святитель Григорий Богослов

Отец

Нужно ли что говорить об Отце, Которого не касаются, по общему согласию, все водящиеся естественным смыслом, хотя Он первый и в первый раз понес поругание, когда старыми нововводителями разделяем, был на Благого и Зиждителя (1)?

* * *

Сыну никогда не входить в спор с отцом повелевает закон, а прежде закона – природа (2).

* * *

Если родил ты меня, отец, не велико благодеяние. Ибо для всех: и для людей, а равно и для бессловесных – от начала положен один закон – покоряться любви. По воле же премудрого Слова и рождаемым, и рождающим должно влачить однодневную жизнь, а умирая, продолжать ее в своих прозябаниях.

Но ты, родив, вскормил меня (2)!

* * *

Отец радуется, когда добрый сын берет над ним преимущество, и радуется больше, нежели когда сам превосходит всех других. Это согласно с Божескими законами, которыми великий Отец связал вселенную и из любви к Своему достоянию незыблемо утвердил Словом (2).

* * *

Не человеческий только мы род, но и Божий – и Божий прежде, нежели человеческий. Отцы для детей – вторичные только орудия рождения от Христа, великого Бога. Христос взял землю, но даровал ей ум и произвел единый род, смешанный из того и другого, произвел земного царя, который – тело, когда зломудрен, и сопричтен к богам, когда благочестив, который туда и сюда порывается многими бедствиями, чтобы при большем числе зол иметь нам необоримое сердце (2).

* * *

Лучше от отца перенести худое, нежели видеть доброе от чужого. И человеку лучше всего смотреть только из рук отцовых. А если отец беден, скуден умом, изнемог телом, что будешь делать? Не заменишь ли ему своею рукою жезла? Не возьмешь ли и ты меня к себе на плечи и не понесешь ли вон из города, как сын Анхизов175 унес своего родителя от врагов? Или скажешь: «Для чего ты произвел меня на свет? И за что требуешь моей услуги?» (2)

* * *

Как Царь Христос, Который по великим советам Своим правит миром, есть общий всех Родитель и наилучший Пастырь, так и отец для своих детей есть бог (2).

* * *

175

Анхиз – мифический властитель дарданов в Троаде. При падении Трои сын Анхиза Эней вынес парализованного отца на себе. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle