священник А. Левитский
Священная история Нового Завета

Часть 1

Содержание

Предисловие
Предварительные сведения
Понятие о Священной Истории Нового Завета
Понятие о Святом Евангелии
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
I. Первые Евангельские события Предсказание о рождении Иоанна Предтечи Преблагословенная Дева Мария. Благовещение Пресвятой Деве Марии Посещение Пресвятою Мариею Елисаветы Рождество Иоанна Предтечи. II. Пришествие Сына Божия на землю Рождество Иисуса Христа. Поклонение пастырей Сретение Господне Поклонение Иисусу Христу волхвов Бегство Святого Семейства в Египет. Отрок Иисус в храме III. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия Проповедь Иоанна Предтечи Крещение Иисуса Христа Искушение Иисуса Христа в пустыне Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе Первые ученики Иисуса Христа Брак в Кане Галилейской IV. Евангелие Царствия Божия Первая Пасха Изгнание торгующих из храма Беседа Господа с Никодимом Беседа Господа с самарянкой Исцеление сына царедворца в Кане Проповедь Иисуса Христа в Назарете Чудесный лов рыбы Изгнание духа нечистого; исцеление тещи Симоновой и многих других Исцеление прокаженного Исцеление расслабленного в Капернауме Призвание Левия Вторая Пасха Исцеление расслабленного при Овчей купели Учение Иисуса Христа о субботе и исцеление сухорукого Избрание двенадцати апостолов Нагорная проповедь О путях блаженства О высоком звании апостолов Объяснение заповедей в совершенном смысле О милостыне, молитве и посте О нестяжательности О неосуждении ближних О хранении святыни О силе молитвы Об отношениях к ближним Об узком пути ко спасению О лжеучителях Об исполнении воли Божией Заключение нагорной проповеди Исцеление слуги сотника Воскрешение сына Наинской вдовы Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу и похвала Господня Иоанну Предтече. Призвание Господом труждающихся Иисус Христос в доме Симона фарисея Исцеление бесноватого слепого и немого Притчи Господни. – Притча о сеятеле Притча о семени и плевелах Притчи о растущей пшенице, зерне горчичном, закваске, сокровище на поле, жемчужине и неводе Укрощение бури на Галилейском море Изгнание легиона бесов Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины Исцеление двух слепых и немого бесноватого Отправление двенадцати апостолов на проповедь Смерть Иоанна Крестителя Чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек Хождение Иисуса Христа по водам Беседа Иисуса Христа о таинстве Святого Причащения Третья Пасха Беседа Иисуса Христа о преданиях старцев Исцеление дочери хананеянки Исцеление глухого косноязычного и насыщение четырех тысяч человек семью хлебами Исцеление слепого в Вифсаиде Исповедание апостола Петра. Предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении. Учение о кресте Преображение Господне Исцеление бесноватого глухонемого отрока Чудесное получение монеты Наставление о смирении и незлобии. Учение о соблазнах и о прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце Праздник кущей Помилование жены грешницы Беседа Иисуса Христа о Себе и обличение иудеев Исцеление слепорожденного Притча о добром пастыре Посещение Господом Марфы и Марии Возвращение семидесяти апостолов Притча о милосердном самарянине Притча о любостяжательном богаче Притча о рабах, ожидающих господина Притча о бесплодной смоковнице Свидетельство Иисуса Христа о Самом Себе на празднике обновления храма Притча о званых на вечерю Притча о богатом и Лазаре Притчи об овце пропавшей, драхме потерянной и блудном сыне Исцеление десяти прокаженных Притча о неправедном судии Притча о мытаре и фарисее и о работнике, пришедшем с поля Благословение детей Наставление богатому юноше Притча о равной награде работникам в винограднике Путешествие Иисуса Христа в Иудею Воскрешение Лазаря Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти в Иерусалиме. Просьба Саломии Обращение Закхея Вечеря в Вифании Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа Торжественный вход Господень в Иерусалим Свидетельство Бога Отца об Иисусе Христе Великий Понедельник Проклятие Иисусом Христом смоковницы Великий Вторник Притча о непослушном сыне и раскаявшемся Притча о злых виноградарях Притча о браке царского сына Учение Иисуса Христа об обязанности подданных платить дань, воскресении мертвых и главных заповедях Обличительная речь Иисуса Христа Похвала усердию вдовицы Беседа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, о кончине мира и о втором Его пришествии Притчи о десяти девах и о талантах Изображение страшного суда Великая Среда Предательство Иуды Великий Четверг Тайная вечеря Прощальная беседа Иисуса Христа Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду и взятие Его воинами Суд над Иисусом Христом у первосвященников Анны и Каиафы Отречение и раскаяние Петра Великая Пятница Окончательный приговор синедриона Погибель Иуды Суд над Иисусом Христом у Пилата и Ирода Намерение Пилата отпустить Иисуса Христа. Бичевание Осуждение Иисуса Христа на смерть Шествие Иисуса Христа на Голгофу и распятие Его на кресте Крестные страдания и смерть Иисуса Христа Погребение Иисуса Христа Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа V. Славное воскресение Господа Иисуса Христа и Его явления по воскресении Воскресение Господа Иисуса Христа Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня Явления Воскресшего Господа Марии Магдалины и прочим женам-мироносицам Явления Господа ученикам на пути в Эммаус Явление Господа апостолам в Иерусалиме в первый и восьмой день по Своем воскресении Явление Господа апостолам при море Тивериадском Явление Господа на горе Галилейской Вознесение Господне Избрание апостола Матфея. Сошествие Святого Духа на апостолов Приложение. Словарь славянских слов, встречающихся в тексте Священной Истории.  

 
Предисловие
Предлагаемое руководство Священной Истории Нового Завета представляет собою сводку четвероевангелия с надлежащими пояснениями, в объёме программы средних учебных заведений. Соответственно тому, священные рассказы и учение Иисуса Христа всюду излагаются по евангельскому тексту с удержанием внешней формы его, то есть с обозначением на полях глав и стихов того или другого Евангелия. Но вместе с тем исключается общепринятая нумерация священных рассказов, которая, думается, неуместна в едином и неделимом Евангельском повествовании. Что касается необходимых пояснений Евангельского текста, то в настоящем руководстве они помещены под строкою, в качестве как бы толкования Евангелия. Надеюсь, что эти толкования просты, достаточно кратки и доступны юному читателю. Разумеется, Священная История излагается по русскому тексту Евангелия, но некоторые отдельные места приводятся на славянском языке. Таковы, например, песнь Богородицы, молитва Господня и некоторые другие изречения. Они предназначаются для заучивания наизусть. Впрочем, славянский текст, где он допускается, всегда переводится на русский язык в подстрочных объяснениях. Кроме того, в особом приложении помещается краткий словарь славянских слов, встречающихся в тексте Священной Истории. В заключение должен заметить, что, выпуская настоящую книгу, автор ее руководился исключительно желанием содействовать усвоению нашими учащимся юношеством Евангелия Христова. Если эта цель достигается, то он почтет свою задачу исполненной и труд вознагражденным.
«Оставите детей приходити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное».
(Мф. 19:14; Мк. 10:14)
Предварительные сведения
Понятие о Священной Истории Нового Завета
В Священной Истории Нового Завета повествуется об установлении Богом Нового Завета с людьми чрез Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. В частности, в этой Истории рассказывается о рождении Иисуса Христа, Его жизни и учении, о Его страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо и о сошествии Святого Духа на апостолов1.
Эта История называется Священною потому, что она содержится в Священных книгах, именно в Святом Евангелии. Поэтому она называется еще Евангельской.
Понятие о Святом Евангелии
Евангелие Господа Иисуса Христа составляют четыре книги апостолов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Слово «Евангелие» греческое и значит благовестие, то есть добрая весть или радостная весть. Так названы эти книги упомянутых апостолов потому, что для человека не может быть более радостной вести, как слышать о Спасителе Мира и о своем вечном спасении. А это и содержит в себе Евангелие. Вот почему при чтении Евангелия в церкви, перед и после чтения его, поют каждый раз: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!».
Евангелие от Матфея
Первое Евангелие написал апостол Матфей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. По происхождению, апостол Матфей был иудеем и предназначал свое Евангелие для христиан из иудеев. В Евангелии он изображает Иисуса Христа как Мессию, Который был обещан людям в Ветхом Завете. Поэтому оно начинается «Книгою родства Иисуса Христа», или Его родословием, с патриарха Авраама, а Сам Иисус Христос назван «Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым» (1 гл., 1 ст.), то есть потомком Авраама и Давида. В Евангелии апостол Матфей приводит много ветхозаветных пророчеств и указывает исполнение их на Иисусе Христе. Таким образом, Евангелист Матфей изображает Иисуса Христа, как Богочеловека, как Сына Человеческого. Вот почему святой Матфей очень часто изображается на иконах с ангелом, имеющим вид человека. Евангелие от Матфея содержит в себе 28 глав; оканчивается оно повествованием о воскресении Иисуса Христа и обещанием Господа пребывать с верующими в него «до скончания века» (28 гл., 20 ст.).
Евангелие от Марка
Второе по времени Евангелие написал св. Марк, один из семидесяти апостолов2. После вознесения Господа на небо он был спутником апостола Петра при его проповеди. Свое Евангелие св. Марк написал для христиан города Рима, значит, для христиан из язычников. Евангелист Марк повествует, по преимуществу, о чудесных делах Иисуса Христа, изображая Его, как Царя и Владыку всего Мира. Вот почему этот Евангелист пишется на иконах с изображением льва, как символа Божественного могущества и царской власти. Евангелие Марка короче Евангелий прочих Евангелистов, в нем только 16 глав; но при всем том апостол Марк приводит много подробностей из жизни Иисуса Христа, каких нет у других Евангелистов. Евангелие от Марка оканчивается кратким повествованием о вознесении Иисуса Христа на небо и о выступлении апостолов на проповедь.
Евангелие от Луки
Евангелие от Луки в Новом Завете Господа Иисуса Христа занимает третье место. Св. Лука был также одним из семидесяти апостолов. По преданию, он был живописец, а апостол Павел называет его еще врачом. Свое Евангелие св. Лука написал некоему Феофилу, человеку знатного рода, обращенному в христианство из язычников. Таким образом, св. Лука предназначал свое Евангелие для христиан из язычников. Как говорит сам Евангелист, он задался целью описать жизнь Иисуса Христа «сначала», «по порядку». Соответственно этому св. Лука излагает Евангельские рассказы, придерживаясь хронологического порядка, и притом начинает их с самых первых Евангельских событий. Так, после общего вступления, он повествует о предсказании ангелом рождения Иоанна Предтечи, о благовещении Пресвятой Богородице, о посещении Ею праведной Елисаветы и проч. В своем Евангелии Лука показывает Божественную любовь Иисуса Христа к людям, ради которой Он принес Себя в искупительную жертву. Поэтому Евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, приносившимся в Ветхом Завете во всесожжение. По сравнению с другими Евангелиями, Евангелие Луки самое большое; в нем 24 главы, но они очень длинны. Евангелие оканчивается рассказом о вознесении Иисуса Христа на небо.
Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна было написано позднее первых трех Евангелий3. Писатель его св. Иоанн, сын Зеведея, был призван Господом Иисусом Христом в числе первых учеником Его и более других был близок к Нему. Вместе с Петром и Иаковом Господь сделал его свидетелем Своего преображения, на Тайной Вечери он возлежал на груди Господа; он, один из апостолов, стоял при кресте Его и удостоился быть усыновленным от Него Божией Матери.
Свое Евангелие апостол Иоанн написал по просьбе малоазийских епископов. Они просили его, как ближайшего ученика Иисуса Христа, составить свое благовествование о Нем. Евангелие от Иоанна является как бы добавлением к первым трем Евангелиям и по своему содержанию несколько отличается от них. Евангелист Иоанн, главным образом, излагает возвышенное учение Иисуса Христа и Его беседы с апостолами и с народом. Из событий жизни Иисуса Христа он описывает, по преимуществу, те, которые произошли в Иудее, в частности в Иерусалиме; притом он располагает их в хронологическом порядке по путешествиям Иисуса Христа на праздники в Иерусалим. Апостол Иоанн более других Евангелистов говорит о Божественных свойствах Иисуса Христа, как Воплотившегося Единородного Сына Божия. Это он выражает уже в первых стихах Евангелия:
В начáле бе Слóво, и Слóво бе к Бóгу,
и Бóгъ бе Слóво. Вся́ Тем бы́ша, и без
Негó ничтóже бы́сть, éже бы́сть 4 (1 гл., 1 и 3 ст.).
И далее:
И Слóво плóть бы́сть и всели́ся в ны́, И ви́дехом слáву Егó, слáву я́ко Единорóднаго от Отцá, Испóлнь бла­годáти и и́стины 5 (1 гл., 14 ст.).
Так как Евангелист Иоанн излагает, по преимуществу, возвышенное учение Иисуса Христа, то на иконах он пишется с орлом, парящим выше всех птиц, и сам Иоанн называется Богословом. В Евангелии Иоанна – 21 глава. Оно оканчивается следующими словами:
Многое и другое сотворил Иисус; но,
если бы писать о том подробно, то, думаю,
и самому миру не вместить бы написанных
книг. Аминь. (21 гл., 25 ст.).


1О сошествии Святого Духа повествуется в священной книге «Деяния святых апостолов».
2Кроме двенадцати, Иисус Христос избрал еще семьдесят апостолов.
3Полагают, что оно написано в конце первого века.
4По-русски: «В начале (от вечности) было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все произошло через Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло». – Словом здесь называется Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос, как называл Его еще пророк Давид в псалмах и как мы прославляем Его в молитве «Достойно есть, яко воистину».
5По-русски: «И Слово стало плотию (сделалось человеком), и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Часть 1

Помощь в распознавании текстов