блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 65-го.

Пс.65:1. Воскликните Богу, вся земля.

«В конец, песнь псалма воскресения». Сего прибавления нет ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, даже у седмидесяти в экзаплах; вероятно же, сделано оное кем-нибудь. И сей псалом божественный Давид написал от лица пленных в Вавилоне, но уже не молящихся о возвращении, а получивших оное и отправляющихся в путь. Псалом предсказывает вместе с сим и спасение язычников.

Пс.65:2. Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.

«Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его». Все люди, говорит Пророк, участвуйте с нами в песнопении, и с нами совокупно воздайте Богу подобающее чествование. Справедливо весь род человеческий к таковому общению призывают иудеи, потому что в них предначертывалось спасение всех. Как иудеи избавились от рабства вавилонскаго, так все люди освободились от горькаго мучительства диавола. Потом научают, как возносить песнопение.

Пс.65:3. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.

«Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя? во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои»; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: «во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои», – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества.

Пс.65:4. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]!

«Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний». Яснее выразил сие Симмах: «все живущие на земле поклонятся Тебе, с сладкопением воспоют имя Твое». И это есть предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним.

Пс.65:5. Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.

«Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих»; то есть, обратите мысль свою, и размыслите о каждом деле, какое совершается Богом, и подивитесь неизреченной Его премудрости, с каковою руководствует род человеческий к благочестию. Так Феодотион понимал слова: «страшен в совете паче сынов человеческих». А Симмах перевел: «страшны средства для сынов человеческих», то есть, страшныя и чудныя средства употребляет для спасения людей. Потом Пророк описывает совершенное древле.

Пс.65:6. Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем.

«Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами». Здесь переменено время: о прошедшем Пророк сказал, как о будущем. Впрочем другие переводчики удержали и самое время. Симмах говорит так: «пременил море в сушу, реку перешли ногами». Сей Бог, дарующий нам спасение, есть тот же самый, который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел прейдти безбедно.

«Тамо возвеселимся о Нем», то есть, при Иордане. Ибо, упомянув о сем и показав, как прешли Иордан предки, присовокупили Иудеи: «тамо возвеселимся о Нем».

Пс.65:7. Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

«Владычествующем силою Своею веком». Он имеет, говорит Пророк, негибнующую державу и безпредельное царство.

«Очи Его на языки призираете». Не о нас только печется, но промышляет и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе. Так, ясно предвозвестив о сем, а потому духовными очами провидя противящихся проповеди, со всею ясностию предрекает их и неверие и высокомерие.

«Преогорчевающии да не возносятся в себе». Феодотион назвал их уклоняющимися; Акила – отпадаюшими, но яснее выразился Симмах: «непокоряющиеся да не возносятся в себе». Видим же и сего пророчества исполнение. Какие-либо три или четыре эллина, оставшиеся в нечестии, высоко о себе думают, потому что не увлечены вместе с народом. Им-то внушает пророческое слово: «преогорчевающии да не возносятся в себе», потому что раздражают они против себя правдиваго Судию и навлекают на себя справедливое наказание.

Пс.65:8. Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.

«Благословите, язы́цы, Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы Его». «Услышан сотворите» Симмах выразил: «слышным сделайте». Иудеи продолжают убеждать язычников, чтобы отступили от отеческих нравов, прославили их Бога и неведущим показали силу Его. Сие выразил Пророк словами: «услышан сотворите», то есть, научите и других.

Пс.65:9. Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.

«Положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих». Ибо, предав меня людям злочестивым, не попустил мне совратиться и оставить путь правый. Заметить же надобно, что все сие говорит сонм благочестивых, потому что Бог послал с ними мужей, сияющих благочестием, как некиих наставников и пестунов, которые всех поощряют, просвещают и руководствуют к благочестию. Таков был Даниил, таков Иезекииль, таковы Анания, Азария и Мисаил. Им и тем, которые им подобны, прилично было сказать предлагаемыя здесь слова: ибо от их лица написала сие благодать Духа.

Пс.65:10. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.

«Яко искусил еси ны, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро»; то есть, попустил Ты нам потерпеть сие с тем намерением, чтобы всем показать истинное наше благочестие.

Пс.65:11. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши.

Пс.65:12. Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

«Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем».

«Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой». Такова была пещь, в которой Дух веянием Своим прохлаждал подвижников. Сетию и сетию неизбежною был ров львиный, однако же Пророк по благодати Божией избежал ея. Вероятно же, что иудеев, как пленников и рабов, поработившие их били и заставляли терпеть жестокости. Потому и сказали они: «положил еси скорбь на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша». Из свободных стали мы рабами. Но избавившись от всего этого и получив возможность возвратиться, принесем Тебе узаконенныя жертвы. Ибо Пророк присовокупил и сие.

Пс.65:13. Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои.

Пс.65:14. Которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей.

«Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя»,

«яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей», то есть, все что обещал я когда скорбел и молился, воздам с признательностию.

Пс.65:15. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.

«Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы». Что надлежит приносить Тебе в жертву, то и принесу с усердием. Тучными назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных. Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся из сего чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшаго.

Пс.65:16. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.

«Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей»; то есть, не напрасно обещаюсь приносить сии дары, но воспользовавшись великими от Него дарами, о которых желаю сообщить ведение и вам, чтущим Бога. Так и в двадцать первом псалме Пророк сказал: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» (Пс. 21:26). А сим научаемся боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно поведать о Божественном. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» (Мф.7:6); и: «тайны Мои – Мне и Моим»16.

Пс.65:17. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.

«К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим». А Симмах перевел так: «Его призвал устами моими, и немедленно вознесся язык мой». Ибо как скоро принес моление, получил я просимое, и исполнившись веселия подвиг язык к благодарственному песнопению.

Пс.65:18. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

«Неправду аще узрех в сердцы моем, да не услышит мене Господь». У Симмаха переведено так: «если предусмотрел я неправду в сердце своем, да не услышит Господь»; то есть, если, умоляя об освобождении меня от рабства и о возвращении моем, замышлял я по возвращении сделать какую-либо неправду, то да не удостоюсь Божия благоволения. А что не лгу, свидетельствуют о сем дела.

Пс.65:19. Но Бог услышал, внял гласу моления моего.

«Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего». Ибо узрев меня чистым от таковых помыслов, щедро сподобил даров Своих. Так сонм благочестивых, поведав о сем, заключает речь свою песнию.

Пс.65:20. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.

«Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость Свою от Мене»; то есть, песнопениями воздаю Благодетелю, приявшему молитву мою и даровавшему мне милость.

* * *

16

Слова сии по некоторым изданиям читаются у Пророка Исаии гл. 24. ст. 17.



Источник:

Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископa Киррского

Комментарии для сайта Cackle