Я. Милутин

Источник

III глава. Заседания Священного Архиерейского Собора по вопросу организации Православной Церкви в Чехословацкой республике

§1. Ответ Священного Архиерейского Собора на меморандум Чехословацкой церкви

На Патриаршем дворе в Сремских Карловцах 17/30 ноября 1920 г. заседал комитет, организованный по вопросу Чехословацкой церкви. Члены комитета одновременно являлись и членами Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, а именно: митрополит Печский Гавриил, епископ Велешско-Дебарский Варнава, Его Высокопреосвященство епископ Будимский Георгий, епископ Жичский Николай и, конечно, епископ Нишский Досифей, который являлся делегатом Сербской Церкви в Чехословацкой республике.

В протоколе помимо прочего отмечено, что получен меморандум Центрального Комитета Чехословацкой церкви, в котором содержится просьба о приеме в Сообщество Сербской Православной Церкви на известных условиях. По прочтении меморандума были прочитаны и протоколы IX и X заседаний законодательного комитета Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 24 сентября/7 октября 1920 г., причем особое внимание было обращено на ответы Сербской Православной Церкви на условия, которые выставил Главный Комитет. К сожалению, ни меморандум, ни текст протокола IX и X заседаний законодательного комитета не сохранились в Синодальном Архиве. Ни один историк при этом так и не упомянул, когда же меморандум Чехословацкой церкви был написан. Благодаря одному прошению епископа Горазда, направленному Священному Архиерейскому Синоду в 1929 г., которое сохранилось в упомянутом архиве, можно узнать, что меморандум написан 3 сентября 1920 г.31

Главный комитет Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви все решения по вопросу церкви в Чехословакии, принятые на заседании 17/30 ноября 1920 г., направил Священному Архиерейскому Собору для утверждения, а также для проведения в жизнь дальнейших шагов к началу ведения конкретной миссионерской деятельности Сербской Православной Церкви в Чехословацкой республике. Священный Архиерейский Собор заседал 18 ноября/1 декабря 1920 г. в патриаршем дворе в Сремских Карловцах в следующем составе: председатель Патриарх Димитрий, епископ Темишварский Георгий, митрополит Захумко-Герцеговинский Петр, митрополит Банялукско-Бихачский Василий, митрополит Тузланско-Зворницкий Илларион, митрополит Печский Гавриил, епископ Пакрачский Мирон, епископ Захумско-Никшичский Кирилл, епископ Велешско-Дебарский Варнава, епископ Будимский Георгий, епископ Нишский Досифей, епископ Жичский Николай, епископ Шабацкий Ефрем.

Священный Архиерейский Собор принял по вопросу рассмотренного протокола Главного Комитета Священного Архиерейского Собора по решению церковного вопроса в Чехословакии следующие решения, которые одновременно представляли собой и основу для миссионерской деятельности Сербской Церкви в Чехословакии в течение всего времени пребывания наших делегатов на территории Чехословакии. Также эти решения являются и ответом Священного Архиерейского Собора на требования главного комитета Чехословацкой церкви. В Архиве Священного Архиерейского Синода в Белграде сохранился протокол очередного заседания Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 18 ноября/1 декабря 1920 г.; таким образом, мы располагаем возможностью полностью ознакомиться с текстом решений Священного Архиерейского Собора того заседания. Помимо прочего, во введении записано: «Священный Архиерейский Собор Сербской Патриархии с радостью приветствует движение священников и народа в государстве Чехословакия за переход в Православную Церковь, в ту Церковь, к которой они поначалу и принадлежали... Священный Архиерейский Собор далек от тени намерения прозелитства в какой бы то ни было христианской церкви. Но, с другой стороны, Священный Архиерейский Собор считает своей обязанностью помочь этому движению по переходу в Православие, особенно, когда инициатива этого движения возникла спонтанно из среды самого чехословацкого духовенства и народа...». Затем Священный Архиерейский собор на основании всего предоставленного материала, проанализированного на прошедших заседаниях комитета, принимает решение: «На сформулированные Центральным Комитетом требования этого движения Священный Архиерейский собор посылает своего члена, Его Преосвященство Господина Досифея, епископа Нишского, быть верным толкователем учения Святой Соборной и Апостольской Церкви восточной и мудрым советником в делах внутреннего устройства новой сестринской церкви в Чехословакии»32.

