преподобный Ефрем Сирин

Покорность Богу

Рассмотрим, что лучше: тварью ли обладать или Самим Творцом? Сделаемся Его достоянием, чтобы и нам обладать Им. Человек, как и Творец его, возвышен над всем. Если не приобретем душу свою и Бога нашего, то, хотя бы и все имели, губим сами себя. Но кто прежде всего приобрел Бога, тот приобрел все.

Приятно ли кому, если противятся ему подвластные его? Как управляем другими, так научимся управлять и собой. K укрощению коня служит узда, к усмирению рабочего скота – палка. Так и в себе должны мы укрощать все беспорядочные движения. Но и вразумляющий жезл окажется бессильным, если останется в покое во время упорства.

Мореплаватели покоряют себе неукротимый хребет морей, звероловы покоряют себе высокие хребты гор, земледельцы покоряют себе хребет земли, люди укрощают зверей всякого рода. Ужели же Подчинивший нам все не покорит Себе нас? Не постыдно ли это для нас, что противимся мы Богу, Который покорил и сделал подвластными нам тварей?

Рассмотрим, что лучше: душа ли наша или тварь? Положим, что покорили мы себе и мир, и все, что в мире. Но покорившая все душа остается и упорной, и необузданной. В таком случае больше нам вреда, нежели пользы от того, что стараемся все покорить себе. Не заботимся же исправить сами себя и покоряем воле своей то, чем владеем, а сам обладатель остается упорным и жестоковыйным.

Посмотрим, как человек укрощает зверей. У него есть искусство смирять и челюсти их, и хребет, жезлом поражает хребет, узду налагает на челюсти. Если же человек смиряет так зверя и овладевает им, то неужели Бог пренебрежет тем, чтобы обучить и приобрести Себе разумную душу?

Познаем, что как человек – властитель животных, так Бог – властитель душ. Мы властвуем, но и сами – в Его власти. Его мы достояние и сами по себе, но должны научиться быть Его достоянием и в том, чем обладаем. Вьючный скот наш покорен нашему жезлу. Душа наша должна быть покорна Его жезлу. Из того, что полезен нам жезл наш, уразумеем пользу Его жезла.

Рассудим, как это плохо, что худой человек обуздывает животных, а сам остается необузданным. Воспламеняется гневом, если не слушает его животное, а сам заграждает слух свой. Животных делает лучшими, а сам не исправляется, нередко поступает безрассудно и наказывает невинное животное. Но как только подвергнут наказанию собственное его безрассудство – изрыгает хулу.



Источник: Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 480 с. - (Духовное наследие). ISBN 978-5-485-00215-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПОКОРНОСТЬ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Старость святитель Димитрий Ростовский

3. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Вина святитель Тихон Задонский

4. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Трезвение святитель Василий Великий

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПОХВАЛА святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Утешение святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Неблагодарность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МИР ДУХОВНЫЙ святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle