Источник

Глава седьмая. Из краткой летописи святой обители Стомион, составленной о. Паисием во время восстановления им обители

Нынешняя святая обитель Стомион основана в 1774 году в день святого Космы Эталосского. До 1774 года монастырь находился напротив, на той стороне реки Аоя, и потому до наших дней место то именуется Древний монастырь.

Древний монастырь был основан в незапамятные времена, как свидетельствуют иконы византийского храма, а равно древние церковные книги, и в особенности святые мощи, которые упоминаются с 1295 г.: свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, св. Космы, сщмч. Самона, что из Эдессы, св. Алипия Кионита, св. Нила.

В год 1774 игуменом Древнего монастыря был отец Константин.

Современная обитель была основана здесь, в прекрасной местности по той причине, что святой образ Пречистой неоднократно сам собой покидал Древний монастырь и приходил сюда, где была построена обыденная церковь и часовня. Поскольку отец Константин был свидетелем этого чуда, он решил, что воля Пречистой основать монастырь здесь, где он ныне и находится, и начал строительство нынешнего монастыря.

... В 1844 году благочестивые жители Коницы и Веллы призвали по своему избранию отца Григория Халортиса (или, согласно другим Пеклоритиса), который 23 апреля 1844 года, на день святого Георгия, обходя со святыми мощами обитель для ее укрепления, был схвачен семью разбойниками и уведен в место Сюсница. Разбойники эти, как пишет современник этих событий о. Хрисанф, пришли из Трикал, где они были наемниками тамошних деспотов Сулеймана, Тахириса Бейта и Хамита Васиариса. Они унесли все, что имел о. Григорий: деньги, святые мощи, крест, епитрахиль и маленький молитвослов. Отец Хрисанф упоминает и честные мощи святого Харалампия, но я, к сожалению, не нашел их в Стомийской обители, нашел только мощи шести святых, которые хранятся у нас в ларце. He знаю, не те ли это честные мощи св. Харалампия, что два года назад были обретены в храме святителя Николая?

Разбойники забрали имущество отца Григория, как мы сказали, а самого привязали в дремучем лесу к платану на растерзание диким зверям. Но заступлением Пречистой он освободился и вернулся в Коницу. Разбойники же подверглись нападению около Молисты, их преследовали местные крестьяне, и при попытке переправиться через реку Сарандапорос разбойники все утонули. Спустя несколько дней их останки были найдены жителями деревни Враница (ныне Трапеза), также как и честные мощи и вся священная утварь. Все это, равно как и деньги, благочестивые обитатели Враницы возвратили в святую Стомийскую обитель.

Тот же отец Хрисанф, в другой записке, находившейся в древнем Евангелии, сообщает, что отец Григорий пришел из монастыря Страциана вместе с сестрой по плоти, монахиней, в году 1843, декабря 10 дня. Долгие годы отец Григорий ревностно трудился в обители. Он собрал немногих монахов, и монастырь приобрел почти равную прежней славу. Однако, к сожалению, коницкая знать, как это уже случалось в прошлом, отняла у игумена доходы с полей и раздосадованный отец Григорий 14 сентября 1851 года покинул монастырь вместе со своим послушником Герасимом и ушел в монастырь Рогов в Чепелово.

В 1958 году, в июле месяце, Божия Матерь Стомиотисса привела меня со Святой Горы в святую Стомийскую обитель. Здесь в меру моих сил я трудился как резчик по дереву (это моя специальность). В 1959 была построена и моя келейка, где я и живу.

Как мы говорили вам выше, братья во Христе, святая обитель Стомион с 1923 года осталась почти без монашествующих, кроме двух отцов: Германа из Палеоселия, который жил шесть месяцев, а затем – отца Герасима Папасхизаса, который прожил всего два года, с 1932 по 1934.

Маленький монастырек Пречистой, или, точнее, я его назвал бы Её Садиком, не имел сторожа несколько лет. Поэтому и перевели меня, ничтожнейшего из монахов Паисия, со Святой Горы в Стомион, чтобы я, как пугало, охранял Ее Садик, как обычно ставят в огородах пугала, когда нет настоящего сторожа. Перевели меня, недостойного раба, как сказано, в год от Рождества Христова 1958, в июле месяце. Здесь я принял управление св. обителью.


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle