Источник

Комментарии Женевской Библии на послание к Титу

Введение

Автор

Послание к Титу было написано Павлом (см. Послание к Тимофею. Введение: Автор).

Время и обстоятельства написания

Это послание, как и Первое послание к Тимофею, было составлено Павлом во время его четвертого миссионерского путешествия и может датироваться 62-м-64 г. по Р.Х. (см. 1 Тим.: Время и обстоятельства написания).

Тит христианин из язычников (эллин), вероятно, обращенный Павлом (Тит. 1,4). Новый Завет мало что сообщает о нем, в книге Деяния он не упоминается. Известно, что на заре своей миссионерской деятельности Павел взял Тита с собой в Иерусалим, где отказался подвергнуть его обрезанию (Гал. 2,1–3); по всей видимости, Тит был спутником Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях и какое-то время в четвертом. Он был надежным и верным сотрудником, на которого Павел мог положиться в сложных ситуациях, вроде той, что возникла в Коринфе (2Кор. 8,6.16.23; 12,18). Позднее Тит нес служение как представитель апостола Павла на Крите (Тит. 1,5) и в Далматии (2Тим. 4,10).

Павел писал Титу из Македонии (3,12). Во время одного из своих путешествий он и Тит занимались миссионерской деятельностью на Крите (1,12). Отбывая с Крита, Павел оставил там Тита для продолжения своего дела (1,5). Это послание Павел написал Титу, чтобы воодушевить его довести свое служение на острове до конца. В частности, Павел хотел, чтобы Тит завершил организацию церковных общин (1,5–9), боролся против ереси, которую внесли бывшие там лжеучители (1,10–14; 3,9–11), и наставил общины, как надлежит себя вести (2,1 3,8).

Характерные особенности и темы

Как и Первое послание к Тимофею, Послание к Титу заслуживает внимания за сведения об организации церкви. Оно содержит подробное описание качеств, которыми должен обладать избираемый на служение пресвитера или епископа (1,6–9), а также важные свидетельства о том, что звания «пресвитер» и «епископ» относятся к одной иерархической ступени, а не к различным (1,7).

Подобно 1 Тим., в Послании к Титу выражена серьезная озабоченность о здравом учении (1,9.13; 2,1.2). Оно содержит два важных богословских размышления о благодати, явленной Богом через Иисуса Христа (2,11–14; 3,4–7), утверждение о втором пришествии Христа (2,13), о совершенном за нас искупительном деле Христа (2,14), о возрождении Святым Духом (3,5) и оправдании благодатью (3,5.7). В этом послании также содержится догмат о Божестве Христа звание Спаситель применяется свободно и в одном контексте и к Богу (1,3; 2,10; 3,4), и ко Христу (1,4; 2,13; 3,6).

В этом послании наряду с заботой о здравом учен Павел уделяет внимание подобающему христианам поведению. Для Павла то и другое неразрывно связано. В частности, он подчеркивает свойство «целомудрия» (1,8; 2,2.5.6.12) и важность «добрых дел» (2,7.14; 3,1.8.14).

Трудности истолкования

Павел описывает лжеучение на Крите как нечто, возникшее внутри общины (1,10.16). Для него была характерна связь с иудейскими «баснями» (1,14), родословиями, спорами о законе (3,9) и человеческими постановлениям (1,14). Лжеучители исходили из узкой иудео-христианской перспективы (1,10) и стремились к руководящим должностям из корыстолюбия (1,11). Они преуспевали, уводя людей с верного пути и внося разделения (1,10; 3,10).

Фактически все, что Павел говорит в Послании к Титу о лжеучении на Крите, имеет параллели с тем, что он сказал в Первом и во Втором посланиях к Тимофею о том, что имело место в Ефесе. Нет основания считать, что была некоего рода органическая связь между двумя лжеучениями. С другой стороны, здесь и там лжеучения были, возможно, схожими проявлениями более общего синкретического движения в Римской империи того времени (ср. проблемы, к которым обращается Павел в своих посланиях к колоссянам и ефесянам).

Содержание

I. Приветствие (1,1–4)

II. Основная часть (1,5 3,11)

А. Организационные вопросы церковных общин на Крите (1,5–9)

1. Для чего Павел оставил Тита на Крите (1,5)

2. Качества, необходимые пресвитерам (1,6–9)

Б. Указания, как поступать с лжеучителями (1,10–16)

В. Наставления различным группам верующих (2,1–15)

1. Общие указания Титу (2,1)

2. Наставления старцам, старицам, молодым женщинам, юношам (2,2–6)

3. Наставления Титу (2,7.8)

4. Наставления рабам (2,9.10)

5. Богословское обоснование христианского поведения (2,11–14)

6. Заключительные указания Титу (2,15)

Г. Наставления относительно «добрых дел» (3,1–8)

1. Предварительные указания (3,1.2)

2. Греховность человека вне Христа (3,3)

3. Восприятие грешником благодати Божией (3,4–7)

4. Заключительные указания (3,8)

Д. Указания, как поступать с лжеучителями (3,9–11)

III. Заключение (3,12–15)

Глава 1

1:1–4 Приветствия и благословения с упоминанием отправителя и получателя.

1 раб Божий. Тот, кто принадлежит Богу и служит Ему (Рим. 1,1; Флп. 1,1).

апостол Иисуса Христа. Тот, кто послан от имени Христа (1Тим. 1,1).

по вере... к благочестию. Таковы цели апостольского служения Павла.

избранных Божиих. Тех, кого Бог призвал к вере во Христа (2Тим. 2,10).

1 в надежде вечной жизни. Жизни, которая даруется Христом (1Тим. 1,1; 2Тим. 1,1 ;1Тим. 1,16).

неизменный в слове. Свидетельство о верности Божией: Бог достоин всяческого доверия, Его обетования неизменны (Чис. 23,19).

обещал... прежде вековых времен. Подтверждение предвечной природы Божественного определения об искуплении через Христа (2Тим. 1,9).

1 Спасителя нашего, Бога. Бог Спаситель, потому что завет милости Его извечное предопределение (2,10; 3,4; 1Тим. 1,1; 2,3; 4,10).

1 истинному сыну. Ср. 1Тим. 1,2. Это указывает, вероятно, что Тит был одним из тех, кого обратил к вере Павел.

благодать, милость и мир. См. ком. к 1Тим. 1,2.

Иисуса Христа, Спасителя нашего. Христос Спаситель (2,13; 3,6; 2Тим. 1,10), потому что через Него исполнился завет милости. На всем протяжении этого послания Павел именует «Спасителем» попеременно то Бога (ком. к ст. 3), то Христа, тем самым выражая веру в Божество Христа (2,13).

1:5–9 Павел приступает к основной части послания.

1 чтобы ты довершил недоконченное. Речь идет о завершении организации новообразованных общин.

пресвитеров. Пресвитеры лица, которым поручено общее руководство поместной церковью (Деян. 14,23; 20,17; 1Тим. 5,17). Как ясно из ст. 7, Павел употребляет этот термин наряду с термином «епископ». В 1Тим. 3,2–7 Павел обсуждает качества, которыми должен обладать епископ, в сходных выражениях. Однако в намерения Павла не входит дать полный перечень этих качеств. Он просто указывает, каковы должны быть личные свойства церковных руководителей.

1 муж одной жены. Вероятно, имеется в виду супружеская верность (ком. к 1Тим. 3,2). Это условие исключает практику многоженства.

1 Ибо епископ. Заменив слово «пресвитер» на «епископ», Павел показывает, что в его понимании оба термина относятся к одному лицу: «пресвитер» (старший, старец) указывает, скорее, на личные качества (духовную зрелость), а «епископ» (попечитель) подразумевает должность (Деян. 20,17.28).

не корыстолюбец. Руководящие церковные должности не должны рассматриваться как возможность обогащения (ст. 11; 1Тим. 6,5,10), хотя получать вознаграждение за пастырское служение разрешается.

1 целомудрен. Этому качеству придается большое значение в послании (2,2.5.6.12). (Греческое слово «софрон» означает не только «целомудренный» в смысле «сохраняющий себя в девственной или в супружеской чистоте», но также «благоразумный», «рассудительный», «сдержанный», «скромный».)

1 держащийся истинного слова, согласного с учением. Как и в посланиях к Тимофею, Павел озабочен преподаванием здравого учения, основанного на Евангелии (1Тим. 1,10 и ком.).

силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. Две задачи пресвитеров. См. статью «Пастыри и пастырское попечение».

1 особенно из обрезанных. Имеются в виду лжеучители, вышедшие из иудео-христианской среды (Деян. 15,1.5; Гал. 6,12.13). См. Введение: Трудности истолкования.

1 развращают целые домы. Речь идет о деятельности лжеучителей в местных домашних церквах, отчего и возникла потребность в лучшей их организации (ст. 5).

уча, чему не должно. Проповедь лжеучителей не согласовалась со «здравым учением» (ст. 9).

из постыдной корысти. См. ком. к ст. 7.

1 из них же самих один стихотворец. Другой перевод: «некто из них, их собственный пророк». Павел цитирует Епименида (6 в. до Р.Х.), греческого поэта и религиозного реформатора из Кносса (Крит). Павел не ставит Епименида на одну ступень с ветхозаветными пророками; он просто приводит слова человека, пользовавшегося авторитетом.

1 иудейским басням. Возможно, указание на те легенды о ветхозаветных лицах, которые можно найти во многих иудейских апокрифических сочинениях (1Тим. 1,4; 4,7; 2Тим. 4,4).

постановлениям. Это может относиться к своеобразному толкованию лжеучителями иудейского закона (3,9; 1Тим. 1,7; 4,3).

1 Для чистых все чисто. Лжеучители, по-видимому, вводили какие-то запреты (ком. к 1Тим. 4,3). Ответ Павла см. в 1Тим. 4,3–5.

1 делами. Павел осуждает не только учение лжеучителей, но и их дела (2Тим. 3,2–5). Христианам следует держаться здравого учения; их поступки также должны соответствовать новому образу жизни.

отрекаются. Новый Завет учит, что отсутствие дел, сообразных перемене жизни, ставит под сомнение веру человека во Христа (Мф. 7,16–20; Иак. 2,14–16; 1Ин. 3,17).

Глава 2

2:1–15 Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией.

2 здравое учение. См. ком. к 1,9.

2:2–6 См. 1Тим. 5,1–2.

2 целомудренны. Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; 1,8 и ком.).

2 учили добру. Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома.

2 вразумляли. Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе (1Тим. 5,11–13).

2 попечительными о доме. В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе (1Тим. 5,13).

покорными. См. ком. к 1Тим. 2,11.

да не порицается слово Божие. Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10).

2 показывай в себе образец. Подобный совет Павел дает и Тимофею (1Тим. 4,12).

добрых дел. Начиная с этого места, добрые дела одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; 3,1.8.14).

2 рабов. См. также Еф. 6,5–8; Кол. 3,22–25; 1Тим. 6,1.2.

2 дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. См. ком. к ст. 5.

2:11–14 Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2–10.

2 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (3,4.6; 2Тим. 1,10). Цель Божия в ее даровании спасении грешников (3,4–7; 2Тим. 1,9). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2–10; 1Тим. 2,1–6).

2 ожидая блаженного упования и явления славы. Т.е. Второго пришествия Христа (1Тим. 6,14; 2Тим. 4,1.8).

великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это одно из самых ясных утверждений Божественного достоинства Христа в Новом Завете.

2 Который дал Себя за нас на кресте. Павел прослеживает два аспекта совершенного Христом: добровольный и заместительный характер Его смерти.

чтобы избавить нас от всякого беззакония. Павел подчеркивает личностный аспект искупления: Христос заплатил цену, необходимую, чтобы освободить людей от греха (Мф. 20,28;Мк. 10,45; 1Тим. 2,6; 1Пет. 1,18.19).

и очистить Себе народ особенный. Церковь и Христос очищают от греха отдельных людей (Евр. 9,14; 1Ин. 1,7.9) ради того, чтобы они вместе могли составить собственный народ Божий (Иез. 37,23), см. также Еф. 5,25–27.

ревностный к добрым делам. См. ком. к ст. 7.

2 увещевай и обличай. Обобщение разнообразных указаний Павла, данных Титу в ст. 2–10 и 1,10–16.

со всякою властью. Т.е. в качестве представителя Павла.

чтобы никто не пренебрегал тебя. См. ст. 8; 1Тим. 4,12.

Послание к Титу.

Глава 3

3:1–8 Передав наставления отдельным группам верующих, Павел теперь преподает Титу общие советы, среди которых помещено еще одно размышление о благодати Божией, и воодушевляет людей на «всякое доброе дело» (ст. 1).

3 начальству и властям. О покорности христиан правящим властям см. Рим. 13,1–7;1Пет. 2,13–17; ср.1Тим. 2,2.

быть готовым на всякое доброе дело. См. ст. 8; ком. к 2,7.

3:3 Этот стих содержит описание греховного состояния человека вне Христа (Еф. 2,1–3).

3 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. В соответствии со ст. 3, Павел имеет в виду не пришествие Христа в мир, а опытное познание грешником благодати Божией (2Тим. 1,10).

3 Он спас нас. См. 2Тим. 1,9.

не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости. Спасение дается по благодати, а не по делам (ст. 6; 2Тим. 1,9; Еф. 2,8.9).

банею. Духовное очищение, знаком и печатью которого является крещение (1Кор. 6,11; Еф. 5,26).

возрождения и обновления. Возрождение новая жизнь, начинающаяся для человека, пришедшего к вере во Христа (Ин. 3,3.5; 1Пет. 1,3.23). Обновление тесно связано с возрождением; оно означает полное преображение жизни, начало которому кладет возрождение (2Кор. 5,17; Рим. 12,2).

Святым Духом. Дух сообщает людям благодать Божию, излившуюся во Христе (Ин. 3,5.6).

3 оправдавшись. Т.е., получив оправдание перед Богом.

Его благодатью. Сами по себе (ст. 3,4) люди никогда не оказались бы праведными перед Богом. Суть ст. 3–7 в том, что праведность подается только благодатью Божией (Рим. 3,21–25).

наследниками. Даруя Свою благодать грешникам, Бог имел целью не только спасти их от вечного осуждения, но и сроднить с Собой через усыновление и таким образом сделать наследниками Своих обетований (Рим. 8,17; Гал. 3,29; 4,7).

3 Слово это верно. См. ком. к 1Тим. 1,15. Ср. со ст. 4–7.

быть прилежными к добрым делам. См. ком. к ст. 1.

3 состязаний. Отличительным свойством лжеучителей была их склонность к словопрениям (1Тим. 1,4; 6,4).

о законе. Т.е. о законе Моисеевом (см. ком. к 1,10; ср. 1Тим. 1,7).

бесполезны. В противоположность добрым делам, которые «полезны» (ст. 8).

3:10 Ср. Мф. 18,15–17.

еретика. Лжеучители были причиной разделений в церквах (1Тим. 6,4.5).

3:12–15 Павел заключает послание наставлением лично Титу, прощальным приветствием и благословением.

3 Артема. Нигде больше в НЗ не упоминается. Видимо, это один из сотрудников Павла.

Тихик. Сотрудник Павла, упомянутый в Деян. 20,4; Еф. 6,21; Кол. 4,7; 2Тим. 4,12.

Никополь. Город в Римской империи, территория современной Албании.

3 Зину... Аполлоса. Вероятно, они и доставили послание Титу. Зина не упомянут больше нигде в НЗ; видимо, это один из сотрудников Павла. Аполлос уроженец Александрии (Деян. 18,24–26), больше всего известен своим служением в Коринфе (Деян. 18,27 19,1; 1Кор. 1,12; 3,4–22; 16,12).

3 упражняться в добрых делах. См. ком. к 2,7.

3 со всеми вами. Предположительно, в намерения Павла входило, чтобы послание было прочитано всей общине (1Тим. 6,21; 2Тим. 4,22 и ком.).


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle