Библиотеке требуются волонтёры

Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня

Источник

1. Некогда, по возможности в кратких словах, мы изложили мысли о девстве в творении: «Пир» (или) «о девстве»; а ныне, следуя течению времени, представляем славу девства в самом полном основании и неувядающем венце его на радость питомцам Церкви. Ибо ныне открывается совет божественных определений и священными проповедниками объясняются церковному собранию прообразы и последствия настоящего славного дня. Ныне самыми делами преславно открывается миру исполнение древнего и истинного совета (Божия). Ныне мы без покрывала, «открытым лицем, как в зеркале, взираем на славу Господа» и Его божественного кивота (2Кор. 3:18). Наш святейший праздник на раменах своих приносит и подает роду человеческому небесную радость, которой ожидали из рода в род. «Древнее прошло,... и процвело новое" и нестареющееся (2Кор.5:17). Уже не господствует более суровое учение закона, но царствует благодать Господня, обращая к себе всех спасительным долготерпением. Не поражается опять невидимым образом какой-либо Оза, дерзнувший прикоснуться к неприкосновенному (2Цар. 6:6–7). Ибо сам Бог призывает, и кто будет бояться? «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные», взывает Он: и кто не поспешит? (Мф. 11:28). Пусть никто из Иудеев не противится истине, взирая на прообраз (этого) в доме Аведара (2Цар. 6:10). Господь «пришел к своим» явно (Пс. 49:3. Ин. 1:11) и, как бы на очистилище, в одушевленном кивоте (плоти) шествует по земле. Мытарь, прикоснувшийся этого кивота, объявляется праведным. Блудница, приблизившаяся к нему, делается целомудренною. Прокаженный, подошедший к нему, снова становится здоровым. Никого он не отвергает; никого не отвращается. Сообщает здоровье, не принимая вреда от больных; ибо Господь человеколюбия пребывает в нем. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось под солнцем (Еккл. 1:10), не бывшее прежде, и не имеющее быть после. Он предопределил это по милосердию к нам, и пришел, и исполнил по человеколюбию, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: «древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, в виду предметов недоступных? Ибо память святой Девы всегда превосходит всякое слово. Посему, если величие достоинств превышает немощь нашу, прибегнем к посильной хвалебной песни, и, прославляя непобедимую победу, с восторгом будет ликовать вместе с паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнейшее и священнейшее собрание слушателей, пребывай в молчании, чтобы спокойно при посредстве слуха ввести в пристань ума сокровища истины. Мы совершаем праздник, не представляющий смешного и шумного пиршества богов эллинского баснословия, а воспоминающий нисшествие (к нам) неприступной славы Того, который есть «Бог сущий над всем» (Рим. 9:5).

2. Итак, ты, торжественнейший из проповедников и величайший из пророков, Исаия, поведай Церкви тайну этого славного торжества, и предложи доблестным собратиям обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнив с твоим зерцалом открытую нам истину, мог, как неложный прорицатель, рукоплескать исполнению пророчеств. «Было, – говорит он, – в год, в который умер царь Озия, видел я Господа, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и исполнился дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Его: шесть крыльев у одного, и шесть крыльев у другаго. И взывали... друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа, также с нечистыми устами, и... царя Господа Саваофа... видел я глазами моими. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих, и отъимет беззаконие твое, и грехи твои очистит. И услышал я голос Господа, говорящаго: кого Я пошлю? и кто пойдет к народу сему? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал он: «иди и скажи народу сему: слухом услышите, и не уразумеете, и (очами), смотреть будете, и не увидите» (Ис. 6:1–9). Таковы предвещания пророка, по внушению Духа. Ты же, возлюбленный, вникни в силу сказанного, чтобы понять исполнение тайн и узнать, каково и для чего здешнее собрание наше. При словах пророка, предвещающего чудо, ты поди и перенесись мысленным взором с пламенным чувством, с радостью и усердием, к славному Вифлеему, и напечатлей в себе ясный образ, сравнив пророчество с исполнением событий; ибо кто пристально посмотрит на тамошние события, для того не нужны будут длинные речи, чтобы достигнуть познания. «Все ясно для разумных и справедливо для приобретших знание» (Притч. 8:9). Ибо вот здесь открыто предстоит Дева-Матерь, как престол для Царя Господа Саваофа, высокий и превознесенный славою Создавшего его. На нем представь Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти. На этом, говорю, девственном престоле преклонились пред Тем, который предпринял для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокруг очами веры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимов. Ибо и они обыкновенно сопровождают шествие Царя. Посему там и говорится, что они восхваляли не только хвалами триипостасное существо единого Божества, но и почитаемую всеми славу, явившуюся ныне на земле Богоявлением одного из лиц Святой Троицы, словами: «вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). Ибо мы веруем, что вочеловечившемуся для нас «по благоволению» (Еф. 1:5) Сыну присущ по божеству и нераздельный от него Отец с единосущным своим Духом. «Потому что Бог, – говорит священно-проповедник Павел, – был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор. 5:19), указывая на Отца в Сыне по причине одного их благоволения.

3. Ты же, любитель празднества, представляя столь славные и для тебя совершаемые дела в Вифлееме, присоединись с радостью к тем, которые величественно торжествуют на небесах твое спасение. Ликуй пред девственным престолом, как некогда Давид пред кивотом (2Цар. 6:14). Прославь Господа, всегда и везде сущего, и «от Фемана», как говорит пророк (Авв. 3:3), благоволившего явиться во плоти роду человеческому. Скажи вместе с Моисеем: «Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего, и превознесу Его» (Исх. 15:2). Затем после благодарения весьма полезно исследовать, какая была причина явления Царя славы в Вифлееме. Родиться в Вифлееме телесно побудило, Непринуждаемого, милосердие к нам; какая необходимость могла быть для того, чтобы Безвременный, ставши грудным младенцем во времени, и Невместимый, быв обвит пеленами, сделался изгнанником и переселенцем? Если ты, божественное и богодухновенное собрание, хочешь знать и это, то послушай Моисея, который ясно проповедует народу, и, приводя к познанию сверхъестественного рождения, говорит: «всякий младенец мужескаго пола, разверзающий ложесна посвящается Господу» (Исх. 13:2; Лк. 2:23). О чудо! «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11:33). Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному своему закону, и быть не нарушителем, но исполнителем закона, а вместе с тем с окончанием закона соединить начало благодати своей. Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковый день; и свободная от закона, повинуется закону, и приношение делается за Того, Который освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. А что это рождение было чистое и не подлежавшее очищению, свидетель слов моих об этом Исаия, ясно возвещающий вселенной: «еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ее, (избегла и)1, разрешилась сыном, Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому?» (Ис.66:8), Итак пресвятая Дева-Матерь избегла свойственного женам пред рождением, как и зачала без соития, потому что Святый Дух предобручил и освятил ее. Она родила первородного и единородного Сына Отца, который на небесах воссиял единородно без матери из Отчего естества и сохранил нераздельною и неразлучною девственность естественного единства (с Ним), и на земле, в девственном чертоге, как жених, непреложно соединился с Адамом и сохранил матерную чистоту неповрежденною и непорочною, который на небесах рожден нетленно, и на земле родился неизреченно. Впрочем обратимся к предложенному предмету.

4. Итак пророк отвел Деву из Назарета, чтобы спасительный плод родился в Вифлееме, и пророк же, изведши, явил миру надежду жизни. Таким образом воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати), остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею воспринятою от нее плотию. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от ней превыше закона природы. Всякое чрево, наперед разверзаемое и оплодотворяемое от соития, воспринимает зачаток рождения, и при последних болезнях производит на свет, по премудрости Создателя, разумный и соответственный плод природы, по Слову Божию: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28). А ее чрево, не быв наперед разверзаемо и оплодотворяемо, пребыв в одном и том же состоянии девства, произрастило плод сверхъестественный и вместе сродный себе, по нераздельному с ним единству, невредимо, чудодейственно. Итак входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т.е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: «и исполнился дом славы Его... и Серафимы стояли вокруг Его, ...и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис. 6:1, 3). Тоже самое и блаженный пророк Аввакум прекрасно воспел, говоря: «посреди двух животных Ты будешь узнан; когда приближатся лета, Ты будешь познан; когда придет время, Ты будешь показан» (Авв. 3:2)2. Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух. «Знание», говорит Он, «познание», и показание, которые означают следующее; слова: «посреди двух животных ты будешь узнан» – означают осенение божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: «там Я буду открываться тебе» (Исх. 25:22); равно как и упомянутое ныне Ангельское собрание по поводу преславного Богоявления самого Спасителя во плоти, как провозвестил Исаия. А слова: «когда приближатся лета, ты будешь познан», – означают, как сказано, преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего, ...Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4–5). Следующие затем слова: «когда придет время, ты будешь показан – нужно ли объяснять для того, кто внимательным оком приникнет к настоящему празднеству»? Ты будешь показан, говорится здесь, в храме, как бы на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью в благолепии воплощения Твоего. Выражая это с большею ясностью, пророк взывал так: «Господь – во святом храме своем; трепещи пред лицем Его вся земля» (Авв. 2:20, Пс. 95:9).

5. По истине страшно совершившееся с Тобою таинство, Матерь-Дева, духовный престол, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесных и земных. Свидетельством и неопровержимым доказательством этого служит то, что при новом чуде сверхъестественного Твоего рождения Ангелы на земле воспевали: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14), тройственностью песни выражая тройственность святыни. Блаженна Ты между женами, богоблаженная; ибо чрез Тебя земля исполнилась священной славы Божией, как и в псалмах поется: «благословен Господь Бог Израилев,... и исполнит­ся славы Его вся земля; буди, буди» (Пс. 71:18–19). «И поколебались, – говорит пророк, – верхи врат от гласа восклицающих» (Ис. 6:4), чем означается завеса храма, осенявшая прообразовавший Тебя ковчег Завета, чтобы открылась для меня истина и чтобы чрез предшествовавшие образы и подобия мне научиться со страхом и трепетом почитать и поклоняться совершающемуся с Тобою таинству, а вместе с тем, чтобы этою тенью закона я был удержан от дерзновенного и бесстыдного, не благоговейного созерцания Того, кто стоит выше всего в своей непостижимости. Ибо если прообразу Твоей святости воздана была такая честь от Бога, что никто кроме священников не мог подходить или иметь доступ к его созерцанию, так как завеса отделяла и охраняла вход туда, как к царице; то какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся по истине вместительным небом для невместимого Бога? Ибо когда Ты, Пресвятая, явилась миру, как светоносный день, и явила Солнце правды, то рассеялась ужасная тьма, уничтожилась власть тирана, разрушилась смерть, ниспровергнут ад, и всякая вражда исчезла пред миром, и пагубные болезни отступили от появившегося спасения, и вся вселенная наполнилась светом чистой истины. На это указывая и Соломон, в книге Песнь Песней, говорил: «возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями, доколе день дышет прохладою и убегают тени» (Песн.2:17). И так, когда, по словам праведного Давида, «явился Бог богов в Сионе» (Пс. 83:8)3 и «великолепие красоты Его явилось во Иерусалиме» (Пс. 95:6), и "свет возсиял на Праведника и на правых сердцем веселие» (Пс. 96:11), то Освятитель и Господь освящаемых призвал Духом Святым учителя и служителя закона на служение и свидетельство совершающемуся.

6. Посему старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона подателя закона, самовластного учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святаго Израилева, наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади (Исх. 33:23), Божественное воплощение, богатого в бедности, предвечного в младенчестве, невидимого в видимом, непостижимого в объемлемом, величайшего в малом виде, находящегося в храме и на небесах восседающего на царском престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающего долу и горе, сущего в образе раба и в образе Бога Отца, повинующегося и царствующего над всем. Он весь исполнился желания, весь – надежды, весь – радости, и стал уже сам не свой, а Того, кто был предметом его надежды. Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он, быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но не заботясь о храме распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: «Тебя я желаю, Владыка Боже Отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными»; Тебя я ищу, Создателя всех: на Тебя взираю, объемлющего все Словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты – Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты – святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты – законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты – Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца (Ис. 43:10), и после Тебя не будет другого Сына у Отца, Единосущного и равночестного; «знать Тебя, есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия» (Прем. 15:3); Ты для нашего спасения – «камень краеугольный, драгоценный и избранный» (Ис. 28:16; 1Пет. 2:6), предвозвещенный Сиону; Тебе подчинено все, как виновнику, приведшему все из небытия в бытие, дающему крепкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различных тварей, управляющему всем своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему в порядок всякое нестроение и соединяющему всех неразрывными узами согласия и мира. Ибо Тобою «мы живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое; ибо Ты совершил «дивное, определения древные истинные» (Ис. 25:1), «облекшись славою и величием» (Пс. 103:1). Подлинно, что славнее для царя блестящей порфиры и светлой диадимы? Или что величественнее для милосердого Бога человеколюбивого воплощения, светлыми лучами своими озаряющего «сидящих во тъме и тени смертной?» (Лк. 1:79). Справедливо временный царь и слуга Твой назвал Тебя Царем веков, сказав: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44:3), как Бог и человек между людьми; ибо Ты при божественном воплощении Твоем препоясал чресла свои правдою (Ис. 11:5), как в самом себе правда и истина и веселие всех. Итак веселись сегодня небо вместе со мною; ибо сжалился Бог над народом своим; кропите облака правду миру (Ис. 45:8), и основания земли возглашайте мир находящимся во аде; явилось воскресение мертвых; пусть и земля провозглашает милость живущим на ней, ибо я «исполнен утешением и преизобилую радостию» (2Кор. 7:4); потому что я увидел Тебя, Спасителя людей.

7. Когда старец ликовал таким образом и радовался Божественным веселием, тогда святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Исаиею. Она, приняв объятиями святых рук своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистого и пренепорочного ее жертвенника, подала его праведнику, говоря, мне кажется, и вместе увещевая так: «приими, досточтимый старец и прекраснейший из священников, приими Господа, и насладись своею неоскудевающею надеждою»; приими, доблестнейший, сокровище неисчерпаемое и богатство неиссякаемое; приими, мудрейший в объятия свои крепость неизъяснимую и силу непостижимую, тебя укрепляющую; возьми, служитель храма, величие беспредельное и крепость несравненную. Соединись объятиями, достоуважаемый, с самобытною жизнью и живи; обними, праведнейший, нетление и обновись; это – не дерзновенное дело; не сомневайся, священнейший; насладись желаемым, достоуважаемый, и восхищайся подаваемым тебе, или лучше подающим самого Себя; просвещайся, благоговейнейший, Солнцем правды, сияющим сквозь чистое зерцало плоти. Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнейший; не страшись смирения и не изумляйся уничижению Его, преданнейший; с готовностью прилепись к Нему и не медли повиновением. Изрекаемое и предлагаемое не есть дело дерзновенное; не сопротивляйся, разумнейший. Не опаляет огонь благодати Господа моего, но просвещает, праведнейший. Пусть убедит тебя, законоведущий, купина (Исх. 3:2), прообразовавшая меня в несожигавшем ее пламени. Пусть убедит тебя, детоводитель, росоносная пещь (Дан. 3:21) в домостроительстве этого таинства. Кроме того пусть научит тебя и мое чрево, в котором вместился Невместимый, из которого и воплотилось бесплотное Слово. Уже звуки труб не устрашают приступающих (Исх. 19:16), и гора дымящаяся уже не внушает страха приближающимся, и закон уже не наказывает нещадно прикасающегося дерзновенно (2Цар. 5:6); ибо ныне происходящее есть дело человеколюбия, ныне являющееся есть дело снисхождения Божия. С благодарностью приими пришедшего к тебе Бога; ибо Он истребит беззакония твои и очистит грехи твои. На тебе пусть будет предызображено очищение (всего) мира; в тебе и чрез тебя пусть предвозвестится народам благодатное оправдание. Ты достоин быть животворным начатком. Ты пользовался законом? Насладись и благодатию. Ты утомлен письменем? Обновись в духе. Совлеки с себя ветхое и облекись в новое. Ты и сам, я думаю, не не знаешь этого.

8. После всего этого праведник возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия «Ветхаго днями» в младенчестве (Дан. 7:13), благословил Бога и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Я принял от Тебя беспечальную радость; приими меня, радующегося и прославляющего милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностью. Я познал силу любви Божией; ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, сделался человеком. Я познал неизреченное величие Твоего о нас попечения; ибо Ты послал собственного Сына своего на помощь нам. Я познал наставление Соломона, который говорит: «крепка как смерть любовь» (Песн.8:6); ибо чрез нее сокрушится жало смерти, чрез нее умершие увидят жизнь, чрез нее смерть познает свою смерть, потеряв над нами свою власть; чрез нее и виновник зла змий будет пленен и низвержен. Ты "явил... нам,... Господи, спасение Твое» (Пс. 97:2), даровав нам произрастение мира, и мы уже не будем более блуждать. Ты открыл нам, Господи, что не окончательно Ты презрел рабов Твоих, Благий, и не забыл творений рук Твоих; ибо Ты сжалился над бедственным состоянием нашим, обильно излив на нас свойственную Тебе и неисчерпаемую милость Твою, совершив искупление наше чрез Единородного и Неизменяемого и Единосущного Сына Твоего, признав недостойным Твоего величия и благости вверить рабу это благодеяние и спасение рабов Твоих или предоставить служителю примирение с Тобою преступников; но чрез Единосущный Свет ты даровал свет «сидящим во тьме и тени смертной» (Ис. 9:2, 42; Лк. 1:79), чтобы они во «свете Твоем... увидели свет» ведения (Пс. 35:10), и чрез Владыку и Создателя Ты благоволил восстановить нас в нетление; и чрез изгнавшего из сладостного рая даровал нам возвращение в рай; и чрез «имеющего власть... прощать грехи» (Мк. 2:10) Ты «истребил... рукописание на нас» (Кол. 2:14); и чрез восседающего вместе с Тобою на престоле и неотлучного от Божественного естества Твоего Ты даровал нам примирение с Тобою и дерзновенный доступ к Тебе, чтобы обетование столь многих и столь великих благ, утвержденное рукописанием верховного Владыки и истинного и самовластного Бога, было несомненно для помилованных и сподобившихся благодати. Об этом и пророк предсказал, говоря: не ходатай, и не ангел, но сам Господь спас их: «Он любит их, и щадит их, и воспринял их, и вознес их» (Ис. 63:9)4. И все это «не по делам праведности, которые бы мы сотворили» (Тит. 3:5), и не потому, чтобы мы возлюбили Тебя (ибо земнородный прародитель наш, удостоенный райской сладостной жизни, презрев божественную и спасительную заповедь Твою, признан недостойным этого животворного жилища и все потомство сделал бедственным, передав ему пагубные плоды греха), но Ты Сам, Господи, по неизреченной любви к созданию Твоему, умилосердился над нами, и сжалился над отвержением нашим, и оказал сострадание к растлению нашему, чтобы помиловать нас (1Ин. 5:9). Посему у нас, потомков Адама, и составляются празднества, что Создатель Адама добровольно сделался новым Адамом; «и благоволение Господа Бога нашего явилось на нас" (Пс. 89:17), так что мы узрели Бога лицом к лицу и спасаемся. Посему, Владыка, я и желаю отпущения от Тебя. Я увидел спасение Твое: да буду избавлен от бремени тяжкого письмени. Я увидел вечного и несменяемого Царя; да буду избавлен от рабских и тягостных уз. Я увидел Владыку по естеству и Искупителя; да сподоблюсь свободных уз Его. Избавь меня от ига осуждения и подвергни игу оправдания. Избавь меня от ига проклятия и убивающаго письмени (2Кор. 3:6) и присоедини к благословенному числу принимаемых в усыновление благодатью сего истинного, равночестного и равномощного Сына Твоего.

9. Такими краткими словами, говорит он, да ограничится ныне благодарение Богу. Но что же скажу я Тебе, Матерь-Дева и Дева-Матерь? Твое дело не человеческое, и хвала Тебе выше человека. Но печальное недоумение мое облегчается славословиями тебе от Духа; посему, принося Тебе Твое, венцом с бессмертных лугов я украшу священную и боговенчанную главу Твою. С отеческими хвалебными песнями я обращусь к Тебе, дщерь Давида и Матерь Господа и Бога Давидова; ибо недостойно и неблагопотребно было бы украшать чуждыми украшениями Тебя, блистающую собственною славою. И так, прими, благосклоннейшая, дары драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей. Блажен корень Иессеев и треблажен дом Давидов, в котором Ты произрасла. «Бог посреди Тебя и не поколеблешься: ибо Всевышний освятил жилище свое» (Пс. 45:3–5). В Тебе заветы и клятвы Бога к отцам нашим получили славное окончание; ибо чрез Тебя Господь, Бог сил, явился с нами. Прообразовавшая Твой боговидный образ неприступная купина неопально (Исх. 3:2) вмещала Бога, явившегося пророку, как Он благоволил открыться. Твердый и несекомый камень, прообразовавший проистекшую из тебя всемирную благодать и отраду, из сухих недр своих обильно произвел для жаждущего в пустыне народа (Исх. 17:6) спасительное врачевство. И жезл священнический (Чис. 17:8), произрастивший невозделанный плод (Евр. 9:4) – залог непрерывного священства, показал неложное знамение Твоего сверхъестественного рождения. Что еще? И великий Моисей, проведши долгое время на горе, не представил ли недоведомые таинства, совершающиеся с Тобою, чистая, в таинственных о Тебе прообразах? Получив повеление устроить ковчег по образу и подобию, Он тщательно исполнил повеление, хотя и случилось нечто печальное пред его нисшествием (Исх. 32:1), устроил его в размерах пяти с половиною локтей5, и прикрыв Херувимами сделал его вместилищем закона, весьма ясно предзнаменующим Тебя, Богородица, непорочно зачавшую и неизреченно родившую нетленный плод в конце пяти с половиной оборотов мира6. Ради Тебя и непорочного принятия от Тебя Богом Словом плоти, пребывающей с Ним навсегда неизменно и нераздельно, и «стамна златая» (Евр. 9:4), как неложный прообраз Твой, хранила внутри себя неизменною и постоянною манну, которая иначе изменялась и портилась в один день. И пророк Илия, как провидец и соревнователь Твоей чистоты действием Духа, украсился венцом огненосного вида (4Цар. 2:11), быв поставлен божественным изволением выше смерти. И преемник его Елисей, наученный мудрым учителем, предызображая Тебя, еще не бывшую, как бы уже присущую, сверхъестественно знамениями (будущих) истин оказывал помощь нуждающимся, то посредством чаши новой и содержащей целительную соль, исправляя нездоровую воду, в знак восстановления мира чрез совершающееся на Тебе таинство, то незаквашенною мукою, прообразом бессеменного рождения (Твоего), истребляя в пище смертную горечь, то сверхъестественными действиями в Иордане, превышая действия естественные, и тем предвозвещая нисшествие Господа нашего во ад и чудесное избавление находящихся в тлении (4Цар. 4:20–41, 8:10). Ибо все уступало и покорялось, быв побеждаемо Твоим Божественным образом.

10. Впрочем, для чего мне слишком распространять свою речь, задерживая ее течение различными прообразованиями, когда пред нашими глазами предстоит совершившаяся на Тебе истина, которою всего лучше и полезнее можно наслаждаться? И так, оставив духовные повествования и чудеса святых во всех поколениях, к Тебе, приснопамятная, обращаюсь при настоящем торжестве. Благословенна ты, всеблагословенная и всевожделенная. Благословениями Господа преисполнено богоблагодатнейшее имя Твое, Богородительница и просветительница верных. Ты объемлешь, так сказать, необъемлемого; Ты – корень прекраснейшего цвета (Ис. 11:1), матерь Создателя, питательница питающего, содержащая Вседержителя, носящая "держащаго все словом» (Евр. 1:3). Ты – врата грядущего Бога во плоти, клещи очистительного угля (Ис. 6:6), малое вместилище вмещающего в недрах своих все, руно непостижимой росы (Суд. 6:37), жизнедательный «колодезь Вифлеемский», желанный Давидом (2Цар. 23:15), из которого проистекло питие бессмертия, – «очистилище» (Исх. 25:17), из которого Бог явился людям в человеческом образе, – чистое одеяние «одевающагося светом, как ризою» (Пс. 103:2); Ты дала не нуждающемуся ни в чем плоть, которой Он не имел, чтобы Он, Всемогущий, сделался тем, чем благоволил сделаться. Что славнее этого? Что выше этого? Тот, Кто наполняет и небо и землю (Иер. 23:24), которому принадлежит все, сделался нуждающимся в Тебе; ибо Ты сообщила Богу плоть, которой Он не имел. Ты облекла Всемогущего в благолепное всеоружие плоти, чрез которую и Он сделался видимым и доступным для меня, и я могу приступить к Нему и взирать на Него, и чрез которую «все раскаленныя стрелы лукавого будут угашены» (Еф. 6:16). Дивно и прекрасно, матерь и раба Божия! Дивно и прекрасно, имеющая заимодавца всех должником своим! Все мы должники пред Богом, а Он делается Твоим должником. Сказавший: «почитай отца твоего и мать» (Исх. 20:12), сам благоволив принять на себя это, тем более соблюдет благорасположение и собственную заповедь к послужившей добровольному Его рождению, и боголепно прославит Ту, которую наименовал матерью без мужа, сам родившись без отца. Так будет это, будет. Приносимые нами хвалы Тебе, святейшее и дивное жилище Божие, не суть слова бесплодного красноречия, и не плод мирской лести и угодливости это славословие Тебе, Богохвальная и млекопитающая Бога, который дает смертным начало бытия посредством рождения, но свидетельство действительной истины. Впрочем, и нам и будущим поколениям не достанет времени, чтобы по достоинству ублажить Тебя, матерь «Царя... веков» (1Тим. 1:17), как говорит в одном месте священный пророк, внушая нам непостижимость Твою: «как велик дом Божий, и как пространно место владычества Его! Велик Он и не имеет конца, высок и неизмерим» (Вар. 3:24–25). По истине пророческое и по истине неложно это слово о Твоем величии; ибо Ты одна удостоилась уподобиться Богу в делах Божиих, Ты одна родила по плоти Бога, единородно и совечно рожденного от Бога Отца. Так по истине исповедуют содержащие правую веру.

11. Обратимся наконец, любомудрые, к старцу Богоприимцу и благочестивому учителю, спасительно переплывшему море (достоинств) Девы, и отпустим Его, получившего Божественное отпущение и доставившего нам вожделенное учение о Боге; сами же продолжим слово, неуклонно направляя путь к предположенной цели при вышнем руководстве, чтобы нам не остаться совершенно бесплодными и бесполезными для должного. И так, когда к этому священному событию были призваны священство и пророчество и предстали к этому славному и девственному престолу два богоименитые праведника, т.е. Симеон и Анна, представлявшие действительные образы двух народов (старец – израиля и обветшавшего закона, а вдовица – вдовствовавшей тогда церкви язычников); то старец, олицетворявший закон, просил отпущения, а вдовица, олицетворявшая Церковь, представила исповедание «и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления во Иерусалиме» (Лк. 2:38), как все это весьма благовременно и сверхъестественно сказанное ими обоими и соответствующее священнодействию, изложено в Писании. Ибо надлежало, по истине надлежало старцу, знавшему сказанное в законе: «его послушайте, и всякий, кто не послушает Его, будет истреблен из народа своего» (Втор. 18:15, 19), желать мирного отпущения от руководства закона. Ибо оскорблением и дерзостью было бы, если бы в присутствии и при беседе царя оруженосец стал говорить противное и слушатели ему стали внимать. Надлежало и вдовице, получившей дары, превышающие разум, торжественно воздать благодарение Богу, так чтобы совершавшееся здесь было согласно и с законом. Наконец необходимо объяснить, почему между пророческими прообразованиями, которые имеют, как показано, близкое отношение к этим необыкновенным торжествам, сказано, что «дом наполнился курениями» (дыма); и это было не случайно, а знаменательно вследствие трисвятого гласа, как говорит пророк, который взывали небожители (Ис. 6:4). Если ты, любомудрый, обратишь внимание на повествуемое, то найдешь причину этого. "Слухом, – продолжает пророк, – услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите» (Ис. 6:9; Деян. 28:26). Так неблагодарные Иудеи, видев славные чудеса, которые совершил Бог «на земле», по словам песнопевца Давида (Пс. 45:9)7, видев непрерывные и непрестанные знамения и «в глубине и на высоте» (Ис. 7:11), как предрек Исаия (а что именно? Матерь выше естества и рождение выше разума, матерь земную, а Сына небесного, необыкновенное Боговочеловечение и безбрачное деторождение, которых что могло быть славнее и удивительнее между тварями?), видев все это, относились как бы не видевшие, смежая глаза свои и не обращаясь к славословию; посему и наполнился дом тщеславия их дымом.

12. При этом видении они еще и слышали, стоявшего выше всего видимого, старца праведнейшего, мужа достоверного, мужа достойного подражания, мужа вдохновенного, законоучителя, почтенного священством, украшенного даром пророчества, продлившего жизнь свою надеждой на Христа и (доселе) отложившего долг смерти, ликующего, славословящего, преобразившегося от радости, всецело прекрасным вдохновением вышедшего из себя для Бога (2Кор. 5:13), изменившегося в Ангела прекрасным изменением, возносящего от избытка радости благодарения и возвещающего «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:32), и однако не захотели внять слышанному и дивному для самих небожителей; посему дом тщеславия их и наполнился дымом. А дым есть знамение и свидетельство гнева, как написано: «поднялся дым от гнева Его и из уст Ею огонь поядающий» (Пс. 17:9); и в другом месте: «и в народе непокорном возгорался (огонь) гнева" (Сир. 16:7). Указывая на это, Господь в св. Евангелии говорит Иудеям: «се, оставляется... дом ваш пуст» (Мф. 23:38), и еще: «послав войска свои, царь истребил убийц оных и сжег город их огнем» (Мф. 22:7). Таковы действия Иудейского неверия, вопреки троичному славословию. Между тем как пределы всей вселенной освящались и величайший дом Церкви наполнился, как бы разлившеюся в обилии водою моря, славою Господнею от трисвятого славословия (Ис. 6:3–4), над ними сбылось возвещенное; и с их концом соединилось начало пророчества, означавшего, как сказано Духом, провозвестником истины, будущую бедственную перемену с ними в примере, в следующих словах: (и было) "в год, в который умер царь Озия, видел я Господа» (Ис. 6:1), где отступник Озия взят в образец всех отступников, которых он есть как бы глава, который за свое безрассудство и получил наказание, по божественному определению напечатленное на челе, как бы на медной статуе, показывая всем это воздаяние за отвратительное нечестие. Посему богомудро провидец (ныне) совершающегося, в противоположность отвержению неблагодарной синагоги, указал на благодарную Анну, которой самое имя означает Церковь, оправданную благодатью Христа Бога в крещении; ибо Анна значит «благодать» 8.

13. Впрочем, остановим здесь, как бы в пристани, крестоносный корабль слова, по надлежащему собрав паруса и сделав несколько приветствий «городу великого Царя» (Пс. 47:3. Мф. 5:35), вместе с народом Церкви, как бы пребывая духом и празднуя вместе с бывшими там достопочтимыми отцами и братьями. Радуйся, град великого Царя, в котором совершились таинства нашего спасения. Радуйся, земное небо, «верный» наконец Господу город «Сион» (Ис. 1:26). Радуйся и «светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» (Ис. 60:1): Свет присносущий, Свет вечный, Свет высочайший, Свет невещественный, Свет единосущный Богу Отцу, Свет сущий в Духе и в котором (пребывает) Отец. Свет просветивший века, Свет просветивший вышемирное и находящееся в мире, Христос истинный Бог наш. Радуйся, город святый и избранный Господом, торжествуй с веселием праздники свои, которые уже не подвергнутся обветшанию. Радуйся, город счастливейший; ибо «славное возвещено о тебе» (Пс. 86:3); «священники твои облекутся в спасение и святые твои радостию возрадуются» (Пс. 131:16), и нищие твои насытятся хлебом. Радуйся и веселись Иерусалим, ибо воцарился Господь «посреди тебя» (Ис. 12:6), Господь, чистым и невещественным Божеством вошедший в наше естество и неизреченно воплотившийся от девственного чрева, Господь, не соединявшийся ни с чем другим кроме состава Адама, прельщенного змием; ибо не «Ангелов восприняв» (Евр. 2:16), отпадших от дарованного им в начале славного чина и состояния, Господь явил снисхождение, будучи Словом Божиим, всегда пребывающим с Отцем. И не для призвания или восстановления отпавших от Света преступных демонов, как думают нечестивейшие сообщники лукавого, Он пришел в мир, но, как говорит божественный Павел, приняв «семя Авраамово» и чрез него весь род человеческий, Творец и Создатель всех непреложно сделался человеком, чтобы чрез общение Его с нами и соединение нас с Ним прекратился доступ к нам греха, мало помалу теряющего силу и исчезающего, как воск от божественного огня, который Спаситель пришедши низвел на нашу землю (Лк. 12:49). Радуйся же и ты, Церковь кафолическая, находящаяся во всей вселенной, и торжествуй вместе с нами. «Не бойся малое стадо!» треволнений врага: «ибо Отец... благоволил дать Тебе царство" (Лк. 12:32) и (силу) попрать выю врагов твоих. Радуйся и веселись, некогда бездетная и для благочестия бесплодная, а теперь имеющая многих чад веры (Ис. 54:1). Радуйся и ты, народ Божий, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел; возвещай совершенства Призвавшего тебя из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9), прославляй Его за милость Его.

14. Радуйся вечно, нескончаемая радость наша (пресвятая Дева); к тебе опять я обращаюсь. Ты – начало, средина и конец нашего торжества; Ты – драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, «осененная гора» Святаго Духа (Авв. 3:3)9. Ты воссияла, вожделенная родительница Света (духовного) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце (времен) рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою. И ты, досточтимый старец Симеон, первоприемник благочестивого исповедания нашего и проповедник воскресения верных, также будь ходатаем за род наш пред Спасителем Богом, которого ты удостоился принять в свои объятия. Ибо и мы вместе с тобою воспеваем Христа, властвующего над жизнью и смертью, говоря: «Ты – Свет истинный от Света истинного, Бог истинный от Бога истинного, единый Господь прежде воплощения и после преславного воплощения, Бог Сам по себе, а не по благодати, для нас же (сделавшийся) и совершенным человеком, Царь по существу своему, не имеющий над собою царя, для нас же и нашего спасения непорочно и пречисто явившийся в образе раба». Будучи нетленным, Ты пришел разрушить тление, чтобы сделать все нетленным. Тебе принадлежит слава и держава, величие и великолепие с Отцем и Святым Духом во веки веков, Аминь.

* * *

1

По переводу 70-ти толковников.

2

По переводу 70-ти толковников.

3

По переводу 70-ти толковников.

4

По переводу 70-ти толковников.

5

Ковчег завета был в длину два локтя с половиною, в ширину – полтора локтя и в высоту полтора локтя. Исх.25:10.

6

Т.е. около 5500 лет после сотворения мира.

7

По переводу 70-ти толковников.

8

С Еврейского: Hanna.

9

По переводу 70-ти толковников.


Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Пер. и предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - Москва : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4). / Слово о Симеоне и Анне, в день Сретения Господня. 141-160 с.

Комментарии для сайта Cackle