Источник

Тридцать первый день.
Поуч. 2-е. Явление Иверской иконы Божией Матери.

(В нуждах и скорбях будем прибегать к Матери Божией).

I. Ныне св. церковь воспоминает чудесное явление Иверской иконы Богоматери. Однажды иноки Афонской Иверской обители увидели огненный столп, восходящий от моря до самого неба. Это явление повторялось несколько дней и ночей к ряду. Некоторые иноки сели, наконец, в лодку и, приплыв ближе к огненному столпу, заметили, что он возвышается над иконою Богоматери. Они хотели было взять икону, но она удалялась от них, по их приближения. Тогда иноки Иверской обители, собравшись в храм, стали усердно молиться о даровании им чудесно явившейся на море иконы. Молитва их была услышана. Божия Матерь явилась во сне одному уважаемому подвижнику Иверской обители, старцу Гавриилу, и сказав, что желает дать Свою икону Иверской обители, повелела ему идти по водам и принять св. икону. На другой день иверские иноки, которым Гавриил рассказал о видении, пошли по берегу с пением священных песнопений, с возженными свещами и кадилами.

Икона Богоматери приближалась к берегу. Старец Гавриил с верою пошел по воде и принял ее. Когда он вынес и поставил ее на берегу, на этом месте из земли вдруг пробился источник чистой и вкусной воды, который течет и до сих пор. Трое суток иноки совершали на берегу моление пред явившейся св. иконой и затем торжественно внесли ее в соборный храм Иверской обители. Но на другой день инок, пришедший зажигать лампады, не нашел иконы Богоматери на ее месте в храме. Она оказалась над вратами наружной стены монастыря. Ее сняли и снова поставили в храме, но снова она перешла на ворота – и так повторялось несколько раз. Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала ему: «иди, скажи братии, чтобы они более не искушали Меня; не для того Я прибыла, дабы Меня охраняли вы, но дабы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей». Посему св. икона была оставлена на вратах обители и именуется Иверскою Вратарницею.

Обещав быть охранительницей Иверской обители и всего благочестивого Афона, Богоматерь и действительно являлась таковою в течение целых столетий, даже и до сих пор. Много и чудес передают об этой небесной охране. Она не допускала совершенного разорения Афона варварами, избавляла Иверскую обитель от пожара, умножила в ней чудесно хлеб и явила много других знамений Своего небесного покровительства. Много передается случаев Ея чудесной помощи и всем, с верою притекающим к Ней.

У нас, в России, находится несколько списков Иверской иконы Богоматери, прославленных чудесами. Замечательнейшие из них следующие.

Царь Алексей Михайлович, по совету с архимандритом Никоном, впоследствии патриархом Всероссийским, поручил Иверскому архимандриту Пахомию, приезжавшему тогда в Москву, прислать ему точный список с чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба эта была исполнена, и когда Пахомий воротился в Иверскую обитель, образ был написан и послан с Иверскими иноками в Москву при двух грамотах к царю и Никону. Писали же сей список, рассказывается в грамотах, так. Собралась в храм вся братия Иверской обители, 365 иноков, и сотворили всенощное бдение, с вечера до утра, и святили воду со св. мощами, и св. водою обливали подлинную икону Иверской Богоматери над сосудом. А водой из этого сосуда обливали новую кипарисную доску, и воду опять собрали в сосуд. После этого служили литургию и потом дали ту св. воду и св. мощи священноиноку Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав сию св. воду и св. мощи с красками, написал св. икону. Иконописец только в субботу и воскресенье вкушал пищу, а братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и каждый день литургию. И новописанная икона вышла такая, что ничем, ни размером, ни ликом, не разнилась от первой. Икона эта прибыла в Москву 13-го октября 1648 года и была торжественно встречена царем и его семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и народом. Ныне она находится в Московском Новодевичьем монастыре.

В Москве весьма чтится икона Иверской Богоматери, находящаяся в часовне при Воскресенских воротах. Это также весьма древний список, хотя время и место написания его точно неизвестны. В часовне, где находится сия св. икона, ежедневно стекается множество богомольцев, и редко кто пройдет мимо, не осенив себя крестным знамением. Наши благочестивые Государи и лица царственного дома, посещая Москву, имеют обычай останавливаться у Иверской часовни и прикладываться к св. иконе. Жители Москвы с благоговением принимают к себе сию св. икону в домы; в часовне же на это время остается другой ее список. И Бог прославил и прославляет московскую икону Богоматери Вратарницы не менее, чем самую Афонскую, многими благодатными знамениями и чудесами.

II. Братие, к кому нам лучше всего прибегать за помощию во всех обстоятельствах жизни нашей, – к кому, как не к Матери Божией? Кто из праведников сильнее, могущественнее Божией Матери? Кто ближе Ея к престолу Божию?

Там на небе Она восседает одесную Сына Своего, и ближе к Нему даже архангелов и ангелов. Кому же следовательно всего удобнее молиться за нас грешных, как не Ей? И если еще во время пребывания на земле Господь часто исполнял Ея прошения, то как же не исполнить Ему Ея мольбы теперь, когда Он Сам же так прославил Ее, Сам же так высоко превознес Ее? Будем же молиться Богоматери, прибегать к Ней во всех обстоятельствах, и знать, что Она возможет помочь нам.

а) Дети свободно обращаются к матери со всеми своими нуждами, и что можно и полезно – мать всегда делает для детей своих. А Матерь Божия вместе есть и наша Матерь. Как Она болезнует о нас, когда мы в опасности, в скорби, а особенно, когда живем во грехах! А какая радость для Нея бывает, когда мы живем на земле для неба, Сыну Ея служим, а не греху! Подлинно ни одна матерь так не скорбит и не радуется о детях своих, как Она о нас, чадах Своих. Если же так близко к своему материнскому сердцу принимает Матерь Божия все бывающее с нами, то может ли Она не внять нам, когда мы зовем Ее на помощь себе, умоляем прийти помочь нам? О! это также невозможно для Нея, как невозможно для любящего отказать в чем-нибудь любимому им. Будем же призывать, братие, Божию Матерь на помощь к нам, и Она придет и утешит нас.

б) Но когда же прибегать? Надо прибегать всегда, и среди неустройства дел домашних, и в преследовании от злых людей, и в тоске и унынии, когда все как будто оставляет нас, когда ближние далече бегут от нас, когда неоткуда помощи ждать нам. Вот тут-то скорее и припадем к Божией Матери, и Она проявит над нами милость Свою. Будем прибегать и в нужде и бедности, и болезни и горести, наипаче же когда чувствуем себя бессильными победить грех живущий в нас, расстаться с привычкою овладевшею нами, когда видим себя слабыми на добро, на служение Богу, на творение дел милосердия, на посещение храма Божия, когда не можем привести в порядок мыслей своих, быть господами сердца своего, когда видим, что море грехов наших готово потопить нас, – вот тогда то наипаче, со всем усердием сердца припадем к Ней и воззовем: О Мати Дево! буди нам ходатаица!

в) Как же прибегать? Те, которые почитают Матерь Божию, надеются на Ея помощь, те знают способы, как искать у Нея этой помощи, чем получить ее. Они то дома в известные дни читают акафист пред той или другой иконой Ея, то ходят в те храмы, где в назначенные дни совершаются особыя моления к Ней, и где имеются чудотворные иконы Ея, особенно свято чтут дни, установленные для празднования Ей, и в эти-то дни особенно стараются с горячею молитвою обращаться к Ней. Но любящий Матерь Божию и всегда, даже среди самой суеты житейской, найдет время и случай молиться Ей. В самом деле, трудящийся человек, кто тебе препятствует во время работы твоей читать хоть бы это всем известное ангельское приветствие к Ней: Богородице Дево! радуйся, Благодатная?.. Читай чаще сию молитву, и ты ею привлечешь Матерь Божию к себе, Она будет с тобою, будет тебя вразумлять, утешать, просвещать, и избавлять от всех бед и напастей.

III. Но, молясь Матери Божией, будем, братие, подражать жизни Ея. Вот когда особенно мы будем любезны Ей и заслужим помощь Ея. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепон. поучен.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle