святитель Феофан Затворник

10. Любовь – венец подвижнических трудов, – из тесного пути широкий

Ныне учит нас Господь всесторонней любви по следующему случаю, как повествует св. Евангелист Лука (Лк.10:25–28). Законник некий приступил к Господу и спросил Его о том, как наследовать «живот вечный». Законник, т.е. человек, изучающий данный Богом закон и почивающий на нем, должен был и сам знать сие. Почему Господь спросил его: да – как об этом написано в законе, прочитай-ка. Законник прочитал: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоею, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго твоего, яко сам себе». Тогда Господь сказал ему: «право отвещал еcи: сие твори, и жив будеши». Подтвердил, т.е., его ответ и удостоверил, что о другом пути к вечному животу и спасению и спрашивать нечего: его нет и быть не может. Люби Бога и ближнего – вот и все.

Какой краткий Катихизис! Какое несложное законоположение! Два слова только: люби Бога, люби ближнего. Даже одно слово: люби. Ибо кто истинно любит Бога, любит уже в Боге и ближнего, и кто истинно любит ближнего, любит уже и Бога. – Зачем же это такая сложность дел и от лица Божия и от людей? Эти заветы, уставы, освящения, таинства, немалая система учений? Зачем эти тесные врата и узкий путь? Зачем подвиги, коими подвизаются внити в узкая врата, и всеоружия, кои восприять должно идущим в живот, – посты, бдения, молитва и проч.?

Зачем?

За тем, чтоб возвести нас к любви. – Любовь есть цвет и плод в духовной нашей жизни спасительной. Много труда и потовых подвигов надо иметь над собою, чтобы принести сей плод. Как в дереве плоду предшествует цвет, цвету – лист и ветвь, ветви – ствол, стволу – корень, корню – семя, и сколько времени надо пройти, пока из семени прорастет древо, – и древо сие даст плод: так в духовной жизни – сначала падает на землю сердца семя спасительного слова, – из сего семени вырастает древо спасительных трудов и подвигов, – древо сие потом дает плод, который есть любовь. Она из целого состава спасительных дел и трудов извлекается и потом все собою воодушевляет и исполняет.

В истинном виде, любовь есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, приснодвижущееся и радостотворное расположение, не как гость, на время посещающий нашу душу, но расположение постоянное, твердое, глубокоукорененное, существенно-неотъемлемое, как, напр., дыхание или биение сердца. В ком внедрено сие чувство или сия сила, тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством. Пусть он в постоянном труде, но ни труда, ни потов, ни скорбей, ни препятствий не видит и не ощущает. Ибо самые трудности в путях любви не умаляют, а возвышают любовь, как ветер не гасит, а больше и больше усиливает, расширяет пламень огня.

Так – рай есть любовь: но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там. На поле сердца не растет сие древо жизни. Спрашивается, отчего? – Оттого, что сердце все зарощено злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви. Любовь милосердует: как же она будет в сердце, когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других? Любовь не завидует: как же она будет в сердце, когда там живет завистливость? Любовь не превозносится и не гордится: как же она будет в сердце, когда там властвует гордость и тщеславие? Любовь не ищет своих си: как же она будет в сердце, в котором исходное начало дел – самолюбие? Любовь не бесчинствует: как же она будет в сердце, полном страстей бесчестия? Любовь не радуется о неправде: как же она будет в сердце гневливом, зложелательном, ненавистливом? Любовь вся покрывает: как же она будет в сердце – склонном к злоречию, пересудам и клеветам? Искорените прежде эти злые древа страстей, – и на место их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви. –

Но начните только искоренять страсти, – и неизбежно вступите в путь тесный и прискорбный, встретитесь с необходимостью облекаться во вся оружия подвигов и лишений, – должны будете проходить все освятительные, исправительные и руководительные законоположения святой Божией Церкви. – To-есть, прежде, чем вступите в единость любви, должны будете подъять многие труды и обращать силы свои на многие занятия, – пройти как бы лес, чтоб вступить в отрадную, цветами усеянную поляну. –

Любовь, говорит св. Исаак Сирианин (Слово 83), есть остров отрадный, как рай сладости. Чтоб достигнуть его, надо переплыть море страстей. Итак, говорит, сядь на ладью покаяния, посади правчим страх Божий, распусти паруса воздыхания и сокрушения сердечного, вместо гребцов употреби подвиги самоумерщвления и борьбы со страстями, – хозяином же приставь строгое внимание ко всему производству сего дела. Потрудись так, и скоро достигнешь искомого берега и вступишь в блаженную область любви. –

Так, видите, – к любви приходят чрез борьбу со страстями; бороться со страстями начинают после покаяния; в покаяние приходят от страха Божия; страх же Божий рождается от искренней веры. – Вот неизменный путь к любви! Оживи веру, что Бог есть и взыскующим Его мздовоздаятель бывает. Сия вера воскресит страх Божий. Страх Божий пробудит совесть и родит сокрушение и раскаяние. Раскаяние увенчается решимостью – не оскорблять более Бога грехами, не поблажат злым страстям, а неуклонно идти путем добродетели. Сей труд заморит страсти и очистит сердце. Чистое же от страстей сердце есть область любви. Когда достигнешь сего, тогда уже иного ничего не будет нужно. Всем будешь обладать; ибо будешь обладать Богом и будешь обладаем от Бога. «Пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). А где Бог, там все, чего только можно желать, или чаять душе. Будет с тобою то же, что со зданием. Когда строят его, оно все загромождено подмостками, а когда отстроят, все подмостки прочь принимают, – и здание является во всей красоте. Так и в духовной жизни, когда придет любовь, все предшествовавшее, что было необходимо для достижения любви, отпадет само собою. Будет царить одна любовь и одна будет все производить, восполнять и совершать. –

Но помни, что путь к полной совершенной любви не близок и не легок. Потому, слушая разглагольствие юных филантропов, не поддавайся легкомысленно обольстительному кличу: все прочь, – довольно одной любви. – Подожди принимать все прочь. Прежде пройди терпеливо все, предлагаемое тебе правилами благочестивой жизни в св. Церкви, – все от мала до велика. Чрез это достигнешь истинной любви. Любовь же истинная, пришедши, сама научит тебя, что сделать со всем тем, что не нужным считает незрелая и неопытная филантропия. Если б слово наше к себе самим было так сильно, что тотчас, как сказали б мы себе: отселе буду любить Бога и ближних, – любовь воцарилась бы в сердце нашем, хорошо бы так. – А то на деле бывает большею частью совсем иначе. Когда мысль и язык говорят: буду любить, сердце идет наперекор сим словам и помышлениям, и, когда представляются дела любви, отказывается от них – даже в минуты увлечения филантропическими идеями. – Отчего так? – Оттого, что сердце сие закалено эгоизмом, гордостью, чувственностью, корыстью, которых не прогонишь одними новомодными фразами. Почему Апостол, когда пишет о любви, говорит: «гоните любовь» (1Тим.6:11), т.е., усиленно стремитесь к любви, или «стяжите любовь» (Кол.3:14) – употребите напряженный труд к приобретению ее, и молитесь, чтоб Бог даровал вам дух любви (2Тим.1:7): ибо любы от Бога есть (1Ин.4:7), изливается в сердца наша Духом Святым (Рим.5:5). А дар Духа надо заслужить и привлечь: чего не достигнешь одними словами. Будем же, братья, терпеливо нести все, законоположенные св. Церковью и верою, труды и подвиги к очищению сердца, чтоб достигнуть любви, усердно молясь притом, да даст нам Господь, силою утвердиться Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца наша, чтоб, в любви вкоренени и основани, возмогли мы уразуметь со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, – разумети же и преспеющую разум любовь Христову, да исполнимся во всяко исполнение Божие (Еф.3:15–19). Аминь.

10 ноября 1863 г.

В неделю 25-ю по Пятидесятнице.



Источник: Богоугодная жизнь вообще. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859—1866гг.) Издание второе Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва, типо-литография И. Ефимова, 1899 г. 108 с. От Московского Духовно - Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. 26 октября, 1898 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Вам может быть интересно:

1. Псалтирь прп. Ефрема Сирина святитель Феофан Затворник

2. Сказание о житии преосвященного Феофана и его "затворе" протоиерей Михаил Хитров

3. Житие Старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника – I. От рождения – до вступления в Саровскую пустынь Николай Васильевич Елагин

4. Из чтений о религии – Церковь профессор Сергей Сергеевич Глаголев

5. Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский – §12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана профессор Иван Николаевич Корсунский

6. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

7. Лекции по церковному праву протоиерей Михаил Горчаков

8. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гассе профессор Александр Павлович Лопухин

10. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle