С. Снессорева

Источник

Март

3.03.Волоколамская29

3.03.Волоколамская

Икона явилась в 1677 году, привезена из Москвы в Иосифов монастырь и сделалась источником великих чудес.

5.03. Воспитание

5.03. Воспитание

Список с сей иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, находится в Казанском Московском соборе. Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Её.

6.03. Ченстоховская

6.03. Ченстоховская

По преданию, эта икона написана евангелистом Лукою в Иерусалиме; в Константинополь она принесена царицею Еленою, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела животворящий Крест Христов и гвозди в 326 году, 6 марта. Из Константинополя в Россию святая икона принесена русским князем Львом, основателем города Львова – Лемберга, и с великою честью препровождена им в своё отечество и поставлена в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она прославилась многими чудотворениями.

Впоследствии, по покорении юго-западной России польскому оружию, чудотворная икона досталась тогдашнему правителю царства польского Владиславу, князю Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Владислав приказал вынести святую икону из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелою и в чудотворную икону; из ранки истекла кровь, и видна доныне. В то же время на татар нашла какая-то вредоносная мгла, от которой они и умирали во множестве. Это принудило их оставить осаду замка и возвратиться в свои страны. После этого Владислав в сонном видении услышал голос, повелевавший ему перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую, которая получила такое название от чудес Богоматери. Владислав соорудил там монастырь и перенёс в него св. икону, отдав её на хранение католическим монахам Паулинского ордена. Чрез несколько лет эта обитель подверглась нападению гуситов, которые, лишив её всех сокровищ, хотели похитить и чудотворную икону. Она была уже вынесена из церкви и поставлена в приготовленный для неё возок; но невидимая сила удерживала лошадей так, что они не могли тронуться с места. Это привело гуситов в ярость, и один из них схватил икону Богоматери, в бешенстве бросил её на землю, а другой ударил мечом в Её лик; но дерзкие в то же мгновение испытали на себе кару Божию: первого разорвало на части, а у другого в ту же минуту отсохла рука; некоторые тут же погибли от внезапной смерти, а иные были поражены слепотой.

В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братией монастыря поднесён был генералу Сакену верный список с чудотворной иконы. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил Её в Петербургском Казанском соборе в приделе Рождества Пресвятой Богородицы у левого клироса. Пред сею иконою горит неугасаемая лампада.

6.03. Ченстоховская – в Сыроватке

Слобода Верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII века выходцами из-за Днепра. Первый храм в Верхней Сыроватке был построен в 1660 году. На месте этого ветхого храма отстроили и освятили в 1812 году каменный храм во имя Успения Божией Матери. Строитель и попечитель сего храма подпоручик Николай Власовский купил на собранную от прихожан сумму кирпич и иконостас от старой церкви бывшего Сумского монастыря. Этот древний иконостас и доселе существует. Ченстоховская, находящаяся во храме, икона очень древняя. Откуда эта икона, наверное никто не знает. Некоторые из старожилов уверяют, что её принёс какой-то польский шляхтич в бывшую старую деревянную церковь из Ченстохова. Пред нею и теперь совершаются чудесные исцеления.

В 1817 году от этой иконы получила исцеление Елизавета Рахманова, генерал-майорша, помещица села Ветхого Бобрика, страдавшая такою тяжкою болезнью, что лишилась наконец от неё слуха и языка. Находясь в таком положении, она попросила священника слободы Верхняя Сыроватка, Тимофея Лободовского, принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божией Матери. Когда благодатную икону внесли в село, начали трезвонить – и больная услышала звон; когда же внесли икону в её дом, она сама встала с постели, с которой давно уже не поднималась, и, встав на колени, начала громко читать молитвы во время молебна.

Шестоковская

Шестоковская

В Тверской губернии Кашинского уезда находится село Шелтомеж, вблизи которого находятся при реке Сити поля Боженские, орошённые кровью русских, когда великий князь Георгий Всеволодович, защищая родную землю от нашествия татар, положил на брани за веру и Отечество жизнь свою со всем своим православным воинством. И в наше время Сама Царица Небесная покрывает достопамятные окрестности Своим благоволением, знамением которого являются великие чудеса от святой Её иконы.

По сохранившимся преданиям, эта икона в незапамятные времена явилась в Москве, в доме г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что у них в печной трубе Пресвятая Богородица, и три раза заявляла о том домашним, но на её слова никто не обращал внимания до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы свёрток холста, и, когда развернули его, все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на правой руке у Неё небольшой ожог, прямое доказательство, что Она была в огне и силою Божией осталась невредимою. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали Её. Домовладелец благолепно устроил Её и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием Шестоковская, потому что она явилась на шестке.

Неизвестно, когда икона перенесена в село Шелтомеж, но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословения устроить каменный храм вместо деревянного, построенного ещё в 1686 году, и что его родовая икона Шестоковской Божией Матери, перешедшая к детям его, была долгое время предметом торгов и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что все время эта икона оставалась святынею, от которой изливались великие чудотворения. Пред нею совершались молебны, и её носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. Но с 1851 года сия икона, замечательная по древности и чудесам, передана в неотъемлемую собственность церкви с. Шелтомеж, где ради чудотворной иконы устроена женская Шестоковская община в 1887 г.

7.03. Споручница грешных30

Празднование свято чтимой иконы Богоматери Споручницы грешных совершается в четверг в неделю Всех святых, а также 7 марта и 29 мая. Изображение иконы Споручницы грешных следующее:

7.03. Споручница грешных

Пресвятая Богородица изображена по пояс; левою рукою Она обнимает Богомладенца, Который обеими Своими руками держит правую Её руку, так что в правой Его руке находится большой палец, а в левой – малый и следующий за ним один из средних пальцев правой руки Богоматери, наподобие того, как делается при совершении поручительств. На Их главах

короны с жемчугом и драгоценными камнями. В полукружии около ликов Богоматери и Богомладенца 12 звёзд – по 6 с каждой стороны. На четырёх углах иконы изображены свитки со словами: на верхней половине – в одном: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну», в другом: «Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну»31; на нижней половине – в одном: «Да и тии, иже радость выну Мне приносят», в другом: «Радоватися вечно чрез Меня испросят».

Неизвестно, кем и когда сделано изображение Богоматери в таком виде и где в первый раз появилась эта икона. Полагают, что основанием для изображения Божией Матери в гаком виде послужили слова из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». Известно только то, что прославление иконы Божией Матери, под названием Споручницы грешных, началось впервые в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Очень долгое время эта икона оставалась в неизвестности и небрежении; стояла она между другими ветхими иконами в обветшавшей часовне за монастырскими воротами и до того потускнела и покрылась пылью, что невозможно было прочитать на ней надписей.

В 1844 году летом пришла в Одрин монастырь купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который подвергался жестоким припадкам, не уступавшим никаким медицинским средствам, и просила отслужить молебен пред иконою Споручнщы грешных, находящейся в часовне. Молебен отслужили, и больной сын Почепиной выздоровел. После этого икона Богоматери была перенесена в монастырь и поставлена в приличном месте в церкви. Вскоре последовали от неё другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божией Матери в Николо-Одринском монастыре прославилась чудотворною.

В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону. По чувству страннолюбия этого иеромонаха приютил у себя подполковник Д. Н. Бонческул. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря был прислан верный снимок с чудотворной иконы в том же виде и той же меры, а именно: в длину 10 вершков, а в ширину 8 вершков. Полученная икона поставлена была с другими иконами в домашнем иконостасе и привлекала невыразимое благоговение. Со всех сторон стали стекаться больные, молились пред нею и получали исцеление. Все стали замечать, что по иконе мелькает необыкновенный блеск и капли маслянистой влаги, которою мазали больных, и они исцелялись. 30 мая 1848 года Бонческул пожертвовал свою икону Споручнщы грешных в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где она была помещена на аналое близ клироса32.

Вскоре в алтаре той церкви начали происходить необычайные явления света на горнем месте пред престолом, в виде появлявшихся и исчезавших звёзд, что многие видели чрез окно в алтаре.

Истечение маслянистой влаги продолжалось; диакон, стоявший при иконе, отирал влагу хлопчатого бумагою и раздавал народу. Более всего к прославлению иконы Божией Матери Споручнщы грешных послужили многие благодатные знамения, от неё бывшие: исцеления от болезней, избавление от холеры, свирепствовавшей в 1848 году, от жестоких припадков и от разных других болезней.

Икона Божией Матери Споручница грешных остаётся до сих пор в прежнем виде, не украшенная ризою, хотя много было усердствующих сделать на неё богатейшую ризу. Уверяют, что жертвователь иконы Бонческул имел видение, чтоб эта икона не была покрываема ризою. Ежегодное празднование Божией Матери Споручнщы грешных в Николо-Хамовнической церкви совершается в неделю Всех святых, а также и 7 марта. Местный причт и прихожане этой церкви испросили позволение один из приделов этой церкви переименовать во имя Божией Матери Споручнщы грешных.

7.03. СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ – В КЯХТЕ

Списки с чудотворной иконы Споручницы грешных в скором времени распространились по всей России. Церкви украшаются этими иконами; во многих семействах вручают их в благословение своим близким при особых случаях: когда отпускают детей в дальние страны, отдают дочерей в замужество или при женитьбе сыновей.

В феврале 1854 года тот же Д. Н. Бонческул, который пожертвовал свою икону Божией Матери Споручницы грешных в свою приходскую Николо-Хамовническую церковь в Москве, прислал другую точную копию с этой иконы в Кяхту, поручив кяхтинскому купцу Л. Т. Молчанову передать её в Троицке-Савский Троицкий собор, причину чего пояснил в особом письме: «Есть много случаев, – пишет он, – которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас смертных воле было мне видение во сне – поставить копию с чудотворной иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор. Я видел огненный столп над сим храмом, простёршийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону Споручницы грешных я внёс в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: это – Троицко-Савский собор».

С самого поставления в Троицко-Савский собор иконы Споручницы грешных стали от неё проявляться благодатные знамения. Кроме необыкновенного явления света, озарявшего собор, при горении единственной при образе лампады, стали совершаться и доныне совершаются чудеса исцелений, страждущих и с верою прибегающих к милосердию Божию. Христиане и язычники Забайкальской области и других отдалённых областей прибегают в болезнях к помощи Божией Матери и через помазание елеем из лампады стали получать исцеление от недугов. Иконы Споручницы грешных значительно распространены по Забайкалью, как в церквах, так и в домах. По китайской границе встречается много даже скульптурных воспроизведений этого образа в часовнях и домах.

Из записей соборного причта составилось целое сказание о чудесах от иконы Божией Матери Споручницы грешных. Сказание это под заглавием «Описание чудес и исцелений от иконы Божией Матери Споручницы грешных, находящейся Кяхтинского градоначальства в Троицко- Савском соборе» заключается в особой рукописи, хранящейся в соборе.

Такое обилие чудес и благодеяний Царицы Небесной за Байкалом вызвало желание соорудить храм Споручницы грешных на месте явления столь благодатных знамений. Совершить это дело суждено было благочестивому благотворителю церквей и миссий Я. А. Немчинову: его единственный сын Андрей был опасно и тяжело болен; и чрез помазание елеем из неугасимой лампады, горящей пред иконой Споручницы в соборе, – получил исцеление, тогда Немчинов дал обет устроить придел в соборе во имя Споручницы грешных.

Храм Споручницы грешных сооружён в верхнем ярусе Троицко-Савского собора. Икона Споручницы поставлена между двумя приделами, в бронзовом золочёном киоте; пред нею горит неугасимая лампада из чистого золота от усердия храмоздателя.

Другой храм во имя Споручницы грешных устроен из пустынной церкви Чикойского монастыря, основанной здешним пустынником, игуменом Варлаамом.

Празднование иконы Споручницы грешных в Троицко- Савском соборе совершается, кроме недели Всех святых, ещё и 7 марта и 29 мая.

Знаменательно наименование иконы Божия Матерь Споручница грешных: Споручница, или Поручительница. Прославление её совершилось в 1848 году в Москве, в то грозное время, когда начала свирепствовать холера, в которой народ видел кару за грехи людские. В показание всякому желающему исцеления тогда прославляется икона, на которой изъяснена в надписи сердечная вера: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну. Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну». Мы, грешники, неоплатные должники пред Господом, а Матерь Божия испросила у Сына Своего особенную благодать поручительства за грешных: такой Заступницы сильнее нет пред престолом Судии и Господа! Царица Небесная, вразуми и помоги нам, и изведи нас из бездны грехов!

9.03. Слово плоть бысть

9.03. Слово плоть бысть

На сей иконе Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, стоящим в обнажённом виде33. Время и место явления иконы неизвестно.

10.3. Свято-Ильинская

Место явления этой иконы неизвестно. Вторично ей празднуется 16 апреля, где и помещены сведения о ней.

10.3. Свято-Ильинская

12.03. Римская, или Лиддская34

Святые апостолы Пётр и Иоанн Богослов, прежде отшествия своего в отдалённые страны для проповеди слова Божия, благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили они здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Пришедши затем в Иерусалим, они молили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить сей храм, посвящённый Её имени. Пречистая Дева отвечала им: «Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду».

12.03. Римская, или Лиддская

Прибывши в Лидду и вошедши в созданный ими храм, св. апостолы увидели на одном столпе образ Богоматери, видимо начертанный не человеческою рукою, но силою Божией и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Владычицы. Святые апостолы с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила Лиддский храм и даровала образу своему благодать и силу чудотворения. В честь явления этого образа с древних времён установлено празднование 12 марта.

Когда в IV веке богоотступник Юлиан воздвиг гонения на Церковь Христову и послал в Лидду сродника своего для уничтожения нерукотворенного образа Пресвятой Богородицы, тогда последовало новое чудо: всеми усилиями и разными орудиями каменосечцы старались стесать священное изображение – оно не сглаживалось, а ещё более углублялось внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что они принуждены были оставить свою безуспешную работу. Со всех концов мира стекались верующие в Лидду для поклонения нерукотворенной иконе Богоматери, изливавшей великие и многочисленные чудотворения.

В VIII столетии блаженный патриарх Герман (714–730) ходил в Иерусалим для поклонения Животворящему Гробу и прочим святым местам. Быв в Лидде, он усердно молился у чудотворного образа Богоматери и приказал иконописцу снять список с этого образа на доске и принёс его с собою в Константинополь, где хранил его, как драгоценное сокровище. Во время его патриаршества Лев Исаврянин воздвиг на святые иконы гонение и низложил Германа, как ревностного защитника икон. Изгнанный из церкви и из дома своего с бесчестием и заушениями, патриарх успел взять с собою своё сокровище – икону Богоматери, написанную для него в Лидде.

Когда святой Герман в изгнании своём почувствовал приближение смерти, последнее его желание было укрыть от гонителей икону Богоматери. Внутри иконы он вырезал место и вложил туда послание к папе Григорию. После многих целований и коленопреклонений он пустил святую икону в море и с горькими слезами возгласил: «Иди, Владычица, и спасайся ныне, не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам, чтобы там укрыться вместе с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие великое и пространное море плаванием безбедным». Папа Григорий святой, извещённый во сне о её пришествии, поплыл по Тибру для сретения Её со всем клиром своим. Честная икона прибыла по водам морским в Рим, и все увидели при устье реки св. икону, шествующую к ним по воде; папа Григорий принял её на простёртые свои руки и прославил Господа, творящего чудеса. Из письма в иконной доске он узнал о близкой кончине патриарха Германа и прослезился, что светильник веры угасает в изгнании. Папа пронёс по всему Риму икону Богоматери и поставил её в церкви св. апостола Петра внутри алтаря. Царица Небесная подаёт чрез Свою икону много чудесных исцелений болящим и страждущим, с верою к ней прибегающим.

Когда по прошествии 112 лет, в 842 году по Рождестве Христовом, в Константинополе воцарился Михаил и восстановлено было иконопочитание, – тогда Лиддская чудотворная икона в Риме видимо для всех стала сама собою колебаться на своём месте. Это дивное явление изумило и устрашило римлян. Однажды сам папа Сергий был в церкви св. Петра на соборном служении, и вдруг в глазах тех людей чудотворная икона сильно восколебалась и, отделившись от места своего, поднялась на воздух. Все бросились к алтарю с громкими восклицаниями и с поднятыми к верху руками, как бы желая предохранить от падения икону; но она тихо прошла по воздуху в церковные двери. Папа Сергий с клиром и народом последовали за нею и увидели, что она спустилась на воды реки Тибра и тихо поплыла по морю. С великою печалью все люди сопровождали икону по берегу; папа Сергий со слезами возопил: «Увы нам, о Царице Госпоже! Куда отходишь Ты от нас, о Царица и Госпожа! Боимся, чтоб и нас не постигла иконоборческая ересь, по причине которой Ты удалилась из Константинополя; и не по тому ли самому Ты удаляешься из Рима? О Всемогущая! Доколе не укротишь еретической бури, возмущающей Церковь Христову?» Долго смотрели римляне на отшествие святой иконы и разошлись уже тогда, когда она невидимая стала.

Вскоре чудотворная икона прибыла к Константинополю и остановилась на пристани против царских палат, там люди взяли её и принесли к царице Феодоре. Все думали, что это одна из тех икон, которые во время гонения были бросаемы в море.

Ещё прежде того император Михаил и патриарх Мефодий отправили в Рим известие о бывшем в Константинополе поместном Соборе и о восстановлении иконопочитания. Посланные, во время пребывания в Риме, слышали о чудесном отшествии из Рима иконы Богоматери, пущенной по морю патриархом Германом. Возвратившись в Константинополь, они донесли о том царю Михаилу и матери его Феодоре. Тогда вспомнили об иконе, недавно обретённой в Константинопольской пристани, и невольно подумали: не из Рима ли она приплыла в пристань? Когда икону показали послам, прибывшим в Константинополь, – они тотчас её узнали и засвидетельствовали, что эта та самая икона, которая незадолго пред сим удалилась из Рима. Тогда император со всем двором, и патриарх с духовенством взяли честную икону из царских палат и с крестным ходом и молебствием, в сопровождении всего народа, перенесли её в Халкопратию и там с благодарственными молитвами поставили в церкви Пресвятой Богородицы дарованное им сокровище. С того времени Лиддская икона, по причине пребывания её более ста лет в Риме, названа Римскою, и это явление вспоминается также 26 июня.

13.03. Молдавская

Молдавская

Молдавская икона находится в г. Николаеве в Спасо-Николаев с ком Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии. На иконе Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, держащим руку у Своей главы.

14.03. Феодоровская

Чудотворная икона Феодоровская явилась в 1239 г. Празднество ей установлено в память избрания, 14 марта 1613 года, на царство Михаила Феодоровича, из дома Романовых, умирителя встревоженной России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царём Михаилом Феодоровичем и матерью его благочестивою старицею Марфою Ивановною.

Феодоровская

Еще в начале XII века икона сия находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович, при устроении города Кидекша, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть её с места. Из этого заключил князь Георгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегородской губернии, и Феодоровскою, потому что первоначально она стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата.

Во время нашествия Батыя, когда татары опустошали землю русскую и целые селения и города обращали в груды пепла, не был ими пощажён и Городец Волжский. Все жители бежали, все было брошено; оставлена в соборном храме за св. престолом и икона Богоматери, имевшая на другой стороне своей изображение св. мученицы Параскевы Пятницы: некому было позаботиться о её спасении. Все думали, что она погибла в пламени.

В 1239 г. князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте в густом лесу, в одной версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо него. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосновом дереве икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять её с дерева, но икона поднялась на воздух. Князь и все бывшие с ним преклонили колена в благоговейном ужасе. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простёр руки, чтобы взять её, икона снова поднялась на воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки и понесли её в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм. Со всех сторон начали стекаться бесчисленные толпы народа. Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту самую икону нёс по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается на иконе св. великомученик Феодор Стратилат. Между тем икона была уже поставлена в соборном храме во имя вмч. Феодора Стратилата, почему и получила название Феодоровской.

Между купцами, проживавшими в Костроме, были некоторые из Городца, опустошённого татарами; поспешили и они поклониться чудотворной иконе и тотчас же узнали, что это та самая икона, которая столько лет охраняла их отечественный город. На месте обретения иконы, на берегу реки Запрудни, князь основал Запрудненский монастырь в честь Нерукотворенного Образа, и с того времени туда ежегодно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы. Самая же икона оставлена была в соборном храме; но спустя несколько лет сгорел и этот Костромской собор, и все полагали, что икона погибла в пламени. На третий день после пожара, разрывая пепел, нашли икону, нимало не повредившуюся в огне. Вскоре на месте погоревшего храма воздвигнут был новый великолепный храм во имя вмч. Феодора Стратилата, и чудотворная икона опять поставлена внутри алтаря за престолом. Спустя несколько времени после этого в Россию опять вторглись татары, опустошили многие города и грозили тою же участью Костроме. Князь Георгий Васильевич со слезами молился пред чудотворною иконою Бого

матери, чтобы Она приняла город под Свою защиту. Народ и воины усердно прибегали к Ней. В надежде на Её помощь князь взял с собою на войну икону Богоматери, Царица Небесная вняла молениям с верою прибегавших к Ней. Чудотворную икону несли пред ополчением. Татары обнажили мечи и напрягли луки, но, увидев икону, сиявшую светлее солнечных лучей, которые, как огонь, пожигали их полчища, они пришли в такой ужас, что бросились в бегство. Божия Матерь чудесно спасла Кострому. На том месте, где во время битвы находилась чудотворная икона, поставлен был крест, и с того времени близлежащее озеро называется Святым, и основанное на берегах его селение приняло название Святого.

Спустя несколько времени соборная церковь опять загорелась, и пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог войти туда для спасения иконы. Некоторые из жителей увидели, что икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Все пали на землю и с горькими слезами взывали к Божией Матери, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления Своего. Икона спустилась на землю и стала среди площади; поражённые ужасом жители не прекращали молитв день и ночь. По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения чудотворной иконы, и в то же время приступлено к построению новой каменной церкви, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Феодора Стратилата. Церковь скоро была окончена, и туда перенесена икона Богоматери. Много лет протекло, все прибегали к Ней с молитвами, и верующие получали чудесные исцеления. Но настали времена смут от поляков и литовцев. Великая старица Марфа Ивановна Романова удалилась с сыном своим Михаилом из Москвы в Кострому и проводила там время в благочестивых монашеских занятиях. Между тем в Москве, освобождённой от врагов, собрались выборные всей земли русской, и выбор их единодушно пал на юного Михаила. Для объявления об этом избрании отправлено было посольство в Кострому с грамотою, в которой чины государства, призывая на царский престол Михаила, умоляли его следующими словами: «Русская держава без покрова, венец её осиротел; отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, сладчайшая надежда всей земли русской, царь, по сердцу всего народа избранный».

Послы, сопровождаемые толпами народа, были встречены костромским духовенством с честными крестами и чудотворною иконою Феодоровской Богоматери, и все вместе следовали в Ипатьевский монастырь, где пребывала инокиня Марфа. Михаил в сопровождении своей матери вышел навстречу им за святые врата. Он приложился ко кресту и чудотворной иконе, принял благословение архиепископа Феодорита, но отказывался принять царский престол, да и мать его, страшась за сына, не хотела отпустить его на престол. Долго умолял архиепископ со всем собором, но мать и сын оставались непреклонны. Мать плакала и говорила: «Мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху, а инии и чуждую землю познаша... Молю вас: не лишите мене единородного чада».

Тогда архиепископ взял в руки Феодоровскую икону Богоматери, а троице-сергиевский келарь Авраамий – образ св. московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и поднесли св. иконы к Марфе и сыну её Михаилу Феодоровичу и сказали им: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Не прогневайте всех Владыку и Бога».

При виде лица Богоматери инокиня Марфа была глубоко тронута: поверглась пред иконою и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведён на престол. Это происходило в 1613 году 14 марта, и потому в этот день постановлено праздновать Феодоровской иконе Богоматери. В 1636 году царь Михаил Феодорович, посоветовавшись с отцом своим, святейшим патриархом Филаретом, приказал обновить чудотворную икону, вновь украсить золотом и драгоценностями и поставить на прежнем месте, против правого клироса.

14.03. Феодоровская – в с. Дмитровец

В Покровской церкви с. Дмитровец, Юхновского уезда, Смоленской епархии, находится чудотворная икона Феодоровской Богоматери. Икона эта длиною 9 вершков, шириною 7 вершков, написана на кипарисной доске, обложена серебряною вызолоченною ризою с камнями в венце и звёздах. На оборотной её стороне надпись: «В знак Божия благословения и в залог будущих над врагом побед вручаю сию св. икону 3-му Костромскому пехотному полку – Сергий, епископ Костромской и Галичский, 1812 года, августа 27 дня». Епископ Сергий благословил сею иконою полковника Антипа Ив. Дункера, бывшего в Костромской дружине в отечественную войну, а в 1842 году эта благодатная икона его наследниками, по завещанию, была передана в Дмитровецкую церковь. В 1848 году по время холеры жители к этой иконе прибегали с усердными молитвами; в соседних деревнях много умирало, а в Дмитровцах холеры не было. С того времени икона прославилась чудотворениями.

14.03. Феодоровская-Городецкая

В Рождество-Богородицкой церкви, что в Кремлёвском дворце, находится благодатная икона Феодоровской-Городецкой Божией Матери – список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Ипатьевском Костромском монастыре, принесённый в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марфою Ивановною.

В слободе Воролсбе, Харьковской епархии, в приходском храме находится древняя и большая икона Феодоровской Божией Матери, украшенная сребропозлащённою ризою. Икона эта славится благодатными знамениями.

В Краснослободском, Пензенской епархии, Успенском женском монастыре находится чудотворная Феодоровская икона в сребропозлащённой ризе – точная копия с чудотворной иконы, что в Костроме.

Феодоровская-Городецкая

19.03. Умиление35

Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске, где и поныне находится. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает.

Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где и основан Святогорский монастырь в Псковской губернии.

Умиление

24.03. Тучная гора36

Тучная гора

В Смоленской кладбищенской церкви г. Твери находится свято чтимая икона, известная под именем Тучная Гора. Икона помещается в иконостасе придельного храма, посвящённого её имени, и весьма часто вносится, по просьбе жителей, в их дома.

Благодатная икона имеет в вышину 14 вершков, а в ширину 12; лик Пресвятой Девы в малый

профиль с Предвечным Младенцем на левой руке; глава Богоматери обращена несколько вправо; очи Её устремлены прямо на молящихся, на кисти правой руки находится гора, в горе видится вершина церкви с несколькими куполами и крестами. Предвечный Младенец изображён с благословляющею десницею. Живопись совсем древняя.

Из преданий о сей иконе явствует, что лет 200 тому назад сын татарина Косьма Волчанинов производил в одном из Тверских монастырей многие внутренние работы в храме, и всё им было сделано исправно и добросовестно. По окончании всех работ и расчётов настоятель, довольный подрядчиком, пожелал благословить его святою иконою, по его выбору. Волчанинов указал на икону Богоматери, именуемой Тучная Гора, которая стояла на полу за левым клиросом. Желание его было исполнено. Как величайшую святыню, Волчанинов принял этот дар, перенёс его в свой дом, чтил его во всю жизнь с благоговением и, умирая, заповедал детям своим, чтобы сию святую икону хранили в доме своём с благоговением, чтоб она переходила из рода в род старшему сыну, по пресечении же мужского колена – чтоб она была передана в храм Божий. Внук Волчанинова, получивший в наследство от отца и деда вместе с имуществом святую икону, пренебрёг прародительским завещанием: икона показалась ему лишнею – и он вынес её на чердак. Царица Небесная Сама вразумила его. Много напрасных обид и огорчений терпела в семье его невестка и, доведённая до отчаяния, решилась наложить на себя руки. Тихо спустилась она с крыльца, чтоб уйти в баню и там удавиться. Вдруг калитка отворилась, и пред нею явился незнакомый монах. «Куда ты, несчастная, идёшь? – сказал он. – Воротись назад, помолись Божией Матери Тучная Гора, и жить тебе будет хорошо и покойно». В испуге бросилась она домой и все рассказала, не скрывая своего греха. Никакого монаха не нашли, но поспешили отыскать заповедную икону Божией Матери и поставить её на подобающем месте. Это случилось 24 марта; в то же время пред иконою было совершено всенощное бдение и с тех пор ежегодно совершалось в это же число. Невестка Волчанинова обрела мир и довольство под покровом Божией Матери.

Святая икона переходила из рода в род более полутораста лет. Наконец род Волчаниновых пресёкся в мужском поколении; оставалась одна девица Екатерина, вышедшая в замужество за Коняева, и, как единственная наследница после отца, получила со всем имуществом и св. икону. После смерти мужа своего Екатерина оставалась жить в доме его брата, старшего Коняева, а с нею оставалась и св. икона. Когда же умерла и Екатерина, старик Коняев хотя и знал завещание Волчанинова, однако долго не мог решиться, в какой храм отдать икону: так и пребывала она у него в доме более 50 лет. Между тем пред чудотворною иконою стало собираться много богомольцев, особенно матери с больными детьми прибегали к Царице Небесной с горячею надеждою на Её милосердие. Молитва веры не оставалась напрасною, Владычица мира давала облегчение и исцеление.

Пред иконою теплились три лампады неугасимо. Благодарные почитатели украсили святую икону серебряною вызолоченною ризою.

В 1863 году священнослужители и церковный староста Смоленской кладбищенской церкви вознамерились устроить придельный храм, чтобы можно было совершать и вторую Литургию во время родительских суббот и других праздников. К ним явился старец Коняев и стал просить, чтоб они устроили два придела и один из них во имя Божией Матери Тучная Гора. «У меня в доме эта икона находится более 50 лет, – говорил он, – я стар, сыновей у меня нет. Для святой иконы лучшее место в храме Смоленской Божией Матери, потому что место, на котором эта церковь построена, называлось в старину горою, как самое высокое место в городской части. На эту гору в прежние годы жители городской части во время наводнений сносили своё имение и здесь сами спасались от погибели. Пусть же Царица Небесная Тучная Гора почивает Своею благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребённых Своею милостью». Его просьба была принята: в сентябре 1865 г. было приступлено к постройке придела, а 15 мая 1866 г. св. икона Тучная Гора с крестным ходом перенесена в устроенный для неё придел и поставлена в иконостасе около царских врат. Старик Коняев имел счастье своими руками перенести св. икону в придел и видеть своими глазами на другой день, 16 июля, освящение его. После этого он прожил ещё два года и умер 97 лет от роду.

Празднование в честь чудотворной иконы Тучная Гора совершается три раза в году: 24 марта – в память первого чуда, от неё бывшего; 16 июля – в день освящения придела и 27 ноября – по древле установленному обычаю.

25.03. Благовещение – Московская

Благовещение – Московская

Празднование в день Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии архангелом Гавриилом в лето 5508 от сотворения мира повсеместно утверждено в III веке по Рождестве Христовом.

В Московском Кремле, на Житном дворе, есть явленная чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что эта икона явилась в царствование Иоанна Васильевича Грозного одному узнику в Кремлёвской башне и освободила его от казни. Императрица Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1731 году соорудила храм во имя Благовещения, в честь сей чудотворной иконы, так, чтобы внешняя сторона башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви.

25.03. БЛАГОВЕЩЕНИЕ – В КИЕВЕ: ПРЯДУЩАЯ37

В Софийском соборе, на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, превосходно сохранилось изображение Благовещения Пресвятой Богородицы. Изображения эти находятся выше иконостаса. На северном столпе изображён архангел Гавриил шествующим к Пресвятой Деве; лицо его обращено к Богоматери; на нем белый хитон с тремя красными полосами, или источниками. Полосы падают на плечи и внизу по бокам с золотыми поручами. В левой

руке у него красная лилия; правая приподнята, как бы для благословения. Вокруг головы красное очертание венца. На ногах сандалии. Вровень с головою, с левой стороны, греческое начертание: «Архангел Гавриил» – и потом слова Благовещения, начинающиеся с правой стороны и оканчивающиеся с левой: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

На южном столпе изображена Пресвятая Дева. Одежда Её – длинный темно-фиолетового цвета хитон; такой же покров, окаймлённый золотою бахромой, видимою на конце, упадающем на левое колено. Хитон препоясан красным, тонким поясом. На главе и на персях золотые кресты. На руках золотые же поручи. В левой руке, приподнятой кверху, Она держит свиток красной пряжи, от которой тянется нить к веретену, находящемуся в правой руке Богоматери. Ноги в красной обуви с золотыми полосками. Пресвятая Дева стоит на золотом, с темными полосами подножии, которое имеет вдоль столпа крестообразные украшения. Вокруг главы венец очерчен синею полосою мозаики. Вровень с ликом, на правой стороне монограмма Ш. Ш., на левой Стороне греческая надпись, так же, как и монограмма, изображена чёрной мозаикою, означающая: «Се Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему». Древние церковные предания передали нам изображение Благовещения Божией Матери в трёх видах: первое – когда Пресвятая Дева занималась изготовлением пряжи для завесы храма; второе – когда Она черпала воду из колодца; третье – полное Благовещение, переданное Евангелием. Это изображение Благовещения сделано превосходною мозаикою и носит название: «Прядущая».

25.03. Боголюбская-Зимаровская

Сия икона находится в селе Зимарове Рязанской губернии. Предание говорит, что в бедственное для России время татарского ига доска, на которой изображена сия икона, была расколота татарами на две половины и брошена в кустарник. Там икона сама по себе срослась, но так, что одна половина осталась выше другой. Икона прославилась чудотворениями. В 1771 году сия св. икона была завещана в село Зимарово и поныне там находится в приходской церкви.

Боголюбская-Зимаровская

26.03. Мелетинская

Мелетинская

Время явления и место сей иконы неизвестны.

31.03. Иверская

Празднуется также 12 февраля, где и помещены сведения о ней.

* * *

29

Находится в Музее Андрея Рублёва в Москве – Ред..

30

Ныне в Николо-Одринском женском монастыре – Ред..

31

Выну – всегда. – Ред..

32

Приведён чудотворный образ из храма св. Николая в Хамовниках – Ред..

33

См. Албазинская, 27.11

34

Древний чудотворный образ из церкви Санта Мария Маджори в Риме приводится по изданию: Конадков, 1915, с. 171 – Ред..

35

Современный чтимый список находится в Псково-Печерском монастыре – Ред..

36

Чтимый список XX в находится в Вознесенском соборе г. Твери. – Ред..

37

Мозаика. Благовещение Софийского собора в Киеве – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle