Проповедь в Неделю о расслабленном

Источник

Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Неделю о расслабленном 25 апреля 2010 года.

25 апреля 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, Христос воскресе!

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангельское повествование об исцелении расслабленного в Иерусалиме, – повествование глубоко символичное, каждая подробность его может сообщить нам не одну спасительную истину.

Прежде всего, чудотворная купальня в Иерусалиме – это отдаленный прообраз нашего христианского Крещения, в котором все погружаемые во имя Отца и Сына и Святого Духа исцеляются от грехов, по вере своей или вере своих восприемников. И если в Иерусалимскую купальню лишь время от времени входил Ангел Господень, исцеляя кого-то одного, то в купель крещения сходит Сам Господь животворящий, Дух Святой, освящая воду и всем крестящимся даруя отпущение грехов и благодать обновления и оживотворения нашего естества. Без этой благодати мы навсегда были бы отвергнуты от лица Божия, ведь Бог, чистейший Дух, гнушается всякой греховной нечистоты.

А исцеленный Господом Иисусом расслабленный изображает собою все человечество, несколько тысяч лет пребывавшее в духовной немощи. До пришествия в мир Спасителя ничто не могло исцелить человека от греха и смерти, – ни языческая мудрость, ни даже истинное богопознание и благочестие, сохранявшееся в избранном еврейском народе. По словам Священного Писания, не было ни одного праведного, все согрешили и все были лишены славы Божией1. У расслабленного близ Овечьей купальни не было человека2, который довел бы его до спасительной воды; так и до пришествия Христа у расслабленного грехом человечества не было Этого Человека3, Нового Адама, Небесного Человека4, единственного истинного Врача душ и телес.

Можно обратить внимание и на то, что несчастный расслабленный страдал тридцать восемь лет, то есть без малого сорок, а число «сорок» в Священном Писании указывает на полноту и совершенство. Именно когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, дабы нам получить усыновление5. Чудотворная купальня вблизи Овечьих ворот, где лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших6, называлась «Вифезда», что в переводе с еврейского языка означает «Дом милосердия». Можно усмотреть здесь прообраз новозаветной Христовой Церкви, этого подлинного «Дома милосердия», где среди нового народа Божьего действует спасающая и освящаяющая благодать Святого Духа, исцеляя нас, страждущих грехами. Наконец, слова Спасителя к исцеленному: вот, ты выздоровел; не греши больше7 открывают, что грех – единственная причина наших болезней.

Но при всей многознаменательности этого Евангельского повествования, сегодня, в четвертую неделю по Пасхе, предлагается оно нам с одной особенной мыслью, отраженной в богослужении нынешнего воскресного дня. В кондаке мы слышим: Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте расслабленну, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле. То есть, Святая Церковь нас с вами уподобляет этому расслабленному и побуждает испрашивать у Господа избавления от некоей страшной духовной немощи. Ведь мы, уже получившие в таинстве Крещения отпущение грехов и благодать усыновления, тем не менее, по большей части пребываем в расслабленности и омертвении духа.

Болезнь эта знакома всем спасающимся, она приводит к потере живой связи с Богом и делает бесплодными, кажется, целые месяцы и годы нашей жизни. Признаки ее неотступно сопровождают нас: безразличие к своему спасению, малодушие и маловерие, небрежная и холодная молитва, враждебность к людям и ропот на Бога. Трезвый взгляд на себя и на свое духовное состояние мог бы привести нас в горестное недоумение и безнадежность, но не этого, конечно же, ждет от нас Церковь. По своему духовному состоянию мы подобны иерусалимскому расслабленному, мы неспособны ни на какую добродетель, в духовной жизни мы не можем пошевелить и пальцем, но ведь и нас всесильный Господь может исцелить сразу, одним Своим словом.

Все в духовной жизни совершается благодатью Божией. От Его Божественной силы, по словам Священного Писания, подается нам все потребное для жизни и благочестия8. Сама мысль о спасении, сама спасительная ревность проистекает не от нас, но от Призывающего9 нас Господа. От нас зависит только, примем ли мы эту мысль, удержим ли эту ревность, хватит ли у нас веры и смиренного упования. Но это немногое как раз и требует подвига и трудов всей жизни. По мысли святителя Иоанна Златоуста, добродетель, которая достается без трудов, неполезна для нас; без скорбей и болезней мы обычно развращаемся. Святитель предлагает поучиться у Иерусалимского расслабленного его необычайному терпению. Ведь он тридцать восемь лет – почти всю жизнь! – не отходил от чудотворной купальни, не получая исцеления, и тем не менее, не пал духом и не отчаялся. А когда Христос спросил его: Хочешь ли ты быть здоров, он в ответ не высказал никакой хулы и ропота, но смиренно и кротко отвечал: Да, Господи, хочу, но нет человека, который опустил бы меня в купальню10. Долгие страдания привели его к подлинному сердечному сокрушению. А это и есть единственная правильная основа для всякой добродетели.

Будем же и мы, братья и сестры, с постоянством и терпением укреплять свой дух спасительной верой, заботой о спасении и деятельной любовью к ближним: превозмогая себя, понуждая себя благодарить Бога за саму эту нашу немощь, ведь она приводит нас к спасительному осознанию своей негодности и живому упованию на Спасителя. Нужны нам труды над собой; нужно нам «растирать» свою омертвевшую душу, как растирают онемевшую часть тела; известны и средства для этого, – молитва и чтение Священного Писания, зрение своих согрешений и неосуждение других, посещение храма Божия, Исповедь и Причастие. Но надеяться при всем этом следует не на себя, но только на Господа. В своих трудах уместно нам уподобиться этому расслабленному, неотступно пребывающему вблизи чудотворной купальни и терпеливо ожидающему своего Спасителя, Который одним Своим словом исцеляет всякую болезнь и воскрешает мертвых, Который не посрамит сокрушенную душу и не замедлит даровать ей благодатное изменение и силу жить по Его заповедям.

Христос воскресе!

* * *


Источник: Феодор (Юлаев), иеромонах. Проповедь в Неделю о расслабленном. [Электронный ресурс] // Московская духовная академия

Комментарии для сайта Cackle