преподобный Ефрем Сирин

Христианин

Пощадим самих себя и уразумеем, что имя наше однозвучно с именем Христовым. Ему имя Христос, а мы называемся христианами. Бог есть дух (Ин. 4, 24); станем и мы духовными. А где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3, 17).

Постараемся приобрести эту свободу. Размыслим, какого жития удостоил Он нас; вразумимся, что на брак Свой призвал Он нас; возлюбим сами себя, как Он возлюбил нас; возлюбим Его, чтобы прославил Он нас; будем внимательны к себе.

Кто помнит Слово Божие и не исправляется? – только человек неискусный и жалкий. Но таковой вовсе ничего не помнит. Напротив, забывает и то, что представляет себя памятующим. Такому человеку говорит Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах своих? (Пс. 49, 16). Потому повелевает отнять у него и то, что, как он думает, имеет у себя. Таковой думает, что имеет веру, потому что именует себя христианином, но делами отрицается этого, и он хуже неверного. Потому Бог повелевает отъять у него Духа Святого, Kоторого принял он в день избавления и, как думает, имеет в себе. И такой человек делается подобным глиняному сосуду с вином, давшему трещину и через нее утратившему вино. Всякий, кто видит его и не знает случившегося, думает, что он полон, но когда дойдет до него дело, всем сделается явно, что он был пуст. Так и человек этот по исследовании в день Суда окажется пустым. И тогда всем будет явно, каков он. Такие люди будут говорить Царю в день тот: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. и не Твоим ли именем многие чудеса творили?(Мф. 7, 22). И скажет им Царь в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12).

Всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми.

Неверные и язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно язычникам и неверным, проводят время в объедении и пьянстве, играя и скача с гуслями и тимпанами, и свирелями, и ликами, не рассуждают тогда, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, а в хулу христианству говорят: «Что предал и заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут преступить слова и заповеди своего Учителя».

То есть думают, что таково именно и есть учение и таинство Христово. Таким образом через это и хулится имя Божие из-за нас.

Слово Христа в слушателей, которые могут его принять, мы влагаем как закваску, под действием которой они разделяются, но и соединяются; именно: отделяются и разлучаются от грубой массы мира, соединяются же со Христом, Который устрояет общение Церкви. У кого великий венец, у того должен быть также и великий подвиг. Хотя (обыкновенно) и бывает так, однако слава (нашей) победы не может быть сравниваема с незначительностью борьбы. Будем же остерегаться, чтобы коварное заблуждение не проникло к нам и не облеклось нашим оружием, потому что оно меняет свой вид под все цвета и всякого рода питьем растворяет свою чашу. Мы, христиане, таинственно являем собой иудеев, будучи обрезаны духом, благословенны возрождением и пользуясь полным здоровьем ради Kрови Христа и вследствие исцеления. Потому и драгоценно для нас Небесное Царство, что ни одной твари ни неба, ни солнца, ни луны, ни звезд, ни земли, ни моря, ни другой какой из видимых тварей не благоволил Бог сделать причастницей Своего естества и вознести к Отцу, кроме человека, возлюбившего Его паче всего. Итак, если, взвесив здравым смыслом великие твари мира, или богатство, или само земное царство, не согласишься променять на них вечного и Небесного Царства жизни, то как же многие меняют его на жалкие и ничтожные вещи в мире, например, на какое-нибудь пожелание мира сего, или на суетную славу, или на гнусную корысть? Ибо кто любит что-нибудь в мире сем и привязывается к какой бы то ни было мирской и тленной вещи, тот на вещь эту меняет Небесное Царство. Кто что любит, то и бывает для него богом, как сказано: кто кем побежден, тот тому и раб(2 Пет. 2, 19). А кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке или в сей жизни.

Царство Небесное принадлежит не беспечным, возлежащим и почивающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, и кающимся, и вопиющим к Нему день и ночь; они будут утешены Утешителем.

Возлюби страх Божий и шествуй путем его непреткновенно, тогда обретешь стези жизни, которые приведут тебя в Небесное Царство.

Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим. Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечет властью над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои.

Если идешь путем к Царству, то сам себя ничем не обременяй, ибо не угодно Богу, чтобы вошел ты в чертог Его, обремененный ношей. Сам Он повелевает Тебе не носить при себе ни мешка, ни сумы (Лк. 10, 4).

Если идешь к Царству, то сбрось с себя все излишнее. Разве будет чего не доставать тебе в Царстве и надобно брать это с собой? Будь благоразумен. K трапезе Своей призывает тебя Бог, сбрось с себя всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы с Ним шел ты и с Ним вселился в чертоге Его.

Смотри, Царствие Божие внутри Тебя, грешник. Войди в самого себя; ищи там Царства, и без труда найдешь Его.

Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотений, из тенет греха, из дебри лихоимства. Отрекись от попечения об излишнем, от надмения властью, от властолюбия, от всякого вредного занятия.

Войди в самого себя, живи в себе, в тишине своей внутренности, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди внутрь себя самого и ищи там Царствия Божия; оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своем. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь научил нас: Отче наш... да приидет Царствие Твое (Мф. 6, 9–10). И оно придет, если будем об этом просить.

Только Царствия Божия и правды Божией просить будем у Бога; все же прочее, необходимое для нас, даст Он нам в изобилии.

Эту великую Сокровищницу, Kоторая охотно дает нам Царство, не будем унижать прошением у нее хлеба, подобно псам, которые заботятся только о хлебе. Будем просить у Нее высшего дара, а маловажное приложит и Сама. Будем просить величайшего богатства, тогда не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы, тогда даст и насущный хлеб. Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном.

Вот, богатство небесное – в тебе, если хочешь его. Вот, Царствие Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усердней, и без труда найдешь. Удались с распутий забав, с пагубного пути похотей, из дебри корыстолюбия и вредных сообществ. Войди в себя, живи в себе самом, в прекрасной клети духа твоего, и там ищи Царства, как научил Спаситель наш. Если оно еще не в тебе, то взывай, как научил нас Христос: Отче наш, да приидет Царствие Твое; и оно приидет, когда призовешь. Царство – в тебе; а вне тебя – геенна. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. А злые дела и мучения за них – вдали от тебя. Не выходи же к тому, что вне тебя,

чтобы вместе с этим не погибнуть и тебе. Не выходи к тому, что чуждо для тебя, чтобы не погубили тебя убийцы. Не отверзай дверей тела своего, чтобы не вторглись в тебя разбойники, не заключили тебя в узы, не ввергли во тьму. Замкни двери членов своих, чтобы не взяли тебя в плен похитители и не увлекли из Царства, и чтобы не пойти тебе вместе с ними в геенну. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его.

С великим сокрушением, с воздыханиями молитвенно проси Бога, чтобы охранял Он двери плоти твоей. Испроси Хранителя оку твоему, чтобы не смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не передавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучилось с Царством. Испроси Хранителя уху твоему, чтобы не слушало оно худого, не отверзалось и не допускало в себя того, что может возмутить и уклонить сердце от Господа. Испроси Хранителя для уст и языка, чтобы не уклонялись к словам лукавым (Пс. 140, 4) и не делали беззаконий. Испроси Хранителей, чтобы были стражами сердца твоего и членов твоих, чтобы не вошло в них худое и не изгнало доброго.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Христиане святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Христианство святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ХРИСТИАНСТВО святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь – Христианство священномученик Михаил Чельцов

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Месть святитель Тихон Задонский

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Следование за Христом схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Возрастание святитель Василий Великий

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – КОРЫСТОЛЮБИЕ святитель Иоанн Златоуст

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иерокирикс профессор Александр Павлович Лопухин

10. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЕВАНГЕЛИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle