Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


протоиерей Григорий Дьяченко

Духовный мир
О бытии Божием

Глава 1

   

Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира

Содержание

   Предисловие
    О духе нашего времени
Глава первая. Бог в природе 1. Нет в мире случая 2. Мудрое наставление 3. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве Земли 4. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве водной стихии Приложение. А. Благотворные свойства воды Б. Необъяснимое по законам природы явление 5. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве воздушной стихии 6. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве света 7. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве растений Приложение. Пример целесообразности (чаша Нептуна — губка) 8. Следы премудрости и благости Божией, или целесообразность в устройстве звездного мира Приложение. А. Элементы вселенной Б. Замечательный факт из области геологии В. Свойство явлений и законов вселенной требует признания бытия Божия Г. Сила существует независимо от материи, которой она управляет Д. Мир не существовал вечно: он сотворен Богом во времени Е. Несколько примеров явлений природы, свидетельствующих о премудром Творце мира Ж. Самозарождения в мире нет 3. Биогенезис. (Жизнь возникает из жизни) И. Решение возражений против целесообразности в мире 9. Факты целесообразности в области живых существ и в особенности в устройстве человеческого организма а) Органы и функции б) Инстинкты 10. Целесообразность в устройстве человеческого организма, приспособленного к самозащите от вредных внутренних и внешних влияний Способы самозащиты организма а) Термическая среда b) Травматизм c) Микробы d) Внешние яды е) Внутренние яды Глава вторая. Бог в душе человека 1. Как Бог открывается в душе человека? 2. Учение о бытии Божием св. отцов, изложенное в форме вопросов и ответов Приложение. А. Свидетельства философов, ученых и писателей о бытии Божием Б. Доказательства бытия Божия В. Лучшее доказательство бытия Божия Г. Критика пантеизма и материализма как систем безбожия, наиболее распространенных в наше время.А. КРИТИКА ПАНТЕИЗМА Б. Критика материализма Опровержение материалистического лжеучения 1) Материализм противоречит здравому мышлению 2) Материалистическое воззрение не объясняет появления организма 3) Утверждение материалистов, что христианское мировоззрение падает пред лицом фактов астрономии и геологии, не имеет научного основания Глава третья. Бог в частной и всемирно-исторической жизни рода человеческого А. Промысл Божий в частной жизни людей, как отдельных, самостоятельных личностей 1. Рассказы, подтверждающие ту мысль, что пути Промысла Божия неисповедимы 2. О том, как из непостижимых судов Божиих можем мы узнавать Его святую волю 3. Как св. Ефрем Сирин пришел к убеждению в бытии Промысла Божия? 4. Рассказы о промыслительной попечительности Бога о людях святых 5. Рассказы о явных следах Божьего Промысла в жизни обыкновенных людей а) Чудесное спасение от пожара б) Бог милосерд не только к праведникам, но и к кающимся грешникам в) Господь спасает людей от явной опасности, если жизнь их полезна, то таинственным голосом, то иными средствами г) Попечение Божие о сиротах д) Промысл Божий в повседневной жизни человека е) Чье-то участие в нашей жизни ж) Спасение от явной опасности з) Спасительное предостережение и) Замечательный случай из жизни крестьянина-поэта Сурикова i) Из «Воспоминаний графини А.Д. Блудовой» к) Сам Господь хранит детей 6. Пути Промысла Божия в обращении грешников 7. Промысл Божий в наказании преступников 8. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников к христианству 9. Таинственные вразумления и обращения к вере неверующих Приложение. А. Промысл Божий о человеке и особенно о людях благочестивых Б. Справедливо ли мнение, будто чему быть, того не минуешь? В. Условия, при коих можно замечать следы божественного Промысла Б. Промысл Божий во всемирной истории рода человеческого 1. Следы промысла Божия в древней истории народов 2. Следы Промысла Божия в судьбах новейшего человечества Приложение. А. Промысл Божий и наука Б. Промысл Божий и человеческая свобода Глава четвертая. Бог в исторических судьбах христианской Церкви А. Божество Иисуса Христа. Сверхъестественные свидетельства о Божестве Иисуса Христа Приложение. А. Есть ли теперь чудеса? Б. Благотворное влияние христианства на человечество В. Сущность евангельского учения (Содержание свидетельства Христова) Г. Доказательства божественности учения Христова Д. Опровержение ложных взглядов на христианскую религию: а) будто она повинна в фанатической братоубийственной войне в Средние века и б) будто она отжила свой век и должна уступить место науке Б. Значение факта воскресения Иисуса Христа в деле доказательства божественности христианской религии Приложение. Разбор возражений против факта воскресения Иисуса Христа, заимствующих свою мнимо-научную опору от телепатии В. Чудесные знамения истинности церкви Христовой 1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная Церковь 2. Небесные казни гонителей церкви Божией 3. Наказания за хулы на св. православную Церковь 4. Чудеса от св. икон как свидетельства истинности иконопочитания 5. Рассказы о чудесной помощи Богоматери и святых 1. Чудо исцеления Богоматерью отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина 2. Спасение от неминуемой смерти заступлением Богоматери 3. Богоматерь как охранительница истинного учения Церкви 4. Свидетельство русской истории о силе молитвы к Богоматери 5. Взбранная Воевода 6. Заступление Пресвятой Богородицы за обижаемую мужем жену 6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых 7. Чудеса, бывшие при совершении св. таинств 1. Неповторяемость крещения 2. Рассказы о чудной перемене, производимой в людях возрождающей силой св. крещения 3. Чудесные знамения, совершившиеся при таинстве крещения 4. Рассказы из жизни святых, доказывающие, что в Таинстве Причащения (Евхаристии) под видом хлеба преподается истинное тело Христово и под видом вина истинная кровь Господня 5. Чудеса, бывшие при таинстве тела и крови Христовой 6. Примеры наказания Божия за недостойное причащение Св. Таин или кощунственное обращение с ними 7. Рассказы о врачующей силе Св. Христовых Таин 8. Рассказы о силе и значении таинства покаяния 9. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство 10. Рассказы о наказании Божием за оскорбление служителей алтаря Господня 11. Рассказы обуслышании молитв, почерпнутые из церковной истории и житий святых Приложение. Чудеса и природа Глава пятая. Бог в откровениях
Предисловие
   Настоящая книга, состоя в тесной связи с только что вышедшей книгой под названием «Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой», имеет, тем не менее, свое самостоятельное содержание и план. Главное назначение первой книги состоит в том, чтобы убедить читателя силою неопровержимых фактов, добытых преимущественно из области опытной психологии, в той истине, что человек имеет душу как разумную, свободную, бессмертную, духовную сущность, наделенную такими дивными свойствами, что они ясно и неотразимо свидетельствуют о ее богоподобии; вторая, т.е. настоящая книга приводит читателя путем рассказов, полных, как нам кажется, самого глубокого жизненного интереса, и доступных по изложению и содержанию размышлений к дальнейшим истинам: к бытию Бога, Творца души человеческой и всего видимого и невидимого мира, т.е. бесплотных сил, из коих — одни святые ангелы, а другие — духи тьмы, демоны.
   Составитель этой книги хорошо знает, что сухое, строго научное изложение здесь, как и в первой книге, было бы неуместно: слишком еще мало читателей у нас привыкло к чтению с таким изложением. Вот почему мы здесь, как и ранее, поместили ряд рассказов, заимствованных из вполне достоверных и компетентных источников, которые показывают бытие Божие в природе, в душе человека, в частной жизни людей, во всемирной истории человеческого рода, в истории христианской Церкви, и т.д.
   Конечно, это не доказательства1, в строгом смысле этого слова, истины бытия Божия, но это то, что заменяет их в известной степени, или, во всяком случае, это то, что приводит всякого не предубежденного человека к внутреннему сознанию необходимости бытия Божия и духовного мира вообще. Подобным же образом мы поступали и с другими главами — об ангелах и демонах. В этой последней главе мы поместили весьма необходимую, по нашему мнению, статью, которая изображает характерные свойства большой истерии и дает возможность отличить истерический припадок и болезни так называемых кликуш от одержания демонами, или беснования, что, к сожалению, к великому соблазну и еще большему вреду, нередко смешивается незнающими.
   Цель настоящей книги — противодействовать злому духу нашего времени, который проповедует безбожие, грубый материализм и нечестие. Его гибельное дыхание, начинаясь из Парижа, как современного очага неверия и нечестия, мало-помалу охватывает все страны мира и хотя еще не в ясных, но грозных знамениях сказывается уже и в России.
   Если бы по прочтении этой книги читатель приобрел живое, глубокое и сердечное убеждение в бытии духовного мира, если бы благодаря нашей книге он пришел к более истинному и даже более радостному воззрению на мир и жизнь человека, которая вся проходит под воздействием божественного Промысла и бесплотных хранителей людей — св. ангелов хранителей; если бы он из нашей книги почерпнул иное направление, вносящее в сферу мышления свет истинного знания, в сердце — мир и радость при представлении будущей посмертной жизни человека во свете блаженства со Христом, в область воли — мужество в несчастиях, бодрость в деятельности, терпение в скорбях и смиренную покорность божественному Провидению — направление, согласное с учением православной Церкви и, таким образом, прямо противоположное гибельному и разрушительному духу нашего времени, вносящему в умы, сердца и волю своих поклонников умственный мрак, безысходную тоску и отчаяние, заканчивающееся иногда самоубийством, животную разнузданность в нравах и готовность к самым злым проявлениям извращенной воли, ко всяким преступлениям, — то составитель, прося у него о себе святых молитв, счел бы труд свой вполне достигшим намеченной цели.
    Прот. Г. Дьяченко 1900 г. июня 1 дня
О духе нашего времени
   Чтобы наши суждения о духе нашего времени не были голословными, мы приведем здесь несколько фактов, подтверждающих нашу мысль. Мы сделаем беглый очерк состояния религиозного просвещения нашего времени, который покажет нам, до какого упадка дошла религия в некоторых странах Европы, преимущественно на западе, и какое ложное направление приняла наука, превратившись в грубый, отрицающий все сверхчувственное материализм.
   I. Обращаясь к периодическим современным изданиям, нельзя не отметить, прежде всего, большого упадка религиозной веры в Бога в наше время.
   В XVI столетии в западной Европе преобладало религиозное чувство, управляя всеми отправлениями частной, общественной и международной жизни. В XVII ст. религиозное чувство стало ослабевать, уступая место лицемерному ригоризму, ханжеству. Философы XVIII ст. дали взамен религии христианской «религию естественную», «деизм» (иначе «рационализм»), имевшую основание свое исключительно в разуме человеческом; вместе с тем, в литературе и обществе безжизненный формализм церковный вызвал, как реакцию, культ чувства, «сентиментальность», взамен любви христианской. Деизм XVIII ст. очень скоро перешел в атеизм (безбожие), который в постоянном своем развитии, выступая все открытее и смелее, стал, наконец, сущностью духа нашего времени, постепенно распространяясь в европейском обществе, преимущественно в цивилизованных слоях его, но начиная проникать уже и в народные массы. С атеизмом же неразлучен материализм с его печальными плодами.
   Современный атеизм есть плод французской революции — во Франции он и сделал наибольшие успехи. Здесь, как в очаге своем, постепенно разгораясь, дух атеизма достиг, наконец, в крайних своих представителях безумной, демонической силы. Во время осады Парижа в газете «La libre pensee» напечатаны были буквально следующие безумные слова: «Враг наш — Бог. Ненависть к Богу — начало премудрости. Если человечество желает идти вперед, то оно должно иметь основанием безбожие. Необходимее всего радикальное уничтожение в детях чувства религиозности, так как в детстве мозговые волокна (нервы) пропитываются религией до того, что после зрелого возраста, под старость, противодействие религиозному яду становится трудным. Для блага детей следует принудить силою возрастающее ныне поколение к безбожию»2.
   В то же время появилась газета под названием: «Ni Dieu, ni maitre!» (никакой власти — ни Божеской, ни человеческой). В том же 1870 году один из мэров Парижа велел уничтожить Распятия в подведомственной ему части города; обвиненный по этому поводу правительством пред судом, он был оправдан присяжными.
   Атеисты встречались и прежде, но как редкое исключение; их тайное, зловещее учение вызывало страх и отвращение в обществе, и преследование со стороны правительства. Теперь же атеизм выступает с открытым челом, требуя себе права гражданства, и имя адептов его — легион.
   В 1885 году в Париже образовалось особое «антидеистическое общество», которое поставило себе целью исключить из употребления самое слово «Бог»3.
   Парижский общинный совет порешил тогда же изгнать из школ сочинения Корнеля, Расина, Вольтера, Виктора Гюго и др., на том основании, что в них упоминается имя Бога, но зато во всех школах (вместо Распятия) велено было вывесить на стенах «Декларацию человеческих и гражданских прав»4.
   Дух атеизма, принявший такое развитие во Франции, охватил в большей или меньшей степени и прочие страны Европы. Так, дух «секуляризации» (Церкви) проник и в соседнюю Бельгию, всегда тянувшуюся к Франции и имеющую свою антихристианскую — «либеральную» партию, которая по временам берет верх в управлении над партией клерикалов. По примеру Парижа, и здесь (в 1889 г.) произведен пересмотр учебников и хрестоматий, чтобы «очистить» их от «клерикального духа». Очистка произведена тщательно; все учебники и хрестоматии для народных школ отпечатаны в новых, исправленных изданиях. Какого рода эти исправления, можно судить по следующим примерам. В одной хрестоматии, в старом издании, говорилось: «Иисус нежно любил Свою добрую Матерь»; в новом издании напечатано: «маленький Мориц нежно любил свою добрую мать». Вместо «мы имеем на небесах Отца, Который любит нас» напечатано: «мы имеем дома отца, который любит нас». Фразы «религия утешает нас в страданиях», «Бог благ», «Бог видит делающего злое» в новых «очищенных изданиях заменены такими изречениями: «Лаура видит кота», «у папы лысая голова», «как только уходят кошки, начинают танцевать мыши»5.
   Атеизм проникает и в школы. В 1881 году в Румынии воспитанники Ясской гимназии объявили священнику, у которого они должны были исповедоваться, что они вообще не веруют в бытие Божие. И там же ученики одного высшего учебного заведения сорвали и частью уничтожили иконы как в своей школе, так и в соседней церкви6. Администрация Станиславской гимназии во Львове (в Галиции) решила (в 1890 г.) исключить из гимназии множество учащихся «за открытую проповедь атеизма»7.
   А у нас лучше ли в этом отношении? «А ведь Бога нет», — говорит 10-летняя девочка своей подруге-сверстнице в одном приюте в Петербурге, как передавала это мать последней несколько лет тому назад. Рассказывали еще об одной матери, в Петербурге, которая сама разрушала детские верования в своих двух дочерях-институтках, внушая им идеи атеизма.
   II. Когда человек, злоупотребляя свободою воли, в безумии своем отвергает существование Бога, то дух человеческий, утратив связь с источником своей силы, постепенно слабеет и подпадает господству материи. Таким образом, атеизм неизбежно ведет к материализму. На появление современного материализма большое влияние имело также чрезвычайное развитие естественных наук. Изучение природы должно было бы приближать человека к Богу через познание Его силы, премудрости и благости в Его творениях8; но изучение явлений природы, под влиянием атеистического духа времени, отдалило человека от Бога.
   Плоды материализма у всех на глазах; они многочисленны и всесторонни:
   1) Извращение нравственного чувства. При материалистическом воззрении на человека и понятия о нравственности должны были существенно измениться. Если жизнь человека кончается со смертью тела, если удел человека есть лишь настоящая его земная жизнь, то целью ее, очевидно, должно быть приобретение большого количества земных благ, физических наслаждений. Когда у человека отнято небо, он требует себе землю. При таких условиях добром стало то, что выгодно, полезно, приятно, а все тому противоположное есть зло, есть безнравственно. «В мире назревает новая религия, — рассуждал один из современных мудрецов, — Христос унижает тело, заставляет бороться с плотью, мы реабилитируем тело. Тело свято, в нем нет дурных побуждений»9.
   2) Вместо недавнего стремления к честному, идеальному (романы 30 и 40 годов) — погоня за наживою как характерная черта нашего времени, всем, без сомнения, знакомая, притом погоня за наживою во всевозможных видах10. Чего нынче не подделывают? Звонкую монету, кредитные билеты денежные бумаги, паспорта, векселя, духовные завещания, дипломы11 всевозможные подписи, торговые фирмы12, периодические издания13, картины древних мастеров, шелк, сигары, даже яйца14. Маммон не стал ли «богом» нашего времени, пред которым все преклоняется, — ему жертвуют совестью, честью, репутацией, общественным положением. Кражи касс, банковские кражи стали явлением обыденным. Вспомним недавние скандальные процессы Панамской компании, римского банка и директоров некоторых парижских газет, арестованных (в 1894 г.) по обвинению в шантаже.
   3) Порнография. Как на продукт того же материалистического, или «реального», воззрения на нравственность следует смотреть на чрезвычайное развитие порнографической литературы, особенно во Франции; это — романы Дюма — сына, Поля Феваля, Флобера, Золя и их подражателей. Направление это популяризуется в массе народных брошюр. Так, одна немецкая фирма, имеющая агентов в различных городах, разослала до 40 000 одних лишь каталогов книг этого сорта15.
   Порнография коснулась и искусства. На выставках стали появляться изображения нагих женщин. Несколько лет тому назад (в 1886 или 1887 гг.) на выставке в академии художеств в С.-Петербурге красовалась статуя, изображавшая афинскую гетеру Фрину, когда она, потребованная на суд, чтобы очаровать своих судей, предстала пред ними, сбросив с плеч мантию, совершенно нагая.
   4) Реабилитация страсти и психопатизм. Оправдание преступления, совершенного под влиянием «аффекта», уже вошло теперь в обычай. В самом деле, если человек материален и совершает то или другое деяние лишь по необходимости, под влиянием «аффекта», которому противиться не может, потому что выше материи у него ничего нет, то как же ставить ему в вину совершенное им преступное деяние? Эта теория торжествовала на суде в целом ряде уголовных процессов. Вспомним дело Зас-ч, дело Ка-ой. В обоих случаях покушение на убийство было присяжными оправдано, при рукоплесканиях публики16. В 1890 году в Харькове купец Г-х убит своей любовницей К-ко; в Петербурге в 1895 году О. П-ем убивает своего любовника Д-ра — здесь и там присяжные оправдывают убийц, публика рукоплещет.
   Теория реабилитации страсти достигла своего апогея по поводу печального процесса Сем-ой в деле убиения Сары Беккер в кассе ссуд Мир-ча. Тут впервые дано было этой теории звучное название «психопатизм». Психопат — это не сумасшедший человек, но душевнобольной. Он может хорошо отличать добро и зло, но он думает только о себе; вне этого личного «я» для психопата нет ничего святого. Если такой субъект, напр., лжет, то просто потому, что он не может «не лгать». Так охарактеризовал психопата известный в Петербурге психиатр Ч., и на основании этого объяснения эксперта Сем-ва, обвинявшаяся в убиении Сары Беккер, была присяжными оправдана как психопатка.
   5) Самоубийства и умопомешательства. Как отражается материалистический атеизм на нашем внутреннем мире? Дает ли он внутреннее успокоение, счастье? Ответ на это в современной статистике самоубийств и умопомешательств.
   Статистика показывает, что ни в одну еще эпоху не бывало столько сумасшедших и столько самоубийств, как в наше время. Во Франции, напр., в 1835 году было умалишенных, по больницам, 10549 человек, а в 1882 году уже 48813 человек. В Североамериканских Соединенных Штатах в 1850 году было душевнобольных 15 610, а в 1880 году уже 91 997, хотя население к тому времени только удвоилось. Самоубийц во Франции в 1835 году было 1739 человек, а в 1883 году уже 7213. Подобное же происходит и в других странах Европы, так что в последнее время ежегодно в западной Европе насчитывалось до 60 000 самоубийств — только известных и записанных17.
   Поразительный факт! Сосчитано, что за последние пятьдесят лет почти вдвое больше погибло людей от самоубийств, чем от войн, а именно 687 000 человек (в войнах же погибло 368 000 ч.)18.
   6) Под влиянием того же духа времени возникло и стремление к эмансипации женщины. Это была реакция, вызванная суетною, праздною, бесцельною жизнью светской женщины, но, как и всякая реакция, перешедшая границы, определенные для деятельности женщины самою природою ее. Желание быть общественным деятелем наравне с мужчиною вывело женщину из присущей ей сферы семейной жизни. Женщина — сестра милосердия, учительница и воспитательница детей, врач для детских и женских болезней — здесь она даже более на месте, нежели мужчина. Но девица студентка, братающаяся со студентами, женщина-профессор, женщина-чиновник, имеющая у себя подчиненных чиновников — это аномалия, от которой страдает ее «женственность»19.
   В глубине того движения, на знамени которого ярко сияет девиз: «Женщине дорогу», таится, говорит Эрнест Навиль, скрытое стремление к разрушению одной из существеннейших и драгоценнейших основ общественного строя — семьи.
   7) Отметим еще непочтительность к старшим как характерную черту времени. Молодое поколение считает себя умнее, сведущее, лучше старого поколения. «В былое время, — метко заметил покойный А. Рубинштейн, — родители говорили, а дети (взрослые) молчали; теперь же говорят дети, а родители молчат. Раньше больше заботились о воспитании, а теперь об образовании».
   Невольно припоминается пророческое слово апостола Павла во 2 послании его к Тимофею (3, 1—5). Нельзя не обратить при этом внимания на возрастающую преступность в среде несовершеннолетних, в особенности низшего сословия. На скамьях подсудимых нередко являются целые шайки 16, 18-летних воришек-громил. 15, 19-летние подростки совершают убийства, зверски избивая целые семьи. Вот один из многих примеров. В слободе Чижовки 15-летний мальчик выстрелом из ружья убивает отца своего, бранившего его за праздность. За последние годы наши газеты сообщают массу сведений о подобных преступлениях.
   8) Социализм, или политико-экономический материализм. «Социализм есть дитя атеизма, — совершенно верно выразился один из органов социальной демократической партии в Германии, — и введение в великий атеистический период культуры».
   В конце XVIII века идея Локка о народовластии популяризована была во Франции Ж.Ж. Руссо в его сочинении: «Contrat Social». В первой половине XIX столетия идея социализма развивалась Сен-Симоном и Фурье; в 1848 и следующих годах их последователи делали попытки к осуществлению ее во Франции. В 1864 году Карл Маркс учредил международный (интернациональный) союз рабочих, охвативший постепенно всю западную Европу. Плоды этого вредного учения всем известны. Вот, напр., чему учат социалисты:
   «Христос был первый социалист, умерший за Свои воззрения».
   «Религия только для дикарей».
   «Живи себе в удовольствие, будущей жизни нет» и т.п.
   9) Анархизм. Первая анархическая программа выставлена была нашим соотечественником, эмигрантом Б. В ней он предлагает отмену всякой власти как светской, так и духовной, уничтожение сословных различий и вообще всяких различий между людьми, даже до различия между мужчиною и женщиною. Вслед затем во многих странах появились анархистские газеты, на разных языках, с характерными названиями: «Свобода», «Возмущение», «Анархист», «Взрыв» и т.п. Число этих газет, постепенно умножаясь, возросло в 1892 году до 4820; появились анархические руководство и календарь.
   С 1892 года анархистские злодеяния учащаются, в течение 2 лет (с 1892 — 1894 гг.) произведено было около 40 динамитных взрывов или покушений на взрыв во всех почти странах западной Европы, преимущественно же во Франции и Испании. «Мы пожинаем плоды той крайней свободы слова и пера, которую у нас терпели в течение нескольких лет», — выразился в 1892 году французский министр-президент Лубэ в беседе с сотрудником газеты «Figaro». Всякий, конечно, признает справедливость этого замечания.
   10) К проявлениям того же духа времени следует отнести и заимствованный недавно от древних язычников антихристианский обычай сжигать трупы умерших, вопреки повелению Божию, данному праотцу нашему Адаму: «В поте лица... будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19). Языческий обычай этот быстро распространяется. Так, в Берлине в первые три месяца 1891 года сожжено было 1788 человеческих трупов. У нас в Финляндии существует «общество сжигания трупов». В одном из его заседаний, в 1895 году, председатель, ввиду значительного числа записавшихся в члены этого общества, указал на необходимость и своевременность обращения к правительственным учреждениям о введении обязательного сожжения трупов21.
   Религиозно-нравственное состояние современного нам образованного мира, преимущественно Запада, невольно напоминает подобное же состояние западной Римской империи в эпоху ее падения. Та же разнузданность страстей, та же гнетущая неизвестность будущего, тот же упадок религиозного чувства и то же извращенное направление науки.
   Люди всегда те же, и развитие общественной жизни их сходно, только лишь формы проявления ее в разное время различны.


1   И едва ли могут быть научно построены доказательства бытия Божия, ибо Бог есть высшая очевидность, которую трудно чем-либо иным доказать.
2   Из «Петербургской газеты», 1870 г., № 106.
3   См.: «Церковный Вестн.», 1885 г., № 6.
4   Там же. 1885 г., № 18.
5   Там же. 1889 г., № 41.
6   См.: «Моск. Ведом.», 1881 г., № 84.
7   Газета «Свет», 1890 г.
8   См.: Посл. к Рим. 1:20.
9   См.: Л. Тихомиров М. «Начала и концы». М., 1890 г.
10   Неудивительно, что книга американца Инезднирба «Как разбогатеть» выдержала 48 изданий и разошлась в количестве 430 000 экземпляров. Она переведена недавно и на русский язык.
11   В 1893 и 1894 годах обнаружена в Бельгии подделка дипломов школ гражданских инженеров искусств и мануфактур, состоящих при Гентском университете, о чем бельгийский посланник уведомил наше правительство, так как наши фабриканты и заводчики приглашают гражданских инженеров из Бельгии.
12   Напр., чайную фирму Поповых, что подало повод к процессу.
13   «Нива» и появившаяся позже «Нева» в том расчете, вероятно, что по созвучию примут «Неву» за «Ниву».
14   Из маисовой муки, растительного масла, пшеничного крахмала и пр.
15   См.: газету «Свет».
16   Девица Зас-ч выстрелила в с-петербургского градоначальника ген.-ад. Т. за то, что он одного политического арестанта за дерзость подверг телесному наказанию. А. Ка-ва, бывшая в связи с актером В., приехав из Петербурга в Петергоф, нанесла ножом раны жене В. из ревности: «Она так любила его!» — патетически воскликнул адвокат её.
17   У нас, в одном лишь Петербурге, по статистическим сведениям, в 1881 — 1887 годах было 2823 самоубийства и покушения на самоубийство.
18   См. брош. Клитина: «Наше время и самоубийство» и «Вера и Разум», 1889 г., № 15. «Очерки церковной и общественной жизни». (St. Petersb. Sonntagsblatt, 1896 г., № 17.)
19   Встречаются, конечно, женщины с неоспоримым талантом к науке, художеству или к ораторству и политике, но этот самый талант их ставит их в исключительное положение.
20   В том числе, во Франции — 10, в Германии — 10, в Испании — 9, в Италии — 8, в Англии — 4, в Австро-Венгрии — 2, в Америке — 2, в Португалии — 2 и в Голландии — 1.
21   См.: газету «Свет», 1895 г., сн. брош.: Астафьев. Дух времени.

Глава 1


Источник: Впервые опубликовано: Протоиерей Григорий Дьяченко. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. M., 1901.