Воздвиженская школа колыбель Трудового братства

Посвящается Михаилу Николаевичу Островскому во знак благодарности и глубокого уважения.

Содержание

Предисловие

I. Хутор Воздвиженск II. Исторический очерк III. Попечитель IV. Преподаватели V. Воспитанники VI. Младший Братский Кружок VII. Старший Братский Кружок VIII. Старшины IX. Физическое воспитание и материальная обстановка школы Х. Умственное воспитание и классные занятия XI. Описание хозяйства и практические занятия учеников XII. Будний день зимою XIII. Будний день летом XIV. Суббота XV. Воскресный день XVI. Храм и богослужения XVII. От 1-го по 4-е августа 1-е августа 2-е августа 3-е августа 4-е августа XVIII. 11 сентября 1893 г. (Из школьного дневника) XIX. Праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1893 года (Из школьного дневника) ХХ. Рождество и Новый год XXI. Великий пост и Праздник Пасхи XXII. Прием в Младший Братский Кружок (Воспоминания) XXIII. Как меня допустили в Старший Братский Дружок ХХIV. Прием в Старший Братский Кружок ХХV. Общие выводы Приложения Преображенская сельскохозяйственная женская школа Приложения, касающиеся мужской Воздвиженской школы Речь Попечителя при открытии Воздвиженской школы 4 августа 1885 г. Речь Попечителя о значении школьного значка Выписка из школьного дневника о субботнем товарищеском совещании после исключения пяти воспитанников Письмо Младшего Братского Кружка больному брату Письмо членов Младшего Братского Кружка графу Зигфриду Люттихау Адрес Преосвященнейшему Сергию, Епископу Черниговскому и Нежинскому Адрес Иеромонаху Антонию (Храповицкому) ныне Архимандриту, ректору Московской Духовной Академии Адрес Господину Товарищу Обер-Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблеру Письмо графу Максимилиану Люттихау Письмо С. А. Рачинскому Адрес Герцогине Ангальт-Бернбург (Сестре Его Величества Короля Датского Христиана IX) Письмо в младший Братский Кружок воспитанника первого подготовительного класса Трофима Ш. Сочувствие, прочитанное депутацией от Старшего Братского Кружка А. И. Фурсей Сочувствие, прочитанное депутацией от Старшего Братского Кружка Г. И. Черненко Сочувствие, прочитанное депутацией от Старшего Братского Кружка И. Н. Белобаба Сочувствие, прочитанное депутациею Младшего Братского Кружка И. А. Цвелодуб Характеристика младшего, читанная в Старшем Братском Кружке Характеристика младшего, читанная в собрании Старшего Братского Кружка Характеристика младшего, читанная в собрании Старшего Братского Кружка Характеристика младшего, читанная в собрании старшего Братского Кружка Характеристика, читанная одному из членов Старшего Братского Кружка Характеристика, читанная одному из членов Старшего Братского Кружка Характеристика, читанная одному из членов Старшего Братского Кружка Прощальный адрес окончивших курс воспитанников, мечтающих вступить в Трудовое Братство Прощальный адрес окончивших курс воспитанников, желающих вступить в Трудовое Братство Прощальный вечер Ласточкам Летний вечер в школе Программы Воздвиженской школы По Закону Божию. По Земледелию. По Химии. По Сельскохозяйственной экономии. По Садоводству. По Луговодству. По Лесоводству. По Энтомологии. По Скотоводству. По Ботанике. По Пчеловодству. По Физике. По Арифметике. По Геометрии. По Геодезии. По Русскому языку. По Русской истории. По Географии. По Законоведению. По Пению. Дополнительные ведомости Устав Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда Устав Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда, в имении г. Неплюева, хуторе Воздвиженске, Черниговской губ., Глуховского уезда Договор, заключенный Департаментом Земледелия и Сельской Промышленности с учредителем школы, г. Неплюевым Устав Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы 2‑го разряда Устав Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы 2‑го разряда, в имении г. Неплюева, на хуторе Воздвиженском, Черниговской губернии, Глуховского уезда № 16959. Договор, заключенный Департаментом Земледелия и Сельской Промышленности с учредителями Преображенской низшей женской сельскохозяйственной школы Проект Устава Православного Кресто-Воздвиженского Трудового Братства АДРЕСЫ Государю Императору Николаю II Александровичу, государыне Императрице Александре Феодоровне и вдовствующей Императрице Марии Феодоровне Его Величеству Государю Императору Николаю II Александровичу Её Величеству Государыне императрице Александре Феодоровне Её Величеству Вдовствующей Государыне императрице Марии Феодоровне  

 
Предисловие

С детства я находил сердечную отраду в чтении Священного Писания; с детства усвоил привычку ежедневного чтения Евангелия. Не все было понятно для детского ума, но сердце чуяло правду животворящего духа святых слов, любило эту святую правду и привыкало ею проверять явления окружающей жизни.

С детства меня поражала и пугала оторванность жизни от этой святой правды. Когда критика фактов была для меня еще непосильна и формулировать свои мысли я еще не мог, сердце чуяло непримиримый разлад настроения духа громадного большинства с тем духом мира и любви, который со страниц Евангелия освещал и согревал детское сердце.

Чем более я жил и знакомился с жизнью, тем более я убеждался, что подавляющее большинство людей не умеет или не желает ни думать, ни чувствовать, ни жить по-христиански. Чем более я любил и понимал вечную истину правды воли Божией, тем менее я был способен мириться с тем, что было с нею несогласно в окружающей жизни. Так дорог был для меня святой завет: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою!», а жизнь развертывалась предо мною во всем ужасе злобы, порока и холодного расчета. Одна за другою спадали условные маски и выступали из-под обманчивого покрова все те же злоба, порок и холодный расчет. С каждым днем умножались для меня доказательства того, что я имею дело не с учениками Христа Спасителя, а с людьми, систематически изменяющими Ему всем складом ума и симпатий своих, всем строем жизни и установившихся взаимных отношений.

Убедившись, что большинство христиан мирится со строем жизни, при котором люди, не только не любят друг друга до самопожертвования по завету Христа Спасителя, не только не признают Христа Спасителя Единым Учителем и всех людей братьями (Один у вас учитель Христос; все же вы братья, Мф. 23:8), но даже считают любовь за убыточную сентиментальность, учение Христа не считают для себя обязательным в жизни и братство признают наивной утопией, я понял, что они молчаливо отказались от христианства, как основы жизни, и стал искать в философии ответа на то, какие разумные основы приняло человечество на место молчаливо упраздненного христианства.

Таково было настроение духа моего, когда в 1877 году случилось событие, давшее новое направление моей последующей жизни.

Возвратившись с придворного бала из дворца нынешнего Принца-Регента Баварского (я состоял в то время при Императорском посольстве в Мюнхене), я увидел во сне, что нахожусь в крестьянской избе в обществе крестьянских детей, беседую с ними и чувствую такую духовную отраду, какой с детства жаждала душа моя и не находила в общении с людьми, далекими от христианского настроения духа. Сон этот повторился несколько раз и через пять лет осуществился наяву в мельчайших подробностях.

В то время меня особенно поразило то духовное успокоение, которое я испытал при этом во сне; то было настоящее откровение разумной программы жизни и дало новое направление моим мыслям, новую надежду возможности разумной, христианской жизни в будущем. Для меня стало ясно, что мне надо уйти из общества людей, которые во мне не нуждаются, единомыслие и единодушие с которыми, на почве честного исповедания Христа Спасителя, для меня очевидно невозможно; уйти от них к тем бедным детям народа, которые нуждаются во мне во всех отношениях, которых надо только научить думать и чувствовать по-христиански, чтобы вера их из слепой стала сознательной, с которыми возможно будет по завету Христа Спасителя жить в единодушии и единомыслии любовного братского общения.

Не только веруя в истину слов, исшедших из уст Божиих: «Царство Божие внутрь вас есть», но и пережив правду этих святых слов, убедившись на опыте в невозможности честной христианской жизни для людей самого высокого образования и общественного положения, когда по мыслям и чувствам они далеки от Царства Божия и правды Его, я решил начать с воспитания крестьянских детей в сознательной вере во Христа Спасителя и сознательной любви к Нему.

С тех пор прошло более десяти лет, в течение которых я с любовию занимался этим делом, с любовию подготовлял для моих воспитанников возможность, согласно учению Христа Спасителя и примеру Его Апостолов, согласовать строй жизни с верою на почве единомыслия и единодушия реального братского общения.

Много я пережил за эти десять лет, богатый опыт вынес из отношений ко мне и моему делу представителей разных классов окружающего меня общества. Недоверчиво отнеслись ко мне крестьяне, несочувственно отнеслись ко мне соседние помещики; первые – долго не верили в мое бескорыстие, подозревая хитро скрытый подвох и расчет, вторые – считали меня гордецом, нежелающим жить, как все живут. В учителях моей сельскохозяйственной школы, воспитанниках учительских семинарий, институтов и средних сельскохозяйственных заведений – я не только не нашел помощников в деле христианского воспитания, но должен был ревниво ограждать моих воспитанников от вредного, заразительного влияния антихристианских привычек их ума и симпатий; служащие в моих имениях меня обманывали и обкрадывали, пользуясь тем, что я не мог и не желал отдавать свою жизнь на ограждение моего состояния от тех, кому я доверял свои интересы.

Все это красноречиво подтверждало мое убеждение в полном разладе современной жизни с верою и убеждало меня в том, что положить все силы умственные, нравственные и материальные на дело честного согласования жизни с верою – составляет для меня очевидную элементарную обязанность искренно верующего христианина.

С 1885 года школа моя стала сельскохозяйственной и находится в ведомстве Министерства Государственных Имуществ. Воспитанники получают кроме христианского воспитания специальное агрономическое образование, которое я находил наиболее полезным для русского крестьянина. Воспитанники моей школы – крестьяне, казаки, мещане и очень немногие дворяне – по большей части люди очень бедные, совсем безземельные, или обладающие такими малыми участками земли, на которых приложить свои агрономические познания для них невозможно. Положение приказчиков или управляющих, вполне зависящих от людей, совершенно не разделяющих их христианских убеждений, было бы для них равносильно пожизненной каторге. Тою же каторгою была бы для них вообще жизнь по обычаю мира сего, с её вопиющими противоречиями с животворящим духом учения Христа Спасителя, с её назойливыми искушениями и ежеминутными оскорблениями самых святых, заветных чувств искренно верующего христианина.

Выходя из школы, наиболее удавшиеся в воспитательном отношении, молодые люди настолько любят друг друга и дружны со мною, что нам всем вполне естественно и, живя в христианском Государстве, вполне законно желать устроить свою жизнь согласно святым заветам Христа Спасителя в единомыслии и единодушии братского общения.

Дать им возможность разумно организовать весь строй жизни по вере, я считаю для себя, как человека воспитавшего их в сознательной вере и обладающего достаточными для того материальными средствами, такою же святою обязанностью богатого христианина, как считал для себя уразуметь святое учение Христа Спасителя и других научить пониманию его – священною обязанностью христианина образованного.

Мне нечего было придумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы, самые авторитетные для нас истолкователи слов и дел Единого для всех нас Учителя Христа, научили нас тому примером братских общин, этой единственной формы социального строя, вполне соответствующей братской любви тех верных чад Единого Отца Небесного, которые любят друг друга не на словах только, но и на деле, и искренно желают быть огражденными от искушений жизни по обычаю мира сего, оставаясь верными Господу Богу, не уживаясь политично с врагами Его.

«Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: и так будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Слова эти, как и всякое слово, исшедшее из уст Божиих, имеют кроме специального значения для лиц, которым они были сказаны, и вечное, непреходящее значение, применимое и обязательное для всех христиан всех времен и всех народов. Для меня совершенно ясно, что Христос требует от всякого христианина, чтобы он при всяких обстоятельствах оставался кроткою овцою, неспособною и нежелающею с волками выть по-волчьи и от волков по-волчьи огрызаться; завещал вместе с тем не быть глупыми овцами, блуждающими между волками поодиночке для вящего удобства для этих последних растерзать их, но употребить всю мудрость, которую люди-волки употребляют на зло, на стройную организацию добра и ограждение себя и братьев по духу от волков хищных.

Такою стройною организациею добра и были братские общины времен Апостольских, такими же, не менее необходимыми и в настоящее время, убежищами для кротких могут стать трудовые братства, в которых искренно верующие христиане нашли бы возможность согласовать всю жизнь с верою, жить в единомыслии и единодушии с искренними братьями о Христе, добывать средства к жизни путем дружной совместной деятельности, основанной на любви, доверии и уважении друг к другу, быть огражденными от искушений, тем более опасных, что они составляют установившуюся рутину жизни, носящей на себе обманчивый ярлык христианства, и от той антихристианской экономической борьбы за существование, в которой практичные дельцы, эти волки хищные современного нам общества, всегда имеют преимущества неразборчивости, холодного расчета и зверской алчности.

Учредить такое братство в пределах моих имений я считаю для себя тем более обязательным, ожидать в этом деле сочувствия и поддержки со стороны Церкви Православной и Русского Правительства – я считаю себя тем более в праве, что дело это с христианской точки зрения не менее необходимо для христианской Церкви и христианского Государства, чем для нас, отдельных членов Церкви Христовой.

Перечислю кратко благотворные результаты учреждения трудовых братств для крестьян, для землевладельцев, для Государства и для Церкви.

В материальном отношении братство гарантировало бы своих сочленов, их вдов и сирот от нищеты, слишком часто постигающей людей ничем неповинных. Пожар, падеж скота, болезнь, неурожай, дурное поведение главы семьи, подвох лихого человека – все эти бедствия, способные вконец разорить одинокую, предоставленную самой себе, среди ожесточенной борьбы за существование, крестьянскую семью, не имели бы в братстве столь роковых последствий. Даже и не подвергаясь этим исключительным бедствиям, ставшим, впрочем, вполне заурядным явлением, крестьяне постепенно, путем прироста населения обезземеливаются; уже теперь во многих местах наделы раздробились настолько, что собственность крестьянина представляет собою не поле, а грядку, которая может служить разве подспорьем, но никак не обеспечением даже и для самой скудной жизни крестьянской семьи. Братство, отчисляя ежегодно 10% чистого дохода в основной капитал, приращающийся кроме того всеми процентами, получающимися с этого капитала и добровольными пожертвованиями, могло бы постепенно скопить сумму, достаточную для того, чтобы по временам прикупать новые земли и тем обеспечивать нормальный прирост своего населения. Заболевший брат пользовался бы уходом и вся семья его содержанием на общий братский счет, а по смерти – его вдова и дети пользовались бы покровительством и материальною поддержкою братства до тех пор, пока пожелают жить в братстве, подчиняясь его уставу и строю братской жизни.

Таким образом хлеб насущный был бы обеспечен, не представляя однако такой приманки, ради которой согласились бы поступать в братство корыстные люди.

В умственном отношении братство доставит возможность развиваться в общении с людьми более образованными, уделять часы досуга на общее чтение и беседы, завести общую библиотеку, давать детям христианское образование в братской школе, приглашать на общий счет ученых специалистов, агрономов и техников руководителями работ на полях и заводах, принадлежащих братству или давать средства получить специальное образование собственным детям, если братство того пожелает.

В нравственном отношении братство обеспечит возможность честного согласования всего строя жизни с верою среди единомыслия и единодушия братского общения с теми, кто искренно желает быть, не на словах только, но и на деле, верными чадами Единого Отца Небесного и честно работать на то, чтобы воистину святилось имя Его, созидалось царство Его и творилась воля Его; обеспечит возможность дышать живительною атмосферою христианского настроения всего окружающего общества, что само по себе будет могучим средством постепенного укрепления в человеке всего доброго и постепенного очищения духа от всего дурного; обеспечит и неоценимое сокровище спокойной радости духа, оградив его от того хаоса жизненной биржи, среди которого вся жизнь, от колыбели и до гроба, представляет одно сплошное искушение для кротости, веры и любви, оградив его, жену его и детей от тлетворной проституции духа в общении с теми, чье каждое слово и каждый шаг есть отречение от Бога и измена Христу Его.

Для христианина землевладельца учреждение братства в пределах его имения представляет не менее насущную потребность, если он не хочет превратиться из христианина в практичного дельца, другими словами, сделаться кулаком, или обречь себя на пожизненную каторгу горемычной овцы, терзаемой волками, которым он же платит жалованье; волками, которые неизменно признают его доброту за глупость, его бескорыстие за неумелость и его доверие за тупоумие. Чтобы не играть этой глупой роли одураченной овцы, надо всю жизнь отдать бдительной самообороне от всего окружающего, что в конце концов непременно приведет к роковой необходимости от волков по-волчьи огрызаться, как единственному аргументу, способному убедить волков, что кусаться нельзя и невыгодно.

Если прибавить ко всему этому невыносимое для богатого христианина сознание, что его выгоды не согласованы с выгодами всех окружающих, что подкупать высших служащих громадным жалованьем и закрывать глаза на все прочее – недостойно христианина и что богатство его возбуждает кругом только зависть и грубую недоброжелательность, мы поймем, какие нравственные муки доставит ему богатство.

По моему глубокому убеждению единственный выход из этого невыносимого положения для всякого христианина-землевладельца – положить все силы духовные и материальные на организацию трудового братства и братству этому отдать все свои земли и заводы в аренду.

Пока этого нет, постепенное разорение русского дворянства явление отчасти симпатичное, указывающее на то, что оно еще не успело или не желает перейти от патриархальности былых отношений к крестьянам – к холодной расчетливости и личной самообороне кулака капиталиста.

Для христианского Государства трудовое братство есть первый шаг на пути к согласованию всего строя общественной и государственной жизни с духом официально исповедуемого христианства.

Христианское Государство не может заставить своих подданных согласовать жизнь с верою, так как всякое насилие противно духу христианства; между тем согласование жизни с верою есть насущная потребность христианского Государства, залог его нормального развития.

Пока существует разлад между жизнью и официально признанною основою жизни – религиею, каждая школа от высшей и до низшей будет фатально умножать число недовольных, увеличивая степень сознательного отношения к жизни, причем этот разлад заставляет стать на сторону религии против жизни, или на сторону жизни против религии и тех, кто её поддерживает.

Вот главная причина того, что образование плодит так много людей недовольных, врагов Церкви и Государства.

Время наивного разлада между верою и жизнью прошло безвозвратно; в настоящее время Государство обязано или сознательно отказаться от христианства, избрав новую основу жизни, или сознательно стремиться к разумному согласованию всего строя частной, общественной и государственной жизни с верою.

Трудовые братства могут сослужить в этом отношении великую услугу России, если не будет упущено благоприятное время. Наш народ не воспитан историческим прошлым к жизни свободных людей; он пассивно подчинялся жизни, вся религия его приняла характер слепой веры и смиренной покорности. Это было достаточно для того, чтобы повиноваться; этого совершенно недостаточно в настоящее время для того, чтобы разумно творить жизнь на новых путях. Народ чувствует свою беспомощность, не находит в прежней наивной вере ответов на тысячи вопросов, воздвигаемых перед ним новою, осложненною жизнью и начинает уже искать ответы эти вне церкви православной. Сельские пастыри слишком часто не находятся на высоте своего трудного положения, не только не становятся во главе нового движения к сознательной вере, но в большинстве признают за измену православию всякое уклонение от установившейся рутины и своею враждебностью отталкивают от церкви людей, которые могли бы быть наиболее полезными и верными её сынами.

Города, фабрики, местные кулаки, интеллигентные дельцы, помещики аферисты и казармы рабочих, все это могучие деятели быстрого умственного и нравственного разложения для крестьян; и с каждым днем расшатывается вера, прививается жажда веселой, праздной жизни и наживы во чтобы то ни стало. Этой общественной язве необходимо противоставить организованное добро трудового христианского братства. Оно оградит своих сочленов от вредных влияний, оградит их и от подмены животворящего духа веры мертвящею буквою и от уклонения в ереси, как только пробудившееся сознание не довольствуется этою мертвящею буквою. Оно будет самым верным другом Церкви Христовой и христианского Государства, зарею для них светлого будущего, воспитывая грядущие поколения в духе веры и стройного согласования с нею всего склада ума, симпатий и жизни, принимая на себя ответственность за настроение духа и поведение своих сочленов перед Церковью и Государством, имеющих перед собою в настоящее время загадочное и бурное море миллионов людей, из которых каждый имеет свою фантазию в голове и свою похоть в сердце.

Значение трудового братства для Церкви настолько очевидно, трудовое братство так естественно вытекает из учения Христа Спасителя, так согласно заветам Св. Апостолов, составляет столь насущную потребность воинствующей Церкви Христовой, способно быть таким красноречивым доказательством неосновательности нареканий врагов Православной Церкви, отворачивающихся от неё под предлогом, что нельзя, оставаясь в ней, жить по вере, что останавливаться дольше на этом вопросе я не буду.

Скажу только, что это вопрос жизни, насущная потребность переживаемой нами эпохи для всякого государства, которое желает оставаться христианским. Оно не может заставить подданных идти по этому пути, но не может вместе с тем не сочувствовать и не поддерживать благоприятствующих тому явлений жизни, не подписывая себе смертного приговора, как Государству христианскому, не отрекаясь молчаливо от Христа Спасителя, не отталкивая от себя всех искренних исповедников Его.

Н. Неплюев.

Комментарии для сайта Cackle