Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сборник «Огласительные поучения» состоит из 95-ти наставлений, произнесенных прп. Феодором Студитом перед братией монастыря. Эти поучения являются частью его огласительного наследия, которое традиционно делится на «Великое оглашение» и «Малое оглашение».

В поучениях охватывается широкий круг тем:

1) основы монашеского подвига (поучения 1, 13, 47 и др.): призывы к постоянной борьбе со страстями, к умерщвлению плотских похотей и воздержанию;

2) добродетели и их стяжание (поучения 6, 11, 14, 23 и др.). Особое внимание уделяется послушанию игумену и старцам, смирению, любви, терпению в скорбях и благодарению;

3) общинная жизнь (поучения 1, 27, 39, 76 и др.): наставления о единомыслии и мире среди братии, о важности выполнения монастырских послушаний со страхом Божиим и о недопустимости предосудительных бесед;

4) покаяние и исповедь (поучения 2, 17 и др.). Прп. Феодор подчеркивает значение искренней исповеди помыслов как пути к очищению души;

5) литургическая жизнь и церковный год (поучения 40, 57, 69-71 и др.). Наставления приурочены к важнейшим церковным праздникам (Рождество, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница) и периодам поста, раскрывая их духовный смысл и призывая к достойному участию в таинствах;

6) эсхатологические размышления (поучения 3, 18 и др.): напоминание о смерти и грядущем Страшном Суде;

7) исповеднический дух (поучения 8, 55 и др.). В наставлениях звучат слова поддержки и укрепления для верующих, стойко переносящих гонения, напоминая о мученическом венце.

Данное издание представляет собой русский перевод 95 поучений, выполненный в Оптиной Пустыни в 1872 году. Переводчики опирались на новогреческое издание, широко используемое в восточных монастырях, которое в свою очередь было переведено на славянский язык прп. Паисием Величковским.

Поучение 88101. Во вторую неделю по Воздвижении. О том, чтобы внимательно и разумно слушать Священное Писание.

Братия и Отцы? Все мы, люди, имеем очи и уши, по не все видим и слышим; только у немногих благопослушные уши и видящие очи. Посему и Господь в Евангелии сказал: «имеяй уши слышати да слышит» (Мф.13, 9). О тех же, которые не слышат, говорит Пророк: «даде им Бог дух умиления, очи не видети и уши не слышати» (Рим. 11, 8). Итак, будем слушать чтение Священного Писания внимательно, а не просто и как случится, дабы не подпасть прещению и гневу Божию, но, напротив, дабы мы могли сказать согласно с Писанием: «наказание Господне отверзает уши мои» (Ис. 50, 5). Кто так слушает, тот разумевает псалом Давидов, в котором сказано: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс.32, 1). Таковый все вещи настоящей жизни считает за тень, которая бежит и не стоит, и вменяет вся уметы быти, да Христа приобрящет (Флп.3, 8). Ибо мы слышим Господа, который говорит ученикам Своим: «не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя, яко Аз живу, и вы живи будете» (Ин.14, 18–19). И еще говорит: «Аз есмь лоза истинная... вы же рождие» (Иоан.15, 1–5). И еще: «вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Иоан.15, 14–15). И еще: «вы... есте пребывше со Мною в напастех моих. И Аз завещаю вам завет вечный, да ясте и пиите... во царствии Моем» (Лук. 22, 28–30). Слыша это и подобное, боголюбивый человек не только радуется, но и утверждается ежедневно умирать за любовь Христову. Так жили все святые, и таковую показали к Богу любовь. Пророк Иеремия говорил: аз не утрудихся Тебе, Боже мой, последуяй, и дне человека не пожелах, Господи мой (Иер. 17, 16). Давид же говорит: что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам (Пс.115, 3)? И Апостол Павел говорит: Яко нам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но еже по Нем страдати (Флп.1, 29). Подобным образом и другие Апостолы, подвергшись биению за Христа, радовались и говорили, что сподобились потерпеть биение и бесчестие за имя Христово (Деян. 5, 41). И словом, каждый из святых говорил подобное, и показывал любовь, которую имел ко Христу.

Будем и мы, братия, благопослушны тому, что говорит Священное Писание, будем любить возлюбившего нас Бога, всегда благодаря за все те блага, которые Он сотворил с нами, так как Он от начала для спасения и освящения нашего восхотел чрез сей благословенный и святый образ сотворить с нами милость, и даровал нам содержат православную веру, и покланяться Ему, и не быть в заблуждении. Ибо как много людей, заблудивших но коварству человеческому? Как много заблудивших по козням и ухищрению прелести! Как много таких, которые терпят голод и жажду, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня, как говорит Божественное Писание (Амос. 8, 11)! А нам, христианам, предложена трапеза, исполненная всяких драгоценных брашен, – это учение святых. И слушая иногда то, а иногда другое чтение, и услаждая наше слово, как бы неким вкусным брашном и украшая оное с одной стороны каким-либо златословесным поведанием из божественного Писания, или с другой – иными Божественными похвалениями, мы поистине должны сказать с Апостолом Павлом: аще Бог по нас, иже Сына Своего Единородного не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует? Кто поемлет на избранныя Божия; Бог оправдаяй. Кто смеющий осуждати нас? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 31–34) пред Богом Отцем, Который да подаст нам и вечное свое царство, ибо Ему подобает всякая слава во веки веков. Аминь.

* * *

Примечания

101

См. Патрологию, том. 99, стр. 642.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle