Источник

Паисия монаха руководство к молитве81

Мы полагаем за благо поместить здесь рукопись о молитве блаженной памяти монаха Паисия, весьма известного и опытного в этом делании святогорца. Она написана им около 1975 года в виде письма к некоему лицу, задававшему вопрос на эту тему. Старец отдал это письмо для отправки по почте одному посетителю с разрешением прочесть, а тот еще и скопировал его. Этот посетитель лично передал текст нам, и мы надеемся, что блаженный старец не имел бы ничего против его публикации для духовной пользы многих и свидетельства согласия опытных старцев в том, что молитва не подлежит измерению и подчинению.

«Есть один простой способ непрерывной молитвы; если хотите, пользуйтесь им. Он, вероятно, помогает простым людям, которые не могут вникать в действительный образ мыслей Святых Отцов, подвизающихся в трезвении, и избегают опасности заблуждения с его помощью.

К сожалению, некоторые не ставят своей целью совлечение ветхого человека, т. е. покаяние, смирение и подвиг, как вспомогательное средство освящения души, с пониманием своей глубокой греховности. Ведь так они, естественно, чувствовали бы и потребность в милости Божией и повторяли бы много раз «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» с сердечной болью, ощущая в сердце сладость Божественного утешения от Иисуса Сладчайшего.

Но, к сожалению, некоторые, как я сказал, делают подвиг самоцелью и гонятся за божественными радостями и светом, постоянно умножают молитву по четкам, и, как они считают, освящаются. Эти люди делают вывод о своей святости на основании математических подсчетов количества прочитанных по четкам молитв. Они изготовляют, конечно же, точных размеров скамеечки и прочее, наклоняют голову к сердцу, регулируют дыхание и прочее, как пишут в «Добротолюбии» святые Каллисты и Григории, и получают ложное ощущение, будто уже пришли в меру святых. С того момента, как они поверили этому помыслу, немедленно прибывает бес и ставит перед ними телевизор с их фантазиями, и они непрерывно смотрят бесовские пророчества и прочий соблазн.

Поэтому единственной гарантией правильной молитвы является покаяние и, уже затем на нем пусть будет всякое духовное строительство, а покаяния будем непрерывно просить у Бога, и ничего другого, кроме него. He надо искать ни света, ни чудес, ни пророчеств, ни дарований, ничего, кроме покаяния. Покаяние приносит смирение, смирение принесет благодать Божию, потому что смиренным обязательно ниспосылается Божия благодать. Следовательно, покаяние необходимо для нашего спасения, и когда имеем его, может прийти благодать Божия и научить нас, что следует делать для нашего спасения и, если требуется, для спасения наших ближних.

Итак, вот таким образом, как я показал, – чтобы нам чувствовать милость Божью, как великую любовь,– будем многократно повторять молитву от всего нашего сердца и почувствуем, как я говорил, сладость Божественного утешения от Иисуса Сладчайшего в нашем сердце и тогда сердце крепко обнимет наш ум, как и всё наше существо. Тогда только молитва не ослабевает, но укрепляется, и мы постигаем ее смысл. Тогда только молимся без принуждения себя, но бываем принуждаемы усердием, и это усердие приносит всякое духовное дерзновение с окрылением сердца, и тогда уже сердце, какое бы каменное оно ни было, дает трещины и из них источаются слезы, без всяких усилий вызвать слезы в час молитвы. Итак, чувство необходимости в такой молитве должно быть подобно жажде младенца, который открывает ротик и спешит в объятья своей матери, чтобы она дала ему грудь. При этом он чувствует и великую безопасность, и материнскую любовь.

Пусть никто не сомневается, что враг попытается ополчиться на нас, всевая помыслы. Если, однако, прежде чем молиться, мы немного читаем из Отцов, то малые или большие попечения дня отсекаются, и все обращается к духовному, создается другая атмосфера и молитва бывает собранной. Если враг насылает хульные помыслы, по обычной его злобе и зависти, не смущайся, но используй и беса для своего делания следующим образом. Без смущения говори врагу: это хорошо, что ты внушаешь мне такие помыслы, чтобы я молился, ведь иначе я забуду молиться непрестанно. Враг тогда отступает немедленно, ибо он умеет делать только зло. Это я сказал, потому что враг, как правило, внушает хульные помыслы людям чувствительным, чтобы сделать их еще более чувствительными, смутить и остановить.

В частности, о тех, кто подвизается в бдении сверх своих сил, с превозношением. Они ослабевают и уже не имеют сил бороться с помыслами врага. Они полагают, что хульные помыслы – их собственные, и так страдают понапрасну, ибо причина не они сами, а враг.

Поэтому юноши должны со смирением подвизаться в молитве, готовясь к ночи уже днем: сосредоточенно, обдуманно, с воздержанием в пище, что помогает. И, насколько возможно, нужно избегать соленого, чтобы не было сильной жажды, поскольку и вода мешает, вызывая одышку и препятствуя молящемуся. Очень хорошо, если вечерняя пища легкая, насколько возможно, и принимается около 4х часов. После этого должно следовать размышление, чтение Отцов и другое – в течение трех часов после еды. Очень хорошо также предварять молитву поясными и земными поклонами по четкам, дабы не застывало масло в машине. Если почувствуешь усталость, можно сесть и произносить молитву, благодаря Бога за великие Его милости и благодеяния. Тогда ум целиком сосредотачивается в сердце и ищет всем сердцем, всей душою, всей мыслью милости Божией без всякого усилия.

Очень хороши часы после захода солнца; поэтому читайте святоотеческие книги, главным образом, перед заходом солнца. Три часа после полуночи, как и три часа перед восходом. Для молодых хорошо поспать через час после заката с небольшой молитвой и подняться после полуночи, дабы избежать соблазнительного утреннего сна.

Естественно, требуется рассуждение и внимание их духовного наставника, без которого обойтись нельзя».

* * *

81

Из книги Константина Яннициотиса «Рядом со старцем Порфирием». Афины, 1995.


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle