Историческое сведение о св. Клименте
Святый Климент1 родом был Римлянин, Царского племени. Он был сотрудником Св. Апостола Павла, как сам Апостол свидетельствует в Послании к Фил. 4, 3. именуя его вместе с другими своим споспешником, коих имена в книгах животных. Но в Христианскую веру первоначально обращен Ап. Петром, и с ним подвизался в устроении Римской Церкви, а после был ея Епископом. По сему, как говорит Св. Ириней2, он зрел блаженных Апостолов, жил вместе с ними, их проповедь отзывалась еще в слухе его, и их предания были пред взорами его.
Послание сие Св. Климент писал к Коринфянам от лица Римской Церкви, по случаю возникшего в Коринфской Церкви несогласия, возбуждая Коринфян к миру, к вере и образу жизни Христианской. Подлинность сего послания утверждают: Св. Ириней3, Евсевий4, Фотий5. Первый называет оное сильнейшим; второй великим и удивительным, всеми вообще принятым, которое в весьма многих Церквах было читано всенародно как прежде, так и в его время; последний – достойным уважения.
О уважении, в каковом было у Церквей сие послание, дает свидетельство у Евсевия6 Дионисий Епископ Коринфский. «Сего дня – говорит он в письме своем к Римлянам – провождали мы Святой день Господень; в оный читали послание ваше, которое и всегда будем читать для нашего наставления, так как и первое, писанное нам Климентом».
Временем написания сего послания с большею вероятностию поставляется 95 год по Р. X. – время гонения Домицианова, на что указует начало самого Послания.
* * *
Память Святого Ноября 25 дня.
См. у Евсевия Церк. Ист. кн. 5. гл. 6. в кн. 3. против Ерес. гл. 3.
У Евсевия кн. 5. гл. 6.
Кн. 3. гл. 16.
Биб. кн. 113.
Кн. 4. гл. 23.