святитель Феофан Затворник

19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежденного грехом состояния человека

Хоть я писал вам рассудить и сам обещался потолковать о том, откуда в нас зародыш внутреннего смятения и беспорядочности, но ведь известно уж, и вы знаете, откуда он. Стало быть, нечего и рассуждать, а только припомнить, как мы веруем о сем. Веруем, что такой зародыш не Творцом при сотворении человека вложен в естество наше, а привнесен после сотворения – силою падения прародителей наших, которые, преступив заповедь, повредили и расстроили естество наше, которое расстроенным и поврежденным передали и потомству своему, то есть всему роду человеческому.

Так оно перешло и к нам с вами и служит причиной того смятения и той беспорядочности внутри нас, от которых происходят все беспорядки и вне, в частной жизни каждого лица, семейной и общественной жизни. Почему эта беспорядочность, хотя получается нами в зародыше вместе с рождением, но не природна нам, не принадлежит к природе человеческой, не так существенна в ней, чтоб без нее человек был уже не человек, а, напротив, без нее-то человек и бывает настоящим человеком. Она есть болезнь наша, и только по устранении ее мы можем являться здравыми в таком виде, в каком следует нам быть по естеству, как оно вышло из рук Творца. Припоминаю ваше желание стать на уровне достоинства человеческого. Уврачуйте в себе болезнь означенную – и станете такими.

Запомните, что внутреннее наше смятение и беспорядочность прирождены нам, но не природны, не состоят в природе нашей как существенная часть ее, а втеснились между природными частями и их расстраивают и в собственной каждой части деятельности, и в их взаимных отношениях. Если б это природно было, то не производило бы своим присутствием страдания и муки, какие мы от этого испытываем. Что природно, то радость жизни составляет, а что противно природе, то ее томит и мучит.

С другой стороны, если б это природно было, то, когда бы кто явился свободным и чистым от того, уж он не был бы человек. Но мы ведаем Человека, Который был совершенно чист от этого и все же был человек – настоящий человек. Ведаем также, что и все, которые облекаются в Него, получают область очищать себя, как и Он "чист есть" (1Ин. 3, 3), и являться подобными Ему.

Запомните, говорю, что эта беспорядочность прирожденна нам, но не природна, – запомните, и убеждение в том держите крепко. Убеждение это будет поддерживать у вас ревность к уврачеванию сей болезни. Если она не природна, то, значит, есть возможность уврачевать ее. Имея же сию надежду, кто не воодушевится и самым делом уврачевать себя?

Естество наше в чистом виде достолюбезно. Сами Ангелы взирают на него с любовью и удивлением, когда оно является таковым. Нам ли не желать увидеть его таковым, и притом не вне – в других, а в себе самих? Да ведь и все счастие наше и благобытие в том состоит, чтоб избавиться от сей болезни. Ибо, когда ее не будет, что помешает нам быть в блаженном состоянии и чувствовать себя таковыми? Напротив, если эта болезнь природна, то ее уж не уврачуешь. Так и останется она навсегда, сколько ни трудись над изгнанием ее. Прими эту мысль – и руки опустишь, говоря в себе: так, верно, уж быть. А это и есть то пагубное "нечаяние", в которое вложившись, предают себя «студодеянию в делание всякия нечистоты» (Еф. 4,19).

И еще повторяю: держите убеждение, что не природна нам беспорядочность наша, и не слушайте тех, которые говорят: что тут толковать, так уж мы сотворены, ничего с собою не поделаешь. Не так мы сотворены и, если возьмемся за себя как следует, что-нибудь и сделаем с собою.

Все сие толкую вам, чтоб вы возревновали взяться за себя и не допускать себя опять до тех мучений, какие испытали, а, напротив, пресечь в себе самую возможность их. Как сего достигнуть, об этом следует рассудить.



Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. - Москва : Отчий дом, 2012. - 301 с. ISBN 5-87301-120-6

Вам может быть интересно:

1. Слова подвижнические – Слово 7. О грехах произвольных, непроизвольных и совершаемых по какому-нибудь случаю преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него святитель Феофан Затворник

3. Апокалипсис мелкого греха – АГОНИЯ ОДИНОЧЕСТВА (пневматология страха) архиепископ Иоанн (Шаховской)

4. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей – Книга шестая. О духе блуда преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

5. Плоть и дух – II. Грех святитель Тихон Задонский

6. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния архиепископ Платон (Фивейский)

7. Аскетические опыты, 1 часть – Сад во время зимы святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении – Часть II. Учение святителя Тихона о спасении схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Старчество на Руси – Часть II схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)

10. Душеполезные поучения – Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием и Иоанном Пророком преподобный авва Дорофей

Комментарии для сайта Cackle