Азбука веры Православная библиотека святитель Тихон Задонский Об истинах православно-Христовой веры и Церкви


святитель Тихон Задонский

Об истинах православно-Христовой веры и Церкви

Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца Об истинах православно-Христовой веры и Церкви Изложенное в азбучном порядке и катехизической форме; с присоединением немногих статей из писаний святых отцов и учителей Церкви

Молитвенное обращение к святому Тихону

Вступление

I. Увещание св. Тихона к слушанию и чтению сочинений о Православно-христианской вере, также – о необходимости и пользе сих благородных занятий

II. Мысли о том же предмете из св. Писания и из древних святителей и отцов Православной Церкви

III. Советы св. Тихона касательно чтения книг Православно-христианского содержания

А Б В Г Д Е Ж З И И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Щ Я Ф Ѵ

 

 
Молитвенное обращение к святому Тихону

О, священная главо, Святителю Христов Тихоне, искренний нищеты, благопокорливости и чистоты хранителю и любителю, в земных – небесный и в человецех – ангел бывый, бодрственный пастырю словеснаго стада Христова, таин Божиих, Евангельскаго учения и свящ. преданий преискусный толкователю, Православныя Церкве Божия ревнителю, вторый по святом Димитрии Ростовском – Российский Златоусте, богопротивных обычаев мужественный разорителю и крепкий языческих ликований победителю; славы Пресвятыя Троицы и чести дней, Церковию Божиею назнаменанных, всеусердный поборниче и непреоборимый защитниче, неутомимый и богомудренный собирателю сокровищ духовной мудрости от видимаго мира сего, премудре Богом сотвореннаго, Богом прославленный угодниче Церкве Православныя и новоявленный всея России чудотворче! приими от Мене, аще и грешнаго, недостойное к тебе моление. И первее – научи мя благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да никогда же возвращуся на путь Божиим повелениям противный. 'Гаже, благодатию – тебе от Бога данною, умудри, просвети и вразуми мой разум слабый и помраченный, да выну горняя мудрствую и присно Божественная помышляю. Заблуждшее же сердце мое управи, во еже бы ему земная презирати, маловременных отвращатися, мимотекущими не прельщатися, небесных же и вечных приискренне желати, и всегда теми вседушно утешатися. Не отрецыся, св. угодниче Пресв. Троицы – Тихоне, ходатайствовати пред Господом Богом, в Троице Святей славимом и поклоняемом, да подаст мне по неизреченной благости Своей, помыслов очищение, уст хранение, правоту деяний, прощение грехов юности и неведения, мир помыслов, тишину душевных сил, радость духовную, любовь нелицемерную, долготерпение, благость, кротость, веру твердую, воздержание и всех благих исполнит мя дарованием Святаго Своего Духа. Блаженствуя в обителях небесных, воспомяни и о братиях по плоти, своих и наших, родителях, благодетелях и другах, и о всех чтущих, любящих Тя и молящихся Тебе, зде в многобедном мире сем пребывающих, или где-либо по смерти содержимых. Егда же час скончания моего приспеет и время исшествия от сего мира приидет, Ты, о преусердный молитвенниче всеблагаго Христа Господа и премилосердыя Матере Его Приснодевы Марии, ускори тогда с сослужебником и сопастырем твоим св. Митрофаном на помощь мне грешному, и молитвами своими заступи мя от злобных диавольских нападений и враждебных наветов, да выну в безконечные веки славлю, благодарю и воспеваю Живоначальную, Единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

С малолетства питал я в глубине души моей некую особенную приверженность к святителю Тихону, ныне Богом прославленному угоднику и чудотворцу всея России. Родители мои (да помянет их Господь Бог во царствии Своем!) поселили во мне сие сладостное чувство к нему рассказами о его святом житии, а также – ежегодно приводя меня ко гробу его в Задонский монастырь, не смотря на значительную дальность от него нашего скромного жилища. Эта любовь и особенно – самая благодать и помазание, коими благоухают творения святителя Тихона, подвигнули меня не только к простому для назидания себя чтению их, но и к изучению в раздельных частностях мыслей нового Св. Отца и великого учителя Церкви нашея. Общая же всех православных Христиан в России – любовь, благоговение и почитание иже во святых – Отца нашего Тихона, также нелестное и заслуженное уважение его душеполезных творений, вложили в сердце мое мысль и поддерживали меня в трудах и решимости составить и издать для чтения православному христианскому народу настоящий разбор (анализ) главнейших его учений – духовно-нравственного и подвижнического (аскетического) содержания, с дополнением немногих недостающих статей из творений прежних святителей и учителей церкви, с которыми угодник Божий Тихон имел сходство по духу, каковы: св. Иоанн Златоуст, св. Иоанн Дамаскин, св. Димитрий Ростовский.

Издавая же теперь в свет труд сей – для славы угодника Божия Тихона и для назидания братии – всех православных Христиан, я всю, имеющую быть полученною, лепту от распространения его приношу в пособие вдов и сирот духовного звания Богохранимой Нижегородской Церкви. Да воздают они хвалу и благодарение Святителю Тихону! Да испрашивают они чрез ходатайство его у Господа Бога: сохранения, расширения, возвышения и спасения Св. Православной Церкви! Да не престанут они молить его о ниспослании от Бога щедрот и всякия утехи – милостей и благословений и на всю Россию, вселюбезнейшее отечество наше! Да помянут в своих молитвах и потрудившихся в сем деле, с их усопшими отцами и братиями!

Е. И.

Вступление
I. Увещание св. Тихона к слушанию и чтению сочинений о Православно-христианской вере, также – о необходимости и пользе сих благородных занятий

О необходимости и пользе изучения истин Православныя Веры так беседует к Воронежской пастве святитель Тихон, обличая ее за то, что «проповедник, катихизическое учение преподающий, чрез всю седмицу трудится, собирает, как пчела; но семя слова Божия туне падает – послушающих мало. О, учители и проповедники! Коль вы несчастливы! Дабы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие ли труда, ни денег не жалеют, от слушания же и чтения слова Божия удаляются. Посему какова вера, таково и житие таковых христиан. Вера бо от слуха, слух же от глагола Божия. Где же сыскать ее? Где сообразные ей плоды? Где простота христианская? Где братолюбие? Где кротость, воздержание, благодать? И следов не видно. – Откуда хищения, мздоимства, клятвопреступления? Откуда прелюбодеяния, обманы, лесть, – откуда как не от того, что Закон Божий в крайнем находится презрении и незнании? Указы гражданские (как и следует) узнать и исполнять тщимся, страшась видимаго наказания; а Божественные законы, за незнание и неисполнение коих предлежит вечная казнь, мало кто знать и выполнять старается. Сто шестьдесят восемь часов, продолжает Бл. Тихон, содержит в себе седмица; отделите из толикаго числа хотя един час, и притекайте в храм Господень для поучения в слове Божием. – Тамо вы услышите о Боге и Его Божественных свойствах; услышите о чудесном Его сотворении мира; услышите о начале рода человеческаго, о блаженном состоянии Адама, о бедственном его падении и изгнании из рая; услышите о спасительном к роду человеческому Божественном Промысле. Како Сын Божий, благоволением Отца небеснаго и действием Пресвятаго Духа, нас ради воплотился от Девы; како поношения, хулы, страшныя страсти и поносную смерть претерпел; како из мертвых воскресе и на небеса вознесся; услышите, что и паки приидет судити живым и мертвым. А оттуда какая польза? Несказанная. Когда услышите о Боге, познаете и себя самих, кто – вы. Когда услышите о благости Его, начнете любить Его; когда услышите о правде Его, начнете бояться Его; когда услышите о вездесущии Его, будете пред Ним ходить благочестно. Когда услышите о создании мира, узнаете благость, мудрость и могущество Божие. Когда услышите о создании и падении человека, узнаете, в какое состояние грех нас ввергнул. Когда услышите о страдании и смерти Сына Божия, ради нас подъятой, уязвитесь к Нему любовию. Когда услышите о втором Его пришествии и воздаянии комуждо по делом его, исполнитесь страхом Божиим и пр. – Не оставляйте убо, молю вас, не оставляйте поучаться в слове Божием и слушать его. – А проповедник о том не унывай, что мало слушающих, но трудись усердно в славу Божию и пользу ближняго. Мзда твоя не погибнет, но многа будет на небесех». Так беседовал св. Тихон, увещевая православных христиан слушать церковные поучения, и показывая существенную их пользу в отношении к познанию и жизни! Всякий понимает, что благожелательная речь его не теряет своего глубоко-практического смысла, если вы примените ее и в отношении к чтению духовно-нравственных писаний.

Вопр. Как еще свят. Тихон доказывает необходимость и пользу изучения (1) Божия слова?

Отв. Везде, говорит он, распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде сретают соблазны; а очи и уши, как некоторые двери, которыми всякое зло входит в храмину душевную. То мир с своими прелестями, то диавол, яко лев рыкая, то плоть со страстьми и похотьми – непрестанно восстают на душу... Против сих врагов надобно непрестанно, даже до кончины жизни бороться. А как бороться, не имея оружия? А все оружие духовное показует слово Божие. Оно наставляет нас, как стоять против духов злобы поднебесных, противу плоти страстной и против прелестей мира.

Вопр. Как свят. Тихон думает о человеке, который не любит слушать слова Божия?

Отв. О желудке, который не приемлет пищи, мы несомненно заключаем, что он – болезнен и требует врачевания: так, когда кто не хочет слушать Божия слова, которое есть пища духовная, явно тем показывает, что душа его – расслаблена, болит и требует, целительного пластыря.

II. Мысли о том же предмете из св. Писания и из древних святителей и отцов Православной Церкви

Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39).

Всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту и проч. (Мф. 13:52).

«Хорошо учиться, и если кто думает так, то так должен и поступать. Кто имеет в себе слово Иисусово, тот подлинно может внимать и самому Его молчанию, дабы быть совершенным, так что Он и чрез Свои слова может действовать в нас, и чрез самое молчание может сообщать нам о Себе познание. Ничто не скрывается от Господа, и самыя тайны – ясны для Него. Посему мы должны жить так, как будто Он Сам живет в нас, дабы быть для Него храмом и дабы в нас был Бог наш: ибо Он и есть уже, и опять явится пред лицем нашим; почему мы достойно любим Его». (Св. Игнат. посл. к Ефес. в пост. Ап. Т. 2, 15.) Приимите наказание (наставление), да не, когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его (Пс. 2:12). Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (Пс. 49:16, 17). Премудрость бо и наказание (наставление, научение) уничижаяй, окаянен, и праздно упование их, и труды безплодны, и неключима дела их (Страх. 3:11).

«Если в св. Писании, говорит св. Киприан, часто и везде предписывается наказание (научение), и всякое основание Веры и нравственности начинается с повиновения и страха: то чего приличнее нам хотеть, и к чему свойственнее стремиться, как не к тому, чтобы, утвердив сильнее корни, и воздвигнув наши жилища на камне, и оградив их твердою плотиною, встать несокрушимыми для бурь и вихрей света, чтобы, чрез соблюдение Божественных заповедей, достигнуть Божественнаго мздовоздаяния, помышляя и зная, что наши члены суть храмы Божии, освящением живой бани (крещения) очищенные от всякой заразы, и что осквернять их неприлично, и когда кто оскверняет, то сам оскверняется (Об одежде девственниц стр. 173).

«Учение, – говорит он же несколько выше, – страж надежды, хранитель веры, вождь на пути спасения, побуждение и пища для добрых свойств, наставник добродетели, дает пребывать во Христе и жить постоянно в Боге и достигать небесных обетований и Божественных наград (Там же)».

III. Советы св. Тихона касательно чтения книг Православно-христианского содержания

Вопрос. Какие св. Тихон советы преподает касательно чтения книг для изучения христианских истин?

Ответ. Нет никакой пользы, говорит он, книгу читать и не делать того, чему книга учит. – Того ради, читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать наипаче свящ. Писание, а по нем – и другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц. Ибо много перечитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается. Ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т. е. читай). Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощию Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться,  чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять; то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. Разум кипит, а любовь созидает. 7) Чему сам с помощию Божиею научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный небесного Царствия. Чего тебе искренно желаю (Часть 2, стран. 223.).

<...>2

* * *

1

Мы приводим сии мысли в предисловии к настоящему изданию: потому что в писаниях таких св. Отцов, из творений коих составлена настоящая книга, ничто другое не раскрывается, кроме мыслей св. Духа, в Св. Писании содержащихся.

2

<...> – страница текста не пропечатана – прим. эл. редакции.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Вам может быть интересно:

1. Об истинном христианстве. Книга 2 святитель Тихон Задонский

2. Двенадцать глав или членов, содержащих в себе единую христианскую веру нашу святитель Симеон Солунский

3. Рукописи из кельи святитель Феофан Затворник

4. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания святитель Димитрий Ростовский

5. О Церкви преподобный Ефрем Сирин

6. Принцип Восточной Православной Церкви святитель Николай Сербский

7. Сокращенная история Русской Церкви святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Душеполезные поучения преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Плод любви, смирения и веры схимонах Феодор Свирский

10. О Христианской борьбе блаженный Аврелий Августин

Комментарии для сайта Cackle