После этого на повестку дня было вынесено рассмотрение поставленных условий Центрального Комитета Чехословацкой Церкви, на которые Собор ответил и вынес решение в следующем порядке:

1. Разрешить употребление чешского языка при богослужении и совершении обрядов, при этом Церковь Чехословацкая будет стараться, чтобы младшее духовенство выучило старославянский язык. На это Собор принимает решение: «Богослужебные книги на чешском языке разрешить, с тем, чтобы Церковная власть одобрила перевод».

2. Богослужение совершать прежним образом и порядком, а книги приспособить к православным. – Решение Собора гласит: «Можно принять с тем, чтобы при совершении Св. Таинств то, что существенно по учению Православной Церкви, было введено и соблюдалось».

3. Устройство Церкви должно быть демократическим, чтобы духовенство было организовано по образцу приходских общин, а архиереи и высшее духовенство были уважаемы и выбираемы только большинством голосов. На это Собор ответил: «Соглашаемся с тем, чтобы устройство Церкви Чехословацкой было соборным и духовное управление было организовано по образцу приходских церковных общин. Что касается выбора приходского духовенства, народу может быть дано право выбрать достойных лиц, которых бы рукополагал архиерей. Духовенство и народ могут выбирать и предлагать кандидатов в архиереи, из которых бы компетентный Архиерейский Собор посвящал достойнейшего в сан епископа».

4. Не рукополагать вновь священников при переходе в новое церковное сообщество. – Собор также принял это условие с тем, что чехословацкому Архиерею будут даны соответствующие особые инструкции.

5. Разрешить чехословацким священникам жениться до и после рукоположения, и даже дважды или трижды. – Собор выносит решение разрешить священникам один брак, как и нашим. О втором браке священника ведется обсуждение и будет вынесено решение, действительное для всей Православной Церкви.

6. Дать возможность, и в случае если не найдется достаточного числа неженатых кандидатов на сан епископа, и женатым быть посвященным в сан епископа. – Собор Сербской Православной Церкви ответил на это поставленное условие Центрального Комитета Чехословацкой Церкви, что он надеется, что сестринская Чехословацкая Церковь будет иметь достаточное количество кандидатов просвещенных и канонически квалифицированных для епископского звания, как и другие Православные Церкви.

7. Просьба к Сербской Православной Церкви послать в Чехословакию своего Архиерея, который бы в первое время организовывал, управлял тамошней церковью, пока не будут достигнуты все условия для автокефалии, и категорически просят, чтобы им направили епископа Досифея. – Собор ответил, что все «было выполнено согласно просьбе и был направлен Преосвященный Епископ Нишский, чтобы был учителем нашей Православной Церкви и советником в делах организации Чехословацкой Церкви».

8. После организации Церкви чехословацкие архиереи не будут подчиняться Сербской Православной Церкви. После этого они могли бы просить статус автокефальной и автономной Церкви. Посвящение архиерея произвести в кратчайший срок. – На это требование Собор постановил следующее: «Сербская Православная Церковь проникнута духом братской любви к чешскому народу и не имеет никаких других намерений, кроме как, руководимая Духом Божьим, помочь своим братьям создать и устроить в кратчайший срок автокефальную Чехословацкую Православную Церковь подобно остальным Православным Церквям».

9. Центральный Комитет требует, чтобы Сербская Православная Церковь ходатайствовала перед государственными органами Чехословацкой республики о том, чтобы священникам платили жалование от государства по тарифу, как и прочим государственным чиновникам. – Собор полностью согласен с этим требованием.

10. Пока не будут достигнуты условия для открытия Богословского факультета в Чехословацкой республике, Сербская Православная Церковь примет около 15 их питомцев на полное содержание на Богословский факультет в Белграде. – Собор принял это предложение.

11. Разрешить и женщинам участвовать в церковно-общинных выборах, тем, чье поведение соответствует духу набожности. – Собор на это условие ответил, что в настоящее время «самым важным является организовать церковную жизнь и подготовить все условия для автокефальности Чехословацкой Православной Церкви, которая тогда может организовать свое внутреннее устройство в соответствии с Церковными канонами так, как это будет наилучшим образом отвечать потребностям Церкви».

12. Церковь должна носить название «Церковь Чехословацкая» или «Чехословацкая Церковь св. Кирилла и Мефодия». – Собор решил называть эту церковь «Православная Чехословацкая Церковь св. Кирилла и Мефодия».

После рассмотрения всех условий Центрального Комитета Чехословацкой Церкви Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви решил, «чтобы определенный Архиерей всегда был в постоянной связи по этим и новым вопросам, которые могли бы возникнуть, с Священным Архиерейским Синодом, который будет давать все необходимые инструкции. Также необходимо, чтобы епископ Нишский Досифей как можно скорее принялся к доверенной ему работе»33. С этим постановлением Священный Архиерейский Собор закончил обсуждение, связанное с меморандумом Центрального Комитета и решением вопросов в связи с Чехословацкой Церковью. В протоколе с этого заседания нет ни одного слова по прошению, направленному Его Святейшеству Патриарху Сербскому Димитрию Чешской Православной Общиной из Праги. Об этой общине и их повторном прошении сообщит Священному Архиерейскому Собору епископ Нишский Досифей в одном из своих регулярных отчетов о состоянии миссии в Чехословацкой республике.

§2. Помощь миссии со стороны королевского правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев

Чтобы наша миссия по организации Чехословацкой Православной Церкви могла успешно развиваться, вне всякого сомнения, существовала необходимость в значительных материальных средствах, которыми в тот момент Сербская Церковь не располагала. Денежная помощь для успешного исхода миссии была запрошена у правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев. А именно, сам Сербский Патриарх Димитрий обратился к министру по делам религии конфиденциальным письмом син. № 132 от 18/1.12.1920 г., в котором изложил ему суть роли Сербской Церкви в организации упомянутой церкви и обратился с просьбой к министру по делам религии помочь денежными средствами в этой деятельности. Помимо прочего, в письме говорится: «Поскольку Церковь в настоящий момент не располагает материальными средствами, а дело ни в коей степени не терпит отлагательств, Священный Собор принял решение обратиться с просьбой к господину министру по делам религии проявить содействие и получить наивысшее одобрение отъезда за границу Преосвященного Господина Досифея, а также финансировать его дорожные расходы, как и упомянутых двух его сопровождающих лиц, и посодействовать перед королевским правительством о выделении специальных доплат, пока он будет по делам этой службы вне отечества, за границей»34. Министерство дало положительный ответ, поскольку в Архиве Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви сохранилось и письмо Его Святейшества патриарха Сербского Димитрия Казне Священного Архиерейского Собора от 10/23.02.1921 г. син. № 896: «От Министерства по делам религии под № 58 от 19 числа сего месяца нами получен акт следующего содержания: „Принимая предложение Священного Архиерейского Синода в акте строго конфиденциальном син. № 96 от сего дня, одобрено мной: для потребностей Сербской Православной Церкви выделить от Управления фондами из церковно-монастырских средств сто пятьдесят тысяч динаров. Деньги выделить и передать в распоряжение Священному Архиерейскому Синоду Сербской Православной Патриархии. Настоящим предоставляем полномочия казначею Священного Архиерейского Синода протоиерею Владимиру Петровичу получить означенную сумму от Управления фондов и выдавать из нее деньги по указаниям Священного Архиерейского синода“»35.

Эта великая историческая деятельность Сербской Православной Церкви, несомненно, была положительно воспринята и поддержана со стороны всех государственных органов Королевства сербов, хорватов и словенцев. Понятно, что и само королевское правительство помогало как деньгами, так и организационно этой миссии. Из сохранившейся переписки в Архиве Сербской Православной Церкви можно заметить, что Министерство иностранных дел через посольство Королевства сербов, хорватов и словенцев в Праге поддерживало переговоры между чехословацким правительством с одной стороны и Сербской Православной Церковью с другой.

Конечно, королевское правительство поступало так и по политическим причинам, поскольку углублением духовных связей между двумя славянскими народами усиливало и политическое союзничество двух государств, появившихся с распадом Австро-Венгерской монархии. Это политическое единодушие на международной арене увенчалось созданием малого военно-политического союза трех государств – Королевства сербов, хорватов и словенцев, Чехословацкой республики и Республики Румыния, с целью показать новой Европе, что оккупация малых славянских народов немцами больше невозможна. Однако действительность была другой, что проявилось в полной мере в 1938 году, события которого потрясли Европу, неумолимо сталкивая ее к новому, еще более страшному голгофскому страданию.

В двадцатые и тридцатые годы Королевство сербов, хорватов и словенцев имело с Чехословацкой республикой самый большой товарно-денежный оборот и оба государства имели большую прибыль от торговли, туризма и т. д. На высоком уровне осуществлялось сотрудничество в области культуры, науки, спорта, гуманитарной деятельности. Все эти обстоятельства сыграли свою роль в том, что правительство Королевства сербов, хорватов и словенцев поддержало эту деятельность сербского архиерея в дружественной Чехословацкой республике.

В Архиве Священного Архиерейского синода Сербской Православной Церкви существует письмо от 14 марта 1921 г. Конфиденциальный № 236, направленное министру иностранных дел Чехословацкой республики др. Э. Бенешу со стороны дипломатического представителя Королевства сербов, хорватов и словенцев в Праге Ивана Хрибара, в котором он пишет: «Поскольку епископ Досифей гражданин Королевства сербов, хорватов и словенцев и поскольку правительство этого Королевства не хотело бы, чтобы в дружественной и союзной Чехословацкой республике он работал без выраженного разрешения ее правительства, прошу Ваше Превосходительство для работы епископа Досифея в рамках означенного дать свое согласие». На это письмо под № 8159 получен такой ответ: «Министерство иностранных дел не имеет ничего против того, чтобы господин епископ Досифей, посланник Священного Синода Сербской Православной Церкви, оказывал содействие в организации Чехословацкой Церкви»36. В этом в полной мере проявилась политическая хитрость чехословацкого правительства, поскольку на практике оно значительно мешало и препятствовало работе епископа Досифея по организации Православной Церкви в Чехословацкой республике, что ясно проявится в отчете епископа Досифея Священному Архиерейскому Синоду Сербской Православной Церкви.

* * *

31

Архив Священного архиерейского синода Сербской православной церкви. Папка Еп. «Чешко-моравска». Син.№ 837 о т 17/30 апреля 1924 г.

32

Архив Священного архиерейского синода Сербской православной церкви. Папка «Чехословачка црква», Син.№ 132 от 18.11/1.12.1920 г. (см. Приложение № 1).

33

Архив Священного Архиерейского синода Сербской православной церкви, Папка «Чехословацкая Церковь». Син.№ 133 от 18.11./1.12.1920 г. (см. Приложение № 1).

34

Архив Священного Архиерейского синода Сербской православной церкви. Папка «Чехословацкая Церковь». Син. № 96 от 18/2.12.1920 г.

35

Архив Священного Архиерейского синода Сербской православной церкви. Папка «Чехословацкая церковь». Син. № 82 от 24.02.1921 г.

36

Архив Священного Архиерейского синода Сербской Православной церкви. Незарегистрировано; текст этого письма дипломатический представитель в Праге г. Иван Хрибар направил Министерству иностранных дел в Белграде и передал текст и епископу Досифею, когда тот прибыл в Прагу. А епископ Досифей направил его со своим регулярным отчетом Священному Архиерейскому Синоду. Министерство иностранных дел в Белграде и Консульство Королевства сербов, хорватов и словенцев в Константинополе постоянно информировало Священный Архиерейский синод о работе и интригах раскольника Савватия во время его пребывания в Константинополе. Сохранилась переписка в Архиве Священного Архиерейского синода. Министерство по делам религии в течение нашей миссии принимало и помогало материально чешским и карпатско-русским семинаристам в сербских православных богословских учреждениях (Архив Югославии, Министерство по делам религии, папка 63).


Источник: Миссия Сербской Православной Церкви в Чехии и Словакии во главе с епископом Нишским Досифеем (Васичем) в 20-е и 30-е гг. XX века и передача ее дел в ведение Русской Православной Церкви в 1946 году / Курсовое соч. студента 4 курса Санкт-Петербургской Духовной Академии Милутина Янича. - СПб.: СПбПДА, 2004. - 223, [12] с. (На правах рукописи).

Комментарии для сайта Cackle