Источник

25-е

Св. священномученика Климента, папы (епископа) Римского

Климент, язычник по происхождению, был обращен к вере во Христа св. Апостолом Петром, после чего был ревностным сотрудником Апостолов в распространении Евангелия, потому и называется мужем Апостольским и причислен к собору 70-ти Апостолов. По свидетельству предания, епископом Римским был он назначен самим Апостолом Петром и управляли, Римскою Церковию от 92 по 101 г., деятельно заботясь вместе с тем и о состоянии других церквей. Это видно и из сочинений Климента, которые доставили ему славу церковного писателя, глубоко-почитаемого Вселенскою Церковию. – Ревность святителя к обращению народа вообще и в особенности успешное обращение им ко Христу знатнейших граждан города Рима возбудили против него негодование императора Траяна, который сослал его в Херсон Таврический, на работы на каменоломнях нынешнего Инкермана. Прибыв сюда, Климент нашел здесь уже много христиан, сосланных за веру в тяжкие работы; он утешал их и утверждал в вере словом своим, и чудесами обратил многих язычников ко Христу. За это принял мученическую кончину, быв утоплен в море. Мощи св. Климента были впоследствии чудесным образом обретены святыми братьями Кириллом и Мефодием, когда они проходили через Херсон, во время их путешествия на проповедь слова Божиего Хазарам, и перенесены в Рим, в дар папе Адриану. Часть же мощей св. еп. Климента, вместе с мощами ученика его Фивы, перенесена была в Киев св. Владимиром после его крещения в Херсонесе я сохранялась там в Десятинной церкви до нашествия Татар; где же пребывает в настоящее время, о том не известно.

Память св. Климента свято почиталась в России и в честь его основано было несколько храмов.

Св. священномуч. Петра, архиеп. Александрийского

Петр, бывший начальником Александрийской школы, вступил в управление Александрийскою Церковию по кончине учителя своего, архиепископа Феоны – в 300 г. В разгаре гонения на христиан от Диоклитиана, разразившегося с особенною силою в Египте, Петр удалился на время из Александрии и ревностно утверждал и укреплял на подвиг не только свою паству, но и всех верных во всем Египте. Множество из них, по его увещанию, не отступили перед мученическим подвигом, но были и такие, которые, убоясь мучений, отрекались от веры во Христа... Таковых с любовию побуждал к раскаянию святитель и принимал раскаявшихся в общение с Церковию, между тем как Ликопольский епископ Мелетий с жестокосердием отвергал всех падших. По этому поводу последовало разногласие между Петром и Мелетием, и Петр, не успев его убедить, произнес на него осуждение.

За ревностное обращение язычников и содействие к утверждению и распространению христиан, св. Петр, «украшение епископов и по святости и по упражнению в священных глаголах», внезапно был схвачен и без суда – обезглавлен. Это было в 311-м году. – Он оставил после себя несколько сочинений403, пользующихся уважением Церкви, в особенности «Правила» св. Петра.

На Ефесском и Халкидонском соборах были читаны некоторые места из его книги о Божестве, относящиеся до воплощения Сына Божия:

«Так как благодать и истина произошли через Иисуса Христа (Ин.1:17), то мы и спасены благодатию по слову Апостольскому: и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2:8, 9). По воле Божией, Слово стало плотию и по виду обрелось, яко человек (Фил.2:7), но не лишилось Божества; богатым бывший, обнищал не с тем, чтобы отступить совсем от своей силы или славы, но чтобы принять за нас, грешников, смерть – праведнику за неправедных, чтобы привести их к Богу... Евангелист, возвещая истину, говорит: и Слово стало плотию и обитало с нами (Ин.1:14), т. е. тогда, как Ангел приветствовал Деву: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Гавриил сказал: Господь с Тобою вместо Бог – Слово с Тобою! Ибо дает знать, что Слово зачалось во чреве и стало плотию. Согласно с тем написано: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя: тем же и рождаемое наречется свято, Сын Божий (Лк.1:35)... Слово без мужа, волею Бога, все могущего соделать, стало плотию во чреве Девы, не имея нужды ни в действии, ни в присутствии мужа. Сильнее мужа была сила Божия, осенившая Деву, когда нисшел Дух Святый».

* * *

403

См. «Ист. Уч. об Отц. Ц.» Филар. Черниг. § 77.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Ноябрь. – 414, IV с.

Комментарии для сайта Cackle