святитель Феофан Затворник

22. Слово в Великий пяток, пред Плащаницею (размышления)

Что сие есть, Господи? Красный добротою паче всех человек, бездыханен и беззрачен являешися. Несть вида Тебе, ни доброты. На плещах Твоих раны, и на ланитах видны следы заушения. Ископаны руце Твои и нозе, прободены ребра Твои, и глава Твоя изодрана терновым венцом! Весь ты в язвах и в озлоблении. Что сие есть, Господи? Тобою веки сотворены, Ты носишь все глаголом силы Твоея и всяческая о Тебе состоятся. – Что убо есть сие?

Спор, тяжба и борение было у меня из-за вас, люди Мои, ответствует Господь. Не со врагом вашим боролся Я: он не может стерпеть одного мановения Моего. И не со злобою человеческою вступал в тяжбу: ей на одно мгновение попущено торжествовать, и то потому только, что тако писано, тако подобаше. Спор у меня был и борение с беспредельною Правдою Божиею. Как Сын – хотя безначальный,– милости просил Я падшим сынам человеческим у беспредельного милосердия Божия. Но предстала престолу Божию Правда вечная и сказала: милуй, но праведно. Оскорбление беспредельного величия должно быть удовлетворено соразмерною жертвою. Триединый Бог утвердил приговор сей, – и Я,– един сый Святыя Троицы сказал тогда: се иду сотворити волю Твою, Боже. Я снисшел на землю, принял на Себя человеческое естество, усвоил все его действия и сообщил им чрез то Божественную силу. Все теперь в теле сем Мое: Мои раны, Моя кровь, Моя смерть. И вот смерть человека с беспредельною ценою. Ибо это есть смерть Бога – Моя смерть. Так требуемая жертва принесена. Радуйтесь, сынове человечестии! Я победил; и то, что вы видите теперь во Мне, есть знамение сей победы! Идите же теперь ко Мне все! Раны Мои суть для вас кладези милостей Божиих и Моя смерть – источник жизни. Почерпите и насыщайтесь! Уверовавший, носящий знамение Мое на себе, как сын, свободно входит во дворы Божий и сама Правда отверзает ему отныне все сокровищницы небесные. Внимая сему, братие, «с дерзновением да приступим к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем; во благовременну помощь» (Евр.4, 16). Сам Он неоднократно говорил: «елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам... Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет». (Ин.16, 23–24). С жертвою Своею вошел Он «в самое небо, да явится лицу Божию о нас» (Евр.9, 24).

И там, «седя одесную Бога» (Евр.10, 12), выну ходатайствует о нас. Приидите же ныне, братие, повергнем у ног сих все свои нужды и все болезни сердец наших, и будем услышаны.

Только не забудем выполнить и условия. Все обещает Господь даровать, что ни попросим, – только когда? – Когда будем строгими исполнителями воли Его. Ибо так говорит Он: «аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам» (Ин.15, 7). Еще: «имеяй заповеди Моя и соблюдали их... возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю Его и явлюся ему Сам» – И еще: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14, 21, 23).

Се на персях Господа кодекс законов Его. Вникайте, прилагайте к себе, исполняйте. Будьте совершенными, как Отец ваш Небесный совершен есть. «Святи будите, яко Аз свят есм» (1Пет.1, 16), глаголет Господь.

И вот чувства, с какими приглашаю вас ныне припасть к образу пострадавшего за нас Христа Спасителя! Лобзая раны, возникайте к неоскудной надежде, говоря в себе: если сын Божий не пощадил себя ради нас, как не даруется нам с Ним и все? Аще Бог по нас, кто на ны? Целуя же Святое Евангелие, говорите себе: вся, елика рече здесь Господь, сотворим и послушаем. Ибо иначе тщетно само упование ваше. Аминь.

6 апреля 1862 г.


Вам может быть интересно:

1. Простые истины сердца – Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество святитель Феофан Затворник

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Начинания схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Беседы на Светлой Седмице – Слово в Понедельник Светлой Седмицы cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

4. Отечник Проповедника – Покой игумен Марк (Лозинский)

5. Значение слова Religio у древних римлян профессор Александр Иванович Садов

6. Замечания на книгу "Поморских ответов" – Замечание на 34-ю статью: о жезле архиерейском архимандрит Павел Прусский

7. Епархиальное управление в праве и практике Константинопольской Церкви настоящего времени – Административно-судебный строй в епархиях Константинопольской Церкви настоящего времени профессор Иван Иванович Соколов

8. Нравственные поучения – Слово 34. Послание к диакону Григорию преподобный Максим Грек

9. Иерусалимы или Сионы Софийской ризницы в Новгороде Николай Васильевич Покровский

10. Религиозно-церковные вопросы протоиерей Павел Городцев

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс