С. Снессорева

Источник

Июнь

5.06. Игоревская

Игоревская

В Успенском соборе Киевской Лавры хранится икона Игоревской Божией Матери. Икона помещена в приделе св. Иоанна Богослова на северной стороне, близ царских врат. Пред сею иконою молился в последние минуты своей жизни великий князь киевский Игорь Ольгович, подвизавшийся уже в схиме в киевской обители св. Феодора, где находилась тогда и сама св. икона. Великий князь Игорь, внук Святослава, был убит возмутившимися киевлянами 19 сентября 1147 года и погребён в монастыре св. Симеона, созданном Святославом Ярославичем.

Игоревская икона древнего греческого письма, покрыта серебряною вызолоченною ризою, и в конце её вырезана надпись о принадлежности сей иконы Игорю и о его страдальческой кончине.

К Игоревской иконе с особенным усердием прибегают те несчастливцы, которые подвергаются каким-либо бедственным случаям; в молитвах пред нею ищут утешения в скорбях.

Великий князь Игорь Ольгович вспоминается, как святой страстотерпец, наравне со святыми князьями Борисом и Глебом. Память его совершается 5 июня. Памятником его молитвенных стояний остаётся и доселе икона Божией Матери, по имени его названная Игоревскою.

6.06. Пименовская53

Сия чудотворная икона находится в Московском Благовещенском соборе. Она принесена сюда из Константинополя в 1381 году митрополитом Московским Пименом и, от имени его, носит название Пименовской. От сей иконы проявлено много чудес. Однажды, во время молебного пения в доме одного купца, по прозванию Титрума, от сей иконы истекло чудное и благовонное миро, от помазания которым многие больные получили исцеление; посему икона называется мироточивою.

8.06. Ярославская

Ярославская

Чудотворная икона принесена в г. Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином и находится в Ярославском кафедральном соборе.

9.06. Коломенская

Икона изображает Коломенскую Богоматерь, которой празднуется 9 июня с 1413 г.

Коломенская

11.06. Абульская

Абульская

В городе Абуле, в Испании, одна слепая монахиня прозрела пред сею иконою в 1870 году; с того времени стали ей праздновать 11 июня. Абульская икона известна в исторических сказаниях только по своему имени.

11.06. Достойно есть – Милующая54

Достойно есть – Милующая

На Афоне в Карейском монастыре, основанном Константином Великим в 335 году, находится чудотворная икона, именуемая Достойно есть. В соборном храме этой обители, в алтаре на горнем месте, стоит эта святая икона, которая особенно чтится по случаю следующего события. Один старец- священноинок жил отшельнически со своим послушником недалеко от Карей. Редко оставляли они свою келью, разве по особенной надобности. Случилось, что старец отправился однажды выслушать всенощное бдение на воскресный день в Карейском соборе; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца приказание совершить службу дома. При

наступлении ночи он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с почтительною приветливостью. Когда наступило время совершения всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Её иконою и начали петь древнюю песнь св. Космы, епископа Маиумского: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...» – и пр., до конца. Но дивный гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: ״Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» – и после этой уже песни прибавляем: „ Честнейшую херувим и славнейшую серафим"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им песни, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи её, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне эту песнь, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим. Всю ночь провёл послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Карей, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал все, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икона, пред которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, сыновей Романа-младшего, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983–996). Келья и поныне известна на Афоне под именем Достойно есть.

В Петербурге, в Галерной гавани, построен в честь Милующей Богоматери величественный пятикупольный храм, где находится благодатная икона Милующей, присланная с Афона.

18.06. Боголюбская55 (Боголюбивая)

Боголюбская (Боголюбивая)

Икона сия находится в Боголюбском мужском монастыре Владимирской епархии. Она написана по приказанию князя Андрея Боголюбского, который, переселяясь из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную св. евангелистом Лукою. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалёку от г. Владимира, вниз по течению р. Клязьмы. Тут лошади, вёзшие икону, остановились и никак не шли дальше; лошадей переменили, но и новые не могли двинуться с места. Тогда по приказанию князя отслужили молебен пред чудотворною иконою; сам князь

молился пред нею на коленях и со слезами; но лошади не трогались с места. Князь удалился в свой шатёр и долго молился наедине. К утру он заснул и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире, а на сем месте чудесного явления устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, приказал им изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Она изображена превосходным греческим письмом во весь рост, со свитком в правой руке; левая обращена в молитве к Спасителю; сам же князь Андрей на коленях пред Нею, в молитвенном виде. Когда церковь была готова и освящена, князь внёс в церковь обе иконы – и принесённую из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Она явилась ему, назвал Боголюбским и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов.

В память чудесного явления Богородицы в 1157 году князь установил ежегодно совершать празднество 18 июня. В 1771 году, того же 18 июня, установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления г. Владимира и его окрестностей от морового поветрия. В память этой чудодейственной силы от Боголюбской иконы установлен крестный ход, при котором св. икона из Боголюбова монастыря препровождается во Владимир 21 мая, а оттуда 16 июня возвращается в монастырь. В 1820 году, по усердию владимирских граждан, Боголюбская икона покрыта серебряною вызолоченною ризою, украшенною венцами из разных драгоценных камней и жемчуга.

18.06. Боголюбская – в Козлове

С 1771 года эта икона прославилась чудотворениями. В России, и особенно в г. Козлове, свирепствовала моровая язва в 1771 году. Жители не знали, что делать, не видя ниоткуда помощи. На воротах дома одного купца в Козлове находилась икона Боголюбской Божией Матери. И было видение благочестивому иерею Иоанну взять икону с ворот и совершить с нею крестный ход, по совершении которого язва прекратилась. В память сего чуда благодарные граждане постановили ежегодно 23 октября, в день чудесного спасения от язвы, совершать крестный ход вокруг города. Благодатная икона в серебряном вызолоченном окладе с разными каменьями поставлена в изящный киот. В честь этой иконы устроен придел в Покровском соборе, а впоследствии воздвигнут великолепный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

18.06. Боголюбская – в Москве

Боголюбская – в Москве

Над Варваринскими воротами находится список с чудотворной иконы, находящейся в Боголюбском монастыре Владимирской губернии. Икона прославилась в 1157 году при великом князе Андрее Георгиевиче Боголюбском.

18.06. Боголюбская – в Усмани

В Усманском соборе Тамбовской губернии находится чудотворная икона Божией Матери. К ней прибегают жители г. Усмани во всех бедах и напастях и нередко берут святую икону в дом для молебствий. Когда в 1831 г. свирепствовала холера, испуганный народ искал спасения в молитвах пред чудотворною иконою Божией Матери, получал избавление от бед и прославлял милосердие Царицы Небесной.

18.06. Боголюбская – в Угличе

Боголюбская – в Угличе

В Угличе, в церкви св. Димитрия-царевича, находится благодатная икона Боголюбской Божией Матери. О ней в «Летописце Углича» имеются следующие сведения: «В 1654 году в Москве и других городах была смертоносная язва. В Угличе вдруг заболели два семейства, священника Гавриила и посадского Евфимия, и в этот же день все члены тех семейств умерли. Все граждане были в страхе. В это время посадский человек Афанасий Кустов шёл по земляному валу в городское собрание и, дошедши до церкви св. Димитрия-царевича, увидел ё из этих отроков сказал Афанасию, чтоб он в городском собрании объявил, что гнев Божий моровою язвою идёт на Углич, а потому чтобы молились Господу Богу, Пречистой Его Матери и призывали бы в помощь великих угодников Божиих: Димитрия-царевича, князя Романа и других, и Господь услышит их молитву и отвратит свой гнев от города. Граждане, извещённые Афанасием о сказанном от отрока, немедленно явились во храм св. Димитрия и совершили молебное пение пред иконой Божией Матери, и моровая язва прекратилась. С того времени постановлено было 18 июня праздновать Боголюбской иконе Божией Матери.

20.06. Моденская – в селе Косине56

В селе Косине Московского уезда находится чудотворная икона, названная Моденскою, потому что, по преданию, взята из г. Модены в Италии графом Борисом Петровичем Шереметевым во

Моденская – в селе Косине

время его путешествия по Европе и принесена им в приходскую церковь села Косина. Но по другому сказанию, более достоверному, известно, что эта икона пожертвована с. Косино императором Петром Великим. Когда Измайловский пруд и Яуза оказались тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, тогда он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино, где она и оставалась до перенесения на Переяславское озеро. Благодарный за первую науку обоим озёрам, Пётр не забывал их и не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – икону Божией Матери, именуемую Моденскою. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Спаситель обращён лицом к народу; правою рукою благословляет, а левою – держит свиток. Эта икона имеет 1 аршин 3 вершка вышины и 10/2 вершков ширины. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся. Пресвятой Богородице угодно было прославить сию икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Во время свирепствовавших в 1848 году эпидемических болезней в окрестных селениях и на фабриках много раз приносили из с. Косина чудотворную икону для общественного молебствия, и заступлением Владычицы мира болезни утихали и прекращались.

23.06. Заоникиевская

Заоникиевская

В 1588 году июня 23 явилась икона Владимирская в 12 верстах от Вологды. В честь сей иконы преподобный Иосиф на месте её явления построил храм и обитель. Эта пустынь названа Заоникиевскою, как говорит предание, потому, что в окрестном лесу жил разбойник Аника, отчего и самый лес назывался Аникиевским, а как пустынь находится за сим местом, то и названа Заоникиевскою, так же как икона, в ней пребывающая.

23.06. Владимирская

Празднество сей иконе установлено в 1480 г. повелением великого князя Иоанна Васильевича III, по благословению митрополита Московского Терентия, в память внезапного удаления татар и освобождения России заступлением Богородицы от нашествия в 1480 году ордынского царя Ахмата. Подробные сведения находятся в описании 21 мая.

23.06. Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни

Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни

Ордынская пустынь в 106 верстах от г. Поречья Смоленской губернии основана в XV веке, в княжение вел. князя Василия Васильевича Тёмного, а именно, в 1451 году. Когда хан Ногайской орды Седи-Ахмат вторгся в пределы России, два инока одного из московских монастырей взяли с собою в благословение икону Владимирской Божией Матери и удалились из Москвы в страхе от нападения татар. Уходя все дальше в леса, они поселились наконец в шалашах и пещерах на берегу речки Жидовки, переименованной из страха ордынцев в Ордынку. Здесь они построили деревянную церковь, а когда пожар истребил церковь, иноки с иконою Богоматери, уцелевшею от пожара, переселились на другое место, где находится ныне пустынь. В начале XVIII века чудотворная Владимирская икона, без согласия иноков этой обители, была перенесена в церковь села Устья протоиереем сего села и дворянином Пошювским, но вскоре болезнь постигла их обоих, и икона была немедленно возвращена в обитель. В Ордынскую пустынь 23 июня бывает большое стечение богомольцев.

23.06. Владимирская – в Астрахани

В Астрахани, в нижнем этаже Успенского собора, в иконостасе по левую сторону царских врат находится Владимирская икона Божией Матери. Эта икона была вручена Иоанном Грозным игумену Кириллу при отправлении его в Астрахань в 1568 году. По упразднении в 1707 году первого Астраханского собора, обращённого в приходскую церковь, образ этот был перенесён в нижний храм, посвящённый Божией Матери в честь её иконы Владимирской. В прежние времена этот образ ежегодно 23 июня, день храмового праздника, носили вокруг Кремля и Белого города с крестным ходом, но по случаю пожаров и приключившейся смерти во время хода одного из священнослужителей крестный ход был отменен. К этой иконе поставляли особенно устроенный киот, передняя часть его украшалась блестящими оловянными чашечками, в которых ярко отсвечивался свет возжжённых светильников. Преосвященные сами читали в похвалу Богородицы акафист пред Её иконою, и народ во множестве стекался к слушанию акафиста. В 1822 году это было отменено.

26.06. Тихвинская57

Тихвинская икона Богородицы, по сказанию предания, писана св. апостолом Лукою и послана была им вместе с Евангелием и книгою Деяний апостольских в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке по Р. X. Евдокией, супругою греческого царя Феодосия младшего, в Константинополь, где для неё воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. Когда начались неистовства иконоборцев, икона была перенесена в обитель Пантократора и скрыта; по прекращении же гонения св. икона возвращена была во Влахернский храм.

Во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 г. Влахернская икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке скрылась из Константинополя в царствование Иоанна Палеолога за 70 лет до падения Царьграда, и явилась в пределах Новгорода. Основанием этого предания служит следующее повествование: в то время как чудотворная икона прославилась в Тихвине, некоторые новгородские купцы находились в Константинополе и беседовали с патриархом. Патриарх, между прочим, спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Царьграде и скрывшейся неизвестно куда?» Купцы рассказали ему о явлении Тихвинской иконы, и патриарх, соображая это явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. По его словам, икона несколько раз скрывалась и опять являлась на своём месте, «ныне же за гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Он водил купцов в храм и показал место и киот, где стояла икона. Купцы по возвращении в Россию рассказали о сем, и тогда Тихвинскую икону по образцу Константинопольскому поставили с западной стороны у первого столба на правой руке.

Тихвинская

В древних летописях находится следующее описание явления чудотворной иконы: в 1383 году икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете, переносимая невидимою силою по воздуху над водами, и остановилась в г. Тихвине при реке Тихвинке. В продолжение своего шествия она в пяти местах останавливалась и являлась верующим, и на всех тех местах, освящённых присутствием чудотворной иконы, созданы были храмы по усердию жителей. На том месте, где окончательно остановилась святая икона, устроен был деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Храм этот от неоднократных пожаров был обращаем в пепел, но чудотворная икона оставалась невредима. Наконец, усердием великого князя Василия Иоанновича в 1510 году устроен был каменный храм для Тихвинской иконы, а в 1560 году, спустя 177 лет по явлении иконы, устроен усердием царя Иоанна Васильевича мужской общежительный монастырь. Великие чудеса совершались от чудотворной иконы: недужные получали исцеление, слепые прозревали, бесноватые освобождались, даже те, которые и в далёких краях призывали на помощь Небесную Хранительницу св. иконы, получали избавление от бед и напастей. В 1613 году, когда шведы под предводительством Делагарди овладели Новгородом, Тихвинская обитель под защитою Владычицы выдержала тяжкое нападение, особенно по воцарении Михаила Феодоровича, когда избранием его на престол шведам нанесено было огорчение и в месте поражения отрядов шведских и на реке Усть, и в самой обители Тихвинской, откуда они были изгнаны. Чтоб отомстить обители за изгнание, предводитель их, Делагарди, двинул на неё свои полки и приказал разрушить её до основания. Окрестные жители в ужасе бежали в монастырь и там вместе с монахами и воинами затворились, надеясь не на крепость стен, а на неодолимую силу заступничества Царицы Небесной.

Шведские войска окружили обитель и с яростью делали непрестанные нападения на убежище воинов Христовых. Все были объяты ужасом: одни монахи с воинами стояли на стенах и бились со врагами; другие, собравшись с народом в церкви, молились Богу и Пречистой Его Матери пред Её иконою. Во время этой осады одной благочестивой женщине, Марии, получившей по вере своей зрение от чудотворной иконы, явилась Пресвятая Дева и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут мою икону и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Тогда радостью и упованием исполнились сердца осаждённых. Чудотворная икона с молебным пением была обнесена по монастырским стенам, и, когда православные призывали на помощь свою единственную Заступницу, шведы были объяты внезапно таким страхом, что, никем не гонимые, бежали от обители.

Но злоба врагов не ослабевала, и вскоре они опять явились и ещё с большими силами окружили монастырь. У православных одна была сила, одна и надежда: со слезами все припадали к чудотворной иконе и умоляли Пресвятую Богородицу умилосердиться над ними. В монастыре в это время находился благочестивый Мартиниан, послушник Соловецкого монастыря. В ночном видении ему явилась Божия Матерь с Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким и объявила, что это святое место близко погибели от греховных нечистот, оскверняющих его. Мартиниан, человек чистый и богобоязненный, в ужасе воспрянул и видение своё поведал в обители. Нераскаянные злодеи были изгнаны из монастыря, притвор церковный очищен, и все со слезами умоляли Господа и Пречистую Его Матерь, да не предадут людей своих в руки врагов. Уповая на милость Заступницы своей, осаждённые устремились на врагов и Её неодолимою помощью одержали победу над ними.

Но шведы не хотели умиротвориться, и, чтобы отомстить за поражение своё, они с усиленными отрядами обложили обитель ещё теснее и начали копать тайные рвы под врата и стены. После нового явления 13 сентября Пресвятой Богородицы Мартиниану и ещё другому благочестивому человеку, Григорию, Господь поразил врагов страшным чудом: они увидели, что со стороны Москвы идут к обители многочисленные полки вооружённых воинов с крестоносными знамёнами, и сильно испугались; но надежда на подземные подкопы удержала их от бегства. Осаждённые укрепились надеждою на помощь небесную и, совершив усердные молебные пения перед чудотворною иконою, по-прежнему устремились на врагов, которые внезапно пришли в такой страх, что побежали в беспорядке, поражая друг друга в бегстве. Пленные шведы говорили, что все они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них. Эта славная победа дана православным Пресвятою Богородицею в ночь Воздвижения Животворящего Креста 14 сентября 1614 года.

Шведский полководец, в страшной злобе на Тихвинскую обитель, послал многочисленнейшие против прежнего силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону изрубить на части и её церковь разметать по полю. Услышав такие враждебные угрозы, защитники монастыря испугались и даже хотели с чудотворною иконою удалиться к Москве; но икона оставалась на месте своём неподвижна, и никакие усилия не могли поднять её с места. Тогда слабая горсть защитников, возложив все упование на всесильную помощь Небесной Защитницы, затворилась в обители и ожидала нападения. Скорая Помощница не допустила до неё врагов; они были поражены новым чудом: им показалось, что неисчислимое воинство стремилось на них. Страшный испуг овладел шведами; не надеясь преодолеть явившуюся силу, они в страхе и смятении бросились бежать от монастыря. И православные воины с вождями, и весь народ прославили Матерь Божию за невидимую и всесильную помощь. С той поры враги не осмеливались нападать на св. обитель.

После такой чудесной победы прибыли в Тихвинский монастырь царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной иконы Божией Матери, послы отправились за пятьдесят пять вёрст к реке Сяси, в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и шведы. Там заключён был в 1617 г. 17 февраля мир Столбовский пред иконою Пресвятой Богородицы, как главною порукою мира со стороны русских. Оттуда послы отправились с тою же иконою на принятие из рук врагов Новгорода, бывшего семь лет во власти врагов. С благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, избавившая от врагов не только свою обитель, но вместе и великий Новгород со всеми пределами его и утвердившая власть православного царя.

В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов предстательством Богородицы установлен Церковью в 26-й день июня по всей России праздник в честь Тихвинской иконы. В древние времена после 26 декабря, по совершении собора в честь Богородицы, ездили из Тихвинского монастыря «с образы и праздничною святынею в Москву». Этот обычай продолжался до 1678 года. Ныне 24 раза в год совершается крестный ход с чудотворной иконой по всем окрестностям.

Храм, в котором находится чудотворная икона, никогда не бывает без поклонников. Если храм заперт, то богомольцы стоят на паперти, откуда устроено пространное окно, чрез которое виден лик Царицы Небесной, и к Ней воссылаются усердные молитвы.

На поклонение св. иконе издревле притекали со всех сторон богомольцы и приносили вклады: и знатные, и простые. Императрица Анна Иоанновна пожаловала для украшения иконы изумруд, замечательный по своей величине и резьбе, с подписью: «Владычице, приими молитвы раб Твоих».

Для поклонения чудотворной иконе Тихвинский монастырь посетили: в 1747 году императрица Елизавета Петровна; в 1798 г. император Павел Петрович, который сам перенёс икону на настоящее место из Рождественского собора, и в 1809 году – великая княгиня Екатерина Павловна с супругом своим и приложила к иконе превосходный бразильский топаз и дорогие бриллианты; ею же привезены от императрицы Марии Феодоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 карат. Все украшения на золотой, драгоценной ризе полагаются более чем на 60 000 рублей серебром. Пред иконою висит драгоценное приношение графа Шереметева в 1803 году – золотая лампада ценою около 12 000 рублей серебром.

Прославляя чудотворную икону, которая, «яко солнце пресветлое, возсия на воздусе», св. обитель от лица России молит «спасать в мире и благовременности вернаго императора нашего и вся христиане». Из списков с чудотворной Тихвинской иконы прославились следующие: в Ново-Тихвинском женском монастыре; в Московском Успенском соборе; в Алексеевской монастыре; в Тверском женском монастыре; в Осташковском женском монастыре; в Переяславском Даниилове монастыре; в Новгороде на Красном Поле с 1643 года; в г. Цивильске, в соборном храме.

26.06. Тихвинская – у западных врат

В Тихвинской обители, кроме чудотворной явленной иконы, находятся ещё три благодатные иконы, списки с первой.

У западных врат монастыря в недавно освящённом храме стоит икона размером более чудотворной явленной. Она написана на стене в память первого явления и долгого пребывания на этом месте явленной иконы и в память чудесного избавления Тихвинской обители и страны от шведов в 1614 г. Во время осады Тихвинского Богородицкого монастыря иноки, не щадившие для Отечества своей жизни, хотели вынести из монастыря только явленную икону и скрыть её от поругания врагов; но Царице Небесной это не было угодно: нёсшие икону подошли к вратам, подле которых был написан на стене образ Тихвинской Богоматери, но не могли далее идти; необъяснимая, сверхъестественная сила удерживала их; все усилия их выйти из монастыря были напрасны, тогда иноки вернулись и поставили икону на прежнее место.

Икона у западных врат написана на внешней стороне ограды; богомольцы могли во всякое время молиться пред нею, а для лобызания св. иконы в прошлом столетии сделали к ней лестницу о 24 каменных ступенях с крытым навесом. Пред этою иконою совершается много замечательных чудес, почему это место и образ Богоматери являются предметом особенного для православных поклонения. Вследствие чего устроили около него храм, в котором и помещён образ.

Икона Тихвинской Богоматери, называемая Выносной, стоит на южной стороне столпа, в храме, в древнем киоте с резною рамою, мерою и стилем иконописания подобна явленной и прославилась чудесами. Она носится во всех крестных ходах, а также и в дома благочестивых жителей для утешения скорбей и для выражения благодарности к Богу за чудеса Его милосердия к верующим.

26.06. Тихвинская-ополченная

К замечательным копиям с чудотворно-явленной иконы Тихвинской Божией Матери, находящимся в Тихвинском монастыре, принадлежит так называемая Ополченная. В 1812 году, когда по призыву императора Александра I составлялось народное ополчение в России, тогда Тихвинская дружина ополчения, отслужив молебен пред чудотворным образом Тихвинской Божией Матери, получила от обители эту Ополченную икону в залог Её дивного заступления. Когда война была благополучно окончена, ополченцы возвратили в обитель эту икону с украшениями. До 1858 года икона стояла в приделе св. пророка Ильи, на особо устроенной для неё пирамиде с надписью, которая начинается манифестом императора Александра I ко всеобщему государственному ополчению, 6 июля 1812 года, в лагере близ Полоцка, и оканчивается описанием действий Тихвинского ополчения в 1812 г., получившего в благословение сию Богоматери икону, «которую воины сии во всех достохвальных против неприятеля подвигах имея Предшественницею, удобно врагов побороли и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней. И что чуднее всего, в достопамятную битву 16 ноября 1812 т., при реке Березине, промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было исторгнуть из хищных рук варваров серебряную ризу, снятую ими в Москве с образа Тихвинской же Богоматери, а при оной ризе досталась в руки победителей в Москве же похищенная варварами парчовая с серебряною бахромой пелена, которая во все время похода и была употребляема воинами для прикрытия иконы Богоматери от пыли и солнечного жара.

Сии воины, окончив кампанию, возвратились с Предшественницею Своею, иконою Богоматери, со славою во град сей, быв встречены от града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 г. июня 22-го, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери вручили тому же архимандриту данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровью их серебро и пожертвовали, каждый по своей силе, денег 1 800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличного памятника в память бывшего ополчения против галлов и сообщников их, и совершенной ими победы, и согласно с желанием из серебра сделана риза на икону сию; а на сумму, пожертвованную ими по благословению преосвященнейшего митрополита Амвросия, сооружён и на сем месте поставлен сей памятник ополчения в 1815 году 24 мая. Возлюбленная братия и соотечественники! Взирая, на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину–воинов за Веру, Царя и Отечество – и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя, на славу и защиту Отечества».

Эта святая икона сопровождала Тихвинскую дружину и в 1855–1856 гг., когда она под знамёнами России стала в ряды её верных сынов – защитников Православия. Когда поход окончился, икону возвратили в обитель, где и теперь она находится, на втором столпе с правой стороны храма, в серебряной золочённой ризе с чеканкой и стразовыми58 украшениями. Защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 г., вместе с иконою Богоматери 1856 г. 27 июня чрез начальника дружины ополчения майора Певцова принесли в дар монастырю 260 рублей серебром.

Кроме иконы Ополченной ещё две чудотворные иконы Тихвинской Богоматери – икона у западных врат и выносная – находятся в Тихвинском монастыре.

26.06. Тихвинская – в Киеве

В Киеве, в Екатерининской церкви Братского монастыря находится замечательная святыня – древнейшая икона Тихвинской Божией Матери. Ещё в царствование Феодора Иоанновича икона эта была занесена из пределов новгородских в Финляндию и находилась в кирхе кавигановской абовского дистрихта до 1740 года, когда, в бытность русских войск, икона была взята из кирхи сербского гусарского полка полковником Виктовичем и пожертвована им в церковь греческого монастыря в Киеве.

Пред Тихвинскою иконою Божией Матери православные молятся о сохранении здоровья младенцев, для чего назначена особенная молитва.

26.06. Тихвинская-Переяславская

В Переяславле посреди Троицкого Даниилова монастыря находится соборная одноглавая церковь, которая сооружена великим князем Василием Иоанновичем. На северной стороне церкви устроен придел во имя прп. Даниила, основателя обители. Придел сей сооружён в 1660 году с благословения патриарха Никона. В нем за левым клиросом находится чудотворная икона Тихвинской Богоматери, принесённая сюда преподобным Даниилом из Боровского Пафнутиева монастыря. Икона украшена среброкованою ризою и жемчугом.

26.06. Тихвинская- Цивильская

Тихвинская- Цивильская

В 1670 году, в октябре, шайка Стеньки Разина готовилась сделать нападение на г. Цивильск Казанской губернии. В ночь, накануне их нападения, одной вдове, Ульяне Васильевой, было видение от Тихвинской иконы, стоявшей в соборной церкви в Цивильске. Небесная Заступница повелела, чтоб осаждённые мужались, потому что Её предстательством разинская шайка не возьмёт города, и чтоб в благодарность за спасение жители выстроили во имя Божией Матери монастырь позади города, между реками Большой и Малой Цивилей, между болотом и Стрелецким лугом. Город не был взят, и жители устроили на указанном месте монастырь, а с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери сделали верный снимок и поставили его в монастыре.

26.06. Тихвинская – на Красном поле

В 1643 году новгородцам Димитрию и Василию Воскобойниковым во время шестинедельного плавания их по морю явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела взять Свой образ из земли иноплеменников и привезти в Россию, угрожая смертью, если не исполнят Её приказания. Шесть недель носило их по волнам морским и наконец их выбросило на Березовый остров (Биоркэ); они вышли на берег и, к ужасу своему, увидели, что из Тихвинской иконы сделаны двери чулана в доме латинского священника. Они выменяли у него эту икону за 15 любекских ефимков, взяли её с собою на корабль и, прибыв в Новгород, поставили её в Воскресенский монастырь, ныне Воскресенская приходская церковь на Красном Поле. Мера иконы – 2 аршина вышины и 1 аршин с четвертью ширины.

26.06. Тихвинская -в Афанасьевском монастыре

В Афанасьевском женском монастыре, близ г. Мологи Ярославской епархии, находится свято чтимая икона Божией Матери, известная под именем Тихвинской, но она так называется только по сходству изображения ликов Богоматери и Спасителя, но не могла быть копией с Тихвинской, потому что принесена в Афанасьевский монастырь в 1370 году, на 13 лет ранее до явления иконы Божией Матери в Тихвине. Эта икона перешла из рода св. князя Феодора Смоленского и Ярославского. Этой св. иконой св. Феодор благословил незадолго до своей кончины, 1298 г., старшего сына Давида; св. князь Давид в 1321 году благословил ею младшего сына Михаила на удельное княжение в г. Мологу, а князь Михаил передал её в благословение своему сыну Феодору, который передал её в 1370 году в Афанасьевский монастырь. Моровая язва открылась в Москве и оттуда, распространившись в России, появилась и в Мологе в 1770 году, что и послужило к прославлению иконы; жители поспешили прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы, принесли её икону из Афанасьевской, тогда приходской, церкви в г. Мологу при крестном ходе – и язва прекратилась. С того времени стали во множестве стекаться богомольцы на поклонение благодатной иконе Божией Матери. Под сенью Афанасьевской церкви в 1795 году водворились вдовы и девы и положили основание женскому монастырю, открытому в 1817 году. Икона Божией Матери имеет в вышину – 1 аршин и 14 вершков, в ширину – 1 аршин 6 /2 вершков; она украшена драгоценною ризою.

20.06. Тихвинская – в Исаакиевском соборе

В С.-Петербурге, на Песках во 2-й улице, находился дом Ивановых, где жили очень бедные домохозяева: брат не в полном рассудке и сестра, немолодая девушка, ухаживавшая за больным братом. По смерти брата она продала дом и наняла комнату от квартиранта, по ремеслу бондаря. Чрез некоторое время она умерла и пред смертью поручила священнику, приготовлявшему её к вечной жизни, взять у неё икону Божией Матери Тихвинской и поставить в церковь, уверяя, что эта икона с давних времён принадлежит их роду, что она древняя и чудотворная; но так как законного акта на передачу иконы в церковь не оказалось, то все имущество, в том числе и икона, осталось у бондаря. Бондарь был раскольник и по небрежению или неимению места для иконы больших размеров в маленькой квартире поместил икону в сарае, где от течи и сырости на ней появилась трещина. Бондарь был бедный человек, у него была жена и четверо детей. Когда он не мог уплатить за квартиру, и домохозяин отказал ему от квартиры, жена его обратилась к тётке домохозяина, Марье Денисовой Востоковой, с просьбою дать ей 3 рубля под залог иконы Тихвинской Божией Матери, обещаясь чрез неделю выкупить её. Но время проходило, бондарю нечем было выкупить иконы, и он упросил Востокову оставить у себя икону, расколотую сверху донизу. Востокова отдала иконописцу скрепить расколотый образ и почистить его, потом вставила его в киот и зажгла пред ним лампаду. С тех пор стали являться благодатные знамения от иконы. Неизвестно, как распространилась в С.-Петербурге весть о пребывании у Востоковой чудотворной иконы. Со всех сторон стекались больные и жертвовали к чудотворной иконе деньги на масло и свечи, а также брали из лампады масло для больных. Видя такое множество приходящих, Востокова стала просить приходское духовенство перенести св. икону в приходскую Рождественскую церковь, что на Песках. С разрешения митрополита Григория в 1859 г. 2 марта чудотворная икона была перенесена в Рождественскую церковь местным духовенством в сопровождении множества народа, между которыми было много больных, получивших в это время исцеление. В 1859 году 5 марта, по распоряжению митрополита Григория, чудотворную икону Тихвинскую, так быстро прославившуюся в С.-Петербурге, перенесли в новоосвящённый кафедральный Исаакиевский собор. Здесь её поставили у правой стороны храма, позади клироса. После этого в Исаакиевский собор стало собираться много народа, не только во время богослужения, но и во всякое время дня и ночи; не только в праздники и посты, но и во все другие времена храм св. Исаакия ни на минуту не оставался без богомольцев пред чудотворною иконою Тихвинской Богоматери. Молебны пред нею служили, исключая часы дневного богослужения, непрерывно и всегда при большом собрании народа. Богомольцы приходили благодарить Пресвятую Богородицу за полученные благодеяния и молить Её о заступлении и помиловании от бед и напастей. Неисчислимы были чудесные исцеления многих неизлечимо больных.

Усердие богомольцев выражалось и денежными приношениями. В 1861 году на икону Пресвятой Богородицы возложили золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. В 1863 г., на Страстной неделе, чудотворную икону поставили на юго-восточной стороне храма, против кафедры, в великолепный бронзовый вызолоченный киот. Ризы и киот были сделаны на пожертвованные (около 20 000 рублей) деньги.

Мера Исаакиевской иконы одинакова с подлинною в Тихвине, т. е. 1 аршин 2 вершка длины и 14 вершков ширины. Перед иконою поставлена великолепная балюстрада из белого мрамора с бронзовым вызолоченным подсвечником, в котором постоянно теплятся свечи, возжжённые любовью и благодарностью к Царице Небесной за Её великие милости и благодеяния.

Святая икона прославилась чудесами милости Божией в Петербурге в самый год освящения Исаакиевского собора (1858) и как бы дарована ему свыше в благословение.

26.06. Седмиезерская*

Сия икона находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от г. Казани, и по изображению своему есть Смоленская. В царствование Михаила Феодоровича в 1615 году она принесена из Устюга в пустынь основателем сей обители, монахом Евтихием. Ежегодно икона приносится в Казань на один месяц, в память избавления сего города, помощью Богоматери, от морового поветрия, бывшего в 1654 и 1771 гг. В обители празднование в честь чудотворной иконы совершается 13 октября. Название своё пустынь получила оттого, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собою и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила название Седмиезерной.

Со времени принесения иконы, прославленной чудотворениями ещё в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев.

В июне 1654 года явилось страшное моровое поветрие, занесённое в Москву прибывшими из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшною силою. В Москве с 1 июня по 12 декабря умерло более 400 000 человек, и хоронить некому было: народ от страха бежал в леса и пустыни. Язва из Москвы переходила в другие города и спустилась на Волгу. Здесь явилась она в городах: Ярославле, Костроме, Нижнем и других; истребила в них множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришёл в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Наконец обратились к Тому, к Кому всегда надо обращаться прежде всего, – к Богу.

По совету благочестивых людей начальники положили для утешения народа принести из Седмиезерной пустыни чудотворную икону. Все жители Казани устремились с крестами и иконами навстречу Небесной Заступнице за две версты от Казани, и здесь, на память этого сретения, в тот же день устроена часовня и водружён крест, а впоследствии был основан и монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе.

Немедленно утишилась язва; мрачные облака рассеялись, и солнце воссияло. Жители Казани начали носить икону по домам: язва исчезала там, где являлась икона Богородицы, и, наконец, совсем прекратилась.

Семь дней пребывала св. икона в Казани; иноки Седмиезерной пустыни просили возвратить её. Все жители устремились во храм, чтобы проводить свою Заступницу; но лишь только по совершении всенощной стали поднимать икону, как вдруг поднялась ужасная буря, настала темнота, пошёл дождь и снег. Невозможно было выйти из храма по причине темноты и яростной бури. Это чудо повторялось трижды. Начальство и народ из этого увидели, что Пресвятая Богородица не хочет выходить из города, и чудотворная икона оставалась целый год в Казани. В 1655 году сам митрополит Корнилий препроводил св. икону в Седмиезерную пустынь.

В 1656 году летом язва опять явилась в Казани и свирепствовала с большею против прежнего силою; то же повторилось и в следующее за тем лето. В обе сии тяжкие годины принесение из Седмиезерной пустыни иконы Пресвятой Богородицы спасало Казань от погибели. По этой причине Церковью установлено навсегда, чтобы чудотворная икона ежегодно была приносима 25 июня в Казань в воспоминание чудесного избавления от язвы.

В 1771 году моровая язва, распространяясь от Москвы по приволжским городам и селениям, явилась и в Казани; но жители поспешили прибегнуть к своей Непреоборимой Заступнице, и, когда святая икона была принесена из Седмиезерной пустыни и обнесена вокруг города и по всем домам, язва вскоре прекратилась.

Трудно исчислить все великие благодеяния, явленные в различные времена чрез чудотворную икону Божией Матери.

26.06. Нямецко-Молдавская

О чудотворной иконе, находящейся в Нямецком монастыре в Молдавии, известно, что греческий император Андроник Палеолог, сын Мануила, в 1399 году передал её в благословение Молдавскому господарю Александру Воеводе.

Молдавский князь, неизвестно какой и когда живший, подарил г. Черткову точную копию с чудотворной иконы Богоматери Нямецко- Молдавской. В 1846 году помещик слободы Михайловки Ив. Дм. Чертков прислал эту икону в благословение своим крестьянам в слободу Михайловку Богучарского уезда Воронежской епархии. В ночь под 24 июня икона была торжественно, с

Нямецко-Молдавская

крестным ходом, доставлена в слободу Михайловку, где и находится в приходской Рождественской церкви. Икона написана на полотне и древним искусным писанием; в вышину она имеет 1 аршин и 4 вершка; в ширину 4 аршина; на ней риза серебряная, позлащенная. На иконе внизу надпись на молдавском языке. На обороте иконы золотыми буквами надписи: а) «Образ, принадлежавший матери моей (г. Черткова) Авдотье Степановой Чертковой, урожденной Тевяшевой, и бывший запрестольным в домовой церкви нашей в Воронеже, что ныне дворянский дом»; б) (первые надписи на молдавском языке) «достоверное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которая находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Нямцулы) на земли Молдавской, прислана от благочестивейшего Константинопольского Императора Андроника Палеолога Александру Воеводе страны Молдавской в 6907 (1399 г.)»; в) «в благословение крестьянам моим жертвую оный в церковь слободы Михайловки».

26.06. Лиддская59

Лиддская

Подробные сведения описаны 12 марта: Лиддская, или Римская.

28.06. Троеручица60

Троеручица

История святой иконы, именуемой Троеручица, соединена с жизнью св. Иоанна Дамаскина, как памятник чудесного исцеления отсеченной его руки в царствование Льва Исаврянина, иконоборца, в VIII веке. Св. Иоанн ревностно защищал православие и поражал письменно и устно иконоборную ересь, за что потерпел жестокое гонение от Льва Исавра. Св. Иоанн занимал важную государственную должность при Дамасском князе и пользовался большою любовью и почётом князя и народа. Греческий император Лев оклеветал св. Иоанна в письмах к его государю, который поверил ложному доносу, будто св. Иоанн Дамаскин предлагал письменно Льву Исавру изменить своему властелину. Не разобравши дела, князь приказал отсечь руку, писавшую изменническое письмо, и повесить её на площади в страх другим. Рука была отсечена и вывешена на позор. Вечером, в день казни, св. страдалец Иоанн послал к князю моление через друзей своих, говоря: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Князь сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Наступила ночь; св. Иоанн затворился в свою молитвенную комнату, пал пред св. иконою Богородицы с Предвечным Младенцем и, приложив отсечённую мёртвую руку к суставу, из глубины сердца, полного любви и веры, со слезами и рыданиями просил Матерь Божию об исцелении руки его на защиту православия, на поражение иконоборства. По долгой молитве Иоанн задремал и в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу, светлыми и милостивыми очами на него взиравшую. «Вот твоя рука теперь здорова, – сказала Она Иоанну, – не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве твоей». Иоанн проснулся без болезни и увидел свою руку исцелённою, и только, как бы во свидетельство этого события, остался признак усечения, наподобие кровавой нити. В память благодатного помилования св. Иоанн сделал из серебра кисть руки и приложил её к иконе своей Заступницы, отчего эта икона получила впоследствии название Троеручицы.

Подлинная икона Троеручицы из Дамаска самим Иоанном перенесена в лавру св. Саввы Освящённого, куда переселился св. Иоанн Дамаскин, приняв иночество. Икона там пребывала от половины VIII до XIII века. В этом же веке она перенесена св. Саввою, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон и ныне находится в афонском монастыре Хилендаре (Уста Львовы). Братия торжественно приняли икону и поставили её в алтаре соборного храма.

В начале XVII столетия умер настоятель Хилендарского монастыря; братия приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе; произошли смуты и распри. Однажды, по обычаю, собрались иноки к утреннему богослужению и увидели, что икона Троеручицы стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли икону в алтарь; но в следующее утро икона опять явилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторялось не один раз, несмотря на все меры предосторожности и наложения печати на дверях церкви. Пресвятая Богородица изъяснила в сонном видении одному святому затворнику волю Свою, чтоб братия не трогали Её иконы с игуменского места потому, что, для устранения и на будущее время несогласий в избрании игумена, Она Сама хочет занять это место Своею иконою и управлять монастырём. С той поры святая икона всегда пребывает над игуменским местом в знамение того, что Пресвятая Богородица – настоятельница монастыря; с той поры в Хилендаре не бывает игумена, а только проигумен или игуменский наместник, заведующий монастырскими делами и занимающий в церкви второе место подле игуменского, над которым стоит икона.

По существующему на Афоне положению экклесиархи, одевшись в мантию, подходят к иконе Троеручицы, делают пред нею два земных поклона, с крестным знамением целуют Её руку и, как пред настоятельницею, падают в землю, а потом начинают своё дело. Вид этой иконы чрезвычайно выразителен и даже строг. Длина иконы 1 аршин 5 вершков, ширина 15 вершков. На задней стороне доски есть ещё изображение святителя Николая Чудотворца.

С Афона из Хилендара верный список с иконы Троеручицы принесён был в Москву в 1661 году 28 июня к патриарху Никону, который поставил эту икону в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим).

Митрополит Афонской горы Леонтий, бывший в Новом Иерусалиме в 1686 году, рассказывал ещё предание об иконе Троеручицы, сохранившееся на Афоне: один живописец в Хилендаре, желая написать икону Богоматери, очертил изображение мелом. Выйдя из кельи, он скоро вернулся и увидел очертание третьей руки. Думая, что это насмешка над ним братии, он с гневом стер очертание; ночью оно снова изобразилось. Так было до трёх раз. Наконец иконописцу был глас: «Не дерзай стирать третьей руки, на то Моя воля». Тогда он написал образ Троеручицы, который прославился великими чудесами. Список с него и находится в Новом Иерусалиме.

Точный список с древней иконы явился в 1661 году в мужской Белобережской пустыни Орловской губернии. Сия икона прославилась многими чудесами, и многочисленные толпы народа стремятся в пустынь на поклонение святыне.

29.06. Дуниловская-Казанская

О времени явления Дуниловской иконы не имеется положительных сведений, но из немногих сохранившихся документов явствует, что явление это было в царствование царя Феодора Алексеевича, следовательно, между 1676 и 1682 гг., временем восшествия на престол и кончины его.

Икона явилась в слободке Никольской, ныне город Никольск Вологодской губернии Велико-Устюгского уезда, крестьянину Крохалевскому. Он ловил рыбу в р. Юге при впадении в неё речки Дуниловки и вдруг увидел на сухих сучьях, прибитых течением воды к берегу, икону Божией Матери Казанской. Поражённый дивным изображением, крестьянин усердно помолился, потом в большом дереве вырубил углубление, в которое поставил найденное сокровище, и поспешил возвестить всему народонаселению о чудесном явлении. Все поспешили на поклонение Пресвятой Богородице пред новоявленной иконой, молились с глубокою верою и получали неисчислимые благодеяния от всесильного милосердия и исцеление от душевных и телесных недугов. На месте явления вскоре была поставлена часовня, а в конце XVII столетия сооружена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской, в которую была поставлена явленная икона, называемая, по местности, Дуниловскою. В 1815 году Дуниловская церковь

причислена к Сретенскому собору в г. Никольске, в пяти верстах от места явления в Дуниловке. В 1857 г. в Дунилове сооружён каменный храм в увековечение памяти о чудесном явлении и благодарности к Пресвятой Богородице за все Её неизреченные благодеяния. Явленная лее икона в серебряной позлащённой ризе и с камнями в венце постоянно стоит в Никольском Сретенском соборе и ежегодно, сопровождаемая крестным ходом и многочисленными толпами богомольцев, переносится в Дунилово к празднику 29 июня, в память явления иконы, и 20 июля, в воспоминание того, что в этот день в первый раз отслужен благодарственный молебен пред чудесно найденною иконою, с водоосвящением и окроплением места явления. Чудотворная Дуниловская икона представляет собою копию иконы Казанской Богоматери, но отличается поразительными особенностями. Икона написана на доске 1 аршин длиною и 10 вершков шириною. На верхней половине изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. По правую сторону изображение архангела Михаила, архистратига небесных сил, по левую – образ пророка Ильи, как ревнителя по Боге и нищих кормителя. На нижней половине изображение святителя Николая, всемирного и всеславного молитвенника и помощника. По правую его сторону – образ св. Тихона Амафунтского, чудотворца, а по левую – изображение преподобномученицы Параскевы, нарицаемой «Пятница». Источник целебной благодати от Дуниловской иконы не перестаёт и поныне изливаться на истинно верующих, прибегающих с молитвою к помощи Пресвятой Богородицы.

29.06. Касперовская61

Касперовская

В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра. В 1840 году, в феврале, Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась, и лики Богоматери и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались. Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили её. По исследовании многочисленных чудес икона была признана чудотворною. Со всех сторон начали приходить страждущие, недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.

В 1852 году жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворною иконою. Во время восточной войны 1853–1855 годов с чудотворною иконою был крестный ход в Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же решили «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священнейшим».

Чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу и остаётся там с 1 октября до четвёртого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа – в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.

Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой – мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.

29.06. Пряжевская

Пряжевская

Явление и прославление Пряжевской иконы Божией Матери относится к концу XVII и началу XVIII века. Не сохранилось об этом письменных документов, но о древности иконы можно заключить из надписей на старых церковных книгах. Отсутствие документов о храме и его святыне объясняется тем, что в XVIII веке храм с чудотворною иконою принадлежал униатам и только 28 октября 1794 года возвращён православным. Перед уничтожением унии какой-то католический патер приезжал в село Пряжев, неподалёку от Житомира, и хотел увезти с собою чудотворную икону; но едва проехал он 4 версты, как остановились лошади и никакие усилия людей не могли двинуть их с места. Случайно взглянул патер на икону, которую держал в руках, и заметил на лике Пресвятой Богородицы как бы влагу от слез; он понял, что его замыслы противны Богу, и немедленно приказал ямщику ехать обратно в Пряжев. Св. икону он поставил на прежнее место в церкви. Икона 1 аршин с четвертью в вышину и 11 вершков в ширину; на ней была медная риза, по скудости средств Пряжевского храма; но в 1864 году покойная императрица Мария Александровна прислала на Пряжевскую икону серебряную ризу с драгоценными камнями.

В 1874 году 24 мая чудотворную икону перенесли с горнего места и поместили в иконостасе над царскими вратами, а на горнем месте поставили икону Господа Иисуса, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить Пряжевскую икону Богоматери в Житомирский собор последовал указ Св. Синода от 27 июля 1893 года, которым разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворною иконою в Житомирский собор, где она пребывает с июня по август включительно. Празднество сей иконы совершается 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи.

30.06. Балыкинская

В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в церкви святителя Николая находится свято чтимая икона Богоматери, от имени слободы наименованная Балыкинской. Икона написана на холсте, а холст приклеен на доску. Величина иконы в вышину 5 четвертей, в ширину

15 вершков. На серебряной вызолочен ной ризе иконы надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена». О явлении сей иконы существует следующее предание: икона находилась в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо г. Стародуба, на иконе заметны были слезы из глаз Божией Матери, увидев которые, пан Дульский дал обет поставить св. икону в храм, как только таковой будет строиться.

В скором времени он узнал, что в селе Балыкине в это именно время строится храм, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещался передать сюда св. икону, но медлил исполнением своего обета. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкиискую церковь; но Дульский и после этого все ещё медлил. Вторично явилась ему во сне Пресвятая Богородица и, под угрозою наказания, приказала отдать икону в Балыкинский храм; после этого пан Дульский поспешил передать св. икону в Балыкино. Это было в 1711 году 4 августа.

От сей благодатной иконы было много чудесных исцелений, и к ней приходят богомольцы во множестве.

Точный список с чудотворной иконы Балыкинской Божией Матери находится в Орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой женщины.

Празднество чудотворной Балыкинской иконы совершается 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе.

30.06. Горбаневская

Чудотворная Горбаневская икона Божией Матери есть копия Корсунской иконы, писанной евангелистом Лукою и принесённой великим князем Владимиром из Херсона в Киев в 988 г.; называется же икона Горбаневской от фамилии казака Горбань; от того же и село получило своё название Горбаневки.

По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVШ столетия. В то время село Горбаневка было не заселено и окружено лесом. В этой пустыни жил один казак Горбань. Однажды он отправился на пасеку косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого покатилась слеза. С благоговейным трепетом Горбань преклонился пред найденною иконою и с горячими слезами вознёс молитву к Премилостивой Заступнице рода христианского. Икону отнёс он в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству. Вскоре усердием благочестивых людей выстроен был деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона; а в 1818 году устроен был каменный храм, куда и перенесена Горбаневская икона. В Полтавской губернии и в других местностях южного края весьма почитается эта икона; множество богомольцев стекаются со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Начиная с 1850 года ежегодно 30 июня Горбаневская икона, в сопровождении многотысячной толпы богомольцев, переносится в Полтаву, на пять вёрст расстояния от Горбаневки, и остаётся в Успенском соборе 40 дней, до 10 августа, когда тем же порядком опять переносится в Горбаневку. Неисчислимые чудеса исцелений и утешений совершались и теперь совершаются при чудотворной иконе над прибегающими к Пресвятой Богородице с искреннею верою и молитвою.

Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряно-позлащённою ризою с драгоценными камнями. Икона помещена в киоте и поставлена близ местного образа Богородице-Рождественской церкви.

* * *

53

Ныне находится в собрании ГТГ – Ред..

54

Чудотворный образ из соборного храма Протатон, Успения Богородицы в Карей, на Афоне – Ред..

55

Ныне находится в Успенском Княгинином женском монастыре во Владимире – Ред..

56

Находится в Свято-Успенском храме в с. Косино – Ред..

57

Находится в Свято-Успенском Тихвинском м-ре – Ред..

58

Страза – хрустальный алмаз.. – Ред..

59

Приводится Ред.кий список из Ростовского музея – Ред..

60

Находится в Хилендарском монастыре на Афоне – Ред..

61

Ныне икона находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle