священномученик Дионисий Александрийский

К епископу Иераксу*

Что удивительного, если мне трудно беседовать хотя бы посредством писем с жителями отдаленными, когда мне не легко стало беседовать с самим собою посоветоваться с собственною душой? В самом деле, с моею утробою, с одножителями и единодушными со мною братьями, с членами одной и той же церкви мне приходится сноситься посредством писем, и, кажется, я не придумаю, как мне отправить их. Легче совершить путешествие не только в чужие края, но от востока до запада, чем пройти из Александрии в Александрию же. Средняя улица города теперь гораздо шире и не проходимее той беспредельной и не протоптанной пустыни, чрез которую в течение двух поколений прошел Израиль. Зеркальные и тихие гавани похожи на море, разделившиеся на две части и ставшее стенами для прохода Израиля, а потом потопившее в своей пучине египтян. От совершенных в них убийств они часто походили на Чермное море. А текущая через город река иногда была суше и скуднее той безводной пустыни, где странствующие израильтяне от сильной жажды кричали на Моисея, пока силою единого Творца чудес для них не изведено было питие из крутой скалы. Иногда же она так переполнялась, что покрывала все окрестности, дороги и поля и угрожала таким же стремлением воды, как при Ное. Постоянно оскверняемая кровью, убийствами и утопленниками, она несет свои воды, как во дни Моисея, когда он пред лицом фараона превратил ее в кровь и сделал смрадною. И какая другая вода могла бы очистить эту все очищающую воду? Мог ли бы даже великий и неизмеримый для людей океан омыть своим приливом это горькое море? Могла ли бы очистить ее скверну и та великая исходящая из Эдема река, даже те четыре потока, на которые она разделяется, соединить в один Гион? Очистится ли когда-нибудь воздух, зараженный ото всюду поднимающимися зловредными испарениями? От земли поднимаются такие пары, с моря веют такие ветры, с рек такой воздух и с гаваней такие туманы, что росы похожи на сукровицу трупов, разлагающихся на все свои составные стихии. И после этого еще удивляются и недоумевают, откуда эти тяжелые болезни, откуда непрестанные язвы1, отчего умирает так много людей, поражаемых разнообразными болезнями, что за причина, что в величайшем городе нет даже жителей столько, сколько прежде кормил он так называемых полустарцев2 если начать счет даже с бессловесных детей и кончить теми, которые достигли крайних пределов старости. А прежде людей в возрасте от сорока до семидесяти лет было так много, что теперь не составится такого числа, если переписать и занести в роспись содержимых на общественном иждивении всех от четырнадцатилетних детей до восьмидесятилетних стариков. Да и нынешние по виду юноши сделались как бы сверстниками тогдашних старцев! И замечая, что род человеческий все уменьшается на земле и исчезает, что гибель его все увеличивается и преуспевает, они все еще не трепещут!

* * *

1

Евсевий в Хронике (Migne, Patrologiae graecae t. XIX, ed. 1857, col. 573 – 574) пишет o появлении моровой язвы при Галле: pestilens morbus multas totius orbis provincias occupavit, maximeque Alexandriam et Aegyptum, ut scribit Dionysius et Cypriani «De mortalitate» testis est liber. Эта язва продолжалась, – хотя, может быть с перерывами, – не менее 12-ти, а по свидетельству Зонары даже 15 лет (Tillemont, Memoires pour servir a l’historie ecclesiastique, IV, p. 120).

2

Полустарцами назывались в Александрин лица в возрасте от сорока до семидесяти лет. Имена их заносились в списки и, как можно догадываться по словам св. Дионисия, они пользовались пособием от общества.

*

Церк. Ист. Евсевия VII, 31.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Послание к епископу Иераксу. 75-77 с.

Вам может быть интересно:

1. Против епископа Германа священномученик Дионисий Александрийский

2. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

3. Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их святитель Григорий Нисский

4. Отрывок из похвального слова святому великомученику Димитрию Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

5. Апология Халкидонского Собора и Томоса святого Льва святитель Ефрем Антиохийский

6. Слово о Симеоне и Анне священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

7. Похвальное слово в день святого мученика Фоки святитель Астерий Амасийский

8. Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ святитель Епифаний Кипрский

9. Диспут католика с арианином святитель Григорий Турский

10. Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святитель Герман, патриарх Константинопольский

Комментарии для сайта Cackle