Георгий, затворник Задонский

Письма

О Писании

26. К М.П. Колычевой

Любезное упражнение ваше в созидании святого храма меня утешает неизреченно. А об истине нас уверяет и самая совесть. Отвергающие Св. Писание и противящиеся оному говорят против совести и не могут быт покойны. Мне было также внушаемо это деистическое умствование. Я потребовал удостоверения, на чем они утверждают такое глупое мнение, или почему почитают себя мудрыми, когда только принимают то, что в руках своих ощущают, прочее же не понимая, отвергают. Но лжемудрые не могли представить никаких твердых доказательств. Итак, ложь всегда будет лгать на истину. Помнится мне, издана и выпущена в свет ручная книжка на опровержение лжеумствующих деистов, перевод с английского.

Вы пишете: «достойно жалости, как телесная нечистота ослепляет душу». О драгоценное выражение! оно ободряет хранящих целомудрие и чистоту.

Господь просвещение и Спаситель наш! Господь защитник нашей жизни! Не страшимся ничего, по слову Св. царя Давида, всегда повергаясь в любовь Божью.

А это хорошо, когда польза наша от нас самих скрывается в тайне судеб Божьих, и мы о себе и помыслить не можем, чтобы мы сами собой в чем-нибудь могли успеть, успеть можем о Всемогущем Господе.

46. К М.П. Колычевой

Это последнее письмо получаете вы от странника в 1824 году. При появлении Нового года вот уже теряется девятой сотни 24 год: но лето Господне, любовью открытое, пребывает и пребудет во веки. Когда бы небесные чувствования не превосходили и не воскрылялись над земными, то как бы познали мы святое преимущество, сокрытое в смирении, которое представляется низким и безумным в глазах сего мира; но, на самом деле, есть превыспренняя мудрость, даруемая Иисусом Христом, посвятившим ему всю жизнь свою? О неизреченное преимущество! При нем мы бываем видимы невидимо, и остаемся невидимыми видимо. Все видимое временно, а невидимое вечно. Вечно иметь преимущество над временным может тот, кто все временное имущество, по слову Христову, раздал нищим, и взяв крест свой, последовал скорбным и тесным путем превосходящему Господу.

Благ мне закон уст Твоих более тысяч злата и серебра! Коль сладки гортани моей словеса Твои, более меда устам моим! Возрадуюсь я о словесах Твоих, так как обретаю пользу многую. Нельзя сказать, какую сладость духовную и радование получают от источника Святого писания преданные Иисусу Христу. Они твердо понимают и уверены в том, что сие святое писание есть истиннейшее слово Бога, которое они всем сердцем любят, и любовное Царя Небесного послание, которое Он чрез пророков и апостолов роду человеческому послал и в котором волю свою святую открыл.

101. Марии Петровне Колычевой

Любовь сильна истиною. Христос посреди нас!

Понятия не всех равны: потому и разум духовный даруется от Господа духовно живущим; впрочем, и всем нам явно дается разуметь, что плоть и кровь не войдет в Царствие Божье и ничто скверное в Царствие Божье не войдет. Нужно и необходимо очистить чувства от видимых, плотских, и невидимых – мысленных приражений, чтобы узреть Христа, в неприступном свете блистающего и радостно говорящего: не бойтесь: Я победил мир. Я есть с вами до скончания века. Любящим Христа предлежит первый и непременный долг – знать волю Его и разуметь все дела, которыми человек благо угождает Господу, чтобы не сказать бессмысленно: «Так Господу угодно», – тогда, когда что-нибудь делается противно Ему. Трудами и подвигами смиряется человек ради Господа и тем, по неизреченной милости, удостаивается божественного снисходительнейшего воззрения. Глаголет Господь Вседержитель: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и вся сия суть Моя... и на кого воззрю? токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих (см. Ис 66,1–2). По такому благоволению Господню да исполнится наше скудоумие истинного разума словес божественных! Словеса Господня – словеса чиста (Пс 11,7); они так приятны сердцу и сладки, без всякого сравнения, что Псалмопевец, по чувству вкуса, сказал: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устам моим» (Пс 118,103)! О друг души моей! мне больно, как и вам, слышать речи буйно умствующих и неправо разумеющих Священное Писание и песни, славословимые Святою Церковью: горе злое мудрствующим хитрецам мира сего! горе и ревнующим не по разуму! Простое слово осудит их. Жиды, ревнующие не по разуму, распяли Господа своего. Спасение наше не в хитрости слова, но в силе Духа Христова, приемлемого простым сердцем – верою и любовью: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф 5, 8). Смеющиеся сами тонут в своей хитрости. Лучше бы на этот случай онеметь, нежели непри-личное говорить о чистоте слова и смысла непорочного витии. «Хитрость» – это выражение, по общему разуму, означает нечто вымышленное, выдуманное, приноровленное, из многих частей составленное или ко многим целям направленное; и, кто двусмысленно говорит, называется хитрец. Истинные христиане и простонравные не подходят под такое нарицание коварства. Коварство и хитрость есть делание ума, в котором господствует самомнение – близкая родня самонадеянию; ведь корень гордости много имеет близких родичей, и все они, как дым, парят под свод небесный! Уж не солнце ли закоптить хотят? Нет, не закоптят; они рассеются и исчезнут сами собою. Есть хитрость и мудрость злая; а чтобы избежать зломудрия и злоковарной хитрости, есть и другая мудрость и хитрость – спасительная; и сия не умышлениями человеческими совершается, но верою и любовью привлекается от Господа в незлобивые сердца. Так, некоторые святые отцы выражаются: «Из мудростей мудрость, и из хитростей хитрость – монашеская жизнь». В простых сердцах Бог почивает! Здесь всякая мудрость и хитрость поглощается. Я уверен, что вы в сердце своем согласны со святым Иоанном Дамаскиным: он в гармонической своей песне, прославляя Пречистую Деву, Матерь Божью, Которая удостоена быть приятелищем Нестерпимого и селением Невместимого, в глубоком смысле выразился так: «Всех хитрецу – Слову плоть взаимодавшая», не усомнился назвать хитрецом сладчайшее Слово, все горькие хитрости поглощающее. Видите святое выражение, приложенное благоговейно к премудрому Зиждителю, попирающему лукавого хитреца, враждующего зло-коварною мудростью, соплетателя сетей – дьявола... Со страхом и опасностью надлежит нам размышлять о слове Божьем, а не со рвением сердца...

...Хитрость вражеская побеждена мудростью Слова, воплотившегося от Духа Свята и Девы Марии и вочеловечшася. «Вся премудростью сотворил еси» (Пс 103, 24) – так выражает силу действия Божьего Священное Писание. Но злокозненный враг, отпадший ангел, что наделал дьявольскою свойственною себе хитростью? Он в человеческом роде произвел возмущение и, продолжая оное до совершенной погибели, всегда ищет человеческую волю склонять в прелесть видимых вещей, чтобы ими связать душу и вечно разлучить от Бога, чтобы оковать плотскими сострастиями и лишить бесстрастия. Тонкий и проницательный дух злобы редко представляется в собственном своем виде: он для уловления в сеть любящих услаждаться преобразуется в сладкого Ангела, для любящих свет – в светлого Ангела, для любящих ласки – в приветливого и ласкового. Древняя злоба, старый ласкатель, навык чрез столько тысяч лет преображается по нравам человеческим, кому как угодно.

Нужно вас теперь побранить и спасительною войною покорить и взять в плен послушания Христова. Когда еще встретится многосложный разговор о Священном Писании, отвечайте: «надобно разуметь точно так, как написано, и непременно делать, что повелевает Христос, – и тем все словопрения кончатся». (Вздох сердца моего.)

О, Всещедрый Боже! Ущедри нас щедротами Твоими и оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Господи, удиви на нас милость Твою и да прославится в нас Имя Твое. Сердца и мысли, намерение и конец, и все в нас сокровенное и нам самим несведомое – Тебе явно, благоустрой все в нас по воле Твоей милостью Твоею, и не попусти нас быть в радость врагам нашим. Сердце сокрушается, слеза течет, душа вопиет слезно: спаси нас, Господи!

Накажите себя сами, когда будете в Кирсановской Общине: за трапезой будучи с матушкой Татьяной Пахомовной, попросите, чтобы она вам что-нибудь назначила к уничижению вашему, – и тем над собою одержите победу, побеждая прозорливого духа. Спасительно себя зазирать, предпочитая себе других-ради Христа.

О пременении сердца и мысли вашего N. N. нужно умолять Господа всем сердцем и по многим церквам поминать имя его на проскомидии, – пока не придет недоведомыми судьбами в страх Божий. Гордые мысли смиряются болезнями. Нужно наблюдать всегда угодное Господу, а не человеческому изволению. Спасти душу от вечной погибели есть дело, важнейшее всех дел! Вся община, по просьбе вашей и вере, с усердием может читать Псалтирь и на всяком славе поминать имя его, умоляя о нем Господа: и так тайная молитва каждого сердца привлечет вам явную милость Божью. Прощайте.

Января 9-го, 1827 года

234. Марии Петровне Колычевой

Радуйтесь о Господе!

Христос посреди нас. Вышел сеятель святи семя. Ово пало на камени-посохло: ово при пути, и птицы позобали его; ово в тернии, и подавлено было тернием; ово же пало на добрую землю, и выросло и принесло обильный плод. Так! зерно, ежели не умрет, едино пребывает; аще же умрет, многий приносит плод. Как вам угодно, рассуждайте и познавайте, что есть истина... – Сердце-земля; Божие слово-семя; земледелец- ум. Возделывайте же землю вашу, чтобы плоды ее собрать в житницу Христову. Будет суд живым и мертвым. Господь воздаст комуждо по делом его. Нужно успевать, пока время есть: нужно возрастать в любви Божией; а любящим Бога вся споспешествуют во благое.

Искренно любящий вас о имени Христове, Марта 6-го, 1832 г. непотр. р.

243. Марии Петровне Колычевой

Когда всем сердцем, всей душой

Мы в Боге Слове ищем свой покой,

Тогда мы веселимся и радуемся о Господе;

Тогда мы все имеем,

Когда Христос посреди нас:

Сый истинный наш Бог!

Заповеди Его свет для нас.

Нет ничего нужнее в свете и нет выше сей науки, как только знать Бога и соблюдать заповеди Его, делать, говорить и жить по ним в кротости и смирении души своей. Делать, говорить и жить о Господе есть свет души, есть то же, что ходить в полудни, все видеть как за собой, так и перед собой, и не спотыкаться, не соблазняться, следовать только по заповедям.

О заповедях:

В 1-й заповеди повелевается знать единого только Бога истинного, Который есть Отец, Сын и Дух Святой, есть Бог пресущественный и непостижимый, и кроме Него нет иного; ложным же богам и идолам не служить и не поклоняться.

Во 2-й заповеди предписывается не делать никаких кумиров и ничего такого, что могло бы быть почитаемо вместо Бога.

В 3-й заповеди внушается благоговеть со страхом к имени Божию и не произносить оного всуе.

В 4-й заповеди предписывается те дни, которые празднуются и посвящаются Господу, проводить с благоговением, в прилежном чтении Священного Писания, во всякой чистоте и святости; так, чтобы в сии дни и думать, и размышлять о Боге, поучаться Его благоугождению и не заниматься никакой суетностью ни словом, ни делом; но особенно в оные дни прилежно слушать слово Божие и пещись о своем спасении.

В 5-й заповеди предписывается чтить отца своего и мать свою, а под именем их почи-тать и всех пекущихся о спасении и благосостоянии мира.

В 6-й заповеди повелевается не убивать никого злобою: ни словами, ни делом.

В 7-й заповеди повелевается не прелюбодействовать, но иметь чистосердечную лю-бовь и хранить целомудрие.

В 8-й заповеди предписывается ничего не красть, но поступать во всем праведно, от-кровенно и благочестиво.

В 9-й заповеди предписывается не произносить, не слушать и не принимать никакого ложного свидетельства на другого.

В 10-й заповеди предписывается не пожелать ничего такого, что принадлежит дру-гому.

Из учения Христова видно, что ублажаются: 1) «нищие духом», то есть не гордые, не высокомудрствующие, но сами себя смиренномудренно уничижающие; 2) "плачущие" о грехах, не смеющиеся и не утешающиеся в забавах мира сего; 3) "кроткие": нестроптивые и немутящиеся; 4) «алчущие и жаждущие правды»: уклоняющиеся от лжи и от всякого лукавства; 5) «милостивые», сострадательные к страждущим и усердно служащие на пользу другим всем, чем только могут утешить ближнего и оказать в нужде его спасительную помощь; 6) «чистии сердцем»: не имеющие лукавого помысла, ни злого пожелания ни суеверия, ни ереси; 7) «миротворцы»: избавляющие от злобы и примиряющие с Богом во имени Христове каждого человека; 8) «изгнанные правды ради»: которые всегда говорят истину и страдают за правду Божию со смирением; 9) поносимые, уничижаемые и ложно злословимые за Христа или за исповедание Его учения. Таковым следует не унывать, а радоваться и веселиться в уповании, что они имеют за это многую мзду на небесех.

Мая 20-го, 1833 года

244. Марии Петровне Колычевой

Посылаю вам слово души моей во извещение сердца вашего о великой пользе слова Божия, – искренно прошу вас, не уклоняйтесь от него; оно ныне всего нужнее для вашего благополучия. Вам нужны терпение и силы к пренесению всякой скорби и болезни: все сие даруется словом Божиим. Вам нужно во время туги вашей облегчение; оно также дается словом Божиим. И что сильнее слова Божия? Им содержится вся тварь, – небо и земля. Кто так совершенно может исцелить болезни и немощи, как одно только слово Божие? Не могу пожелать вам смрада мертвенности в пользование, но животворное слово, возбуждающее мертвых, желаю вам иметь неотступно в памяти сердца вашего; оно приемлется и удер-живается верою. Уведомление ваше о себе мне принесло утешение, что Господь Бог хранит вас на опасном пути жизни вашей. Благодарение Господу, во всякое время назидающему нас святым Своим Промыслом в жизнь вечную. Мне приятно воспоминать сердцу вашему от души моей, что мы сопутствуем друг другу в прохождении нашего времени в вечность. Что прошло, того уж нет; и то, что проходим, неприметно скрывается от нас; что помышляем, о чем говорим, чего желаем и ищем – все сие подлежит праведному суду и истязанию, ежели не теперь, то после... Господи! умом ли, или помышлением, словом или делом согреших, прости ми. Господи! избави мя от всякого неведения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи! избави мя от всякого искушения. Ваши обстоятельства требуют частого повторения сих молитв спасительных. Вы сами видите, сколь нужно всем нам слово Божие, чтобы в оном пребывать, где бы мы ни находились, и тем спастись от напаствующих, а более от прельщающих забавами, не подобающими истинным христианам, алчущим и жаждущим быть со Христом, егда приидет со славою судить живых и мертвых. Себя и вас поручаю молитвам Святой Православной Церкви и всех святых, прославленных Богом. Прошу смиренным поклоном покровительства Божией Матери, да сохранит нас до конца под Своим материнским покровом, и данный при святом крещении вам святой Ангел Хранитель да пребудет до самого исшествия души от тела, охраняя вас от всяких неприязней.

Июля 11-го. 1833 г.

293. Екатерине Васильевне Даниловой

Слово, утешающее душу, одержимую многими скорбьми, чрез временную жизнь возводит в жизнь вечную, к наследованию небесных благ. Сие Слово есть жизнь души, воскресение мертвых и десница Вышнего; все что есть, сим Словом и пребывает; сие Слово-неизреченный свет, радость и бесконечное веселье! Слово Божие снисходит к смиренной душе и восставляет ее, шедшую в мрак уныния, просвещает ее и наставляет на истинный путь, которым может она войти в царство Божие, соблюдая все, что повелевает ей руководствующее ее слово спасения. Душа, повинующаяся Слову Божию, приемлет его, питается и одевается им, и пребывает в нем, и радуется о нем.-Вся тем быша: небо и земля, видимая и невидимая; и что бы ни было, все то одним Словом есть и содержится... Каждый человек словесный подлежит суду сего Слова; оно объявило словесному человеческому роду, что каждый из человеков от словес своих или оправдается или осудится… «Савл, гонитель христиан, на дороге в Дамаск, как молниею поражен был словом!-Ослеп, просветился и стал ревнитель сего Слова, которое он всюду возвещавал и проповедовал.» Сие слово есть воплощенный Бог Иисус Христос!-Сего послушайте и вам дастся Его обетование, уготованное всем любящим Его!...

Вы прочитали святого Ефрема Сирина; а читали ли вы когда святого Иоанна Златоуста?

Апр. 22-го, 1835 г.


Комментарии для сайта Cackle