Птенцы под крыльями Церкви
Игуменья – «мать и утроба»1, порождает своих чад в страдании, бдении, всенощных жертвах. Что есть семя почтенное? Боящиеся Бога. Очи монахинь взирают на старицу, которая ежедневно приносит себя в жертву ради своих чад и почитаемой пребывает между сестрами, лица которых она просветляет. А чада, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его... Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц (Зах. 9:16–17). Бог самым благоуханным вином наполняет хранилища девственных сердец! Ибо они были певцами и привратниками но установлению Давида и сына его Соломона (Неем. 12:45).
Келии монахов – «скинии, в которых водят Божественные хороводы поющие псалмы, славословящие, постящиеся, молящиеся, ликующие, трудящиеся, пребывающие в любви и согласии друг с другом иноки». Цель нашей жизни – вперед и ввысь, туда, где «вечносияющие звезды», херувимы и серафимы, туда, где человек сможет прикоснуться к Божественному сокровищу. Придет время, и эти чада сами сделаются сокровищем, к которому будут тянуться другие. Богатство, спрятанное в монастырской кладовой, есть безмятежное сердце, познание таинств, в великих бедах отдохновение.
Сестры просты, искренни, мужественны, иной раз суровы, любезны и приветливы, моложавы, с утра до ночи они, поодиночке или вместе, в здравии или в недуге, в уединении или в архондарике, непрестанно передают паломникам благородство, радость, ликование, утешение, благодарность, удовлетворенность, насыщение, покуда те не покинут стен обители, чтобы... вновь прийти сюда с надеждой, в это «хранилище гостеприимства». Чуждый радости чужд Богу. Божий человек – весь глаза, чтобы улавливать движения ангельских сил.
* * *
Работы выполняются после утренней службы и до ночной молитвы. Монахини трудятся старательно, аккуратно, добросовестно, усердно, упорно. Они передают пыл своего сердца своим плечам, то есть с ликованием и отвагой, как бывает в браке, исполняют работу от всего сердца, пытаясь мобилизовать свои сильные плечи! Да, трудятся сестры не покладая рук – обрабатывают землю, хвалят и славословят Бога. Их труды, даже тяжкие и изнурительные, и молитвы являют им Бога и радость, подобную вспышке молнии. Монахини с рвением и ликованием ощущают, что в трудах отдыхают, каждая – под своею виноградною лозою и под своею смоковницею (Мих. 4:4). Иначе нерадивое чрево пребывает бесплодным, иссыхает грудь.
Псалмопения есть подражание ангельскому языку, стройность гармонии, византийский унисон, воспитание чувства гармонии, устремление к зрению Божественного лика. С тысячами тысяч ангелов и мириадами мириад служительных духов, свершающих литургию, скиния небесная воспевает песнь Господу. И мы возносим воздыхание как славу, радуясь и утешаясь в Господе. Мы трубим об оправданиях Господа, чтобы приобщиться к Нему вместе с надмирными силами и всеми святыми. Сокрушенное и смиренное сердце, устремленность к таинствам, так же, как и песнопения, услаждают благословляющего Бога. Но вместе с этим мы чтим и «священнослужителя, земного Христа в твоей жизни, провожатого и духовного отца, летя навстречу к которому, ты приближайся».
Духовные собрания сестер во всех обителях происходят обычно дважды в неделю или по надобности. Сестры собираются игуменьей (старицей), периодически старцем. На этих собраниях истолковывается Божие Слово, и сестрам преподается тайноводство животворящих таинств церковных. Там сестры пребывают словно в раю, изобилующем самыми спелыми, сочными плодами, в прохладном источнике. Шестьдесят цариц и восемъдесят наложниц и девиц без числа (Песн. 6:8) не способны превзойти невест и плясуний Христовых в ореховом саду, виноградных лоз, гранатовых яблок (см.: Песн. 6:11). Все происходит по вдохновению Бога Вседержителя, все – ради дщерей этого уникального в своем роде жительства. Что дарует им Отец Небесный? Наследие, славу, радость, венец, наслаждение сердца и долголетие (см.: Иов 42:15; Сир. 1:11–12). И потому вся община очень рано, лишь забрезжит рассвет, идет навстречу Жениху, спускающемуся, снисходящему словно дождь (см.: Ос. 6:3); а вечерами, отходя ко сну, дает телу и душе отдохновение, подобное радостному облаку и приятной росе.
А что ночные стражи? Это – глава вышних строев; она сияет на тверди небесной (Сир. 43:9).
Монашеская жизнь – глубокий, ежедневно приобретаемый опыт. Он подобен радостному трепету, единому, тихому ликованию от встречи с вечным дуновением Святого Духа. Монахини – чада заполняют пространство и время своим целомудренным житием. Они взыграшася, яко овни... яко агнцы овчии (Пс. 113:4).
А дела? Уже девятнадцать лет прошло со дня заселения обители, но понадобятся годы трудолюбивым, деятельным и горячим в работе монахиням для повседневных трудов от рассвета и до заката. Как полководец-боец, со штабом, состоящим из братьев-единоборцев, должен работать, действовать, трудиться, организовывать, общаться, слушать, то есть неустанно принимать друзей, пришедших из округи или издалека, сотрудников, которые, как и мы сами в глубине души, ищут сей столп света – Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Когда-нибудь завершат они и эти дела! А тогда... Празднование субботы, отдохновение истинное, ибо монастырь – это один из многочисленных храмов, это многочастное место освящения, это подворье славы и благодати.
* * *
Игра двух созвучных слов: «митир» (греч. μήτηρ, «мать») и «митра» (греч. μίτρα, «утроба, лоно»). – Прим. ред.