Георгий Константинович Властов

(25.04.1827–24.10.1899)

Библейская история

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

История религий

Георгий Константинович Властов
Георгий Константинович Властов

Библеист, экзегет, переводчик, государственный и общественный деятель, тайный советник.

Биография

Родился в с. Шишково Ростовского уезда Ярославской губернии. Происходил из греческой семьи, переселившейся в Россию в XVIII в.

В 1845 г. по окончании 2-го кадетского корпуса поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк.

В 1849-1858 гг. проходил службу в рядах действующей Кавказской армии в составе Кабардинского 80-го полка.

С 1858 г. на административных должностях:

  • чиновник по особым поручениям при кавказском наместнике;
  • ставропольский и тифлисский вице-губернатор;
  • управляющий Мингрелией;
  • ставропольский и кутаисский губернатор.

Был избран почетным гражданином г. Ставрополя.

С 1863 г. действительный статский советник.

В 1882 г. избирался почетным опекуном С.-Петербургского опекунского совета.

С 1882 г. тайный советник, попечитель С.-Петербургского коммерческого училища. Награжден орденом св. Александра Невского и алмазными украшениями к нему.

Учредитель стипендий для различных учебных заведений.

Умер в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Главным объектом интересов Властова была библеистика, что определяло его интерес к смежным областям знаний: античной литиратуре, истории Др. Востока, археологии и религиеведению. Властов не принадлежал к академической научной среде, в основе его исследовательской деятельности лежала личная увлеченность. 1-я кн. «Библия и наука» (СПб., 1870) была написана как апологетика библейского Откровения. Для подтверждения истинности библейских сообщений в работе привлечены выводы геологии, истории, археологии, сравнительного религиеведения и др. наук. Целью главного сочинения Властова «Священная летопись» (СПб., 1875-1898) было показать единство действий Промысла Божия в Ветхом и Новом Завете. Книга представляет собой обширный комментарий на Пятикнижие с общим введением (Т. 1-3); обзор Свящ. истории Ветхого Завета: от завоеваний Иисуса Навина до кончины пророка Елисея, включающий разбор Псалтири, книг Иова, Песни Песней, Притч и Екклесиаста (Т. 4); экскурс в Священную историю времени служения пророка Исаии и подробный комментарий на книгу этого пророка (Т. 5). После издания первых 3 томов Властов был удостоен грамоты Святейшего Синода. «Священная летопись» была рекомендована Учебным комитетом для приобретения библиотекам духовных семинарий, Святейшим Синодом - приходскому духовенству для просветительской работы, аналогичные рекомендации были даны Военным ведомством библиотекам военных училищ и Министерством народного просвещения библиотекам средних учебных заведений. В качестве основного текста в этой работе был взят недавно вышедший Синодальный перевод Библии. Труд Властов стал прототипом наиболее полного комментария на всю Библию, осуществленного впоследствии А. П. Лопухиным. В предисловии к 5-му т. «Священной летописи» Властов отмечает, что его книга - «попытка популярного объяснения этой пророческой книги... с целию говорить сердцу брата моего во Христе» (Т. 5. С. I, VII). Сочинения Властов эклектичны и представляют собой компиляцию из различных источников: из святоотеческих толкований, работ отечественных экзегетов (напр., «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета (Дроздова)), современных записок, прежде всего английских, комментариев к Библии. Сознавая себя в библеистике дилетантом, автор видит в этом и сильную сторону своего творчества, он считает, что ему, «как человеку, живущему в мире, может быть виднее и яснее, что более всего нужно в комментарии обыкновенному читателю» (Т. 5. С. VII). Сочинение Властов является уникальным в своем роде опытом толкования Библии верующим мирянином, не получившим систематического богословского образования.

Властов перевел поэмы Гесиода, а также книгу по истории Египта Г. К. Бругша, дополнив ее материалами других египтологов.