Г
Грехи
1. Исповеданные и оплаканные не вспоминаются на Суде
Помните о грешности и почитаете себя достойною наказания за нее. И апостол Павел во всю жизнь не забывал, что был гонитель Церкви, хоть трудами своими для Церкви мог загладить грехи десяти гонителей. Но возьмите у святого Павла в подражание и другую сторону: ту, что и бывшим гонителем Церкви себя сознавая, он не считал себя чуждым спасения и говорил с уверенностию: «Соблюдается мне венец... желаю разрешиться от тела и со Христом быть». Грех исповеданный, орошенный, возненавиденный изглаждается из всех книг, в кои вписывается, – книги правды Божией, из книги естества нашего, из книги соприкосновенностей наших с видимым и невидимым миром. Таким образом, он уже не помянется на Суде. Имея сие в виду, надо, не умаляя чувства грешности, провевать всегда при сем душу свою благонадежием спасения. Грехи наши Господь все вознес в Теле Своем на Древо и там рукописание их разодрал.
Усвояем мы сие благою верою, сокрушенною исповедию, трудами по изглаждению грехов и возненавидением их. (Вып. 1, пис. 118, стр. 122)
2. Исповеданные не следует поминать на духу
Поминать ли грехи исповеданные и при Божией благодати оставленные? На духу поминать их нечего, когда уже разрешены...
А на своей молитве поминать их хорошо, так учит святой апостол Павел. (Вып. 1, пис. 174, стр. 197)
3. Они оставляют след в душе человека
Вы писали, что ночью встаете и молитесь... Это очень хорошо... Молитесь с сокрушением и плачем. Вот когда плач и слезы пригожи... а в церкви слезы подавляйте и только дух сокрушен держите. Трудиться в делах спасения – всячески трудитесь, но упование спасения все в Господе Спасителе полагайте. Этот пункт очень важен... Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется; ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну, и оставайся с тем, на что упование полагаешь. А это, что бы ни было, совершенно ничтожно.
Вы все оплакиваете грехи... не имея уверенности, что Бог простил их вам. Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, – тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно – составляют основу чувств текущего путем спасения. «Чем дальше, тем более открывается во мне недостатков». Скажите: слава Богу! Это признак, что вы добро течете... Коль скоро начнут показываться помыслы, что вы хороши... знайте, что вы сбиваетесь с дороги... И попекитесь, исправьтесь. (Вып. 3, пис. 499, стр. 171, 175)