Азбука веры Православная библиотека Георгий Константинович Властов

Георгий Константинович Властов

Библейская история

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

История религий

Георгий Константинович Властов

Георгий Константинович Властов (25.04.1827–24.10.1899)

Георгий Константинович родился в с. Шишково Ростовского уезда Ярославской губернии. Духовный писатель, общественный деятель. Из греческой семьи, переселившейся в Россию в XVIII в.

В 1845 г. по окончании 2-го кадетского корпуса поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк.

В 1849-1858 гг. проходил службу в рядах действующей Кавказской армии в составе Кабардинского 80-го полка.

С 1858 г. на административных должностях:



  • чиновник по особым поручениям при кавказском наместнике;
  • ставропольский и тифлисский вице-губернатор;
  • управляющий Мингрелией;
  • ставропольский и кутаисский губернатор.

Был избран почетным гражданином г. Ставрополя.

С 1863 г. действительный статский советник.

В 1882 г. избирался почетным опекуном С.-Петербургского опекунского совета.

С 1882 г. тайный советник, попечитель С.-Петербургского коммерческого училища. Награжден орденом св. Александра Невского и алмазными украшениями к нему.

Учредитель стипендий для различных учебных заведений.

Умер в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Главным объектом интересов Властова была библеистика, что определяло его интерес к смежным областям знаний: античной литиратуре, истории Др. Востока, археологии и религиеведению. Властов не принадлежал к академической научной среде, в основе его исследовательской деятельности лежала личная увлеченность. 1-я кн. «Библия и наука» (СПб., 1870) была написана как апологетика библейского Откровения. Для подтверждения истинности библейских сообщений в работе привлечены выводы геологии, истории, археологии, сравнительного религиеведения и др. наук. Целью главного сочинения Властова «Священная летопись» (СПб., 1875-1898) было показать единство действий Промысла Божия в Ветхом и Новом Завете. Книга представляет собой обширный комментарий на Пятикнижие с общим введением (Т. 1-3); обзор Свящ. истории Ветхого Завета: от завоеваний Иисуса Навина до кончины пророка Елисея, включающий разбор Псалтири, книг Иова, Песни Песней, Притч и Екклесиаста (Т. 4); экскурс в Священную историю времени служения пророка Исаии и подробный комментарий на книгу этого пророка (Т. 5). После издания первых 3 томов Властов был удостоен грамоты Святейшего Синода. «Священная летопись» была рекомендована Учебным комитетом для приобретения библиотекам духовных семинарий, Святейшим Синодом - приходскому духовенству для просветительской работы, аналогичные рекомендации были даны Военным ведомством библиотекам военных училищ и Министерством народного просвещения библиотекам средних учебных заведений. В качестве основного текста в этой работе был взят недавно вышедший Синодальный перевод Библии. Труд Властов стал прототипом наиболее полного комментария на всю Библию, осуществленного впоследствии А. П. Лопухиным. В предисловии к 5-му т. «Священной летописи» Властов отмечает, что его книга - «попытка популярного объяснения этой пророческой книги... с целию говорить сердцу брата моего во Христе» (Т. 5. С. I, VII). Сочинения Властов эклектичны и представляют собой компиляцию из различных источников: из святоотеческих толкований, работ отечественных экзегетов (напр., «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета (Дроздова)), современных записок, прежде всего английских, комментариев к Библии. Сознавая себя в библеистике дилетантом, автор видит в этом и сильную сторону своего творчества, он считает, что ему, «как человеку, живущему в мире, может быть виднее и яснее, что более всего нужно в комментарии обыкновенному читателю» (Т. 5. С. VII). Сочинение Властов является уникальным в своем роде опытом толкования Библии верующим мирянином, не получившим систематического богословского образования.

Властов перевел поэмы Гесиода, а также книгу по истории Египта Г. К. Бругша, дополнив ее материалами других египтологов.