преподобный Феодор Студит

Послание 68(256). К Евфросинии игумении

Узнал я от хорошо знающего, что скорбь коснулась тебя, почтенная, по тому случаю, что одна сестра хочет отделиться от святой общины твоей; и не несправедлива эта скорбь. Ибо как не сетовать душе, когда отсекается собственный член? Впрочем, так как это бывает по злобе действующего в сынах противления, то нам нужно великодушно переносить находящее, употребляя все старание, насколько позволяет истинное учение, чтобы нам быть неповинными в крови такого-то или такой-то, брата или сестры. Ты хотела узнать, не предосудительно ли тебе, почтенная, отпустить сестру свою, стремящуюся отделиться. Как же ты, мудрая и благоразумная, сама по себе не знаешь должного? Ни для тебя, учительницы, ни для ученицы не безопасно это разделение, совершаемое добровольно.

Почему, каким образом оно может считаться разумным? Если ученица совершенна и вполне приготовлена управлять другими сестрами, и ее уже ищет община, то это есть экономия, как говорит святой Василий, а не отделение. Ведь кто был хорош под начальством, тот законно восходит к начальствованию. Отсюда происходит доброе соревнование у товарищей – стремиться к совершенству и преуспевать в богоугодных делах. Так и Господь и Бог наш, указывая признак любви к Нему, сказал верховному из апостолов: «если любишь Меня, паси агнцев Моих», и еще: «паси овец Моих» (Ин.21:15–17). Поэтому тот, кто с таким расположением выступает на пастырство, будет блажен, подражая Христу, истинному Первому Архипастырю.

Бывает и другой случай экономии, усматриваемый у отцов наших: когда душа, не устоявшаяся в твердых нравах, после многих и долгих стараний, решается перейти в другое братство, надеясь там быть полезною, подобно деревьям, пересаживаемым из одного места в другое. Если и так поступишь, то дело сие имеет некоторое основание, так как в этом случае обе – и отдающая, и принимающая, содействуют друг другу, во исполнение апостольской заповеди: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2).

Другого же разделения не допускает слово истины, потому что нарушается союз Святого Духа, обещанный пред Богом и людьми при монашеском посвящении; а что может быть пагубнее этого? И здесь прилично повторить слова Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Ибо если там, при плотском сочетании, запрещается отделение, то не тем ли более при духовном союзе? Иначе Божественное будет обращено в шутку, – но нет, верно слово таинства, как при отпущении грехов, так и при ненарушимом заключении этого союза. Да и потом, как может благоустрояться община, от которой отделяется сестра, хотя бы отпускаемая игуменьей была невиновна? Не склонится ли она скорее к раздорам, заражаясь таким примером, – если ныне одна, после другая, а немного спустя еще иная уйдет с самого начала поприща, и, таким образом, целое тело Христово все разойдется и погибнет? Та, которая причиняет все это зло, – наследница горя, как говорит святой Василий. Ни твоя обитель, ни какая-либо другая не будет иметь ни твердости, ни постоянства, поступая таким образом. Поэтому не повинующийся пусть не повинуется еще, и беззаконствующий пусть беззаконствует еще, по Писанию (Откр.22:11). А ты тщательно спасай свою душу, не нарушая законов Божиих, но утверждаясь на учении святых, из которых первый в этих делах Василий Великий, хотя бы тебе пришлось жить вместе с двумя или тремя девами: «там, где двое или трое собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там и Я посреди них» (Мф.18:20), а не с беззаконными, хотя бы их были тысячи.



Источник: Преподобный Феодор Студит. Послания. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Sermons – Towards Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гильда профессор Александр Павлович Лопухин

4. Письма – 246. Недопустимо просить у Господа о прекращении своего жизненного пути преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоанн, Пресвитер митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Библейская энциклопедия – Хелкаф архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Письма – 344. Деньги брать не стыдись, а смиряйся преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Опыт православного догматического богословия. Том II – О Боге троичном в лицах. святитель Сильвестр (Малеванский)

9. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

10. Письма – Приложение II. Таблица, указывающая соотношение №№-ров русского перевода № №-рам подлинников блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle