Источник

Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении

Издатель Евангелического календаря, г. Пипер, профессор Богословия в Берлинском университете, основал при этом заведении Христианский Музей, назначенный для практического, наглядного знакомства слушателей с главнейшими фактами в истории христианского искусства и древностей, от первых веков христианства до позднейших времен. Этот музей должен был вместить в себе все важное и существенно-необходимое по этому предмету: и фрески катакомб, и рельефы саркофагов, и надгробные надписи первых веков христианства, и мозаики Византийские, и диптихи, и т. п.; а так как самые оригиналы рассеяны по разным местам Европы, то надобно было ограничиться копиями, то есть, слепками, снимками и гравюрами, разместив их в историческом и систематическом порядке для удобства при преподавании Богословия, и именно того отдела этой науки, который профессор Пипер называет Богословием Монументальным.

Но так как более или менее элементарное изучение основ христианской религии, исторических и догматических, составляет необходимую принадлежность вообще всех учебных заведений, и так как для элементарного знакомства с истинами религии, может быть, еще полезнее, нежели для университетского преподавания, наглядное изучение по памятникам христианского искусства, согласно с той мыслью Отцов Церкви, что изображения должны заменять грамоту для безграмотных: то профессор Пипер давно уже имел мысль о распространении христианских музеев для народного обучения в школах, о чем он говорит подробно в Евангелическом Календаре на 1857 г., предлагая план и указывая на средства к заведению при школах таких музеев.

В прошедшем году почтенному профессору и богослову удалось дать своей любимой мысли более широкое развитие, на педагогическом съезде филологов, в Гейдельберге, в заседаниях 29 и 30 сентября, на которых г. Пипер прочел свое предложение о введении монументального, и вособенности христианского монументального обучения в гимназическое преподавание149. Имея в виду классические основы немецких гимназий, Пипер к христианскому музею при гимназиях присовокупляет выбор снимков с важнейших памятников искусства античного: что оказывалось необходимым уже и потому, что искусство древнехристианское, и Римское, и Византийское, первоначально усвоило себе многие формы античные.

Главнейшие тезисы, предложенные профессором Пипером в собрании филологов, были следующие:

1. Введение этого предмета в гимназический курс требуется в виде приготовления к университетскому изучению Истории искусства, и по преимуществу классической и христианской Археологии.

2. Оно необходимо и для цели самого обучения в гимназиях: во-первых, в отношении формальном, чтобы в соответствие образованию ума, развивать воображение и воспитывать вкус.

3. Потом, в отношении содержания, посредством образцов классического и христианского искусства действовать на образование характера, в нравственном и религиозном смысле.

4. В-третьих, чтобы согласовать деятельность школы с потребностями общего образования.

5. В той мере, в какой требуется это монументальное обучение в школах, оно не встретит себе препятствия со стороны способностей учащихся; потому что произведения искусства имеют именно то качество, что способны служить средством к развитию на каждой ступени обучения.

6. Изучение искусства в гимназиях не потребует себе особых часов для преподавания, но будет прилагаться к родственным предметам обучения. Оно должно не отягощать школу новым материалом, а восполнять и облегчать метод преподавания.

7. Надлежащее место для этого, во-первых, чтение писателей, преимущественно древних поэтов (Гомера, Виргилия, Трагиков): здесь монументальное обучение служит столько же для уразумения писателей, по взаимному отношению литературы и искусства, сколько и для изучения древностей вообще, для которых в одинаковой мере важны оба эти источника.

8. Во- вторых, при изучении истории.

9.В-третьих, религии, и прежде всего в ее исторических отделах, как в Библейской, так и Церковной истории. Памятники христианского искусства способствуют также и при объяснении догматического отдела.

Предложение Пипера обсуждали на съезде Гасслер из Ульма, профессор Штарк из Гейдельберга, Штой из Иены, директор Пидерит из Ганау, директор Моммсен из Франкфурта-на-Майне, профессор Фон-Лангсдорф из Гейдельберга и другие, и согласно пришли к убеждению в пользе введения монументального обучения в гимназиях, и признали его желательным; для окончательного же решения вопроса возложили на Пипера, чтобы он в следующем году на съезде филологов сообщил о результатах, какие усмотрят преподаватели на практике, при введении в гимназиях сказанного монументального обучения.

Эта педагогическая мера, принятая на съезде немецких филологов, заслуживает внимания во многих отношениях.

Во-первых, она свидетельствует, что наша современность, не смотря на ее практические тенденции и на господство наук материальных, не только не чуждается искусства, но дает ему по возможности самое широкое влияние, распространяя его даже в средних учебных заведениях, в видах нравственного и религиозного образования.

Во-вторых, даже в самой Германии, где так глубоко пустило свои корни классическое образование, и при том в школах Евангелического исповедания, искусство христианское для общего образования признается столь же элементарным и необходимым предметом, как и искусство античное, польза которого, по его прямому отношению к классическому обучению, для немецких педагогов давно уже не подлежала сомнению.

В-третьих, предложение ввести в средние учебные заведения монументальное обучение принадлежит человеку, особенно заинтересованному эти предметом с точки зрения религиозной, г. Пиперу, профессору Богословия и учредителю при Берлинском Университете Христианского Музея. Как лютеранин и немец, он делает необходимую для немецких школ уступку в пользу античных преданий, но главная его мысль состоит в распространении в гимназиях преимущественно христианского искусства, как гласит уже и самое заглавие предложенного им на съезде чтения, выше приведенное.

Во Франции давно уже введено в средние учебные заведения преподавание христианской археологии по памятникам искусства. На заглавной странице знаменитого учебника Комона (Abécédaire ou rudiment d’Archeologie, изд. 3-е, 1854 г.) читается, что эта книга «одобрена институтом для обучения этой науке в коллегиях, семинариях и в школах мужских и женских». То же самое обучение, по предложению профессора Пипера, вводится и в немецких гимназиях, с присовокуплением обозрения античного искусства, столько же необходимого для изучения классических писателей, как и для ясного уразумения элементов искусства древнехристианского.

Сообщая о новой педагогической мере в Германии и указывая на введенный уже обычай во Франции, я вовсе не имею намерения касаться вопроса о русских гимназиях, которым и без новых проектов предстоит еще многое выработать и порешить для обеспечения своего благоденствия. Но я обращаю внимание читателей на мысль профессора Пипера и на его Христианский Музей при Берлинском Университете с тем, чтобы публика вполне оценила важность и современность подобных систематических собраний памятников христианского искусства в копиях. Счастливые начатки таких собраний в России представляют нам два Христианских Музея, один в Петербурге, при Академии Художеств, другой в Москве при Публичном Музее, при котором состоит и Общество Древнерусского искусства. Первое собрание имеет более практическое назначение, для обучения художников; второе имеет назначение более теоретическое, образовательное, предлагая публике наглядное знакомство с развитием христианских идей, выражаемым в последовательной истории памятников искусства.

Если уже и на Западе, столь богатом художественными оригиналами, пришли к убеждению в необходимости систематических собраний в копиях с важнейших памятников, рассеянных повсюду, то тем необходимее такие собрания в России, христианские памятники которой не восходят далее XIв., и притом уже в позднейшем византийском стиле. Все, что сохранилось в наших церквях, ризницах, молельнях, не что иное, как случайные отрывки и позднейшие отголоски раннего христианского предания, к которому, однако, по общему убеждению, тяготеет вся наша православная старина. Чтобы элементы этого предания, рассеянные в памятниках искусства и в Византии, и Риме, и Равенне, и на Афонской Горе, и в других местах на Востоке и Западе, собрать в одно систематическое целое, нет и не может быть иного средства, как по возможности удовлетворительные копии, которые в наше время производятся отлично, благодаря фотографии и другим изобретениям.

Итак, не только для общехристианского образования, но и для уразумения своих собственных православных преданий, систематический Музей в копиях есть учреждение, для Русских равно необходимое, в котором должны нераздельно сливаться их интересы национальные с основами Европейской цивилизации.

Что такое собрание не может быть заменено никакой ризницей или Оружейной Палатой, я покажу на двух-трех примерах.

Известно, что таинство Крещения через погружение принадлежит к обрядам первоначальным, и что поливание, принятое католиками, есть уже позднейшее отклонение. Ни одна из русских церквей или ризниц не решит этого вопроса, потому что для этого нужно иметь перед глазами снимки с древнейших изображений Крещения Иисуса Христа, начиная со времен почти царя Константина и до XII века включительно, изображений, как восточных, так и западных, рассеянных по всей Европе в мозаиках, рельефах, миниатюрах и других драгоценных памятниках, общее обозрение которых возможно только в копиях.

Чтобы убедиться, что наша иконопись, за немногими исключениями не восходящая далее XVI или XV в., сохранила в себе древние предания, надобно почерпать эти предания в памятниках, оставшихся от времени до X в., конечно не в России, которая только в том столетии приняла крещеную веру.

В прениях со староверами особенная важность приписывается форме креста и перстосложению. Чтобы решить эти вопросы наглядно, по памятникам христианского искусства, которые восходят к IV в. и ранее, надобно обратиться за справками в Рим и другие древние местности.

Все эти неудобства, по возможности, устраняются учреждением систематического музея христианского искусства в копиях. Зародыш такого собрания, как сказано, уже существует при Московском Публичном Музее, и постоянно разрастается, благодаря всеобщему интересу, возбуждаемому в публике таким важным к понятию, всем доступным предметом. Что же касается до будущности этого собрания, то она обеспечена заботами учрежденного при Музее Общества Древнерусского искусства, а еще более важностью самого предмета для народа, в котором христианское просвещение составляет основу цивилизации и национального сознания.

* * *

149

Ueber die einführung der monumentaien, insbesondere der chritlich-monumentalen studien in den gymnasial-unterricht. Leipzig. 1865.


Источник: Сочинения по археологии и истории искусства / Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-. / Т. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1908. - [2], IV, 552, II, [1] c., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle