святитель Григорий Богослов

Писание Священное

Заключающееся в Писании не без цели написано и не просто куча слов и предметов, собранная для развлечения слушающих, не какая-нибудь приманка для слуха, служащая только для забавы. Такова цель баснословий и тех эллинов, которые, не особенно заботясь об истине, очаровывают слух и сердце изяществом вымыслов и роскошью выражений. Но мы, тщательно извлекающие духовный смысл из каждой черты и буквы, совсем не согласны думать (это было бы и несправедливо), чтобы и самые малозначительные деяния без какой-либо цели были и писателями подробно описаны, и до нашего времени сохранены для памяти. Напротив, цель их – служить памятниками и уроками, как судить в подобных обстоятельствах, если таковые встретятся, чтобы мы, следуя этим примерам, как некоторым правилам и предначертанным образцам, могли одного избегать, а другое избирать (1).

* * *

Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например, говорит море то и то (Ис. 23, 4), и бездна говорит: не во мне она (Иов 28, 14); также небеса представлены проповедующими славу Божию (Пс. 18, 2), и мечу повелевается нечто (см. Зах. 13, 7), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния (см. Пс. 113, 6) (1).

* * *

В наших Писаниях двоякий есть смысл: один внутренний – досточтимого Духа, а другой внешний; оба же Божественного начертания. И один внятен немногим, а другой многим по той, думаю, причине, чтобы преимущество имели мудрые или чтобы с трудом приобретаемое тверже соблюдалось, ибо что скоро приобретается, то непрочно. Впрочем, в наших Писаниях тело и само светло, и облекает собою боговидную душу, это двойная одежда – багряница, просвечивающая нежной сребровидностью. Но у нас ничего нет срамного, что закрывало бы собою Бога (2).

* * *

Займи его (ум) богодухновенными Писаниями, собирая великое богатство двух Заветов: одного Ветхого и другого всегда Нового, ибо Завет, написанный после первого, есть Новый и не будет иметь по себе третьего. Охотно посвяти им все свое внимание; из них научишься, как образовать в себе добрые нравы, как чествовать Единого истинного Бога, Который есть вечная единица и Троица, Отец с Сыном и со Пресвятым Духом, Троица, раздельная в Лицах, Единица естеством. Поэтому не сливай ипостасей численно – и обратно, поклоняясь Богу, не рассекай естества. Одна Троица, один Бог Вседержитель. Такова преутонченная тайна благочестия (2)!

* * *

Если Писания представляют столько опор, то самая мудрая мысль – увлекшимся в худое в них же (в Писаниях) искать убежища от всякого суетного учения (2).



Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Вам может быть интересно:

1. Книга пророка Иеремии – Глава 44 преподобный Ефрем Сирин

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Писание священное святитель Василий Великий

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXIX святитель Иоанн Златоуст

4. Еврейские вопросы на Книгу Бытия – Глава 40 преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

5. Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста – 81. Грех Давида протоиерей Михаил Фивейский

6. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Писание (Священное) преподобный Исаак Сирин Ниневийский

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ир-Шемеш профессор Александр Павлович Лопухин

8. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Устюжны железныя Михаил Владимирович Толстой

9. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодорит, Архимандрит митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Письма – 339. Мирской человек о монашеской жизни судить не может преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle