архиепископ Феофан (Прокопович)
Апологетика
История Русской Православной Церкви
Письма
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Слова и речи

архиепископ Феофан (Прокопович)
"Реформаторство" Феофана Прокоповича и борьба против протестантства прот. Георгий Флоровский
Архиепископ Феофан Прокопович Н.И. Костомаров
Введение в богословие Феофана Прокоповича П.А. Червяковский 0
Евангельское слово в проповедях Феофана (Прокоповича) Д.Б. Терешкина 0
Катехетические сочинения Феофана (Прокоповича) М.А. Корзо 0
Решиловское дело: Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский И.А. Чистович 0
Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники Ю. Самарин 0
Феофан (Прокопович), архиеп. Christiana Orthodoxa Theologia. Главы 1-5 иером. Феодор (Юлаев) 0
Феофан (Прокопович), архиеп. Christiana Orthodoxa Theologia. Роспись структуры иером. Феодор (Юлаев) 0
Феофан Прокопович митр. Евгений (Болховитинов)
Феофан Прокопович и его время И.А. Чистович 0
Феофан Прокопович и его время. И. Чистовича проф. Н. И. Барсов 0
Апологетика
История Русской Православной Церкви
Письма
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Слова и речи
Церковный и государственный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, ученый, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода.
Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопо́вич, родился в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский. Выступал как последовательный сторонник петровских преобразований.
Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Разработал Духовный регламент – своего рода объяснение и оправдание политики государства в отношении церкви. В Регламенте и в трактате "Правда воли Монаршей" обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.
Его оппоненты (в первую очередь, Стефан Яворский) считали, что, постоянно критикуя в своих сочинениях католицизм («папизм») за претензии на политическую власть («папоцезаризм»), он в то же время сам впадал в противоположную крайность, наделяя государство и монарха всеми возможными атрибутами сакральности (цезарепапизм) и по существу лишая церковь права на реальный авторитет в религиозно-нравственных вопросах.
Прокопович испытал определенное влияние протестантизма. Г.В.Флоровский писал по этому поводу в Путях русского богословия: «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации».
Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736.