протоиерей Димитрий Боголюбов

(17.02.1869–22.06.1953)
протоиерей Димитрий Боголюбов
протоиерей Димитрий Боголюбов

Профессор Московской духовной академии, миссионер, проповедник, церковно-общественный деятель. В годы гонений на Церковь неоднократно подвергался арестам и ссылкам.

Биография

Дмитрий Иванович Боголюбов родился 17 февраля 1869 года в селе Барабановке Самарской губернии в семье псаломщика.

Образование

В 1884 году окончил Бугурусланское духовное училище по I разряду, через 6 лет —- Самарскую духовную семинарию 2-м студентом и был послан на казенный счет в Московскую духовную академию.

Миссионерское служение

После окончания, в 1894–1898 годах, был Тамбовским епархиальным противосектантским миссионером, участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани.

В 1898 году стал Харьковским епархиальным миссионером, вступил с брак. С 1903 года — Санкт-Петербургский епархиальный миссионер.

Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял императорский манифест о веротерпимости от 17 апреля 1905 года (в 1906 году в «Церковном голосе» были напечатаны его статьи). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в которой наряду с духовенством должен участвовать православный народ.

В 1911 году за книги «Миссионерские беседы с штундо-баптистами» и «Православный противосектантский катехизис» был удостоен премии митрополита Макария (Булгакова). В своих работах уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В конце 1911–1912 годов раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры».

Преподавательская и общественная деятельность

В сентябре 1913 года перешел на духовно-учебную службу и стал инспектором Ставропольской духовной семинарии, через год по собственному желанию перемещен на ту же должность в Воронежскую семинарию, где и служил до самого ее закрытия.

Съезд воронежского духовенства делегировал Д. И. Боголюбова на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву, оттуда его командировали в Петроград длч работы в Предсоборном присутствии.

Служение после революции. Аресты

Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов.

Проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в Краснодаре, потом служил в государственных учреждениях Харькова.

В 1921 году арестован и осужден трибуналом ВЧК. Приговорен к ссылке в Архангельскую губернию на 1 год. По амнистии срок был сокращен наполовину.

В 1922 году, после переезда в Москву, рукоположен в священника и назначен на один из московских приходов.

После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году стал одним из его помощников по управлению Московской епархией и был назначен благочинным Пречистенского «сорока»1. Был активным борцом с обновленчеством, в частности, выступал против примирения патриарха Тихона с одним из лидеров обновленцев, священником В. Д. Красницким, чего требовали власти. Активно участвовал в диспутах на религиозные темы. Святейшим патриархом Тихоном возведен в сан протоиерея. В течение тридцатилетнего служения в сане священника отец Димитрий получил все священнические награды вплоть до митры.

В сентябре 1924 года был арестован по обвинению в «активной реакционной деятельности в тихоновской Церкви» вместе с отцом Александром Хотовицким, по списку, составленному Е. А. Тучковым, начальником отдела ОГПУ, и заключен в Бутырский изолятор. Проходил по групповому делу «Дело протоиерея Александра Хотовицкого и других. Москва, 1924 г.» Справки о реабилитации в деле 1924 года нет. Осужден как «социально вредный элемент» и приговорен к ссылке в Туркестанский край на 3 года. В ссылку за ним последовали жена Евдокия Трофимовна и дочь Наталия Дмитриевна. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 марта 1925 года после пересмотра дела был освобожден и ему было разрешено свободное проживание на территории СССР. Отец Димитрий вернулся в Москву с семьей в апреле 1925 года.

В 1926 году был осужден по административному приговору и сослан на три года в Томскую область. В 1929 году освобожден.

В 1930 году вновь арестован, приговорен к заключению в лагере на 10 лет.

Возвращение к преподаванию

В 1944 году написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой дать ему работу в духовном учебном заведении. Патриарх Сергий хотел назначить его ректором вновь открывавшегося Богословского института, но председатель Совета по делам религии Г. Г. Карпов воспротивился, сославшись на его антисоветские выступления на Соборе 1917–1918 годов.

Был включен в корпорацию преподавателей православного богословского института, впоследствии преобразованного в Московскую духовную академию. Назначен заведующим кафедрой истории русского раскола и сектантства. Эту дисциплину он преподавал и в Академии, и в Московской семинарии с 1945 года вплоть до выхода на пенсию, в течение шести лет.

В 1946 году написал две статьи для «Журнала Московской Патриархии», в которых доказывал, что между православными и старообрядцами, приемлющими священство, не существует догматических расхождений. При этом он указал на антиканоничность и безблагодатность Белокриницкой иерархии и призвал членов белокриницкого согласия «позабыть прежние взаимные обиды» и вернуться в лоно Церкви. В то время существовали надежды, что раскол старообрядчества удастся ликвидировать в ближайшее время, как был ликвидирован незадолго до этого обновленческий раскол. Однако этот призыв не был услышан старообрядцами.

В январе 1947 года на заседании совета Московской духовной академии за совокупность учено-литературных трудов отцу Димитрию Боголюбову присвоена степень магистра и звание профессора. По воспоминаниям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), его уроки в академии во многом основывались на собственном опыте противосектантской деятельности. В своих выступлениях с церковной кафедры он действовал благотворно на слушателей неотразимой логикой рассуждений, стройным и последовательным течением мыслей, подкупающей искренностью, теплой верой, сопряженной с знанием, простой, не вычурной, красотой своего, всегда живого, одушевленного слова. Он не любил туманностей, превыспренних фраз, «извития словес», схоластических рассуждений; старался не обременять памяти учащихся мелочами, выпукло останавливался лишь на самом существенном, требуя, однако, ясного, сознательного усвоения изучаемого материала.

В сентябре 1951 года освобожден от преподавательской работы в академии и семинарии по состоянию здоровья и, по благословению патриарха Алексия I, назначен духовником академии. Через полтора года оставил духовничество из-за слабого здоровья.

Скончался 22 июня 1953 года от воспаления легких, на 85-м году жизни. Похоронен на новом Загорском кладбище.


1 Сорок — церковно-административная единица, включавшая в себя иногда 40, иногда больше храмов. Это деление можно сравнить с современными благочинническими округами. Согласно определению Стоглавого Собора (1551 год), каждая московская церковь входила в тот или иной сорок (иначе староство). Таких сороков в Москве первоначально было 7, с конца XVII века по начало XX века — 6.