Библиотеке требуются волонтёры

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 133. Ефрем – духовный песнопевец.

«Христов воин, облеченный всеоружием Христовым, так пишет древний биограф о прп. Ефреме, открыл войну с врагами Христовыми, особенно же с нечестием Вардесана и его последователей. Ефрем видел, сколько эдессяне пленяются музыкою и пением, и решился отвлечь их от бесчестных песней. Он собрал дев обета и научил их песням и пению попеременному (по клиросам); эти песни заключали в себе песни о Рождестве Христовом, о Крещении, о посте, о целом устроении спасения во Христе, о страдании, о Воскресении, о Вознесении на небо; к ним прибавил он и другие гимны – о мучениках, о покаянии, об умерших. Таким образом по Его распоряжению девы обета стекались в церковь в светлые Господские праздники, также в празднества мучеников и в воскресные дни: Он, как Отец и как дух ликоначальный, стоял среди них, назначал им разные песни, и учил попеременному пению, пока, наконец, весь город стал собираться к Нему и – враги рассеялись. – Кто не изумился бы, кто не исполнился бы ревностью, смотря, как воин Христов стоит среди хора обетных непорочных дев и они поют сладкие, высокие песни, подобно ангелам?»452.

Это древнее известие отчасти подтверждается и сочинениями самого Ефрема. В конце 65 гимна его о вере читаются слова: «окончились 17 гимнов, составленных по подражанию песням Вардесана»453. Созомен454 и Феодорит455 говорят, что прп. Ефрем составлял свои песни по напевам песней Гармония ученика Вардесанова, или что тоже по размерам тех песней. Тоже показывают восточные известия456. – Более, чем вероятно, что ересь мессалиан, внутренних «молитвенников», сильная при св. Ефреме в Месопотамии и столько унижавшая наружное богослужение, также заставляла св. Ефрема озаботиться устроением церковного богослужения.

«Говорят, пишет прп. Феофан о св. Ефреме, что сей истинно богомудрый муж написал до 300,000 стихов»457. Мы уже сказали, что догматические сочинения прп. Ефрема писаны стихами. Кроме того, ныне известны:

1) Песнопения на Рождество Христово458. Они отличаются особенною торжественностью. В одном из них певец, приглашая небо и землю славить воплотившегося Сына Божия, располагает свои славословя по годам земной жизни Спасителя459. Эта песнь у сирских Христиан употребляется в храме460. Самые песни Ефрема говорят о их церковном употреблении461.

2) Известна ныне и одна песнь о страдании и Воскресении Христовом462. Но нет песней на другие Господские праздники (на Крещение, Вознесение, прочее домостроительство), как нет песни о посте, нет и песней мученикам, о которых говорят древнее сирское жизнеописание и Феодорит.

3) «Песни об умерших» целы. Оды – Мидраше, пения – Коле и стихи – Мамре об умерших называются у сирских писателей вообще службами об умерших. – В поэтическом отношении это лучшие песенные творения преподобного. Мидраше в числе 49-ти, воспевают смерть то епископов, то пресвитеров, диаконов, клириков, или иноков, то младенцев, то отцов или матерей семейств. Пения – коле, всего 31, помещены у сирийцев в церковной службе об умерших в службе недельной. Стихи – мамре числом 15, из которых первый о епископе. О всех песнях по умершим надобно заметить, что, а) они писаны особенно против Аэтия, который отвергал моления за умерших. Песни же св. Ефрема дают видеть, что поминовение усопших издревле входило в состав церковной службы. – Вот песни его: «Поминайте меня, братия и друзья мои, ради Бога, разлучившего меня с вами. Когда сонм ваш стоит на служении: да приидет молитва ваша и отрясет прах с очей моих»463. «Песнопения ваши, братия мои, в день кончины моей, да вознесут на небо хвалу вместе с Ангелами»464. «Все мы приносим молитву общему Господу Богу , чтобы вселил тебя в блаженную обитель»465. б) В тех же песнях преподобный учит, что молитвы и дела милосердия, совершаемые живыми за умерших, полезны усопшим466. в) В песнях о епископе, иерее, диаконе преподобный изображает вместе образцы верного служения в священном звании.

4) Покаянные песни преподобного дышат глубоким сокрушением. В конце последней покаянной песни, говорит он: «Плод благодати Твоей, Господи, изшедший от духа моего служит в дому Твоем пред Тобою, как служил Самуил»467. Ясно, что сам преподобный назначал покаянные песни свои для церковного употребления. О таком употреблении их у сирских христиан говорит и история468.

Вообще песнопения прп. Ефрема разделяются на следующие виды: 1) Мамре евр. имра – мерные речи, почти всегда семистопные, без разделения на строфы, близкие к греч. Одам, содержат размышления о тайнах веры. 3) Цаллуто и Буто – мерные молитвы. 4) Тетбехати, евр. шивах – хвалите, похвальные песни в честь святых; 5) Униото, евр. енут – антифонные гимны. 6) Коле, – евр. колем, пения с предшествующим стихом из псалмов; 7) Масмуре, евр. мисмор – псалмы; Сеолото – степени, песни степеней. – Эти виды песней указывают частью на содержание и форму песней, частью на употребление их при богослужении469.

* * *

452

У Ассемана Bibl. or. 1, 47. Op. Syr. S. Ephr. T. 1, p. LI–LIII. Далее, жизнеописатель говорит еще: «Около того же времени издал он повесть о Низибии, о Мар-Иакове, об имп. Константине, о бедствиях своего времени, об опустошении окрестностей Низибии; к тому присовокупил повесть о Саломонии и о сыновьях ее (Маккавеях), о Симоне, Гурие и Авиве, повествование о Юлиане и его гонении на епископов». К сожалению, все эти мерные повести или песни, как и некоторые из вышепомянутых, ныне не известны.

453

Op. Syr. 2, 128.

454

Προς τα μελη των εκεινων γραμματων, κατα νομον της Ἀρμόνιου ὧδῆς. Η. Ε. 3, 16.

455

«Так как Гармоний, сын (ученик) Вардесана, сочинил некоторые песни, и тем, что нечестие облекал приятностью напевов, привлекал слушателей и вел к погибели; то он (Ефрем) занял мелодию у тех песней, соединил их с благочестивыми мыслями.... И еще теперь эти песни придают торжественность и радость праздникам победоносных мучеников». Н. Е. 6, 26. Сл. de haeretic. fabul. с. 22.

456

Бар-Еврей: «после Никейского Собора св. Ефрем начал составлять гимны и оды против заблуждений своего времени». У Ассемана В. О. 1, 166. Тоже Сир. Церк. Ист. у него же 1, 48.

457

Chronogr. Theoph. ed. Paris. 1653. p. 54.

458

Op. Syr, 2, 396–485 3, 209. Твор. св. Ефрема 6, 302–368.

459

Песнь 12.

460

Assem. В. О. 1, 80.

461

См. песн. 3. 4.

462

Op. Syr. 3, 603. Твор. 6, 369.

463

Песн. 3, 6, 49. Op. Syr. 3, 225–289.

464

Песн. 18, стр. 60.

465

Песнь 40 стр. 24–25. См. еще песнь 16 стр. 54, песнь 17 стр. 56, песнь 18 стр. 57, песнь 19 стр. 63, песнь 20 стр. 63 песнь 21 стр. 66, песнь 30 стр. 85.

466

Песнь 31 стр. 92 и прим.

467

Op Syr. 3, 560.

468

У Ассемана В. О. 1, 138–139.

469

Augusti. de hymnis Syrorum sacris, p.9. Hahn. Bardesones gnostiens. p. 43–50.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Комментарии для сайта Cackle