Источник

Двадцать пятый день.
Поуч. 5-ое. Праздник Благовещения Пресвятыя Девы Марии.

(Какие религиозно-нравственные уроки предлагаются нам историей празднуемого события?)

I. Пресвятая Дева Мария, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храме иерусалимском до четырнадцати летняго Своего возраста. Когда же Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, тогда Ей уже невозможно было оставаться при храме иерусалимском, так как наступило для Нея время, в которое, по закону иудейскому, следовало выдавать Ее в замужество. Но Пресвятая Дева Мария, помня обет Своих родителей, посвятивших Ее на всегдашнее служение Богу, и Сама желая всецело служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Иосифу, происходившему, как и св. Дева Мария, из царского рода – жителю города Назарета, дабы этот праведный старец был хранителем Ея девства. Переселившись на жительство в Назарет, в дом праведного Иосифа, Пресвятая Дева Мария любила те же благочестивыя упражнения, к каким привыкла в бытность Свою при храме. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась молитвою, чтением книг св. писания и рукоделием. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Таким образом текли дни жизни Пресвятой Девы Марии в доме Иосифа. И вот в один из такнх дней явился к Ней архангел Гавриил и сказал: радуйся благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Увидевши архангела Гавриила, Пресвятая Дева Мария смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское приветствие к Ней? Но архангел сказал Ей: «не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Бог престол отца Его, Давида, и будет Он царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Мария спросила у архангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, посему и рождаемое будет Свято и наречется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Тогда отошел от Нея архангел.

II. Так, братие христиане, совершилось важнейшее событие из земной жизни Богоматери, называемое благовещением Пресвятой Деве Марии и воспоминаемое сегодня святою православною церковию. История этого события весьма поучительна и назидательна для нас.

а) Пресвятая Дева Мария, живя в доме праведного Иосифа, часто проводила время за чтением Св. писания, к какому занятию Она привыкла еще в бытность Свою при храме иерусалимском. И вот однажды, читая книгу пророка Исаии, Она остановилась на словах: се дева зачнет и родит Сына и наречет Ему имя Еммануил (т. е. с нами Бог), и подумала: как счастлива будет та дева, которая удостоится быть Материю Господа, и как бы Я желала быть хоть последнею служанкою у ней. В это-то время и явился Ей архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении от Нея Спасителя. Подражая примеру Богоматери, и мы, братие, должны с неослабным усердием – как можно чаще читать священные книги. Чтение св. писания, – по словам св. Иоанна Златоустаго, – укрепляет ум, очищает совесть, подавляет нечистыя страсти, насаждает добродетель, возвышает разум, не попускает теряться в неожиданных обстоятельствах, поставляет выше стрел диавола, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, доставляет душе все, что только можно сказать доброго (Твор. св. Иоанна Злат., бес. на разн. мес. св. писан., т. III, стр. 382, изд. 1863 г.). «Поэтому упражняйся, брат, в чтении, – говорит другой отец церкви, – св. Ефрем Сирин, чтобы просветился твой ум, и чтоб стать тебе совершенным и всецелым, ни в чем же лишенным (Иак. 1, 4), старайся читать божественные писания, ибо всякий раз, как посредством оных беседуешь с Богом, освящаются у тебя тело и душа» (Твор. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 158, по изд. 1859 г.).

б) Пресвятая Дева Мария приняла от архангела Гавриила весть о зачатии Ею пренепорочного Сына с величайшим смирением. Я раба Господня, буди Мне по слову твоему, сказала Она возвестившему архангелу. Подражая сей добродетели Пресвятыя Девы Марии, и мы, братие христиане, должны в жизни своей отличаться смирением. Никогда не должны хвалиться ни своей красотой, ни своим богатством, ни своим умом и начитанностию, ни своими добродетелями. Св. Ефрем Сирин говорит: «твердо храни в душе твоей смирение – сей источник всех благ. Смирение Авраама сделало другом Божиим и первым и главным из возлежащих на небесной вечери. Исаака спасло смирение от жертвенного заклания, Иакова соделало наследником благословений, Иосифу даровало царство, Моисея увенчало сиянием, Аарону дало первосвященство, Давиду – царство, Гедеону – победу, Илию восхитило на небо, Иону извлекло из моря, Даниила – изо рва, одним словом: смирение прославляло святых и в древния и в последния времена. Итак, трудись над игом смирения и труд твой угоден будет Богу. Нужно ди тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок, преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь и на всякую высоту взойдешь ты смирением» (Твор, св. Ефрема Сирина, часть IV, стр. 148 и 149).

в) Преблагословенная Дева Мария, до времени явления Ей архангела Гавриила и после сего явления, – в Назарете, в доме старца Иосифа проводила жизнь в безмолвии, молчаливую. Подражая сей добродетели Богоматери, и мы должны удерживать язык свой от зла, по-пустому много не говорить о других, особенно худого, не осуждать. Св. Василий Великий об употреблении дара слова говорит следующее: «не подставляй ушей всякому разглагольствующему и не отвечай всякому говоруну в беседах. Будь слушателем добрых поучений и в размышлении о них храни твое сердце. Береги твой слух от мирских рассказов, чтобы не замарать души брызгами грязи. Не старайся вслушиваться, что говорят другие, чтобы их не сделать злоречивыми. Не будь любопытен и не все желай видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей. С пользою слушай, с пользою говори, с пользою отвечай» (Твор. св. Василия Великого, ч. V, стр. 58, по изд. 1849. г.). «Приобрети же, брат, безмолвие, говорит другой святой, – преп. Ефрем Сирин, как крепкую стену; потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Безмолвие, сопряженное с страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса. Безмолвие – матерь сокрушения, тишина помыслов, истребительница дерзости и враг бесстыдства, матерь благоговения» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 163, изд. 1859 г.).

III. Воспользуемся же, братие христиане, теми религиозно-назидательными для нас уроками, какие содержатся в истории благовещения Пресвятой Деве Марии. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст. за 1889 г., апрель).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle