архиепископ Евлампий (Пятницкий)

В неделю о Зaкxeе

Слово 13. Закхей – пример решительного последования Христу

Закхе́е, потща́вся сле́зи: дне́сь бо в дому́ твое́м подоба́ет ми́ бы́ти. (Лк. 19:5).

Настоящее Евангелие представляет нам с одной стороны милосердие Того, Который пришел взыскать и спасти погибшего, с другой поучительный пример: как часто, по-видимому, случайные и от человеческих побуждений происходящие расположения к добру, восприемлются великою милостию Божиею. Это мы видим на Закхее.

Закхей был начальник мытарей, главный откупщик податей, был человек богатый. He смотря на обширные занятия, каких требовала его должность, Закхей, начальник сборщиков податей, возбуждаемый славою ο Иисусе, сильно желал увидеть Иисуса. И для Закхея открылся благоприятный случай удовлетворить своему желанию. В это время Иисус проходил чрез Иерихон; Закхей старался не опустить этого случая достигнуть своего желания– увидеть Иисуса. Но вот затруднение. Иисус шел, окруженный со всех сторон многочисленным народом. Закхей был ростом мал, из-за народа не мог видеть Иисуса. Что же он делает? Прибегает к средству, по-видимому, не довольно сообразному с состоянием его, как человека в обществе известного;–он забегает вперед, влезает на дерево подле того места, где Иисусу надлежало проходить, чтобы с дерева увидеть Иисуса.

Можно видеть из этого: каков был Закхей, начальник мытарей. Судя по тому, какое он употребил средство увидеть Иисуса, легко разуметь, что он без расчета, от души делал добро, когда открывался случай к тому; забыл, что он был человек по состоянию не простой,– побежал, предварил множество шедших около Иисуса, взлез на дерево, чтобы увидеть Иисуса, И предъите́к, возле́зе на я́годичину, да ви́дит, я́ко хотя́ше ми́мо ея́ пройти́ (Лк. 19:4).

И сердцеведец вполне оценил расположение Закхея. Он, благоволительно являющийся и неищущим Его, и обретающийся невопрошающим о Нем, тем паче приблизился благоволением Своим к искавшему Его, и желавшему приблизиться к Нему. Господь, подошедши к тому месту, где был Закхей, и видя его на дереве, с благоволением воззвал к нему: Закхе́е, потща́вся сле́зи:– Закхей! слезь скорее; – сегодня надобно быть Мне у тебя в доме. Закхей искал увидеть Иисуса, и влезши на дерево увидел Его. Теперь Иисус Сам обретает Закхея милостию, Сам изъявляет желание быть у него в доме, посетить его и осчастливить Своим посещением. Какая милость, какое счастие для начальника мытарей! Иисус сам желает идти и идет в дом Закхея: дне́сь бо в дому́ твое́м подоба́ет Ми́ бы́ти.

Но и Закхей умел чувствовать эту великую милость Господа. Он тем с большею радостию принял Иисуса в дом свой, чем то было для него неожиданнее. И потща́вся сле́зе, и прия́т его́ ра́дуяся (Лк. 19:6). Этого мало. Когда Фарисеи, обыкновенно следившие за действиями Иисуса, обнаружили явное негодование, что Иисус пошел в дом к человеку недостойному, незаслуживающему уважения: то пламенный Закхей, выражая чувство глубокой своей благодарности к неожиданной милости, ставши пред дражайшим Посетителем и неожиданным Гостем, с твердою решительностью сказал: се́ по́л име́ния моего́, Го́споди, да́м ни́щым: и а́ще кого́ чи́м оби́дех, возвращу́ четвери́цею (Лк. 19:8). Закхей столько тронут был этим нечаянным для него посещением, что в глубоком чувстве милости Господней назначает половину имения своего нищим и дает обещание вчетверо удовлетворить за обиды и притеснения, если кому оные причинены от него. Так-то каются истинно кающиеся! Есть люди, которые по общей человеческой слабости впадают во многие тяжкие грехи, но·умеют и каяться, и исправляться и восставать. Чем больше ощущают к себе милости Божией, тем живее чувствуют свои преступления; чем больше сознают в себе грехов, тем болезненнее сокрушаются о них, чем любообильнее приемлют прощение, тем с большею решительностью заглаждают неправды свои. Cе́ по́л име́ния моего́, Го́споди, да́м ни́щым: и а́ще кого́ чи́м оби́дех, возвращу́ четвери́цею.

После сего, без сомнения, Закхей выполнил, что обещал, удовлетворил за обиды, какие могло быть причинены кому либо по делам должности, отверз дом свой для благотворения бедным и нищим; сделавшись незлобивым, благотворительным, сделался и на всякое благое дело расположенным; словом:–дом Закхеев спасен, Закхей стал истинным сыном Авраамовым, и Сын человеческий, Спаситель мира Своим милостивым посещением обрел и взыскал грешника.

Закхее, потща́вся сле́зи, дне́сь бо в дому́ твое́м подоба́ет Ми́ бы́ти. Так, взыскующий спасения человеческого, Господь Иисус, в лице Закхея мытаря, применяясь к господствующим в нас страстям и порокам, взывает каждому из нас: потща́вся сле́зи, дне́сь бо в дому́ твое́м подоба́ет Ми́ бы́ти. Взывает к надменному житейскою гордостию, дабы, сошедши с высоты кичения ума и сердца, повергнулся пред Кротким сердцем и с смирением подклонил выю свою под благое иго Его. Взывает к обладаемому пристрастием к богатству и сокровищам мира, дабы, отвергши суетное великолепие, отверз сердце свое для принятия нетленного сокровища царствия Божия и правды Его;–вещает увлекающемуся лестию ложных удовольствий, дабы, оставивши кладенцы сокрушенные, обратился к источнику невозмущаемых наслаждений чистой совести. И неужели мы не чувствуем, как ожидающий обращения нашего Господь, стоя долготерпением и благостию при дверях сердец наших, толчет в оные то действенным словом Своим, являющим нам тщету благ мира сего, то внутренним влечением к Себе духа нашего, часто среди самых удовольствий томящегося и невольно воздыхающего о греховном удалении своем от Бога? Если бы мы внимательнее были к званию благодати, и внутренне и внешне направляющей нас на путь спасения, и не заглушали рассеянностию и житейскими попечениями пробуждающейся в нас совести, вопиющей противу собственных неправд и плотской беспечности нашей: то и мы бы, подобно Закхею, с слезною радостию приняли в сердца свои Господа и, ходя исправлением жизни в свете заповедей Его, приобрели благодатное общение Его. И для кого не сладостен глас Господа, вещающего к каждому из нас: Закхе́е, дне́сь бо в дому́ твое́м подоба́ет Ми́ бы́ти? Сладостен призывный глас Господа, – вожделенно пришествие Его! Пришедши, Он сотворит в нас обитель Себе и устроит каждого в благодатный дом свой, возжет в нас светильник благого и правого разума, исполнит сердце наше теплотою любви Своей, даст воле нашей силу творит святую волю Его. Он и готов придти к нам;–ждет долготерпением только того, чтобы мы отверзли Ему благою решительностию поправления сердца наши: Се́, стою́ при две́рех и толку́: а́ще кто́ услы́шит гла́с мо́й и отве́рзет две́ри, вни́ду к нему́ и вечеря́ю с ни́м, и то́й со мно́ю (Откр. 3:20). Отверзем Ему сердца наши искренним покаянием и исправлением неправд наших, отверзем души наши повиновением святой воле Его и готовностию с верою и любовию служить Ему во все дни жизни нашей, – и Он внидет в нас Духом благодати своея для соделания в нас спасения нашего.– А́ще кто́ лю́бит мя́, сло́во мое́ соблюде́т: и Оте́ц мо́й возлю́бит его́, и к нему́ прии́дема, и оби́тель у него́ сотвори́ма (Ин. 14:23).

Прииди, Господи, в дом души нашей, устрой ее Твоею благодатию в жилище Себе, и обитай в нас к славе Твоей и спасению душ наших. Аминь.


Источник: Новый год, или Предуготовительные к покаянию поучения от Нового года до святые четыредесятницы, Евлампия, епископа Вологодского, ныне архиепископа Тобольского. - Москва : тип. Ал. Семена, 1853. - [2], IV, 337 с.

Комментарии для сайта Cackle