Сборник «Огласительные поучения» состоит из 95-ти наставлений, произнесенных прп. Феодором Студитом перед братией монастыря. Эти поучения являются частью его огласительного наследия, которое традиционно делится на «Великое оглашение» и «Малое оглашение».
В поучениях охватывается широкий круг тем:
1) основы монашеского подвига (поучения 1, 13, 47 и др.): призывы к постоянной борьбе со страстями, к умерщвлению плотских похотей и воздержанию;
2) добродетели и их стяжание (поучения 6, 11, 14, 23 и др.). Особое внимание уделяется послушанию игумену и старцам, смирению, любви, терпению в скорбях и благодарению;
3) общинная жизнь (поучения 1, 27, 39, 76 и др.): наставления о единомыслии и мире среди братии, о важности выполнения монастырских послушаний со страхом Божиим и о недопустимости предосудительных бесед;
4) покаяние и исповедь (поучения 2, 17 и др.). Прп. Феодор подчеркивает значение искренней исповеди помыслов как пути к очищению души;
5) литургическая жизнь и церковный год (поучения 40, 57, 69-71 и др.). Наставления приурочены к важнейшим церковным праздникам (Рождество, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница) и периодам поста, раскрывая их духовный смысл и призывая к достойному участию в таинствах;
6) эсхатологические размышления (поучения 3, 18 и др.): напоминание о смерти и грядущем Страшном Суде;
7) исповеднический дух (поучения 8, 55 и др.). В наставлениях звучат слова поддержки и укрепления для верующих, стойко переносящих гонения, напоминая о мученическом венце.
Данное издание представляет собой русский перевод 95 поучений, выполненный в Оптиной Пустыни в 1872 году. Переводчики опирались на новогреческое издание, широко используемое в восточных монастырях, которое в свою очередь было переведено на славянский язык прп. Паисием Величковским.
Поучение 91105. В неделю пятую. О том, что нам должно подражать житию наших отцев.
Братия и Отцы! Нет ничего блаженнее нашей жизни и выше иноческого жития; и потому как мы называемся монахами, так непременно должны и жить, чтобы название и жизнь не противоречили в нас друг другу. Ибо монах есть тот, который устремляет взор свой только к Богу, единого Бога желает, единому Богу пригвожден, и единому Богу служит и работает днем и ночью благим произволением, и имея мир с Богом, творит и между другими мир и любовь. «Емуже бо несть сих, – в том бывает противное, т. е. ревность, спорливость, вражды и ссоры; и таковый, – слеп есть, мжай, забвение прием очищения древних своих грехов» (2Петр. 1, 9), и испытывает только о грехах чужих. Ради чего я это сказал, знают виноватые. Говорю я это не для того, чтобы опять оскорбить их, но для того, чтобы отселе и впредь они блюдись впадать в те же грехи. Отцы наши не слушали осуждения иди клеветы; но если кто клеветал, то слышащий или затыкал свои уши, или обращал клевету на добро. А мы ныне скоро обращаем слух наш к тому, кто осуждает, и с большою охотою слушаем пересуды; к чтению же бываем вовсе невнимательны. Отцы наши никогда не разговаривали с раздражением и смущением, но кротко и чинно, а мы ныне с гневом, криком и искаженным лицем. Что может быть хуже и мерзостнее сего? У оных блаженных нисколько не было ропота, но каждый с благодарением принимал на себя служение, которое ему поручалось; хотя бы оно было тяжело, прискорбно и низко, считал его досточестным, а мы ныне ропщем и порицаем, и говорим то и то не с самими только собою, но и всем жалуемся, чтобы в ропоте иметь многих участников, и чтобы более оскорбить Бога. Но этого, братия мои, не должно быть, и это не свойственно монашескому житию. Не малый грех – досаждение и укоризны: «досадители, – сказано, – царствия Божия не наследят» (1Кор. 6, 10). И ропот не маловажный грех, но великий, ибо сказано: «не ропщите, якоже... Евреи ропташа, и погибоша от всегубителя» (1Кор. 10, 10). И празднословие не малый грех, ибо Апостол говорит: «всяко слово гнило и праздно да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, о немже знаменастеся в день свободы и избавления» (Ефес. 4, 29–30). Видите ли угрозы и гнев Божий, что мы Духа Святого подвигаем на гнев худыми беседами? Как мы не боимся, что и за праздное слово будем отдавать ответ в «день судный», – как и Христос угрожает (Мф.12, 36)? Итак, что же мы не храним себя? Отчего не приготовляемся к грядущему и будущему, дабы нам явиться благими и праведными? Тебя укорили? Перенеси укоризну с долготерпением, подавив в себе поношение; ибо сказано: «смятохся и не глаголах» (Пс. 76, 5); и укоризна пройдет, а добродетель твоя останется на век. Предложена ли была на трапезе пища, показавшаяся тебе неприятною? Но что для тебя неприятно, и чем ты гнушаешься, того другие желали бы хоть вкусить. Если же и сего мы не претерпеваем, то какое же наше отречение, и в чем похвалимся мы оным? Ибо ни воздержание, ни другая какая либо добродетель и подвиг не приносят такой пользы, как отсечение воли, ради которого подвиг жизни общежительной вменяется в мученичество. «Отложше убо всякую злобу и всякую лесть и лицемерие и ложь и зависть всякое осуждение и вся клеветы, – не будем говорить одно устами, а другое умом, как и Блаженный Апостол Петр заповедует нам, – яко новорожденнии младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбим, яко да о нем возрастем во спасение... и вкусим яко благ Господь» (1Петр. 2, 1–3), если только желаем вечной жизни. И не будем тяготиться, когда нас учат не порицать тех, которые всегда призывают нас от зла к добру; ибо жительствуя так благоискусно и преуспевая, мы получим вечную жизнь, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Примечания
См. Патрологию, том. 99, стр. 561.
