святитель Тихон Задонский (Соколов)

Об истинах православно-Христовой веры и Церкви

Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца Об истинах православно-Христовой веры и Церкви Изложенное в азбучном порядке и катехизической форме; с присоединением немногих статей из писаний святых отцов и учителей Церкви

Молитвенное обращение к святому Тихону

Вступление

I. Увещание св. Тихона к слушанию и чтению сочинений о Православно-христианской вере, также – о необходимости и пользе сих благородных занятий

II. Мысли о том же предмете из св. Писания и из древних святителей и отцов Православной Церкви

III. Советы св. Тихона касательно чтения книг Православно-христианского содержания

А Б В Г Д Е Ж З И И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Щ Я Ф Ѵ

 

 
Молитвенное обращение к святому Тихону

О, священная главо, Святителю Христов Тихоне, искренний нищеты, благопокорливости и чистоты хранителю и любителю, в земных – небесный и в человецех – ангел бывый, бодрственный пастырю словеснаго стада Христова, таин Божиих, Евангельскаго учения и свящ. преданий преискусный толкователю, Православныя Церкве Божия ревнителю, вторый по святом Димитрии Ростовском – Российский Златоусте, богопротивных обычаев мужественный разорителю и крепкий языческих ликований победителю; славы Пресвятыя Троицы и чести дней, Церковию Божиею назнаменанных, всеусердный поборниче и непреоборимый защитниче, неутомимый и богомудренный собирателю сокровищ духовной мудрости от видимаго мира сего, премудре Богом сотвореннаго, Богом прославленный угодниче Церкве Православныя и новоявленный всея России чудотворче! приими от Мене, аще и грешнаго, недостойное к тебе моление. И первее – научи мя благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да никогда же возвращуся на путь Божиим повелениям противный. "Гаже, благодатию – тебе от Бога данною, умудри, просвети и вразуми мой разум слабый и помраченный, да выну горняя мудрствую и присно Божественная помышляю. Заблуждшее же сердце мое управи, во еже бы ему земная презирати, маловременных отвращатися, мимотекущими не прельщатися, небесных же и вечных приискренне желати, и всегда теми вседушно утешатися. Не отрецыся, св. угодниче Пресв. Троицы – Тихоне, ходатайствовати пред Господом Богом, в Троице Святей славимом и поклоняемом, да подаст мне по неизреченной благости Своей, помыслов очищение, уст хранение, правоту деяний, прощение грехов юности и неведения, мир помыслов, тишину душевных сил, радость духовную, любовь нелицемерную, долготерпение, благость, кротость, веру твердую, воздержание и всех благих исполнит мя дарованием Святаго Своего Духа. Блаженствуя в обителях небесных, воспомяни и о братиях по плоти, своих и наших, родителях, благодетелях и другах, и о всех чтущих, любящих Тя и молящихся Тебе, зде в многобедном мире сем пребывающих, или где-либо по смерти содержимых. Егда же час скончания моего приспеет и время исшествия от сего мира приидет, Ты, о преусердный молитвенниче всеблагаго Христа Господа и премилосердыя Матере Его Приснодевы Марии, ускори тогда с сослужебником и сопастырем твоим св. Митрофаном на помощь мне грешному, и молитвами своими заступи мя от злобных диавольских нападений и враждебных наветов, да выну в безконечные веки славлю, благодарю и воспеваю Живоначальную, Единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

С малолетства питал я в глубине души моей некую особенную приверженность к святителю Тихону, ныне Богом прославленному угоднику и чудотворцу всея России. Родители мои (да помянет их Господь Бог во царствии Своем!) поселили во мне сие сладостное чувство к нему рассказами о его святом житии, а также – ежегодно приводя меня ко гробу его в Задонский монастырь, не смотря на значительную дальность от него нашего скромного жилища. Эта любовь и особенно – самая благодать и помазание, коими благоухают творения святителя Тихона, подвигнули меня не только к простому для назидания себя чтению их, но и к изучению в раздельных частностях мыслей нового Св. Отца и великого учителя Церкви нашея. Общая же всех православных Христиан в России – любовь, благоговение и почитание иже во святых – Отца нашего Тихона, также нелестное и заслуженное уважение его душеполезных творений, вложили в сердце мое мысль и поддерживали меня в трудах и решимости составить и издать для чтения православному христианскому народу настоящий разбор (анализ) главнейших его учений – духовно-нравственного и подвижнического (аскетического) содержания, с дополнением немногих недостающих статей из творений прежних святителей и учителей церкви, с которыми угодник Божий Тихон имел сходство по духу, каковы: св. Иоанн Златоуст, св. Иоанн Дамаскин, св. Димитрий Ростовский.

Издавая же теперь в свет труд сей – для славы угодника Божия Тихона и для назидания братии – всех православных Христиан, я всю, имеющую быть полученною, лепту от распространения его приношу в пособие вдов и сирот духовного звания Богохранимой Нижегородской Церкви. Да воздают они хвалу и благодарение Святителю Тихону! Да испрашивают они чрез ходатайство его у Господа Бога: сохранения, расширения, возвышения и спасения Св. Православной Церкви! Да не престанут они молить его о ниспослании от Бога щедрот и всякия утехи – милостей и благословений и на всю Россию, вселюбезнейшее отечество наше! Да помянут в своих молитвах и потрудившихся в сем деле, с их усопшими отцами и братиями!

Е. И.

Вступление
I. Увещание св. Тихона к слушанию и чтению сочинений о Православно-христианской вере, также – о необходимости и пользе сих благородных занятий

О необходимости и пользе изучения истин Православныя Веры так беседует к Воронежской пастве святитель Тихон, обличая ее за то, что «проповедник, катихизическое учение преподающий, чрез всю седмицу трудится, собирает, как пчела; но семя слова Божия туне падает – послушающих мало. О, учители и проповедники! Коль вы несчастливы! Дабы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие ли труда, ни денег не жалеют, от слушания же и чтения слова Божия удаляются. Посему какова вера, таково и житие таковых христиан. Вера бо от слуха, слух же от глагола Божия. Где же сыскать ее? Где сообразные ей плоды? Где простота христианская? Где братолюбие? Где кротость, воздержание, благодать? И следов не видно. – Откуда хищения, мздоимства, клятвопреступления? Откуда прелюбодеяния, обманы, лесть, – откуда как не от того, что Закон Божий в крайнем находится презрении и незнании? Указы гражданские (как и следует) узнать и исполнять тщимся, страшась видимаго наказания; а Божественные законы, за незнание и неисполнение коих предлежит вечная казнь, мало кто знать и выполнять старается. Сто шестьдесят восемь часов, продолжает Бл. Тихон, содержит в себе седмица; отделите из толикаго числа хотя един час, и притекайте в храм Господень для поучения в слове Божием. – Тамо вы услышите о Боге и Его Божественных свойствах; услышите о чудесном Его сотворении мира; услышите о начале рода человеческаго, о блаженном состоянии Адама, о бедственном его падении и изгнании из рая; услышите о спасительном к роду человеческому Божественном Промысле. Како Сын Божий, благоволением Отца небеснаго и действием Пресвятаго Духа, нас ради воплотился от Девы; како поношения, хулы, страшныя страсти и поносную смерть претерпел; како из мертвых воскресе и на небеса вознесся; услышите, что и паки приидет судити живым и мертвым. А оттуда какая польза? Несказанная. Когда услышите о Боге, познаете и себя самих, кто – вы. Когда услышите о благости Его, начнете любить Его; когда услышите о правде Его, начнете бояться Его; когда услышите о вездесущии Его, будете пред Ним ходить благочестно. Когда услышите о создании мира, узнаете благость, мудрость и могущество Божие. Когда услышите о создании и падении человека, узнаете, в какое состояние грех нас ввергнул. Когда услышите о страдании и смерти Сына Божия, ради нас подъятой, уязвитесь к Нему любовию. Когда услышите о втором Его пришествии и воздаянии комуждо по делом его, исполнитесь страхом Божиим и пр. – Не оставляйте убо, молю вас, не оставляйте поучаться в слове Божием и слушать его. – А проповедник о том не унывай, что мало слушающих, но трудись усердно в славу Божию и пользу ближняго. Мзда твоя не погибнет, но многа будет на небесех». Так беседовал св. Тихон, увещевая православных христиан слушать церковные поучения, и показывая существенную их пользу в отношении к познанию и жизни! Всякий понимает, что благожелательная речь его не теряет своего глубоко-практического смысла, если вы примените ее и в отношении к чтению духовно-нравственных писаний.

Вопр. Как еще свят. Тихон доказывает необходимость и пользу изучения (1) Божия слова?

Отв. Везде, говорит он, распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде сретают соблазны; а очи и уши, как некоторые двери, которыми всякое зло входит в храмину душевную. То мир с своими прелестями, то диавол, яко лев рыкая, то плоть со страстьми и похотьми – непрестанно восстают на душу... Против сих врагов надобно непрестанно, даже до кончины жизни бороться. А как бороться, не имея оружия? А все оружие духовное показует слово Божие. Оно наставляет нас, как стоять против духов злобы поднебесных, противу плоти страстной и против прелестей мира.

Вопр. Как свят. Тихон думает о человеке, который не любит слушать слова Божия?

Отв. О желудке, который не приемлет пищи, мы несомненно заключаем, что он – болезнен и требует врачевания: так, когда кто не хочет слушать Божия слова, которое есть пища духовная, явно тем показывает, что душа его – расслаблена, болит и требует, целительного пластыря.

II. Мысли о том же предмете из св. Писания и из древних святителей и отцов Православной Церкви

Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39).

Всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту и проч. (Мф. 13:52).

«Хорошо учиться, и если кто думает так, то так должен и поступать. Кто имеет в себе слово Иисусово, тот подлинно может внимать и самому Его молчанию, дабы быть совершенным, так что Он и чрез Свои слова может действовать в нас, и чрез самое молчание может сообщать нам о Себе познание. Ничто не скрывается от Господа, и самыя тайны – ясны для Него. Посему мы должны жить так, как будто Он Сам живет в нас, дабы быть для Него храмом и дабы в нас был Бог наш: ибо Он и есть уже, и опять явится пред лицем нашим; почему мы достойно любим Его». (Св. Игнат. посл. к Ефес. в пост. Ап. Т. 2, 15.) Приимите наказание (наставление), да не, когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его (Пс. 2:12). Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять (Пс. 49:16, 17). Премудрость бо и наказание (наставление, научение) уничижаяй, окаянен, и праздно упование их, и труды безплодны, и неключима дела их (Страх. 3:11).

«Если в св. Писании, говорит св. Киприан, часто и везде предписывается наказание (научение), и всякое основание Веры и нравственности начинается с повиновения и страха: то чего приличнее нам хотеть, и к чему свойственнее стремиться, как не к тому, чтобы, утвердив сильнее корни, и воздвигнув наши жилища на камне, и оградив их твердою плотиною, встать несокрушимыми для бурь и вихрей света, чтобы, чрез соблюдение Божественных заповедей, достигнуть Божественнаго мздовоздаяния, помышляя и зная, что наши члены суть храмы Божии, освящением живой бани (крещения) очищенные от всякой заразы, и что осквернять их неприлично, и когда кто оскверняет, то сам оскверняется (Об одежде девственниц стр. 173).

«Учение, – говорит он же несколько выше, – страж надежды, хранитель веры, вождь на пути спасения, побуждение и пища для добрых свойств, наставник добродетели, дает пребывать во Христе и жить постоянно в Боге и достигать небесных обетований и Божественных наград (Там же)».

III. Советы св. Тихона касательно чтения книг Православно-христианского содержания

Вопрос. Какие св. Тихон советы преподает касательно чтения книг для изучения христианских истин?

Ответ. Нет никакой пользы, говорит он, книгу читать и не делать того, чему книга учит. – Того ради, читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать наипаче свящ. Писание, а по нем – и другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц. Ибо много перечитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается. Ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т. е. читай). Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощию Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться,  чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять; то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. Разум кипит, а любовь созидает. 7) Чему сам с помощию Божиею научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный небесного Царствия. Чего тебе искренно желаю (Часть 2, стран. 223.).

<...>2

* * *

1

Мы приводим сии мысли в предисловии к настоящему изданию: потому что в писаниях таких св. Отцов, из творений коих составлена настоящая книга, ничто другое не раскрывается, кроме мыслей св. Духа, в Св. Писании содержащихся.

2

<...> – страница текста не пропечатана – прим. эл. редакции.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle