость к ним.

100

Т.е. Исполненный благодати Святого Духа.

101

Т.е. что нам до того. – Выражение «жено» было у иудеев, вероятно, обычной формой обращения.

102

У иудеев был обычай часто омывать руки и ноги (они ходили в сандалиях), особенно же пред вкушением пищи.

103

Мера несколько более полутора ведра.

104

Итак претворение воды в вино Господь совершил Своим всемогущим словом. Это было первое чудо Иисуса Христа.

105

Братьями и сестрами Господними в Евангелии называются, вероятно, дети Иосифа от его умершей жены или же двоюродные братья Иисуса Христа по плоти, дети Клеопы, брата Иосифа.


Источник: Священная история Нового завета, изложенная по евангельскому тексту : С объяснением и ил. / Сост. законоучитель гимназии А.В. Адольфа свящ. А. Левитский. - Москва : тип. Сытина, 1914. - 215 с.

Комментарии для сайта Cackle