Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи (325-565 гг.)
Федор Афанасьевич Курганов (1844–1920) — выдающийся ученый, доктор богословия, профессор Императорской Казанской Духовной академии, историк Церкви и канонического права. Предлагаемый вниманию читателя труд является докторской диссертацией Ф.А. Курганова, главной работой его жизни. На громадном историческом материале (от эпохи Константина Великого до Юстиниана Великого, времени первых пяти Вселенских соборов), с привлечением обширнейшего материала светских законов и церковных канонов и постановлений, в настоящей книге раскрывается чрезвычайно важная и актуальная до сего дня тема отношения государства и Церкви. В работе даны как теоретические обоснования разного типа таковых отношений, так и многочисленные практические примеры из жизни Византийской Церкви. Автор Курганов показывает становление «византийской модели» отношений государства и Церкви, раскрывает ее глубинный смысл. Именно «византийская модель» стала основополагающей для Русской Православной Церкви почти на всем протяжении ее исторической жизни. Для всех интересующихся историей древней Церкви и православным богословием.
Содержание
Языческий, греко-римский взгляд на государство и религиозную свободу. Христианское понятие о свободе и определение отношений церкви к государству в слове Божием. Характер первоначальных христианских миссий и их отличие от поздних миссий. Победа христианства над язычеством при Константине великом. Основание Константинополя и его значение в христианском мире. Отношение Константина великого к церкви Христовой. Крещение и смерть Константина великого. С. 1–49.
Западно-европейская, католическая и протестантская, точка зрения на отношение церковной власти к гражданской в византийской империи: взгляд католиков и протестантов на восточную церковь. Основной характер ее направления: взгляд ее на догмат виры, его значение в деле спасения человека и зловредное действие ереси. Виновник всех ересей — диавол. Независимость церкви от диавола отстаивается самою же церковью. Государство, как проявление одной их степеней нравственного совершенства человеческого рода. Христианин подчиняется государству, как свободный. Борьба церкви с государством возможна при всяком образе государственного правления. С. 92–115.
Характерные черты византийской империи, благоприятные и неблагоприятные для правильного раскрытия христианства. Восток — удобная почва для появления ересей. Появление монофизитской ереси. Царствование Маркиава и Пульхерии, и халкидонский собор. Значение слова οἰϰονομία. Царствование Льва I; его отношенье к патриархам и епископам, и значение его царствования в истории Византии. С. 145–187.
Избрание на царство Юстина. Его род, первоначальная история и религиозные убеждения. Жалобы православных на еретиков и их желания восстановления церковного мира и исцеления самих церквей. Трудность выполнения этого желания. Состав нового правительства. Эдикты Юстина, благоприятные православным и стеснительные для монофизитов, и введение этих эдиктов в разных провинциях империи: в Палестине, Сирии. Египте и европейских провинциях. Переговоры об унии с римскою церковью: письма Юстина, патриарха и Юстиниана к папе. Предварительное решение условий унии в, Риме. Посольство папы, его письма, исповедание веры libellus и инструкция, данная им легатам. Заносчивость и тягость папских требований. Заключение унии. Обмен письмами между востоком и западом по заключении церковного мира. Дело Дорофея фессалоникского. Смуты, произведенные папским исповеданием в Понте, Азии, Сарии и Палестине. Сношения Византии с папою по этому поводу и результат этих сношений. Дело епископов Илии, Фомы и Никострата. Ходатайство папы Иоанна I пред Юстином за ариан. Венчание на царство Юстиниана и смерть Юстина. С. 266–341.
Наружность и воспитание Юстиниана. Его сближение с Феодорой и женитьба на ней. Их взаимоотношение, как политических деятелей. Наставления диакона Агапита. Характер Юстиниана в его церковно-государственной деятельности. Его советники. Влияние епископов на дела гражданского управления. Намерение Юстиниана возвратить западные области римской империи и его политика относительно варваров. Бунт самарян. Св. Савва пред лицом Юстиниана. Эдикты против иудеев, язычников и еретиков. Бунт «Ника». Состояние православных христиан в областях западной римской империи. Вера православных в свое освобождение от ига ариан. Разрушение вандальского государства в устройство африканской церкви. Возникшие недоразумения между римлянами и готами, и сношения Юстиниана с папами по вопросу: Unus de Trinitate passus est carne; его эдикты по этому поводу. Завоевание Италии и части Испании: подавление господства ариан на западе. С. 440–533.
Дело Феодорита и Ивы на халкидонском соборе. Пропаганда несторианства под именем Феодора мопсуестского и Феодорита. Оригенистское движение в Палестине и эдикт императора против учения Оригена. Возбуждение вопроса о «трех главах» и эдикт императора по этому поводу. Отношение к эдикту о «трех главах» разных церквей востока и запада. Прибытие Вигилия в Константинополь и его Judicatum. Противодействие осуждению «трех глав» на западе; сочинение Факунда гермианского: Рrо defensione trium capitulorum. Взятие Judicatum̕a Вигилием назад. Его переход на сторону защитников «трех глав». Ссоры, переговоры и соглашение с папою на условии — перенести решение вопроса на суд вселенского собора. Приглашение епископов явиться на собор. Смерть п. Мины и избрание на его место Евтихия. Переговоры с папой об открытии и составе собора. Открытие собора и первые три его заседания. Осуждение «трех глав» и Constitutum Вигилия. Осуждение Оригена и оригенистов. Последствия пятого вселенского собора не западе и востоке. С. 598–707.
***
Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru
