преподобный Феодор Студит

Слово на собор небесных чинов

1. Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства бесплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? – Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбивого Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданного Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они – боги, по божеству от Бога, но не по природе; они – свободные граждане вышнего града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они – одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они – светлые, высшие и превознесенные вечные горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Пс.70:5); они – скорые привратники небесных селений и обителей. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы" Твоя, Господи. Посему свет «радования и спасения в ангельских обителях праведных» (Пс.117:15). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия (Пс.41:5), «вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» (Пс.102:20). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) «велий и страшен есть над всеми окрестными Его» (Пс.88:8). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющие очи бесплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т.е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение.

2. У этих бесплотных ангельских сил, бессмертных воинств, служителей и соработников Божиих – различные положения, разные наименования, неодинаковое достоинство, но одна природа, имеющая многообразные проявления: есть чины песнословящие и охраняющие небеса, непосредственные служители Божии; есть чины внутренние и чины внешние, которые называются и вратами небесными; есть чины высшие и чины низшие, которые некогда говорили высшим: «возмите врата князи ваша» (Пс.23:7); есть чины посылающие и посылаемые, чины тайноводствующие и тайноводствуемые. У разных ангелов и служение разное. Есть ангелы, которые по воздуху летают и спасают души святых от воздушных духов. Обозначая это, патриарх Иаков сказал умирая: «ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16). Равным образом и управление земного мира вверено ангелам, которые по повелению Божию осуществляют планы Провидения. Каждой верующей душе также дается от Бога ангел для охранения ее и покровительства ей. Ибо говорит Писание: «не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя» (Пс.120:3). И опять: «блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам: яко ангели их выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф.18:10). И не только каждой благочестивой душе дается ангел от Бога, но и каждому отдельному верующему народу дается ангел хранитель. Ибо говорит Писание: «постави пределы языков по числу ангел Божиих» (Втор.32:8). Через небесных ангелов совершается на земле откровение таин Божиих; через ангелов – охранение вод и источников и бываемыя от них исцеления; через ангелов избавление достойных от искушений. Ибо говорит Писание: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Через ангелов – сохранение останков мучеников: «хранит Господь вся кости их» (Пс.33:21), хотя и таинственна здесь речь о костях. Через ангелов охраняются жертвенники Божии и храмы верных; через ангелов молитвы и моления возносятся от земли на небо к Богу, равно как и приносятся оттуда людям божественные дарования, – и вообще всякое таинство Божие на земле совершается через ангелов.

3. Так, некогда Бог действительно поставил херувимов, которые бы охраняли древо жизни, сделавшееся недоступным для недостойных. Он явился Аврааму, пославши к нему в образе мужей лик из трех ангелов, изображающий трисвятую тайну Троицы, а затем двух из этой ангельской троицы открыл Лоту в Гоморре и через наказание тамошних жителей показал, что Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну, Коему и Святый Дух соприсутствует существенно. И Иакову явился ангел-борец, в знаменование закона, изреченного через ангелов. И великому Моисею в пламени огня явился огненный поток ангелов, невредимо опалявший зеленеющую купину и предызображавший неслиянное (во Христе) единение Бога с природой людей, приносящей терние греха. Через ангелов также при Моисее быстрой рукой без меча, незаметно, ночью были истреблены первенцы фараона, а народ еврейский сохранен невредимым. Рукою ангелов также были связаны, как бы некоторою веревкой, в глубине моря колеса у колесниц (фараона) со всадниками тристатами: потому-то, когда нечестивые увидели эти ангельские силы, потопляющие их, то сказали: «бежим от лица Израилева, Господь бо поборает по них на египтяны» (Исх.14:25). И опять после сего явился истинным, как Христос, водителем народа в столпе облачном ангел Божий, коего красота лика, имевшаго вид облака, указывала народу места остановок и стоянок. Затем, когда пришли к горе законодательства те, коим был дан закон, то они получили богописанные скрижали через множество ангелов: одни трубили в трубы, другие окружали гору огнем, а иные в громе, молнии и буре окутывали ее дымом, чтобы устрашить народ, болевший отсутствием страха Божия. Впоследствии также через ангела Иисус Навин возвестил о победе над филистимлянами. Но чтобы почтить праздник архангела упоминанием о бо́льшем количестве ангелов (ибо я верю, что они всегда совместно радуются со своим архистратигом), скажем и о том, как некогда ангел в Иерусалиме губил Израиля, пока великий Давид не заколол волов на гумне Сионском и не сжег их в жертву на огне из сожженных повозок и упряжи воловьих (2Цар.24:22–25), и таким образом прекратил поражение народа. Какую же мысль нам внушает это явление и чему научает? – Тому, что одна жертва Христа, принесенная Им на древе крестном, укрощает гнев Божий против вселенной; ибо здесь Он явился, как великий Финеес (ревнитель), принес Себя в умилостивление за нас, и через то прекратилось бедствие.

4. Так как в рассуждении об ангелах мы имеем руководителем архистратига, то нам необходимо рассмотреть и то, почему ангелы, будучи одной природы, открываются людям на земле не с одним и тем же видом и не в одинаковом образе; но являются в образе юношей, и воинов, и коней, и шестокрылых и многоочитых животных, и львов, и тельцов, и орлов, и огненных коней, и колес, и колесниц? Итак, дивный Исаия, видевший божественный и страшный престол, на котором восседал Бог всех, говорит, что вокруг Него стояли силы высших ангелов и херувимских чинов, в образе шестокрылых (животных): двумя крылами они закрывали лица свои, другими двумя – ноги, и двумя летали; верхние и нижние закрытые части тела, очевидно, обозначают, что таинство Божества пребывает невидимым, и сокровенным, и утаенным как для вышних небесных существ, так и для нижних земных. Или, быть может, они покрывали лица и ноги, чтобы тем научить нас, что одинаково непостижимо как то, что было до схождения с неба Христа Бога Слова, так и то, что было после Его вознесения; теми же тайнами, которыя открылись в воплощении Его, верующая церковь, как крылами, возносится к небу. Равным образом через сокрытие своих лиц и ног святые херувимы на то намекают, что ни начала, ни конца божественной природы невозможно ни увидеть, ни изучить, ни понять, – именно: сокрытие лица означает незримость несозданной природы, а сокрытие ног – недоступность ее.

5. Затем божественный пророк, узревший это, говорит, что дом наполнился славы Божией. «Ведом (бысть тогда) во Иудеи Бог и во Израили (токмо) велие имя его» (Пс.75:2). Но вместе с тем и умным силам ведомо таинство воплощения Самого Бога Слова, восседающаго на престоле. И так как Он должен был явиться людям на земле как человек, Бесплотный должен был воплотиться, Невидимый даже для бесплотных должен был стать телесно видимым и плотским, и наполнить всю землю славой, хвалой и благодатию Своею: то ангелы, пораженные неожиданным и непостижимым снисхождением Божиим и удивленные неизреченным откровением Его людям, воспели песнь благодарения и изумления, взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис.6:3), – и тем блаженнейшие серафимы предвозвестили будущую Славу церквей, т.е. Христа. Посему и говорится, что вся земля полна славы Его. И посмотри, что происходит: "и взяся (говорит Писание) наддверие от гласа», т.е. отняты ограды и покров, свыше охранявшие иудейские храм и народ, «и дом наполнися дыма» (Ис.6:4), т.е. опустошения и мрака, заблуждения и неведения. Внемлите прилежно, молю вас: в то время, когда вся земля беславно пребывала в заблуждении и невежестве, дом иудейского храма был полон славы: когда же вся земля наполнилась славы и познания Божия, тогда дом (Израиля) наполнися дыма, так как угас для иудеев светильник закона, чтобы, по слову Христа, мы невидящие видели, видящие же Иудеи стали слепы. До сих пор Исаия.

6. Иезекииль, имевший ум, способный к божественным видениям, как никто другой, видел вышних бесплотных ангелов в образе не только двуликих, но и четвероликих животных, которыя ясно предызображают собой, думаю, таинство воплощения Еммануила от Девы. Животные имели вид человека и тельца, и льва, и орла – вверху. Ибо Христос явился на землю воистину как человек, истинный Бог и истинный человек; явился, как телец, для заклания во спасение мира: как лев, силою Своею воскрес из мертвых; как орел, вознесся на небо. Можно еще и так понимать вид животных в отношении ко Христу: вид человека обозначает Его, как слово и образ невидимаго Бога, ради разумной и невидимой силы Его души и ума; вид тельца указывает в Нем сильного архиерея, несущего на Себе иго закона, и некогда возлежавшаго в яслях вифлеемских, подобно нам неразумным, и посеявшего во вселенной семя евангельскего слова; вид льва указывает на Него, как на царя всех нас, бывших некогда дикими, грубыми, кровожадными, плотоядными и нечистыми язычниками. Ибо говорит Писание: «воцарися Бог над языки» (Пс.46:9). И Христос есть не только лев, но и скимен льва, как говорит о нем Иаков (Быт.49:9), т.е. Сын Царя, происшедший от царственного Отца. Посему, далее, Он есть и орел, как царь небесных пернатых и крылатых, т.е. святых умных ангельских сил, – пернатых, потому что, подобно нам, птенцам Христа, и их защищает и питает Бог, – крылатых, потому что они удобоподвижны и возносятся над всем земным, – крылатых, потому что они непрестанно носятся на высоте божественной любви. Пророк называет их еще многоочитыми, потому что они освещаются обильным божественным светом и ничем земным не затемняются к созерцанию Бога. Посему они названы и духами, как существа нематериальные, безплотные, неосязаемые, бессмертные, не имеющие никакого объема, безвоздушные и, по благодати Божией, нетленные и невредимые.

7. Да убедит тебя в этом ангел, который пришел к друзьям Азарии в образе Господа, пылая огнем, угашая печь (вавилонскую), издавая пламя, приносившее росу, а не огонь. И что поразительнее всего здесь, – это то, что кого внутри печи, как во чреве, объяло пламя, тех ангел сделал невредимыми, а нечестивых, которые стояли кругом, будучи неприкосновенны, истребил. Таково всемогущее свойство божественной силы ангела, которая столь крепка, что и весь мир может погубить во мгновение ока. Об этом свидетельствует губительная язва, бывшая среди халдеев при Сенахириме и ночью истребившая через ангела, без шума и меча, сто восемьдесят пять тысяч народа. Помолимся Господу, чтобы она и сейчас появилась среди нынешних халдеев (магометан).

И пророк Аввакум, земной и облеченный плотию, легко был перенесен бесплотным ангелом из пределов Иерусалима в Вавилон, когда нес пищу пророку Даниилу, содержавшемуся во рве львином: он вошел туда и вышел невредимым, сохранивши печати над рвом в целости, в предзнаменование гроба Христа. Как Христос от смерти ада, и пророк восстал, избавившись от кровожадных зверей и отправивши в ад тех, которые его самого (раньше) в ад низвели. И как в отношении халдеев, так и здесь совершился нелицеприятный суд определения Господа, «творящаго ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный» (Пс.103:4): так называются в Священном Писании блаженные ангелы потому, думаю я, что они очищают людей от страстей, сжигают и наказывают врагов Божиих и сообщают свет непросвещенным людям.

8. Далее, ангелы являются в образе коней, как говорит Захария, потому, что все божественное быстроходно. Являются и в образе колесниц, потому что обходят небесные сферы и там обитают. Ибо говорит Писание: «глас грома Твоего в колеси» (Пс.76:19). Посему и Илия Фесвитянин на огненной колеснице был вознесен от земли. Этот прообраз понятен: он означает запряженную четверней, т.е. из четырех стихий составленную, колесницу нашей природы, с которой вознесся на небо Бог Слово, носивший ее и управлявший ею, по Своему желанию. Кони же царских колесниц являются образом святых ангелов. «Колесница Божия тмами тем тысяща гобзующих» и празднующих (Пс.67:18). И Даниил видел в видении мужа человекообразного, сидящего на престоле, Бога, «Ветхаго денми. И тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан.7:9–10). Но все это и подобное этому изображено в Ветхом Завете, как бы в видениях и откровениях, ибо ни существа Божия, ни формы Его, ни образа, ни вида, ни красоты Его никто из облеченных плотию никогда не видел, и видеть не может, как Священное Писание нас научает. Но и существа ангелов также никто не видел и не может видеть.

9. Но перейдем от сени (ветхозаветной) к Новому Завету и рассмотрим яснее служение ангелов. Итак, некогда Гавриил, предводитель лика ангелов, и начальник высшего собора избранных бесплотных служителей, таинственный вестник неизреченных Божиих таинств людям, богоподобный служитель, вестник радости для смертных, – явился к пренепорочной Деве. Он вошел к ней и открыл Пресвятой природный свой образ, как он есть. Ибо, как говорят, одной Пресвятой Богоматери дано было видеть ангельскую природу, какова она в действительности, какою была создана, чтобы по красоте твари ей можно было восхищаться красотой Господа. Поэтому архистратиг, по повелению Божию, вошел к Деве, явил ей свою неизъяснимую красоту и вид светлейший самых лучей солнечных, и через то незаметно открыл Непорочной чистейшее свойство ее собственного образа. И она узрела вид, являющийся отображением малого и невидимого истечения (Божия), узрела красоту, которая выше самой превосходной красоты, узрела странное и необыкновенное сияние красоты, узрела сияние бесплотного существа, превосходящее солнце, узрела вечный луч умной денницы, узрела духовное пламя, сверкающий блеск умного света. Пречистая Дева восприняла не невещественное ангельское видение и явление, узрев то, что никому еще не открывалось.

10. И Захария был поражен немотой за то, что не поверил святому ангелу. Ибо, так как от него должен был родиться на свет Предтеча истинного Света Иоанн, «глас вопиющаго в пустыни» (Ис.40:3), т.е. нам, составляющим церковь из язычников, – глас, говорящий о ветхости закона: то он, отец его, являющийся прообразом закона, за шесть месяцев до Христа рождает Иоанна. «Не бе той свет» (Ин.1:8), и посему Захария за шесть месяцев (до рождения Света) получает сына Иоанна. После него Христос родился, как некоторый седьмой день, ибо Он воистинну есть таинственный наш покой субботний, который Бог благословил и освятил, так как в этом покое Он почил от всех дел Своих. И Христос есть подлинно истинный архангел великого совета Отца, и Сам Господь Бог сил (Саваоф). Поэтому в домостроительстве воплощения Ему, как человеколюбивому Владыке, покоряются, служат и работают всячески и на всяком месте святые и человеколюбивые ангелы. Во время Его рождения по плоти ангелы явились к пастухам с первою вестью и возвестили им о рождении Христа в яслях вифлеемских. Пораженные великим и дивным таинством Его воплощения в бедности, они тотчас торжественно и светло воспели: «Слава в вышних Богу» (Лк.2:14). Далее, ангел, преобразившись в звезду, как некое светило небесное, указывает волхвам путь и призывает их к тому пути, который говорит о Себе: «Аз есмь путь» (Ин.14:6). А затем, по отшествии волхвов, ангел снова дает указание, чтобы Иосиф с Матерью и Иисусом удалился в Египет. И вот, Бог поспешно удалился от смертного – по домостроительству, т.е. не потому, что Он (Судия смертных) боялся смертного, но чтобы явить тебе образ и пример, и чтобы все знали, когда нужно бояться и когда нужно быть мужественным. И служение ангелов Своему Господу простерлось не только до Египта, ибо ангел открыл Иосифу и время выхода из Египта.

11. Что же далее? – И нечто другое находим мы об ангелах. Ангелы явились Христу после крещения, чтобы служить Ему в пустыне, – и это не потому, чтобы они когда-нибудь отступали от своего Господа, но чтобы ты, верующий, был убежден, что всякий крестившийся и сохранивший чистоту получает невидимых ангелов, которые служат ему и охраняют. Потому-то и в овчей купели ангел совершал исцеление, предызображая крещение: в ней великаго совета Ангел, Христос, даровал исцеление тридцатилетнему расслабленному, который таким образом крестился тридцати восьми лет и чудесно исцелил пять своих чувств верою в Святую Троицу.

Но вот мы едва не прошли молчанием того, что в священных повествованиях об ангелах всего важнее и удивительнее. Это именно повествование о тех необыкновенных и многообразных ангелах у живоносного гроба Христа, которых речи и чудеса в этом месте были действительно странны и неизреченны. Обрати внимание здесь прежде всего на то, как все любимые Христом люди бегут сюда, беседуют, а высшие силы спокойно сидят. Ибо вот, Петр встал и побежал ко гробу, а другой ученик побежал скорее Петра. И Мария Магдалина бежит и приходит к Симону Петру. И другие Марии побежали возвестить ученикам (о воскресении), равно и те, о которых повествует Марк, поспешно ушли от гроба. А сидевшие здесь ангелы являются в образе не бегущих, но сидящих – один у головы, другой у ног, где лежало Тело Иисуса, и одни внутри, а другие снаружи на камне.

12. Чему же все это нас научает? – Тому, что земнородные, совершенно не воспринимающие божественных таинств, справедливо бегут, как и Павел сказал о них, – бегут, чтобы получить награду, ибо бегущий бежит к желаемой цели, а о всесвятых ангелах говорится, что они сидели во гробе, так как они уже знали божественные тайны воскресения: и один у головы сидел, может быть, как вестник высших таинств, а другой у ног, как совершитель некоторых низших таинств и служений: и одни внутри гроба, как созерцающие сокровеннейшие чудеса Божества, другие же вне, может быть, как проповедующие чудо воплощения Христа: и опять – один сидел по правую сторону, являясь наставником благочестивых душ, пребывающих одесную Бога. Но они являлись также и в образе прекрасных юношей чуждых болезней, старости и тленности, знаменуя юношеской красотой своей твердую и добродетельную любовь свою к Богу. Потому-то они являются также в светлых одеждах, чтобы через это показать как светлый, чистый и достойный любви образ воскресения Христа, так вместе с тем чистоту, бесстрастие и безгрешность, в силу присущей им благодати Божией, своей природы. Ибо так как ангел означает второй свет, свет ниже первого, который есть свет светов, то по этой причине всесвятые светила (ангелы) являются достойным людям в блестящих, как молния и как снег, одеждах. В них нет ни краски, ни тела: нет у них ни крыльев, ни рук с локтями, ни головы с волосами, ни прямого стана и вообще ничего такого, что относится к созерцаемому или движущемуся в материальной природе. Если же говорится, что они являются в божественных видениях человекообразно, то мы не считаем усвояемых им названий показателями их природы; эти названия они получили от Бога и от богословствующих мужей, для обозначения их собственного действования. Так и должно быть. Ибо рассмотрим следующее. Они называются – ангелами, потому что возвещают людям божественные определения и приносят их на землю из другого мира: архангелами, – чтобы ты научился, что и среди людей должен быть порядок и благоустройство, образ которого представляет собою и церковь: также называются началами, как руководители низших чинов к научению и просвещению: властями, – как облеченные царским и господским достоинством; силами, – как чуждые по благодати всякой немощи и страданиям смерти; престолами, – так как Бог, как на престоле, почивает в их делах и служении; господствами, – как приставленные Богом к роду человеческому для попечения о нем, спасения и руководства, и как господствующие по благодати Божией над всяким вообще страстным движением или искушением к падению; серафимами (это слово на еврейском языке означает горение), – как существа очищающие и просвещающие других. Самые же высшие и ближайшие к Богу ангелы называются херувимами и это слово означает полноту ведения.

13. Вот, что внушил нам ныне сказать об ангелах архистратиг ангелов. Таковы девять чинов бесплотных сил. А десятый чин есть человек. Ибо Христос говорит о десяти чинах или драхмах: «кая жена имущи десять драхм, аще погубит драхму едину, не вжигает ли светильника, и пометет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет? И обретши созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую» (Лк.15:8–9). Или что означает одна овца пропавшая из девяносто девяти не заблудивших, которую добрый и человеколюбивый пастырь не презрел, но взыскал и нашел ее в горах и на холмах эллинских зол блуждающею и служащею идолам, обратил ее, взял на плеча, возвел на небо, присоединил заблудившую к стаду не заблудившему и удостоил вечного царства, которого да достигнем и мы все, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, также и Святому, Животворящему, Единосущному Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том второй. - СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. - С. 114-123.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил, сказанное в Предтеченской церкви архиерейскаго дома 8-го ноября 1857 года. митрополит Макарий (Булгаков)

2. Проповеди – 18. Слово в день святого Архистратига Михаила священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

3. Похвальное слово в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа преподобный Феодор Студит

4. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

5. Костромские поучения – Костромские поучения за 1902 год епископ Виссарион (Нечаев)

6. Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники святитель Илия Минятий

7. Слова и проповеди – Архипастырь святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

8. Похвальное слово блаженным Апостолам Петру и Павлу, произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

9. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Ноябрь. 8-й день протоиерей Виктор Гурьев

10. Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинския три большия ереси преподобный Максим Грек

Комментарии для сайта Cackle